Фонтаны экс ан прованса

Фонтаны экс ан прованса

Достопримечательности Экс-ан-Прованса более-менее можно посмотреть в течение 1 дня. Но если вы приезжаете в высокий сезон, в летнюю жару, и собираетесь подробнее познакомиться с историей жизни Поля Сезанна, то лучше остановиться в Эксе на пару дней.

Что посмотреть в Эксе?

Экс знаменит своими фонтанами. Самый большой и самый известный находится на бульваре Кур Мирабо, главной улице города. Здесь как раз расположен покрытый мхом фонтан, который берет воду из горячего источника.

Наряду с десятков фонтанов, раскинувшихся вокруг города, Экс славится своей архитектурой. Разнообразные и часто сложные двери являются ключевой особенностью городу, как и кампаниллы. Колокольни в Экс-ан-Провансе, а в более широком смысле в Провансе — кампаниллы — выполнены из кованого железа. Это позволяет сильным ветрам Мистраля течь прямо через них, так как твердый камень был бы разрушен силой ветра.

Сезанн и Экс-ан-Прованс:

Экс-ан-Прованс является родиной Поля Сезанна, так что вы можете познакомиться с местами, где родился, жил и работал великий имперссионист.

Достопримечательности Экс-ан-Прованса на карте города:

Достопримечательности Экс-ан-Прованса

Фотоотчет из поездки в Экс-ан-Прованс:

Cours mirabeau — Бульвар Мирабо

Фонтаны Экс-ан-Прованса:

Экс часто называют городом тысячи фонтанов. Среди наиболее заметных — фонтан четверых дофинов 17-го века (фонтан четырех дельфинов) в квартале Мазарин, спроектированный Жаном-Клодом Рамбо, и три фонтана вниз по центральному бульвару — Кур Мирабо: наверху, фонтан 19-го века изображает «доброго короля» Рене, держащего виноград Мускат, который он представил Провансу в 15-м веке; на полпути — природный фонтан с горячей водой (34 ° C), покрытый мхом, датируемый римлянами; а внизу в Ла Ротонде, центре современного Экса, стоит монументальный фонтан 1860 года под тремя гигантскими статуями, представляющими искусство, справедливость и сельское хозяйство. В старой части Экс есть также известные фонтаны на площади Альбертас и площади Труа-Ормо.

Достопримечательности Экса:

Мавзолей Жана Сека — mausolée Joseph seс (1792)

Павильон Вандом — Pavillon de Vendôme

fontaine d’eau Chaude — Фонтан Теплой Воды

Grand théâtre de Provenсe — «Большой театр Прованса»

Pavillon noir — «Черный павильон»

Вокруг Старого города

Atelier de Cézanne — Студия Пола Сезанна

Студия Сезанна, который теперь превращен в музей, где все желающие могут поближе познакомиться с творческой атмосферой великого художника.

Если вы интересуетесь жизнью и творчеством великого импрессиониста, вы можете пройти по туристическому маршруту «По следам Сезанна», который проведет вас мимо зданий и мест, связанных с жизнью Поля Сезанна. Ключевыми пунктами являются три места, расположенных за пределами центра Экса: Студия Поля Сезана, семейный особняк Жас-де-Буффан и карьеры Бибемус.

Есть также туристический маршрут по Экс-ан-Провансу Сезанна — мимо зданий и мест, связанных с жизнью художника.

Уже здание музея уже является произведением искусства. Оно было создано в 1976 году и состоит из 16 впечатляющих шестиугольных частей. Внутри этого уникального здания собрано 42 монументальные работы Вазарели, известного как отца «синетизма», а также комната, посвященная оптическому искусству. Поект Виктора Вазарели преследовал и архитектурную, и социальную цели: показать, что искусство может быть включено в архитектуру для улучшения качества повседневной жизни.

Cité du livre — Культурный центр

Мazarin quarter — квартал Мазарин

Достопримечательности квартала Мазарин в Экс-ан-Провансе:

Cathédrale st-sauveur — Кафедральный собор Экса

Кафедральный собор св. Спасителя в Экс-ан-Провансе — один из трех храмов архиепархии, удостоенный почётного статуса «малой базилики».

Церковь была построена на месте бывшего римского форума 1-го века, который располагался, согласно преданию, на месте бывшего языческого храма, посвящённого Аполлону. Построенная в 12-м веке и не раз перестраивавшаяся вплоть до 19 века, церковь обрела элементы романского, готического и неоготического стилей. Причем сохранились романские колонны и часть баптистерия от предыдущей христианской церкви 6-го века.

