Фонтаны древнего рима принцип работы

Как работали фонтаны в древности

Сердце современных фонтанов — насос, однако, первые фонтаны появились задолго до появления электрических насосов и электричества. Революцией в мире гидростатики и аэростатики послужила разработка фонтана Герона — прибора, созданного Героном Александрийским за 200 лет до нашей эры. Этот прибор представляет собой своеобразный гидравлический насос.

Принцип работы фонтана Герона заключается в следующем: в вертикальной плоскости располагаются 3 сосуда, сообщающихся между собой при помощи труб. Верхний сосуд имеет форму чаши, в то время как два нижних сосуда закрыты. Вода наливается в чашу, и через отверстие на дне стекает вниз к первому сосуду, минуя второй. За счет напора воды, протекающей сквозь систему, в нижней и средней чашах создается избыточное давление, которое выталкивает воду на поверхность из нижнего сосуда, и она вновь попадает в верхний. Это изобретение древнегреческого ученого Герона Александрийского часто называют «вечным фонтаном». Но как известно, вечный двигатель не существует, поэтому, рано или поздно, вода из среднего сосуда окажется в нижнем, и действие прибора прекратится.

Фонтаны Древней Греции, Рима, Египта и других государств функционировали за счет гидравлических насосов: множество выдающихся ученых работали над вопросами из области механики жидкости, так, представитель древнегреческой школы Ктесибий, изобрел первый поршневой насос для создания струй большого напора. Это изобретение нашло применение и в сооружении фонтанов.

Источник

Самые древние фонтаны Рима

Древние фонтаны Рима: какими были, для чего использовались, где увидеть их былое величие, точное местонахождение на карте

У римлян, как и у многих древних народов, вода считалась даром богов. Покровителем источников древнего Рима был бог Фонтус (лат. Fontus) – брат Тибра, сын Януса и нимфы Ютурны. В его честь в 221 году до н.э. у подножия нынешнего Капитолийского холма был возведен жертвенный храм, где справлялись религиозные торжества, посвященные благородным источникам, называемые Fontinalia. Облагороженные родники, разбросанные у подножия холмов, изначально предназначались для сбора и накопления запасов воды, удовлетворяя хозяйственные потребности горожан и для водопоя животных. Обычно они представляли собой водонепроницаемый четырехугольный резервуар из каменной кладки. Самые древние фонтаны Рима, которые в том или ином виде сохранились до наших дней, представлены в кратком обзоре.

Немного истории

До имперской эпохи ответственность за все акведуки и фонтаны возлагалась на цензоров, которые отвечали за их техническое обслуживание. В период с 33 по 12 года до н.э. Марк Випсаний Агриппа монополизировал контроль над всей системой водоснабжения города. После его смерти управление перешло к команде сенаторов – Curator Aquarum, одного из самых значимых государственных учреждений, имевшем в своем распоряжении широкий штат инженеров, архитекторов и рабов.

Во времена Римской империи, согласно трактату «De aquaeductu Urbis Romae», написанному римским консулом Секстом Джулио Фронтино, в 98 году н.э. город снабжали чистой водой девять акведуков, питавших 39 древних фонтанов и 590 общественных бассейнов, не считая императорских бань и владельцев частных вилл. Причем все самые древние фонтаны Рима были связаны с двумя акведуками на тот случай, если один закрывался для обслуживания.

В отличие от большинства артефактов, извлекаемых при археологических раскопках, самые древние фонтаны Рима известны лишь по упоминаниям современников без их точного местоположения. Сохранившихся античных фонтанов, которые можно увидеть на улицах города, не наберется и десяти. Наиболее известные можно пересчитать, практически, на пальцах.

Фонтан Ludus Magnus

Остатки небольшого фонтана треугольной формы, обнаруженного в 1937 году, находятся на северной стороне Ludus Magnus – комплекса зданий, построенных Домицианом для тренировок гладиаторов недалеко от Колизея. Это единственный из четырех существовавших фонтанов, окружавших весь комплекс, который можно сегодня увидеть в силу частичной раскопки нижнего культурного слоя.

