Фонтан восточный календарь описание

Фонтан знаки зодиака

На Востоке существует много легенд, объясняющих происхождение и смысл знаков восточного гороскопа. Конечно же, никто не может точно сказать почему их назвали именно в честь разных животных. Но, есть несколько очень интересных легенд, самая популярная из которых гласит:
Однажды Будда пригласил к себе на праздник всех животных, какие захотят прийти. Пришло 12 зверей. Время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления.
Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила быка перевезти её, и он согласился; на берегу крыса соскочила с его спины, прибежала к Будде первой, и получила первый год. Бык стал вторым.
Обезьяна стала девятой, так как вошла в воду, лишь убедившись в том, что всё безопасно.
Петух стал десятым, так как давал инструкции своей большой семье, как жить, пока он будет отсутствовать.
Собака прибежала вслед за ним, так как была занята делами. Последней пришла медлительная свинья.

Став владельцем целого года, животное передало ему свои типичные черты. Что же касается человека, то теперь, в зависимости от того, в каком году он родился, можно было определить его характер, судьбу. Рожденный под одним из этих знаков человек приобретал и типичные черты животного — его силу или слабость, доброту или злобу, гордость или скромность.

В казахской культуре взгляд на астрологию несколько иной.
Существует такое казахское понятие как «мушель жас» по которому каждые 12 лет человек переживает 12-ти-годичный жизненный цикл. К примеру циклы из 5 мушелей образуют 60-летний круг, из шести 72-х летний итд. Но главное что каждый цикл повторяется бесконечное число раз, и перерождаясь человек снова переживает разные события: несчастные и счастливые годы, голод и изобилие, войны и праздники. Из-за принципа непрерывности в данном круговороте отсутствует «конец времени», то есть когда человек умирает, говорят «қайтыс болды» – «вернулся», подразумевая что жизненный цикл начался заново.

Циклический календарь казахов объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь Природы, жизнь Человека с его хозяйственной деятельностью, выявляя их сущностную взаимосвязь.
И этот календарь является не просто время измерительным инструментом, а философией, этикой и эстетикой данной культуры.

Аксакалы утверждают, что мушель жас справедлив только для мужчин и только для казахов. Может, это и так, но сама идея преумножения добрых дел под любым предлогом хороша сама по себе. Так что совершать благочестивые поступки, как сказали бы наши предки, важно и нужно в любом возрасте и при любом разрезе глаз.

А что касается фонтана, более шести лет шла работа над проектом и в 1979 году замысел его главного художника В. Твердохлебова, архитектора В. Кацева и соавтора по скульптурной части А. Татаринова воплотился в этом сооружении, украсившем город.

Во время работы изучено немало литературы, были консультации со специалистами, чтобы учесть все особенности 12-годичного календаря народов Востока, тема которого является основной в архитектуре и художественном решении фонтана.

Дно фонтана выложено мозаикой из смальты. Эта композиция изображает Вселенную и 12 знаков Зодиака.

На шестом съезде Союза художников СССР композицию «Восточный календарь» признали лучшей в области парковой скульптуры.

Источник

Известные фонтаны Центральной Азии

22 марта отмечался Всемирный день воды: это хороший повод рассказать то, чего вы не знали о центральноазиатских фонтанах.

«Открытая Азия онлайн» собрала истории о четырех невероятных фонтанах, которые стоит увидеть.

Солнечные рыбки

Пожалуй, самый известный в Бишкеке — фонтан на пересечении улиц Токтогула и Абдрахманова «Сказка», или, как его сейчас называют, «Солнечные рыбки». Фонтан был установлен 35 лет назад, 10 из которых он не включался, покрывался грязью, пылью и солями и постепенно разрушался. В прошлом году его отремонтировали, и сказочный облик фонтана был восстановлен.

Читайте также:  Лампа бактерицидная для дезинфекции бассейнов

“Солнечные рыбки” изначально задумывался и создавался для детей. Появление фонтана связано с благоустройством территории многоэтажного жилого дома «Иссык-Куль», тоже уникального в своем роде. Строительство фонтана, изображающего фигуры волшебных рыбок, сказочных чудовищ, смешного солнца, растопырившего свои лучи, как пальцы детской ручки, закончилось в 1982 году. Его автором был первый в Киргизской ССР дизайнер Владимир Кругман, прибывший в конце 60-х из Ленинграда выпускником художественного училища. Он лично сам руками колол и укладывал смальту на фонтане (цветное непрозрачное «глушеное»стекло).

