- Девушка с кувшином. Старый фонтан на Литейном ожил спустя 30 лет
- Бахчисарайский фонтан
- Фонтан «Богиня Ночь» — самый загадочный в Крыму
- Где находится фонтан «Богиня Ночи» на карте
- Удачная копия
- Непобедимый… вандализм
- Тьма, защищающая свет
- Как добраться (доехать) до фонтана
- Туристу на заметку
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Неожиданное о самом известном в мире памятнике эпохи Крымского ханства — Сельсебиле («Фонтане слез»)
Девушка с кувшином. Старый фонтан на Литейном ожил спустя 30 лет
Ожил почти тридцать лет не работавший фонтан у исторического «Дома Пеля с садами и оградами», что на Литейном, 46. Он восстановлен усилиями специалистов «Водоканала» и будет работать ежедневно с 8.00 до 23.00. Говорят, что его открытие было запланировано на более поздний срок, но предприятие по предложению КГИОП сделало работу раньше. Причем это едва ли не единственный дворовый фонтан, который возродили в нашем городе за последние годы.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Почему именно его — предположить можно. Фонтан находится в центре знаменитого и даже, можно сказать, культового сада, названного (неофициально) в 1970-х годах «Сен-Жермен» или «Пале-Рояль» представителями ленинградского андеграунда, посетителями бывшего кафе «Сайгон».
Кстати, опубликованный недавно рейтинг самых популярных среди туристов садов и парков Петербурга поставил «Сен-Жермен» на первое место. А вот многим жителям города этот сад не очень-то известен, что показал проведенный мною экспресс-опрос на ближайшей к объекту троллейбусной остановке.
Зато экскурсоводы охотно приглашают сюда гостей северной столицы, чтобы они могли полюбоваться «картиной уютной усадьбы», неожиданно тихим местечком, находящимся в самом центре города. И двойным садом, который был разбит в 1910 году по проекту архитектора Александра Хренова.
Первый и второй сады отделены друг от друга решеткой, которая не что иное, как реплика ограды Летнего сада. Она была отреставрирована летом 2015 года. Вот в первом саду (цветов ему не хватает) и находится фонтан — небольшая круглая чаша, в центре которой стоит бронзовая скульптура довольно грустной девушки с кувшином, из которого бьет вода. Скульптура восстановлена, поскольку была утрачена в советское время. Впрочем, давние жильцы одного из трех домов, которые окружают сад, мне сказали, что прежняя девушка была выполнена чуть ли не из гипса. Впрочем, разговорчивыми здешних обитателей не назовешь. Наверное, поднадоели гости, особенно те, которые не умеют себя вести?
Это подтверждается тем, что в сад просто так не попасть. Вход во двор, представляющий собой три арки, отделенные рядами колонн, закрыт воротами и калиткой с домофоном. И надо ждать удобного случая, чтобы сюда проскользнуть, ступая по старым мозаичным плитам, на которых стилизованно изображены листочки ивы. А потом увидеть и сами деревья — гигантские роскошные ивы с кронами в недосягаемой вышине.
Внимательный гость, налюбовавшись фонтаном, обязательно заметит на фасаде дома три горельефа в медальонах. На одном — Минерва в античном шлеме. И две надписи на латыни, которые в переводе звучат так: «день учит день» и «свой дом — наилучший». Последнее подтверждено нынешним временем: дом Пеля — объект культурного наследия регионального значения.
Но вернемся к фонтану. Понятно, что он не только для тех, кто живет здесь, и потому в дневное время калитку во двор хорошо бы держать открытой. Вот такое пожелание.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6505) от 19.08.2019 под заголовком «Девушка с кувшином».
Источник
Бахчисарайский фонтан
— Ой! Что это он такой маленький и невзрачный! Когда я слышала раньше выражение «Бахчисарайский фонтан», представляла себе такой вот, — женщина разводит руками в стороны и вверх, показывая, каким огромным она представляла себе раньше этот фонтан.
Конечно, она меня развеселила. Такая детская досада на невзрачное непонятное строение, которое ее никак не впечатлило.