Источник Ютурны в Древнем Риме

Родник, расположенный на Римском форуме между храмом Кастора и Домом Весталок, был одним из главных источников города. Построенный в период конца II – начала I века до н.э., он был монументально украшен в республиканскую эпоху. Прямоугольный постамент, стоящий у древнеримского фонтана, очевидно, представлял собой жертвенный алтарь. Его оригинал, найденный итальянским археологом Джакомо Бонни в 1900 году, сегодня хранится в Antiquarium Forense, а представленный на обозрение мраморный постамент является его копией.

Мета Суданс

Не менее известный в прошлом как фонтан Флавиана, Meta Sudans располагался рядом с Триумфальной аркой Константина. Построенный Домицианом в конце I в. н. э. в форме усеченного конуса высотой не менее 18 метров, фонтан служил для купания гладиаторов после боя на арене Колизея.

Его остатки были окончательно разрушены в 1936 году во время работ по строительству дороги Триумфов (via dei Trionfi), построенной Муссолини. В настоящее время можно увидеть только останки древнего фонтана, вернее местоположение основания его фундамента, которое стало доступно для обозрения после археологических раскопок 1981 – 1989 гг.

Нимфей Александра Севера, или Трофеи ди Марио

Остатки старого фонтана Nimphaeum Divi Alexandri, построенного Алессандром Севером в 226 году, можно увидеть в северо-западной части нынешней площади Виктора Эммануила II.

Нимфеум был сооружен на конечном участке акведука Aquae Claudia. Его монументальная 3-х этажная структура высотой более 20 метров, шириной в основании более 25 метров и впечатляющим объемом резервуара в 4000 куб.м предназначалась для распределения и подачи воды на Эсквилин.

Свое второе название – «Trofei di Mario», он получил от двух скульптур, украшавших его боковые арки. В 1590 году папа Сикст V разместил эти мраморные фигуры на кордонате Капитолийской лестницы.

Как зарождалось христианство

О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима

от €120 за экскурсию

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Трагедии собора Сан Джованни ин Латерано

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Септизоний

Один из самых старых фонтанов Рима (не сохранившийся до наших дней) – нимфеум Settizonio, являвшийся частью внушительного здания, был возведен римским императором Септимием Севером в 203 году на юго-восточной стороне подножия Палатина, рядом с Circus Maximus. Вероятно он был посвящен семи планетарным божествам – Сатурну, Солнцу, Луне, Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере, мраморные фигуры, которых, были обращены на Апиеву дорогу, а трехэтажный фасад, украшенный впечатляющей колоннадой, больше напоминал сцену Витрувианских театров и оставлял неизгладимое впечатление у путников, прибывающих в столицу империи по этой дороге.

Здание было в руинах уже в конце VIII века и простояло в таком виде до эпохи позднего Ренессанса. Окончательно его остатки снесли по указанию папы Сикста V зимой 1588 – 1589 года. Архитектор Доменико Фонтана использовал тридцать каменных блоков при возведении обелиска на Piazza del Popolo. Мрамором нимфеума отделан северный фасад базилики Сан Джованни ин Латерано и основание статуи апостола Павла в ней; из него сделана лестница Дома Нищих (Casa dei Mendicanti) в Понте Систо и украшена гробница папы Пия V в Capella del Presepio в базилике Санта Мария Маджоре.

В готических войнах многие древние акведуки, подававшие в город воду, были разрушены, а фонтаны, переставшие давать живительную влагу – заброшены. Средневековый упадок Рима заставил жителей Вечного города вернуться к прежнему использованию вод Тибра. Самые древние фонтаны Рима разбирались на строительные нужды, а их резервуары использовались для сельскохозяйственных целей в качестве поилок для домашнего скота, в которые собирали дождевую воду.

Возможно Вас заинтересует:

Новую жизнь римским фонтанам дала эпоха Ренессанса. Папский престол, стремясь сделать Рим достойной столицей христианства, прилагал немало усилий в возрождении города, лежавшего, практически, в руинах. Но об этом – в нашей следующей статье.

Читайте также:  Полезные советы для пруда

Где находятся самые древние фонтаны Вечного города

Для наглядности 39rim.ru представляет карту с местом расположения древних фонтанов Рима.