Hôtel de Caumont (1715-1742)

Особняк был спроектирован архитекторами Робертом де Коттом (1656–1735) и Жоржем Валлоном (1688–1767) и построен с 1715 по 1742 год для Франсуа Ролана де Ровиля де Тертюля, маркиза Кабанского. Скульпторы Жан-Батист Рамбо и Бернард Торо разработали атлас. Внутри у входа есть внутренний фонтан с двумя ступенями лестницы: одна для семьи, а другая для персонала.

В 1964 году генерал Исембарт продал этот особняк городу Экс. Город использовал его для почтовой службы La Poste. С 1970 по 2013 год здесь находилась музыкальная школа при консерватории имени Дариюса Мильо. Особняк был включен в список памятников истории в 1990 году.

  • 3 Rue Joseph Cabassol, 13100 Aix-en-Provence

Place des 4 dauphins — Площадь 4-х дельфинов

Площадь названа в честь фонтана, украшенного фигурками четырех дельфинов. Фонтан построен в 1667 году. На площадь выходит множество красивых особняков, в том числе Буасжелен, выгодно отличающийся красивым внутренним каретным двором и фасадом с монументальным фризом.

Читайте также:  Тепломакс коврик с подогревом для бассейна 200

Фонтан в центре площади, работа скульптора Жана-Клода Рамбо в 1667 году, представляет четырех «архитектурных дельфинов», окружающих пирамиду, которая изначально была увенчана статуей Святого Михаила, в честь архиепископа Мишеля Мазарина, который организовал строительство этого нового квартала Экса в 1645 году. Статуя была последовательно заменена флер-де-лис, мальтийским крестом, а затем сосновой шишкой.

Eglise st-Jean de malte — Церковь св. Жана Мальтийского

Церковь Св. Жана Мальтийского расположена на углу rue d’Italie and rue Cardinale. Это старинная готическая церковь, построенная в 13 веке, стала первой готической церковью в Провансе. В 12 веке на этом месте находился хоспис и часовня братства госпитальеров (также известных как иоанниты — члены ордены св. Иоанна или Мальтийские рыцари). Эта церковь вошла в монастырь того же ордена, расположенный в оливковой роще за городскими стенами Экс-ан-Прованса. Начиная с 13-го века, церковь служила усыпальницей графов Прованса. В 17-м веке с расширением крепостных стен на юг церковь вошла в территорию города Экса. Тогда монастырь продал эти земли, которые создали квартал Мазарин. В период после Французской революции, большая часть внутренного убранства, сокровищ и статуй церкви были убраны или разграблены, а сама церковь преобразована в военный склад. В 19 веке ее в конце концов восстановили, сделав приходской церковью. В настоящее время она принадлежит министерству братства апостольских монахов.

Музей Гране — le musée Granet

Музей археологии и Изобразительных искусств. Находится в здании ордена мальтийских рыцарей, а название музей получил от местного художника François Marius Granet, чьи работы здесь также представлены.

Археологический зал содержит коллекция находок на территории Экса и посвящен кельто-лигурианской цивилизации.

Eglise de la madeleine

Церковь находится на площади des Prêcheurs, получившей свое название от доминиканского монастыря, разрушенного пожаром в 1363 году, на территории которого и была построена церковь сен-Мадлен. Строительство проходило под руководством арзитектора Лорана Валлона с 1691 по 1703 гг. Архитектор из Аахена Анри Ревойл переделал фасад церкви в 1855 — 60 гг. Здание долгое время считалось самым красивым храмом в регионе Bouches-du-Rhône. Церковь причислили к историческим памятникам в 1988 году.

Музей гобеленов — Musee des Tapisseries

В музее выставлено 19 гобеленов, выполненных в Beauvais в период 17 — 18 вв, а также 9 панелей из жизни Дон Кихота.

Музей Гобеленов — это огромное здание, бывший архиепископский дворец, превращенный в музей в 1909 году. Во дворце благодаря архиепископу сохранилась богатая коллекция старинных гобеленов.

Естественнонаучный музей — muséum d’histoire naturelle

Расположенный в прекрасном особняке Hôtel Boyer d’Eguilles, естественнонаучный музей, основанный в 1838 году, содержит уникальную для Франции коллекцию окаменелостей динозавров, найденных вокруг гор Сен-Виктор. В музее также представлена коллекция рыб, насекомых и окаменелых растений, найденных в регионе Экс.