В Ханском дворце я бывала и раньше, и фонтан слез, который стал так широко известен после того, как его воспел в своих стихах А.С. Пушкин, уже видела. Тогда мне было лет 17, фонтан еще работал. А сейчас воды в нем нет, он стоит просто как памятник архитектуры и любви, конечно.
Его построил придворный архитектор Омер, когда умерла Диляра- любимая жена Хана. Горе его было так велико, что Хан попросил Омера сделать такую скульптуру, чтобы камень заплакал. Задача осложнялась тем, что мусульманам запрещено изображать людей или животных. Вот и создал мастер этот фонтан, где из цветка, похожего на человеческий глаз, течёт вода, символизируя слёзы безутешного вдовца.
Говорят, что Пушкин, когда узнал эту историю, вышел в сад и сорвал две самые красивые розы. С тех пор сотрудники музея несколько раз в неделю кладут в чашу фонтана две розы из дворцового сада.
Хотя, конечно, сюда приходят посмотреть не только на фонтан. Дворец в Бахчисарае-один из самых старых в Крыму, хотя и далеко не самый богатый. Вообще, все крымские дворцы (а их тут очень много) во время Великой Отечественной войны сохранились — немцы их не бомбили и не грабили. На Крым у них были особые планы.
Поэтому здесь, в Ханском дворце, все, что разрушилось и не сохранилось — так только потому, что вещи и строения не пощадило время. Зато уж все, что представлено в покоях — настоящее, древнее, очень старинное. Как, например, эта люстра.
Источник
Фонтан «Богиня Ночь» — самый загадочный в Крыму
В позапрошлом веке Гурзуф был элитным местом, привлекавшим представителей российской верхушки – хоть по рождению, хоть по кошельку. Надо отметить, что богачи не только наслаждались богатством крымской природы – они стремились сделать полуостров еще привлекательнее. И часть их наследия до сих пор радует взгляд отдыхающих – в том числе фонтан «Богиня Ночи».
Где находится фонтан «Богиня Ночи» на карте
Он расположен на территории Гурзуфского парка, рядом с несколькими корпусами санатория «Гурзуфский», а также с такими интересными арт-объектами, как Лестница со львами, Первая любовь, Губонинский курорт, памятниками А.С. Пушкину и В.И. Ленину.
Удачная копия
Своим появлением в Гурзуфе фонтан со статуями обязан купцу П.И. Губонину. Он приобрел здесь имение в 1881 году и вкладывался не только в гостевые дома (по последнему слову тогдашней техники), дававшие ему неплохой доход, но и в эстетику. Денег у богатого предпринимателя хватало на многое.
В 1889 году Губонин посетил Всемирную выставку в Вене. И там ему понравились работы немецкого скульптора Бергера, в частности, фонтан в античном стиле, изображающий богиню Ночи со свитой. Купец захотел приобрести работу, но оказалось, что она не продается.
Губонин не растерялся – он нашел русских мастеров, которые в рекордные сроки и очень качественно исполнили ему копию понравившейся работы. В качестве материала использовалась особо качественная сверхпрочная сталь – это было необходимо, чтобы металл выдерживал постоянное воздействие воды. Эту копию Губонин и привез в свое гурзуфское имение.
Действовал купец с размахом, кроме «Богини Ночи», он установил еще 4 фонтана — «Рахиль», «Музу», «Любовь» и «Нимфу». Хороши были все, да не все пережил бурные события ХХ века.
После немецкой оккупации Крыма в период Великой Отечественной войны на месте остались 2 из 5 инсталляций – «Богиня Ночи» и «Рахиль». Остальные были вывезены оккупантами и затерялись. Но оставшиеся фонтаны сохранены, сейчас они в отличном состоянии и работают.
Непобедимый… вандализм
Однако оказалось, что бывают вещи, даже более опасные для памятников искусства, чем нацистская оккупация. После гитлеровцев «Богиня Ночь» сохранилась практически в целости. Однако некий преисполненный вдохновения турист (история не знает его имени), забравшийся в чашу фонтана ради «крутого» снимка, исхитрился… отломать ногу у одной из фигур композиции.