Автор статьи: ©39rim.ru

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Источник

Фонтаны Рима — вечная магия бегущей воды

В итальянской столице можно увидеть тысячи интересных вещей: археологические памятники, череду базилик и церквей, шедевры архитектурной инженерии, великолепные дворцы, роскошные парки и сады. Успокаивающим контрастом к шуму уличного движения мегаполиса служит мерный плеск воды, струящейся из многочисленных римских фонтанов. Каждый из них способен вызывать разные эмоции, у каждого есть своя история, свои секреты. Вездесущие водометы с их игрой солнечного света сами по себе являются частью древних чудес города, замечательными примерами его величия и красоты.

Когда-то хрупкий и голубоглазый, сам похожий на эльфа, поэт-романтик Перси Б. Шелли написал, что если увидеть в Риме лишь одни его фонтаны, то уже тогда поездка в Вечный город будет оправдана.

Мир воды города Рима

Вода… Соком жизни называл ее Леонардо да Винчи. Миллионы лет назад она сделала возможным появление органической жизни на Земле. Вся наша цивилизация базируется на использовании воды.

Стоит только людям начать жить в сообществе, более крупном, чем простая деревушка, как перед ними встают вопросы водоснабжения и удаления отходов. От того, как решаются эти проблемы, зависит будущее их поселения: захиреет ли оно или, напротив, вырастет, став процветающим городом.

Естественно, что за питьевой водой жители Рима первоначально обратились к колодцам, местным источникам и реке Тибр. Но вскоре всего этого стало недостаточно для растущего населения, и необходимость в снабжении города свежей, чистой водой привела к развитию технологии акведуков.

Римские инженеры блестяще разрешили стоящие перед ними проблемы, построив централизованную сеть водоснабжения для обеспечения жителей водой и практично совместив ее со скрытой половиной — эффективной системой канализации, способной не только отводить сточные воды из домов и зданий, но и обеспечивать дренаж в низких районах города.

Для каждого из римлян — вдоволь и бесплатно

Имперский Рим с населением в миллион человек был крупнейшим городом Средиземноморья. Центр его был заполнен внушающими трепет храмами и общественными зданиями, которые олицетворяли силу и мощь государства: Пантеон, комплекс Форумов, Колизей. Город украшали цирки и стадионы, роскошные термы, монументальные рынки, триумфальные арки, портики и статуи.

Богатые жители столицы жили в просторных домах, расположенных в лучших кварталах, с видами на реку. Бедные… Что же касается бедных, то они, как им и полагается, ютились в комнатушках многоэтажных инсул.

А как обстояли дела с водой в домах римлян? Она была, но… Только в отдельных домах зажиточных граждан. Правда, и там она поступала только на первый этаж. Жильцам верхних этажей в вопросе с водой приходилось полагаться или на труд рабов, или по большей части, на собственные силы. Так что они-то как никто другой оценили бы наше привычное удобство — водопроводную воду в квартире в любое время и на любом этаже.

Но иметь ее под рукой было необходимо, поскольку возгорания в римских домах были частой проблемой, особенно в кварталах бедняков.

Большого количества воды требовала существующая в древнеримском обществе культура бани. Это было одно из самых распространенных и любимых ежедневных занятий для тысяч римлян от мала до велика, самых разных социальных классов.

Сограждан ждали в Риме 11 крупных и 867 небольших общественных бань, предлагая приятные условия не только для гигиенических процедур, но и места для занятий гимнастикой, отдыха и сплетен. Для желающих были библиотеки с читальными залами, услуги жриц любви, развлечения с театральными и музыкальными представлениями.

В первом веке новой эры 9 акведуков полностью обеспечивали – и заметьте! — бесплатной водой все потребности любого из миллиона римлян. Мощностей водоснабжения Рима хватало даже на проведение таких экзотических мероприятий, как наумахии, имитирующие морские сражения.

Водопровода, подобного римскому, Европе придется ждать еще тысячу лет с хвостиком…

Неочевидная функция фонтанов в Риме

Слышите тихий плеск воды у фонтана? Вода из отдаленных источников и ручьев по системе акведуков поступала в Рим к водосборным цистернам, откуда далее разводилась по трубам. Высота, на которой располагались цистерны, обеспечивала давление воды, необходимое для работы фонтанов. Их в Риме всегда было множество – уже в древности почти 1400 городских фонтанов украшали собой город.

Вот самая простая конструкция водомета высоко бросает вверх водяной столб, освежая окрестный воздух.

Здесь, в гармонии с окружающей живой зеленью, бьет тонкая хрустальная струйка. Медитативный шум воды усиливает удовольствие от прогулки.