Источник

Экс-Ан-Прованс: фонтаны и бульвары

Из всего, что мне довелось увидеть во Франции, больше всего я скучаю по Провансу. Здесь изумрудно-зеленые холмы и оливковые рощи, виноградники и поля лаванды, города и деревеньки, сохранившие наследие веков в первозданном состоянии. Возможно, поэтому так хочется в них вернуться. Одно из таких мест — расслабленно-деловой и элегантный город Экс-Ан-Прованс (фр. Aix-en-Provence). Его часто называют просто «Экс», что в названиях французских городов указывает на их близость к термальным источникам

Для меня Экс начинается с огромного плаката «Город воды, город искусства», установленного у городской черты. Возможно, кто-то его не замечает, а для меня он был и остается обещанием встречи с чем-то восхитительным. Эти старинные кварталы… Как только я заходила в них, появлялось чувство, будто я перешагиваю невидимую черту и, оставив позади себя век нынешний, попадаю в тот процветающий Прованс, каким он был в XVII-XVIII веках. Возможно, не только со мной происходит подобное, потому что по количеству исторических памятников Экс занимает второе место во Франции, уступая лишь Парижу. То же самое и с памятниками искусства. В целом, весь Экс-ан-Прованс представляет собой один большой и грандиозный памятник.

С этим городом связаны имена королей Анжуйских — Рене Доброго и Людовика II, художников Николы Фромана и Поля Сезанна, писателей Оноре Габриэля де Мирабо и Эмиля Золя. Эти и тысячи других имен вписаны в долгую историю Экса, которая началась во II веке до Рождества Христова. Тогда на плато единственного во Франции потухшего вулкана римский консул Секстиус Калвинус решил соорудить военный лагерь. Его разбили вокруг уже известных к тому времени источников термальных вод. Для укрепления завоеванной зоны лагерь спешно расстраивали, и в скором времени здесь стояло большое поселение «Воды Секстиуса». В 476 году, одновременно с падением Римской империи, было разрушено и это поселение, однако почти сразу на месте развалин появилось новое. Назвали его Экс-Ан-Прованс (Экс).

В XII веке Экс перешел под управление графов Прованских, а в XIV веке получил статус столицы Прованса. Более двух веков он оставался главным городом области, достигнув кульминации своего расцвета в XV веке при Рене Добром (фр. Bon Roi René). Этот король, также известный как Рене Анжуйский (1409–1480), он же граф Прованса, король Сицилии, Неаполя и Иерусалима, прожил в Эксе свои лучшие годы. Воин, поэт, художник и писатель, он окружал себя одаренными людьми, щедро награждая их за труды на благо своего графства. Мир заговорил о художниках, скульпторах и архитекторах Экса, назвав гением самого лучшего из них — Николу Фромана.

Читайте также:  Сыпь у детей по всему телу после бассейна

Сегодня Экс — студенческий город с большим количеством колледжей и университетов. Еще в 1409 году Людовик II Анжуйский предоставил королевские привилегии первому университету города. Сейчас он — один из лучших университетов Франции. Некоторые из учебных заведений Экса были открыты при монастырях или при поддержке определенного ордена. Они и по сей день имеют духовно-светский характер. Например, лицей Минье был образован из двух монастырей — монастыря бенедиктинцев и монастыря урсулинок. В свое время в нем учились писатель Эмиль Золя и художник Поль Сезанн.

Если по официальной статистике студенты составляют большую часть населения Экса, то по неофициальной здесь учатся самые очаровательные француженки. С одной из них, красавицей Морион, я познакомилась в начале бульвара Кур-Мирабо. Студентка подрабатывает гидом и обожает проводить здесь экскурсии. Она с любовью называет этот бульвар «Елисейскими полями» Экса. Почему бы и нет? Аристократический блеск Кур-Мирабо, его элегантность вызывают такое же ощущение праздника, как всемирно известные «поля» Парижа. Бульвар обрамляют изысканные особняки аристократов XVII-XVIII веков, исполненные в стиле итальянского барокко. Здесь же тянется череда дорогих магазинов и книжных лавок, роскошных отелей и ресторанов.

Кур-Мирабо длиной в 440 м и шириной в 42 м имеет классические пропорции — ширина улицы, согласно правилу Леонардо да Винчи, равняется высоте стоящих на ней зданий.

Бульвар начинается от площади Свободы с фонтаном «Ротонда» (фр. La Fontaine de la Rotonde). Три мраморные статуи в окружении каменных львов, лебедей и дельфинов, над ними — россыпь серебряных струй, а мимо этого великолепия — непрекращающийся поток автомобилей. Фонтан был построен в 1860 году по проекту Теофиля Турнарда и уже несколько столетий является визитной карточкой города. Три мраморные статуи в центре фонтана символизируют правосудие, коммерцию и изящные искусства. Первая статуя обращена к Марселю, вторая — к Авиньону, третья — к бульвару Кур-Мирабо.