Сегодня практически никто в Кыргызстане не знает драматической истории его создания… По существовавшим тогда нормам исполнителем заказа горисполкома был Худфонд Союза художников республики. Он и должен был оплачивать художественные работы. Судьба проекта напрямую зависела от тогдашнего председателя совета Алексея Каменского и главного художника Худфонда — Алексея Мисюрева. Высокому культурному начальству не нравились ни сам Кругман, и его творчество, ни тем более его фонтан. Однако чиновники высшего ранга после вмешательства Москвы разрешили начать его возведение, но в разгар строительства неожиданно на объекте появляются члены художественного совета и отказываются принимать работу. “Мэтры” нашли ее “неудовлетворительной” по композиции, пластике и даже цветовому решению. Им показалось все слишком пестрым и «ярмарочным». Требовали “погасить” цвет, убрать “лишних” персонажей. Владимиру Кругману пришлось немного изменить композицию фонтана.

Строительство продолжилось… Дизайнер улетел в Киев на завод, где изготовлялась цветная смальта. Набрав нужное количество материала разных цветов и оттенков, необходимых для покрытия бетонных форм, он с грузчиками погрузил смальту в железнодорожный вагон, который ушёл в Кыргызстан. Уже возвратившись в республику, автор проекта испытал шок и ужас: вся смальта была разгружена не на площадке строительного управления, а на складе художественного фонда.

После его приезда, вновь совершенно неожиданно, на стройке появляются председатель Союза художников Киргизии, члены худсовета и люди из Министерства культуры и начинают решать вопрос, что же делать с почти построенным фонтаном. Было предложено срочно пригнать бульдозер и разрушить, сравнять с землей все формы. Затем был изготовлен протокол, где дизайнер был назван «безродным космополитом, пропагандирующим загнивающую буржуазную культуру, оказывающим дурное влияние на молодое поколение». И ещё много чего в том же духе! Самое интересное было в конце. Высокая комиссия рекомендовала «лишить Кругмана права выполнять ответственные творческие работы на три года»… (из воспоминаний Владимира Кругмана).

И все же Владимиру Кругману удалось совершить в Кыргызстане маленькую культурную революцию. Спустя четыре года автор завершает свой многострадальный фонтан.

Сегодня архитекторы и творческая интеллигенция страны считают “Солнечных рыбок” одним из лучших произведений скульптурно-мозаичного искусства в республике. Самому автору уже за 80, и живет он в Германии. Кругман уехал из Бишкека в Санкт-Петербург, еще когда город носил имя Фрунзе. А оттуда уже эмигрировал в ФРГ.

Хлопковая коробочка

Первый большой фонтан был установлен на главной Театральной площади Ташкента после строительства театра оперы и балета им. А. Навои более полувека назад. Архитекторам А. Щусеву, В. Архангельскому и Л. Карашу удалось совместить в нем европейские элементы и яркий национальный колорит. Посредине восьмигранного бассейна из темного мрамора, напоминающего узбекский орнамент, возвысилась раскрытая хлопковая коробочка — символ Узбекистана.

Его строительство началось в 1947 году. Для этого были привлечены японские военнопленные. Очевидцы, присутствующие при строительстве, рассказывали, как ловко японцы воздвигали объект: если под рукой не оказывалось мастерка, солдаты раскалывали кирпичи ребром ладони напополам. Японские мастера отличились не только техникой строительства, но и качеством: во время восьмибалльного землетрясения в 1966 году фонтан, как и здание театра, не пострадал.

В 2010 году “Хлопковую коробочку” решили обновить в дань современной моде и сделали его цветомузыкальным, то есть «танцующим». Уже восемь лет фонтан радует своих посетителей уникальным шоу — 125 зеркальных ламп расцвечивают в праздничные вечера струи воды всеми цветами радуги под романтические мелодии и восточные напевы.

С 2014 года в Узбекистане 1 мая официально объявлено Днем Фонтанов. В этот день около всех фонтанов столицы можно увидеть праздничные встречи с представителями кино, театра, а также народные гуляния.