Однако фонтаны выполняли еще одну, куда более важную функцию. Они служили источниками, откуда большинство горожан получало воду для питья, приготовления пищи и личных нужд. Изобилие водных ресурсов позволяло питать фонтаны проточной водой круглосуточно и непрерывно — день за днем, из года в год.

В XVII веке по воле случая в Вечном городе оказалась «королева без царства» Кристина из шведской династии Васа. Ее пребывание в Риме было усыпано любопытными анекдотами. Один из них оказался связан с римскими фонтанами.

Надо заметить, что любимая дочь короля Густава Адольфа была весьма умна и образована, но при том славилась как невероятная мотовка. Ее расточительность поставила Швецию на грань банкротства. И вот однажды, посещая Ватикан, она засмотрелась на работу фонтанов… Очнувшись, Кристина повернулась к сопровождающим: «Спасибо, можете их выключить, ибо слишком много воды тратится впустую».

Это позабавило римлян: ведь тысячи лет акведуки обеспечивали Рим таким обилием влаги, что горожане привыкли считать ее бесконечным ресурсом.

Игра воды — лучшее украшение Рима

У древних римлян всегда была страсть к воде. Великие инженеры, они построили акведуки, термальные ванны и фонтаны… Но после падения грозной и могущественной Римской империи, меньше, чем за столетие остготского завоевания, все изменилось. Улицы Рима опустели, от населявшего его миллиона в лучшем случае осталось тысяч 50 жителей, акведуки пришли в упадок, в городе уцелела едва ли сотня фонтанов.

С началом великого Возрождения и эпохи барокко римляне вновь с энтузиазмом взялись за игры с водой и начали строить фонтаны по всему городу, а XVII-XVIII век стал для этого поистине золотым временем.

Какие кружева плетут фонтаны Рима!
Брильянты капель падают к ногам
То струйками, то веером павлина,
Уводят в странствие к давнишним берегам.

Ни один город в мире не может похвастаться таким же количеством городских фонтанов, как Рим: их можно найти на улицах и площадях исторического центра, они, как тайные сокровища, прячутся в зелени внутренних двориков, скрываются в великолепных садах старинных вилл и дворов.

Медленно роняет блестящие капли, переливая воду по каскаду чаш, фонтан у дворца знатной и могущественной семьи Барберини.

Вода… Многие древние народы, в том числе предки итальянцев, ее считали даром богов. Здесь она щедро льется и падает гофрированной стеной. Водные блики кажутся сотканными из лунного света.

Городские фонтаны Рима разнообразны и каждый из них заслуживает восхищения. Тут можно прожить пять лет, каждый день посещая новый, но все-таки всех их не пересмотреть! Однако наибольшее впечатление производят фонтаны монументальные, что напоминают роскошные театральные декорации. Величественные творения итальянских архитекторов и художников, они являются подлинными произведениями искусства.

Некоторые из них настолько известны, что даже немного странно — подойти к ним, прикоснуться к каменной стенке бассейна эпохи Возрождения и погрузить руку в воды, которые текли веками.

Времени всегда не хватает, а больших римских фонтанов слишком много. Конечно, удалось увидеть не все из заслуживающих внимания кандидатов, но и тех было немало. А потому пришлось выбирать, о каких рассказывать. Итак о том, как брызгает и плещется вода в особо нам полюбившихся…

Фонтан Баркачча, что похож на старую лодку

…В среду вечером начался проливной дождей и шел два дня, не останавливаясь ни на минуту. К Рождеству 1598 года земля напиталась влагой и перестала принимать в себя частые холодные капли, тем самым многократно увеличив сток воды в Тибр. Река, обычно тихая и мирная, становится весьма грозной, стоит лишь резко повыситься в ней уровню воды.

Читайте также:  Поймал лягушку около пруда парень поет

Тогда бурлящие потоки тащат вниз по течению ветви, деревья, вырванные с корнем, обломки разбитых мельниц, остатки разрушенных домов, подхваченный волнами скарб, погибающих домашних животных и несчастных людей, вопящих от ужаса.

На протяжении всего XVI-го века Рим, фактически лежащий в пойме, был опустошаем целой серией наводнений, но на этот раз разгул стихии был особенно страшным. Маркер на мраморной доске церкви Санта Мария Сопра Минерва, что находится в полукилометре от реки, показывает, что «мстительные волны Тибра достигли этой точки». Уровень воды поднялся до отметки 19,56 м, при том, что обычная глубина реки составляет всего 3- 4 м.