В центральной части бульвара находятся два старинных фонтана. Название первого — «La fontaine des Neuf Canons» — можно перевести как фонтан «девяти пушек» или «девяти правил» или «девяти канонов». Он установлен в 1691 году на месте фонтанчика, из которого когда-то поили овец. Второй — «Фонтан теплой воды» (фр. «La fontaine d’eau thermale») — называют фонтаном мхов. Он появился здесь вместо теплого источника, поэтому постоянно покрыт растительностью.

Кур-Мирабо, считающийся самой красивой улицей Южной Франции, заложили в 1649 году на месте старых городских бастионов, и здесь сразу же высадили вязы. Позже, вместо вязов, погибших от какой-то болезни, посадили платаны. Потом и их заменили более молодыми деревьями. За сто с лишним лет деревья превратились в гигантов, под которыми я прогуливалась. А когда-то променад на бульваре был привилегией избранных. Во времена своего расцвета Экс был самым благочестивым городом Франции. В нем располагались академия, апелляционный суд и епископство. Профессора и лица судейского звания, каноники и высшие духовные чины почитали за честь встретиться и раскланяться друг с другом на бульваре, который в то время назывался просто «кур» (двор).

Приставка «Мирабо» появилась в 1876 году, когда жители Экса решили посвятить любимый бульвар графу Оноре Габриэлю де Мирабо, одному из отцов Великой французской революции. Мирабо родился в Эксе и, благодаря блестящему интеллекту, пламенному красноречию и тонкой проницательности, уже в молодые годы завоевал политический олимп Прованса.

Замыкает бульвар площадь Форбен с фонтаном Короля Рене. В XIX веке его создал скульптор Давид д’Анжер по рисункам Пьера Ревуаля. В центре фонтана стоит каменный Правитель Прованса и держит в руках виноградную гроздь муската. Именно королю Рене мускат обязан своим появлением в Провансе. У этого фонтана я разговорилась с 80-летней жительницей Экса. На вопрос, имеется ли у нее здесь любимое место, мадам ответила утвердительно, добавив, что это самое популярное место в городе. Только после подсказки, что там любили бывать Андре Моруа и Эдит Пиаф, Стендаль и Анни Жирардо, Эмиль Золя и Поль Сезанн, я догадалась, что речь идет о кафе «Des Deux Garcons» («Два официанта»). Кафе открылось в 1792 году, но никто не помнит, как оно тогда именовалось. Новое название появилось в 1840 году, когда его выкупили два официанта — Герини и Гидони. Заведение сохранило интерьер в стиле эпохи Консульства. Своей атмосферой старины оно привлекает не только гурманов, но и философов. Те приходят сюда выпить чашечку кофе с рюмкой ароматного травяного ликера и подумать о вечном.

К мыслям о вечности располагает и ненавязчивое журчание воды в фонтанах, встречающихся здесь на каждом перекрестке, площади и улице, даже такой узенькой, как Эскишо-Кудэ, «где не расставишь локтей». История их появления берет начало во времена, когда на месте целебных источников римляне открыли термы — римские бани — и построили первые фонтаны. Все они были разрушены в Средневековье, когда местные жители уверовали, что водопроводные трубы распространяют чуму. Для питьевой воды остались только колодцы. И надо же было тому случиться, что в 1348 году, во время страшной эпидемии черной чумы, вся колодезная вода оказалась зараженной. Тогда-то и вспомнили о римских фонтанах.

Читайте также:  Сетка для уличного бассейна

Строить их начали на тех же термальных источниках, хотя находили и другие возможности. Например, в 1618 году в городе появился фонтан д’Эспелюк. Вода для него поступала из подземной пещеры. Фонтаны продолжали строиться, но в засуху они выполняли чисто декоративную функцию. Любоваться можно, утолить жажду — нет. В Эксе не хватало воды. Проблему удалось решить только во второй половине XIX века. По замыслу инженера-строителя Франсуа Золя, отца писателя Эмиля Золя, у подножия горы Сент-Виктуар была возведена плотина. Как только в городе появилась вода, началось массовое проектирование фонтанов. Сегодня их насчитывается несколько сотен. Правда, не все можно увидеть. Некоторые прячутся за высокими воротами и принадлежат отдельным гражданам. Но есть и такие, которые являются национальной гордостью Франции.