Реставраторы были потрясены – они не могли понять, как такое оказалось возможным. Им пришлось немало повозиться, подбирая правильный состав металла для восстановления поврежденной части – сталь действительно была уникальная, изготовленная по рецептуре, ныне не использующейся. Но мастера сумели сделать необходимое – оторванная конечность статуи вернулась на положенное место. На память о вандализме у скульптуры остался «шрам» в виде едва заметного рубчика-шва.
Тьма, защищающая свет
Гурзуфский парк, где находится фонтан, ныне принадлежит санаторию. Это представляет определенные проблемы для тех туристов, что в данном курортном заведении не живут – осмотреть парковые достопримечательности они могут только с групповой экскурсией в строго определенное время.
По этой причине может не выйти посмотреть на фонтан с подсветкой – парадокс, но попасть к «Богине Ночи» ночью проблематичней всего. Но прогулка по парку хороша и днем – кроме фонтанов, можно увидеть еще много интересного.
Композиция «Богиня Ночь» выполнена в стиле барокко и на основе сюжетов греческой мифологии – достаточно распространенный подход в XIX веке. Основной фигурой является собственно Ночь – богиня Никта (или Нюкта).
В руках она держит горящий факел – греки были уверены в том, что после ночи обязательно наступит день и даже в самой черной темноте можно обнаружить источник света. Богиня стоит на сфере, символизирующей небесный глобус. По кругу его опоясывает золотая полоска с изображениями знаков зодиака – ведь именно греки дали названия большинству созвездий.
Компанию Никте на небесном своде составляют еще два божества, чья сила возрастает ночью – Эрос и Морфей (бог сновидений). Они являются соратниками Ночи, творцами главных чудес темного времени суток.
Ниже основных героев композиции расположены фигуры атлантов и кариатид, поддерживающих небесный глобус. В руках у них рыбы, являющиеся собственно фонтаном – струи воды бьют из их ртов. Вода устремляется к факелу Ночи, но не достигает его.
Таким образом передается идея существования света, который ничто не в силах погасить. Основание фонтана имеет форму чаши – туда и стекает вода. Такая форма типична для стиля барокко. Наиболее красиво фонтан выглядит именно ночью, когда его красиво подсвечивают.
К скульптурной группе ведет каменная лестница, украшенная изображениями двух львов. Они не имеют сюжетного отношения к композиции, но тоже типичны для эстетики стиля барокко. Правда, гурзуфские львы отличаются некоторым легкомыслием – морды у них не грозные, а какие-то хитрые и даже улыбчивые. Вокруг разрослась пышная парковая растительность – она придает Ночи загадочности.
В определенном смысле даже хорошо, что к фонтану сложно попасть самостоятельно. Наши современники не так уж сведущи в тонкостях древнегреческой мифологии, и объяснения знающего экскурсовода будут им только полезны. С их помощью получится лучше понять замысел скульптора.
Как добраться (доехать) до фонтана
Чтобы добраться до фонтана «Богиня Ночь», совсем необязательно искать городской транспорт – до композиции легко пройти самостоятельно от Гурзуфской автостанции. Расстояние, которое придется преодолеть, лишь немного превышает 700 м.
Ну а чтобы вы не потерялись, предлагаем посмотреть на карте маршрут движения:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Ленинградская, Гурзуф, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.543231, 34.277311.