Воды потопа, перемешанные с густой коричневой грязью, поднялись на 4 метра выше нынешнего уровня улиц, стихия развлекалась по всему городу, площадь Испании затопило на метр. Спустя несколько недель, когда гнев Божий утих и наводнение отступило, на площади осталась лежать разбитая лодка, одна из многих, которым во время катастрофы бушующий Тибр даровал свободу.

Память о великом тибрском потопе 1598 года будет жива даже спустя несколько десятилетий после катастрофы.

Его Святейшество Папа Урбан VIII, который за годы своего понтификата преобразовал многие районы Рима, но вошел в историю тем, что под страхом пыток заставил Галилея отречься от своих «заблуждений», поручил в 1627 году отцу и сыну Бернини построить фонтан на площади перед церковью Тринита-деи-Монти. Немного позже Джан Лоренцо станет более знаменитым, чем его отец, но в этом проекте главным был старший Бернини – Пьетро.

И вот Петро, основываясь то ли на личных наблюдениях, то ли на городской легенде, выбрал для этого произведения искусства вид такой полузатопленной старой лодки, через нос, корму и низкие борта которой изливается в бассейн журчащая вода.

Едва приподнятый над тротуаром, Фонтан Баркачча не может похвастать особыми зрелищными эффектами, поскольку на подходе к Пьяцца ди Спанья значительно ослабевает напор воды в питающем его акведуке Aqua Vergine. А как создавать конструкции с водными изысками, не располагая достаточным давлением? К счастью, никто не догадался, что насос легко мог исправить это обстоятельство.

Вокруг Фонтана делла Баркачча установлены скамейки, на которых так приятно посидеть, поглядывая на 136 ступенек исторической Испанской лестницы, на прекрасную белую церковь Святой Троицы наверху. Куда, кстати, стоит подняться. Хотя бы ради роскошного вида на городскую архитектуру.

Да, чуть не забыла: воду из фонтана Баркачча можно пить! Она свежая и абсолютно безопасная.

Повесть о Пьяцца Навона

Со множеством кафе и колоритных ресторанчиков под открытым небом, уличными артистами, художниками и их творениями, оживленной торговлей сувенирами, гомонящими на разных языках толпами туристов, площадь Навона предстает идеальным символом современной римской жизни.

Но… Может быть, вы хотите узнать, что тут было раньше? Присядьте за какой-нибудь столик и закажите ароматный эспрессо или популярный капучино. Устраивайтесь поудобнее, потому что у знаменитой площади долгая история…

Добродетельный Тит, сын императора Веспасиана Флавия, умер на третий год своего правления. Многие, и не без основания, полагали, что в случившимся был весьма заинтересован его брат Домициан, с большим проворством занявший вакантный трон.

Став императором, он, в перерыве между бурными и скандальными страстями, затеял перестройку Колизея, а затем призадумался о запуске римской альтернативы Олимпийским играм. Для этого в 86 году в Риме был построен стадион, который стал тем местом, где постоянно проводились различные спортивные соревнования.

За прошедшие столетия трибуны стадиона и окружавшие его аркады обветшали и сейчас их остатки лежат под зданиями вокруг площади Навона, а сама арена в течение нескольких веков исправно служила овощным рынком.

Все изменилось в XVII веке. Тогда новым Папой — Иннокентием X — был избран человек по имени Джованни Баттиста Памфили. Происходивший из очень влиятельной семьи, он решил использовать свои новые возможности, чтобы увековечить величие Дома Памфили и выбрал для этой цели бывший стадион Домициана, теперь известный как Пьяцца Навона.

«Благо тут на южной стороне площади уже находится недавно отстроенный Палаццо Памфили… Правда, учитывая новые реалии, он теперь никак не может соответствовать возросшему статусу нашего семейства… Да и с площадью надо что-то делать, если мы хотим ее видеть новым культурным центром Рима…» — возможно, именно так думал понтифик. И, в конечном итоге, его размышления привели к той реконструкции, которая сформировала нынешнюю структуру площади Навона.