Одним из красивейших в стране считается фонтан на площади д’Альбертас. Его круглая бронзовая чаша настолько эффектна, что на первый взгляд заметна только она. Когда всматриваешься в здания, обрамляющие площадь, наслаждаешься гармонией архитектурного ансамбля. Небольшая по размерам площадь была построена в XVIII веке в шестилетний срок для Жана-Батиста д’Альберта. Влиятельный горожанин задался целью освободить пространство перед входом в свой особняк, а заодно привести к архитектурному единству построенные здесь ранее дома вельмож. Фонтан той эпохи состоял из чугунного бассейна без каких-либо украшений, поскольку в архитектурном ансамбле ему была отведена роль простого источника воды. В 1912 году вокруг этого фонтана построили еще один, предназначенный для сбора стекающей воды. Он был уже каменным. Параллельно с его строительством ученики городской Школы ремесел отлили для чугунного фонтана металлические украшения.

Не менее красивый фонтан находится на Ратушной площади. Это прелестный уголок Экса, где со всех сторон обступает старина и пытается затянуть в сказку. Водные струи распыляются вокруг мраморной римской колонны с надписями, прославляющими правление Людовика XIV и деяния герцога де Виллара. Здесь же, на площади, находятся изысканные здания Ратуши и Зернового рынка, а также Средневековая Часовая башня. На ратушной башне идут старинные часы, а из-за их циферблата выезжают деревянные фигурки, изображающие четыре времени года.

Одно «водное чудо» находится в центре самого древнего и престижного квартала Мазарини. Во второй половине XVII века на этом месте располагалась резиденция архиепископа, брата знаменитого кардинала Мазарини. Знать Экса всеми силами стремилась получить здесь землю под строительство особняков. Дома, построенные из желтого песчаника, настолько великолепны, что их можно назвать дворцами. В их окружении и стоит «фонтан четырех дельфинов». В 1667 году его создал скульптор Жан-Клод Рамбо, а раньше на его месте росло каменное дерево, возраст которого измерялся несколькими столетиями. Теперь о нем напоминает лишь особняк Оливари, который стоит тут же, на площади. Его двери сделаны из ветвей того самого дерева.

Впечатляют в этом городе и церкви. Я побывала почти во всех его храмах и в каждом из них встречала какое-то чудо. Так, в готической церкви Сен-Жан-де-Мальт чудом мне показались витражи. В барочной церкви святой Магдалины, построенной Верье, сохранилось панно триптиха «Благовещение» XV века, которому просто нет цены. Собор Святого Спасителя (Сен-Совер) XII-XVI веков, в архитектуре которого смешаны 3 стиля (романский, готический и барокко), сам по себе — сокровище. Удивляет его купель (V век), завораживает триптих «Неопалимая купина» (XV век) Николы Фромана, а монастырский садик-клуатр с колоннами меровингского баптистерия (V век) вызывает недоумение: как можно было все это сохранить? Колонны резные и простые, витые и крученые, придают дворику очарование и особую изысканность. Клуатры строились, чтобы рассказать о Боге верующим, среди которых было много неграмотных. Каждый символ и завиток колонн несет свою смысловую нагрузку. Галерея читается по часовой стрелке от начала Нового Завета до конца Старого. Четыре колонны по углам клуатра украшены резьбой с изображениями символов четырех евангелистов — Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.

Когда я впервые приехала в Экс, стоял обычный осенний день. Светлые стволы платанов, два ряда с каждой его стороны, в сочетании с желтыми листьями казались залитыми солнцем. Меня завораживал мягкий, словно рассеянный кем-то свет, притягивали полускрытые платанами таинственные дома тех же золотистых оттенков, и волновало журчание воды в фонтанах. Всякий раз, проходя по Кур-Мирабо, я мысленно отсчитывала сто с лишним лет назад, чтобы оказаться здесь в эпохе Сезанна. Представляла, как маленький Поль Сезанн убегает в базарный день на бульвар, куда наезжали деревенские дилижансы, а крестьяне пригоняли гурты овец и стада коров. Как его мать бежала на бульвар, находила ребенка в гуще людей и животных, шлепками загоняла домой. Я представляла, как мальчуган сердится на мать, лишившую его веселого крестьянского Прованса, забавного и пахучего. Того самого, который позднее оживет на полотнах великого художника.

В любом уголке этого города присутствуют краски. Без них никак. Яркая лазурь неба, золоченые камни фасадов, прозрачное стекло фонтанов и игра теней под старым платаном — это все особая атмосфера Экс-ан-Прованса. Города, который, сберегая свою историю и тайны древности, остается при этом стильным и уютным, респектабельным и домашним, полным жизни сегодняшнего дня и особого очарования прошлых столетий.

Источник

Оцените статью