Несмотря на ограничение доступа, отзывы о «Богине Ночи» встречаются часто. Фонтан действительно красив – он просто-таки превосходно вписывается в общую концепцию Гурзуфского парка. А санаторию можно простить его строгие требования к посетителям за то, что он и парк, и фонтаны содержит в образцовом состоянии. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Хочу замуж (164)
- Гитара (8)
- Анекдот (27)
- Бабушка. Дедушка (68)
- Война (418)
- Дети (611)
- Душевно о главном (84)
- Живопись (1389)
- Здоровье (570)
- Интересное (621)
- История (2870)
- Кино. Театр (247)
- Компьютерная грамотность (64)
- Красота (214)
- Лицо (17)
- Волосы (4)
- Крым (5484)
- Ай — Петри (52)
- Ак — Кая (Белая скала) (19)
- Алупка (86)
- Алушта (86)
- Армянск (11)
- Артек (38)
- Байдары (35)
- Бакла (8)
- Балаклава (117)
- Бахчисарай (1093)
- Белогорск (Карасубазар) (42)
- Бисерный храм (9)
- Гаспра (7)
- Греки Крыма (68)
- Гурзуф (100)
- Дворцы и усадьбы Крыма (150)
- Демерджи (17)
- Джанкой (37)
- Евпатория (99)
- Евреи Крыма (26)
- Животные Крыма (15)
- Жилье у моря в Крыму (10)
- Известные люди в Крыму (334)
- Ильяс — Кая (6)
- Инкерман (53)
- История Крыма (2214)
- Исход. Крым (37)
- Караимы Крыма (99)
- Кацивели (4)
- Качи — Кальон (25)
- Керчь (111)
- Кино, театр в Крыму (21)
- Книги о Крыме (146)
- Коктебель (39)
- Кореиз (15)
- Кофейни Крыма (18)
- Крым — времена года (13)
- Крым в живописи (463)
- Крым. Истории любви (11)
- Крым. Разное (203)
- Крым. Ретро — фото (1060)
- Крым. Референдум. До и после (126)
- Крымская война 1853 — 1856 гг. (96)
- Крымские художники (56)
- Крымско — татарская кухня (15)
- Кучук — Ламбат (5)
- Лаванда (20)
- Лаки (5)
- Легенды Крыма (47)
- Ливадия (81)
- Максимова дача (10)
- Мангуп — Кале (47)
- Массандра (15)
- Места силы Крыма (33)
- Мисхор (11)
- Мой сад (37)
- На автомобиле по Крыму (57)
- Научный (Обсерватория) (7)
- Недвижимость в Крыму (11)
- Немцы Крыма (28)
- Никитский ботанический сад (13)
- Новый Свет (18)
- Ореанда (17)
- Отдых в Крыму. Жильё в Крыму у моря (24)
- Партенит (20)
- Песни о Крыме (11)
- Пляжи Крыма (33)
- Растения Крыма (128)
- Романовы в Крыму (69)
- Саки (16)
- Севастополь (1012)
- Села Крыма (325)
- Симеиз (39)
- Симферополь (288)
- Соколиное (Коккозы) (19)
- Старый Крым (38)
- Стихи о Крыме (134)
- Судак (56)
- Суук — Су (7)
- Тайны Крыма (145)
- Тепе — Кермен (21)
- Успенский монастырь (35)
- Феодосия (140)
- Фиолент (45)
- Форос (31)
- Фото — художники о Крыме (14)
- Ханские дворцы (103)
- Херсонес (39)
- Храм Донаторов (3)
- Чуфут — Кале (95)
- Швейцарцы Крыма (4)
- Шокирующий Крым (40)
- Экскурсии в Крыму (127)
- Эски — Кермен (22)
- Юмор.Крым (36)
- Ялта (290)
- Крымские татары (720)
- Любовь. Любовная лирика (680)
- Мифы об Украине (4)
- Море. Пляж (74)
- Мужчина. Женщина (264)
- Музыка (498)
- Непознанное (199)
- О, женщина! (25)
- Полезные советы (447)
- Психология (528)
- Рецепты (346)
- Россия (3250)
- Муром (6)
- Приднестровье. Тирасполь (41)
- Романовы (85)
- Россия в мемуарах (40)
- Сахалин (31)
- Семья (699)
- Соционика (1)
- СССР (915)
- Старые фотографии (1277)
- Стихи (489)
- Стройнею (127)
- Украина (2212)
- Частушки (31)
- Шитьё (503)
- Выкройки и моделирование (184)
- Вышивка (3)
- Идеи. Советы дизайнеров (55)
- Переделка одежды (41)
- Сумки и др. (13)
- Технология шитья (36)
- Школа (211)
- Юмор (1172)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Неожиданное о самом известном в мире памятнике эпохи Крымского ханства — Сельсебиле («Фонтане слез»)
Неожиданное о самом известном в мире памятнике эпохи Крымского ханства — Сельсебиле («Фонтане слез»)
Легенды Бахчисарайского фонтана. Часть III: Сельсебиль («Фонтан слез») Сельсебиль («Фонтан слез») в Бахчисарайском Ханском дворце, общий вид
Сегодня я приглашаю читателей поближе познакомиться с центральным объектом легенды о Диляре: «Фонтаном слез», который сегодня является самым известным в мире памятником эпохи Крымского ханства.