Однако до сих пор в ее вытянутых овальных очертаниях угадывается изначальная геометрия древней арены. Но главной достопримечательностью площади Навона являются три ее фонтана:

  • Фонтана дель Моро
  • Фонтана дель Неттуно
  • Центральный — Фонтана дей Кватро Фьюми

Эзопов язык Фонтана Четырех рек

Взгляд невольно обращается к внушительному Фонтану Четырех рек, что находится в центре площади.

Высота всей конструкцией около 30м. Основанием фонтана является травертиновая скала, над которой невесомо поднимается тонкий египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Его венчает фигура бронзовой голубки с оливковой ветвью, которая символизируют мир и святую церковь. Такое же изображение с древности украшает фамильный герб семьи Памфили.

Четыре гигантских обнаженных фигуры олицетворяют четыре главных реки четырех континентов, которые были известны географам эпохи Возрождения: Нил в Африке, Ганг в Азии, Дунай в Европе и Рио-де-ла-Плата в Америке. Но вот загадка: почему Джан Лоренцо Бернини выбрал Дунай, чтобы представлять Европу? Казалось бы, находясь в Риме — центре католицизма, было бы логичней выбрать Тибр…

Фонтан Четыре рек — эффектная метафора. Смотрите: вот из поднебесья снисходит на мир вера. Она, словно стремительные потоки воды, образующие океан, охватывает все континенты.

Дунай, что поднимает руки к обелиску, уже обращен к свету Церкви. Речной бог — символ Рио-де-ла-Плата — ослеплен и поражен: католическая церковь только начала обращение в христианство аборигенов Нового Света. Не удивляйтесь, что персонификацию Америки скульптор наделил чертами мавра. Это просто потому, что тогда об американском континенте было известно мало.

Бородатый Ганг, олицетворяя духовное невежество, вовсе отвернулся от божественного света. У фигуры Нила таинственно скрыто лицо, во-первых, потому что в то время был неизвестен исток реки. А, во-вторых, потому что языческая Африка пока пребывает в темном невежестве, и ей еще не дано видеть свет христианства.

Мраморных великанов украшают цветы и экзотические растения. Около них расположились животные — лошадь, морской монстр, змей, дельфин, крокодил, лев и дракон. Вот такой красавец спустя столетия продолжает радовать зрителей.

Яблочко от яблони

Когда в 1648 году папа Иннокентий X заказал Бернини строительство фонтана, то работа начались под ропот и неодобрение современников. Почему? Смотрите сами: только что закончилась — с большими потерями для католической общины —Тридцатилетняя война. В то же время сильные климатические изменения вызвали сокращение урожайности. За этим последовала череда голодных лет.

При таких обстоятельствах легко понять жителей Рима, считавших работы на площади подлинным расточительством и бесполезной тратой денег, а потому прикреплявших на стройке записки типа: «Нам не нужны ваши обелиски и фонтаны, нам нужен хлеб. Хлеб! Хлеб! Хлеб!»

Впрочем, Его Святейшество быстро разобрался с писаками: выявил их и арестовал. А затем, на время строительства, нанял для патрулирования по Пьяцца Навона отпетых головорезов, способных разрешить любые проблемы. Недаром понтифик происходил из знаменитого рода Борджиа.

Бернини в это время самозабвенно трудился. Его талант навсегда изменил облик Рима, а стиль барокко, благодаря его новаторским исканиям, стал доминировать в итальянской скульптуре семнадцатого века.

Что же касается Фонтана Четырех рек, то он стал триумфальной победой мастера над всеми недругами. Кстати, экстравагантная умница экс-королева Кристина и блистательный Джан Лоренцо с момента первой встречи стали большими друзьями и оставались ими всю долгую жизнь.

Легенды Фонтана Четырех рек

После выхода книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» Фонтан Четырех рек приобрел особую известность. Хотя и до того с ним было связано много историй. Как, например, легенда, что повествует о вечной конкуренции между мастерами Бернини и Борромини. Дело в том, что напротив фонтана стоит церковь святой Агнессы c оригинально вогнутой центральной частью работы архитектора Франческо Борромини…

По легенде Бернини умышленно сделал так, что речной бог Рио-делла-Плата поднял руку, как бы защищаясь от «падающего» на него здания Борромини, а Нил закрыл свою голову вуалью, не желая смотреть на «ужасную работу» противника своего создателя. Зато статуя святой, некогда принявшей мученическую смерть на стадионе Домициана, с высоты церковного фасада жестом призывает этих нервных мужчин к спокойствию.