Читайте также:  Бассейн стока реки ока

Восточный календарь

«Восточный календарь» по праву считают лучшим фонтаном в Алматы, произведением искусства и символом города. Его ещё называют «Знаки зодиака». Он находится на пересечении улиц Пушкина и Шевченко, рядом с Академией Наук Казахстана.

Дно фонтана украшает мозаика из смальты. В центре бассейна – солнце с 216 лучами, установленное на обелиске, а вокруг – 12 фигур, отлитых из бронзы. Они символизируют полный цикл 12-годичного восточного календаря. На самом деле фонтан наполнен куда более глубокой и самобытной идеей.

Он представляет собой традиционный календарь казахов (мүшел, мушель), за основу которого взято время оборота планеты Юпитер вокруг Солнца. Каждый его оборот равен приблизительно 12 годам. Этот календарный цикл соответствует физическим и психологическим изменениям, которые происходят с человеком каждые 12 лет. Поэтому казахи считают мүшел жас (следующий за каждым 12-летним циклом год – 13, 25, 37 и так далее) – очень важным, судьбоносным и даже опасным.

Поверье гласит, что 12-летние циклы – как звенья цепочки человеческой жизни; что в мүшел жас эти звенья соединяются; а такие места ведь всегда – самые тонкие. Поэтому считается, что в этом возрасте следует быть особенно осторожным: не совершать плохих поступков, не вредить окружающим – чтобы не перенести негативную энергию и опыт в следующий жизненный цикл.

Интересно отсчитывают и начало мүшел жас. Издревле новый год у казахов начинался не 1 января, а в Наурыз. Поэтому, если человеку исполнилось 25 лет, например, в феврале, принято думать, что он ещё не вступил в мүшел – это произойдёт 22 марта.

Существует также традиция войдя в мүшел жаз дарить кому-нибудь любимую вещь – чтобы год прошёл легче.

Это красивое поверье и стало концепцией фонтана. Идея принадлежала художнику Владимиру Твердохлебову. Он вспоминал, как это было: «Увидев Алма-Ату, я пришел в восторг. Такой чистый, зелёный, свежий город. Но фонтанов не было. И я предложил построить фонтан «12-годичный восточный календарь. В нем мне хотелось использовать звериный стиль искусства древних саков, скифов и других народностей, проживавших на территории нынешнего Казахстана…».

Работа над проектом началась в 1975 году, но построили фонтан только спустя шесть лет. Много времени заняло изучение литературы и консультации со специалистами.

Специалисты называют сооружение уникальным, удачно завершающим ансамбль сквера перед зданием Академии наук. Оно было признано одной из лучших работ в области парковой скульптуры за 1978-1982 годы на VI съезде Союза художников СССР.

Уже в эпоху независимости Казахстана этот фонтан много лет простоял недействующим. Что очень огорчало алматинцев. Теперь, к счастью, в нём снова журчит вода.

Фонтан имени 800-летия Москвы

Самый большой городской фонтан был разбит в центре Душанбе еще в сентябре 1947 года на театральной площади имени 800-летия Москвы. Он стал подарком российской столицы на свое 800-летие “за пролитую кровь сыновей Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны”.

По словам историка Гафура Шерматова, фонтан предусматривался при проектировке театральной площади с учетом жаркого климата, чтобы у душанбинцев было место для отдыха. Сегодня его по праву считают первым крупным и красивейшим фонтаном в Душанбе.

Известно, что разработкой проекта площади занимался начальник управления по делам архитектуры при Совете Министров Таджикской ССР Дмитрий Билибин и его первый заместитель Хикмат Юлдашев. Площадь строили методом хашара – народной стройкой. В ней принимали участие студенты, рабочие, интеллигенция, служащие госучреждений — в целом 3 тысячи человек. Так народная стройка площади им. Москвы продолжалась ровно 2 месяца – она завершилась 6 ноября 1947 года, в канун 30-летия Великой Октябрьской революции. Она мигом стала любимым местом отдыха населения. Здесь же были открыты кафе, шашлычные.

В 2013 году душанбинские власти произвели реконструкцию фонтана на площади. Теперь это модернизированный разноцветный фонтан с цветомузыкой.

Источник

Долгая жизнь фонтана

«Восточному календарю» в этом году исполняется 40 лет

Фонтан «Восточный календарь» начали приводить в порядок, и стала заметна красивая мозаика, скрывавшаяся под илом и водой. В августе этого года фонтану исполнится 40 лет. Автор сооружения Владимир Твердохлебов рассказал Vласти о том, какие проблемы «Восточного календаря» нужно решить.