Это знаменитое сооружение расположено в полутемном углу одного из внутренних двориков Ханского дворца. В наше время этот дворик принято называть «Фонтанным».
В нем находится сразу два фонтана: первый – это источник для омовений, выстроенный в 1733 г. при Малой Ханской мечети Капланом I Гераем, а второй – тот самый Бахчисарайский фонтан, о котором пойдет речь дальше.
Постройка имеет вид каменного резервуара с пилястрами, в который вмурованы две мраморные плиты: одна с девятью чашами в нише, а вторая – с позолоченными надписями. Все сооружение увенчано кованым бронзовым алемом.
Бахчисарайский фонтан – сооружение скромное, но выполненное с большим художественным вкусом. Искусно вырезанные в мраморе фрукты, цветы, листья, колонки, орнаменты выглядят полупрозрачными; ни один завиток и ни один цветок не повторяют друг друга. В середине ниши высечен цветок с пятью лепестками. Это водосток: вода по каплям падает из него в мраморную чашу, оттуда растекается в две малых чаши по бокам, снова собирается в большой чаше центрального ряда, и так повторяется трижды. У подножия фонтана устроен маленький сливной бассейн. Вырезанные в его бортике ряды отверстий указывают, что вода должна наполнять его почти до краев и литься веером звенящих струек на мраморную плиту внизу, завиваясь веселым водоворотом на высеченной здесь же двойной спирали.
Детали резьбы на Сельсебиле («Фонтане слез»)
Вся конструкция фонтана наглядно убеждает, что капли, уныло падающие сейчас из почти наглухо заткнутого отверстия водостока, не имеют никакого отношения к первоначальной задумке архитекторов. Фонтан был создан не для сочащихся капель, а для быстро бегущей воды: тонкие струйки, перепрыгивая из чаши в чашу, рисовали над мраморной поверхностью живой блистающий узор, наполняя пространство освежающим облаком водяной пыли и звонким журчанием. Именно так выглядят подобные фонтаны, великое множество которых по сей день сохранилось в Турции.
В турецкой и крымскотатарской архитектуре существовало несколько разнообразных типов фонтанов. Среди них – и «чешме» (уличный хозяйственный фонтан, какие до сих пор десятками можно встретить по всему Крыму), и бассейн-«шадырван» для омовений при мечетях (такой есть и в Хансарае, при Большой Ханской мечети).
До наших дней в Крыму не сохранились, но, несомненно, существовали и «себили» – разного вида фонтаны в павильонах, где специальные служители наливали и подавали воду всем желающим (пожертвование на такой фонтан и оплату работы служителя считалось среди зажиточных граждан очень достойным деянием).
Среди прочих, имелся и такой интересный тип фонтана, как «сельсебиль» (он же – «сельсаль» и «су михраби»), впервые появившийся в Сельджукской Турции в 13 в.
Формы сельсебилей были весьма разнообразны, но строились они по единой схеме: они имели вид каменной плиты с несколькими чашами, между которыми сверху переливались струйки воды. Такие фонтаны ставились либо внутри больших помещений, либо в закрытых двориках-цветниках.