Читайте также:  Калибровочные растворы для бассейна

Здесь правда лишь то, что положение рук святой Агнессы и выражение ее лица допускают много толкований, а все остальное байки чистой воды. Ведь шедевр Бернини был построен раньше, чем за фасад церкви взялся его великий соперник. К тому же, церковь ни в коем случае нельзя назвать ужасной. Даже жаль, что такая изящная интрига не случилась в реальной жизни, а была придумана постфактум. Ведь соперничество между гениальными Бернини и Борромини было самым что ни на есть настоящим.

Но вот что удивительно: много лет спустя, Бернини, уже глубокий старик, проезжая в коляске по площади Навона, всякий раз задергивал шторы. Непонятно почему, но великий итальянец не желал видеть свой шедевр — Фонтан Четырех рек.

Фонтан Мавра — живое движение холодного камня

На южном конце площади Навона дарит радость журчащей воды еще один фонтан. Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Рима Джакомо делла Порта, и тогда его украшали только дельфины и тритоны. Но в 1653 году папа Иннокентий X при своей масштабной переделке Пьяцца Навона задумал усовершенствовать и этот водомет по своему вкусу.

За дело принялся знаменитый римский скульптор Джан Лоренцо Бернини. Он добавил в центр фонтана обнаженного мужчину, который, стоя на раковине, пытается удержать за хвост скользкого дельфина. Глазастые римляне усмотрели в мускулистом атлете некие мавританские черты и, сначала статуя стала именоваться Мавром, а потом и весь фонтан в целом получил название Фонтана дель Моро.

Кто вздымает волны в Фонтане Нептуна

Вообще-то Джакомо делла Порта спроектировал два фонтана для краев площади Навона. По идее они — с тритонами и большими масками — по внешнему виду должны были не отличаться друг от друга. Но этот постоял в своем первоначальном виде до 1878 года, когда Антонио Делла Битта добавил в бассейн в качестве центрального элемента скульптуру римского бога морей, что яростно тычет трезубцем в гигантского спрута.

Понятно, почему прежде безымянный фонтан стал называться Фонтана дель Неттуно. Компанию крутому Нептуну в бассейне с чистой голубой водой составили пара вздыбленных морских коней — гиппокампов, кучка кудрявых амуров и полнотелых нереид. От динамичных фигур так и веет энергией жизни, может потому рядом с ними так весело смеется молодежь.

Лаго делла Пьяцца — озеро Пьяцца

В сумерках пошел дождь. Он распугал прохожих — римлян и толпы туристов, обрадовал рестораторов и, одновременно, огорчил уличных торговцев, музыкантов и художников-портретистов на знаменитой Пьяцца Навона. Но мой взгляд был устремлен не на людей, и даже не на небо. Я смотрела вниз на мокрые булыжники, растущие лужи и думала о всемогущей и предприимчивой невестке папы Иннокентия X, чей призрак в черной карете время от времени появляется на площади у Палаццо Памфили. Но это если верить городским легендам…

Нет, не спроста мне в проливной дождь вспомнилась донна Олимпия! Ведь именно с ее подачи началась традиция затопления Пьяцца Навона во время летней жары. Тогда площадь была вогнутой и, стоило перекрыть стоки всех трех монументальных фонтанов, как вода быстро заполняла пространство, образуя маленькое озеро.

Удивительно, но ненасытно жадная, тщеславная, высокомерная, жестокая Олимпия Майдальчини благодаря своей идее превратилась в мецената городского масштаба. А ее замысел настолько понравился горожанам, что каждый год — с 1652 по 1866-й — в Риме возникала летняя голубая лагуна с веселыми водными развлечениями.

Чистый голос серебра

С северной стороны овала Пьяцца Навона находится Музей, в котором можно видеть результаты археологических раскопок стадиона Домициана. Было поздно, музей с руинами давно закрылся, но мы слышали, что где-то совсем недалеко, прямо на улице, в нише под современным зданием, видна одна из древних арок. Было бы неплохо ее найти! Но тут мы увидели… Симпатичный «большой нос». Первый встреченный нами, но далеко не единственный в Риме.