Читайте также:  Бассейн детский надувной intex с динозавром

Знаменитый фонтан у здания Академии наук появился в 1980 году. Шесть лет назад, в интервью нашему изданию художник и монументалист Владимир Сергеевич Твердохлебов вспоминал: «Мы, художники, всегда работали в паре с архитекторами. Хочу сказать хорошие слова о Владимире Кацеве – известном архитекторе, можно даже сказать, художнике. Мы жили с ним в одном доме, познакомились ближе. Я показал ему маленький макет фонтана, который придумал — восточный календарь. Я полностью отрисовал его, создал макет. Причем у меня было несколько вариантов Солнца в центре. У Владимира Зеликовича имелись хорошие связи. Мы взяли макет и пошли его показывать, потому что такие художественные работы утверждались на самом высоком уровне: их рассматривало все политбюро во главе с Динмухамедом Кунаевым. Когда они эту работу утвердили, я стал разрабатывать эскизы в десятом масштабе, было открыто финансирование. Вся техническая часть разрабатывалась в мастерской Владимира Зеликовича. Фигуры мы лепили со скульптором Татариновым. Потом эти фигуры по частям отливали в металле на электромеханическом заводе в Алма-Ате. На создание фонтана потребовалось лет 7, это начиная от эскизов, заканчивая установкой. К Олимпиаде-80 в городе было открыто несколько объектов, в том числе и фонтан».

фотография Чингиза Сайханова

фотография Чингиза Сайханова

Твердохлебов вспоминает, что в 1982 году на VI Съезде Союза художников СССР «Восточный календарь» был признан лучшим фонтаном СССР за последнее десятилетие, при этом у него до сих пор нет статуса охраняемого памятника. Художник уверен, что если бы фонтан стал памятником, то к нему было бы совершенно другое отношение.

За 40 лет полноценной реконструкции фонтана не было ни разу, что может быть, и к лучшему, учитывая негативный опыт ремонта подобных конструкций в Алматы. Но сейчас проблем у «Восточного календаря» накопилось немало. Например, у Твердохлебова много нареканий вызывает покраска фигур: «Они отлиты из бронзы, это благородный материал, если отполировать выступающие части, то они будут очень красиво смотреться. Если бы отпустили какие-то средства и дали людей, которые могли бы эту работу сделать под моим крылом, чтобы я все это проконтролировал, то можно было бы и не красить их, потом покрыть прозрачным автомобильным лаком, и хватило бы на несколько лет. Но фигуры каждый год красят как попало, краску покупают какую придется, один раз только со мной посоветовались, и то это было несколько лет назад. А в прошлом году и вовсе покрасили бронзу под медь, а медь это материал, имеющий специфический красный цвет, и теперь фигуры покраснели, и отзывы совсем плохие, людям не нравится. Если уж красить фигуры, то хотя бы бронзовой краской, а не под медь».

Сейчас мраморные плиты фонтана постоянно разрушаются при чистке снега: тракторы задевают их и сбивают углы, особенно это было заметно в марте этого года, когда после последнего снегопада плиты просто упали. Их потом вернули на место.

Твердохлебов обращает внимание на то, что людям, которые следят за фонтаном, не выделяется необходимая техника: «Для них должны же выделяться какие-то полировочные хорошие машины, не игрушечные как однажды, года два назад, одного мальчика посадили на мозаику, выделили ему игрушечную полировочную машинку, он там делал несколько сантиметров в день, и ничего толком не мог почистить. Нужны же хорошие технические средства! Если бы была техника, хорошие полировочные машинки и специалисты, можно было бы почистить все мраморные поверхности и шпиль, на котором солнышко находится, и скамьи вокруг фонтана отполировать, постаменты хорошо почистить. Сейчас есть много химии, которая поможет убрать ржавчину и отложения, образовавшиеся за 40 лет. Это все можно было починить, доделать и фонтан бы засверкал новыми красками. Но пока фонтан разрушается, потому что за ним плохо следят. Например, однажды красили солнышко, поставили металлические леса прямо на мозаику. Я подошел и сказал: вы хотя бы дощечки подложили, а они даже меня не слышат».

Источник

Оцените статью