Предназначение любого сельсебиля было декоративным, и прежде всего – «акустическим». Правильным подбором количества и формы чаш, силы и высоты падения струй архитектор «настраивал» фонтан словно музыкальный инструмент, добиваясь наиболее приятного звука журчащей воды. У сельсебилей (особенно, стоявших внутри комнат) была и еще одна важная функция: фонтан служил своего рода «кондиционером», когда прохладные струи, разбиваясь в чашах, наполняли пространство мельчайшими водяными брызгами, что увлажняло, и несколько охлаждало воздух в помещении.
Той же цели служили и каскады, отводящие воду от фонтанов: пробегавшая по мраморным лоткам прохладная вода тоже благотворно влияла на микроклимат.
Сельсебиль в Бассейном дворике Бахчисарайского Ханского дворца, общий вид
Замечательный пример типичного садового сельсебиля есть и в Бахчисарайском дворце. Он далеко не так известен, как «Фонтан слез», но весьма похож на него.
Сооруженный внутри т. н. Бассейного дворика, от отличается от «Фонтана слез» даже не столько своей стилистикой и количеством чаш (12 против 9), сколько удивительным мраморным каскадом, отводящим от него воду в квадратный бассейн.
На этом каскаде, помимо орнаментов, высечены редчайшие для крымскотатарского искусства изображения живых существ: стайки рыбок и ловящая их цапля, а сливные водостоки выполнены в виде головок дракона. Символика этих изображений давно позабыта, и они сильно осложняют датировку сооружения. Сам фонтан по своему стилю относится к «крымскому барокко» 18 века. А подобные драконьи головки встречаются и в Турции, но там они все не моложе 15 столетия.
Это значит, что необычный каскад мог сохраниться от какого-то другого сооружения, более древнего и чем фонтан, и чем сам Хансарай.
Изображения ловящей рыбу цапли и драконов на сельсебиле в Бассейном дворике Бахчисарайского Ханского дворца
Свое название фонтаны-сельсебили получили от чудесного источника Сельсебиль, который, как учит ислам, находится в раю. Этот райский источник упоминается в цитате из Корана (76-я сура, 18-й аят), что вырезана в одну строчку на Бахчисарайском фонтане: «…из источника, называемого Сельсебиль».
Вторая надпись, высеченная позолоченными буквами на отдельной мраморной плите, вмурованной в резервуар над фонтаном, содержит стихи придворного поэта Шейхия:
Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось:
милость великого Кырыма Герая славно устроила.
Неусыпными стараниями он напоил водой окрестности,
И если будет на то воля Аллаха, сделает еще много добрых дел.
Он тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан.
Если кто хочет (проверить), пусть придет: мы сами видели Дамаск и Багдад
(и не встретили там ничего подобного)!
Словно испытывая жажду, Шейхий читает хронограмму из уст сего фонтана:
«Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!»
Хронограмма в последней строке – это зашифрованная буквами арабского алфавита дата возведения постройки. Как выяснил недавно известный специалист в крымскотатарской филологии Нариман Абдульваап, эти буквы складываются в дату 1177 (1763/64) г. – то есть, тот самый год, что был начертан и на башташе Диляры-бикеч в мавзолее.
Эта надпись снова заставляет задуматься: как может «напоить водой окрестности» своими струйками (не говоря уже о нынешних жалких каплях) «музыкальный» сельсебиль, вовсе не предназначенный для хозяйственных нужд?
Ответ подсказывают воспоминания крымскотатарских жителей Бахчисарая, записанные еще в середине 19 века.
Они говорили, что плита со стихотворной надписью относится вовсе не к тому фонтану, над которым она вмурована теперь. Из их слов выходило, что эта плита украшала другой источник (очевидно, типа «чешме»): чрезвычайно полноводный, к которому была подведена вода сразу из нескольких горных источников. Он стоял за пределами дворца, невдалеке от мавзолея Диляры-бикеч, и действительно был способен напоить если не «все окрестности», то, по крайней мере, целый городской квартал.
(В Бахчисарае чудом уцелел другой пример такого ханского источника: в квартале Бурма-Чешме стоит большой фонтан, возведенный в 1748 г. ханом Селимом II Гераем; на нем тоже есть надпись, прославляющая хана).