Вы спрашиваете, что это за нос и почему он большой? Типичный римский «большой нос», а по-итальянски «насони», представляет собой небольшую чугунную колонку, изливающую пресную воду. Стоит лишь взглянуть на форму изогнутого металлического крана устройства, как становится понятным происхождение столь забавного прозвища.

Первый насони был установлен в 1874 году перед Пантеоном, скромный трудяга исправно функционирует до сих пор. На фото питьевой фонтанчик на Кампо де Фьори, что в пяти минутах ходьбы от Пьяцца Навона. На заднем плане статуя итальянского философа Джордано Бруно.

Практичные и крепкие, насони стали массово производиться в 1920-х годах, вместо традиционного бассейна для стока воды у них простая решетка.

В настоящее время подобные цилиндры с большими носами разбросаны по всему Риму, питьевой фонтанчик есть на каждой площади, на каждом углу, общее число их в итальянской столице приближается к трем тысячам штук.

Для функционирования фонтанчика достаточно было бы изогнутого отрезка трубы, но чаще вместо железной трубки большие носы снабжены насадками в форме головы дракона.

И у насони есть один маленький секрет. К примеру, вы захотели напиться. И сделаете это без проблем, если у вас есть стаканчик или бутылка. А если нет? В этом случае нужно закрыть носик большим пальцем, тогда вода забьет струйкой из небольшого отверстия в верхней части трубки и пить и такого фонтанчика будет удобно.

Чистая и холодная вода, которая течет из насони, ровно та же самая великолепная ледяная жидкость, что течет в домах римлян. Причем вода льется из большого носа непрерывно — днем и ночью.

Вы скажете, что подобное устройство насони неэффективно и слишком много воды тратится впустую? Попробовали снабдить фонтанчики дополнительными насадками с кнопкой, что сразу сократило потребление воды. Но римлянам новшество по целому ряду причин не понравилось, и через несколько лет вода снова свободно потекла из многих фонтанов.

Рим всегда был городом с изобилием водных ресурсов. В первом веке нашей эры, благодаря акведукам, в день на человека приходилось по 1000 литров воды. Сегодня доступно 500 литров. Но уже на семью из двух человек. Тем не менее, этого более, чем достаточно.

Особенно ясно понимаешь, какая это роскошь, если вспомнить, к примеру, Виндхук. Тоже столичный город, но в системе его водоснабжения в следствии скудости природных источников влаги принята модель повторного использования воды. А это совсем другое дело.

Фонтанеллы

Есть еще разновидность питьевых фонтанчиков. Иногда их называют фонтанеллами — маленькими фонтанами, и они похожи на роднички, бьющие со стен. Они более декоративны, чем насони, у каждого из настенных фонтанов свой уникальный дизайн.

Стоило отклониться от проторенной туристической тропы, и вот находка — тихо струится вода, оставляя на мраморе многовековые пятна и налет мха. Заметно, что этот фонтанчик вырезан вдохновенной рукой каменщика, а не произведен серийно подобно изделиям из чугуна.

Бесчисленные римские малые фонтаны, извергающие струи в небольшой тазик внизу, любовно украшены рельефными изображениями голов животных, гротескными масками.

И вода в этих фонтанчиках точно такая же – из акведуков, построенных еще во времена Римской империи, поэтому ее так сладко пить. Заметьте: большинство монументальных фонтанов в Риме разбрызгивают воду рециркулированную, которую пить нельзя.

Фонтанеллы и насони — это далеко не самые известные разновидности римских фонтанов, но очень важные. Их ценность особенно возрастает летом, когда город изнывает от нестерпимой жары, а организм непрерывно просит пить. Найти ближайший питьевой фонтанчик не составит труда, если установить на телефон специальное приложение.

И тогда в вашем распоряжении будет сколько угодно бесплатной, кристально чистой и свежей воды. Пейте на здоровье, наполняйте пластиковые бутылки, берите с собой. Забудьте о соках и всяких кока-колах, не тратьте деньги на покупку бутилированной воды! Живая римская вода не имеет конкурентов, когда дело касается утоления жажды.

И еще один момент. Знаете ли вы сколько пластиковых бутылок воды покупается во всем мире каждую минуту? Один миллион! Догадываетесь, где потом оказывается опустевшая тара? Питьевой фонтан, таким образом, превращается в символ борьбы за экологию.

Источник

Оцените статью