Мраморная плита со стихотворением поэта Шейхия над Сельсебилем («Фонтаном слез»)
Не приходится сомневаться в том, что строительство в одном году и дюрбе, и фонтана были связаны между собой. Жертвовать средства на различные благотворительные цели в память об усопших было в Крыму распространенной традицией, а возведение общественных фонтанов было самым обычным видом таких пожертвований.
Впоследствии источник Кырыма Герая захирел: два родника, что питали его прежде, были отведены от фонтана в окрестные дворы, а само сооружение без ремонта и ухода начало разрушаться. Очевидно, фонтан разобрали на стройматериалы, а плиту с красивой надписью принесли во дворец. Случилось это сразу после российской аннексии Крыма 1783 г., когда дворец под руководством князя Потемкина подготавливали и масштабно перестраивали к намеченному на 1787 г. визиту Екатерины II.
Среди множества прочих хлопот, перед строителями была поставлена задача устроить для императрицы удобный проход на верхний этаж дворца, где царственной особе приготовили спальню в наскоро переделанных «под Петербург» ханских жилых покоях.
Прежде, при ханах, лестница на верхний этаж начиналась в том самом углу, где сейчас стоит «Фонтан слез». Она была узкой и очень крутой: нечего было и думать, чтобы стареющая императрица и ее женская свита в пышных кринолинах могли резво взбежать по ее ступеням наверх. Потому в том же дворике была сооружена новая, более широкая лестница в три пролета (она и сейчас находится почти напротив фонтана), а старая лестница снесена. Чтобы заполнить оставшийся после сноса некрасивый пустующий угол, там решили поставить фонтан: в углу соорудили каменный резервуар для воды, в стену которого вмуровали нынешний «Фонтан слез» и расписную плиту от источника Кырыма Герая.
Если происхождение плиты с надписями более или менее понятно, то о том, откуда был взят фонтан под ней, нет никаких достоверных сведений.
Часто считают, что он находился возле мавзолея Диляры-бикеч, но это неверно: близ мавзолея, как уже говорилось, стоял совсем другой, полноводный общественный фонтан.
А мраморный сельсебиль мог быть принесен из любого места дворца: может, из какого-нибудь зала, а может (что вероятнее) и из какого-либо внутреннего дворика. Высказывалось мнение, что фонтан мог быть изначально пристроен к стенке беседки в т. н. «Зимнем дворце»: загадочном сооружении у садовых террас Хансарая, которое было почти целиком снесено еще в начале 19 в. и от которого до наших дней (за исключением нескольких рисунков и снимков) не сохранилось даже следов.
Это выглядит весьма вероятным: в таком случае выходит, что фонтан использовался в точности так же, как и его собрат в Бассейном дворике, украшая своим журчанием огороженный цветник, прилегавший к «Зимнему дворцу».
«Фонтан слез (Сельсебиль)», фото 1880-х гг.
Но откуда бы сельсебиль ни попал в нынешний Фонтанный дворик, после переноса он лишился главной своей особенности: оторванный от питавших его родников, фонтан больше не мог звенеть бегущими струйками живой воды. Теперь он наполнялся из небольшой емкости, которую служители подливали из ведра через окошко в каменном резервуаре. Чтобы запас воды не иссякал слишком быстро, сливную трубу заткнули пробкой, и с тех пор вместо струй сельсебиль лишь роняет свои «слезы» — словно оплакивая тот, прежний, навсегда исчезнувший мир, в котором он был создан.
Так, в суете спешных ремонтов и небрежных переделок, совершенно случайно и неожиданно родился чрезвычайно красноречивый символ: «Фонтан слез». В мире существует много сельсебилей, но мало фонтанов, которые источали бы «слезы».
Очень скоро на необычную особенность искалеченного памятника обратили внимание романтически настроенные путешественники и литераторы – и с той поры Бахчисарайский фонтан стал достоянием уже не столько истории (ибо реальная история этого сооружения, надо признать, неизвестна; да и едва ли судьба обычного садового фонтана могла быть чем-то примечательна), сколько фантазии и поэзии.
Источник