Французский стиль. Изысканный сад на вашем участке
Сад во французском стиле
Что сильнее: «человек или природа?». Именно на этот вопрос отвечает французский стиль и говорит он, что человек сильнее природы. Это видно во всех чертах данного стиля. Появился он во Франции в эпоху классицизма благодаря придворному садовнику, которого звали Андре Ленотр. Он создал специально для Людовика XIV удивительной красоты сад.
Французский стиль очень популярен в ландшафтном дизайне. Его используют во всём мире уже более трёхсот лет. Сад, выполненный во французском стиле, отличается от всех остальным тем, что он регулярный, в нём видно постоянство, которое создаёт человек. Французский стиль – это победа человека над природой.
Французский стиль – это формальный стиль. Здесь нет никакого «хулиганства», все линии чёткие и ровные. Ровность линий присуща не только дорожкам, патио и другим малым архитектурным формам, но и растениям. Всё это создаёт особую торжественность саду. Именно поэтому, самые красивые и великолепные королевские сады выполнены во французском стиле.
Никакого буйства красок, зарослей, похожих на джунгли, только чёткость, симметричность, стопроцентная продуманность и, опять же, постоянное вмешательство человека.
Основные принципы французского стиля
Чтобы создать самый настоящий французский сад, нужно руководствоваться некоторыми требованиями.
Какие материалы использовать?
Никакой экономии! Только самое изысканное и качественное!
Сад во французском стиле – это своего рода визитная карточка владельца, которая показывает всем, что он очень состоятельный и богатый человек (ведь для этого французский стиль и был придуман – показать, что король очень богат).
Керамика, мрамор, ценные породы древесины, бронза – вот, что используется. Даже мелкая деталь будет сделана великолепно.
Размер участка и его рельеф
Так как французский стиль – это королевский стиль, то и участки были очень огромными по площади. По ним можно было гулять часами, наслаждаясь живописными видами.
Если место не позволяло создать большой сад, то применялись хитрости. Например, аллею постепенно сужали, создавая вид её большой протяжённости. Или постригали деревья так, что по мере удалений друг от друга он были меньше. Всё это помогало создать впечатление перспективы.
Что касается рельефа, то он должен быть идеально ровным.
Планировка участка для французского стиля
Особенности французского стиля
В этом вопросе эксперименты неуместны. Дом – это центральная точка, от которой и выстраивается дальнейшая композиция. Сад не должен заглушать его, он наоборот, должен подчёркивать его красоту. Основная ось сада располагается на стороне, противоположной центральному входу. Именно вдоль это оси располагаются основные элементы – идеально постриженный газон или правильной формы водоём, которые обрамлены ровно постриженными деревьями.
Так как во французском стиле симметрия – «основа всего», то и правая, и левая стороны (относительно центру, главной оси) являются отражениями друг друга.
Элементы декорирования ландшафта, клумбы и т.д. располагаются согласно строгим рамкам. Хаотичность совершенно недопустима. Деревья и кусты высаживаются строго по одной линии («шаг вправо, шаг влево — …»), расстояние между ними одинаковое, при помощи стрижки их доводят до одинаковой высоты и не позволяют природе изменить её. Всё это и призвано продемонстрировать силу человека и слабость природы в отношении него.
Какие растения выбрать для французского стиля?
Так как растениям постоянно придают какую-то форму посредством стрижки, растения должны легко её переносить. Также высоко ценятся вечнозелёные растения. Можно использовать как лиственные, так и хвойные растения. Хорошо подойдут для этого туи, яблони, липы и вязы.
Цветов не должно быть много, они не должны выделяться из общей концепции строгости. Цветы используются только благородные и изысканные, такие как розы, цикламены и лилии. Позволяется высадить немного петунии, тюльпанов, крокусов.
Что касается их цветовой гаммы, то классический французский стиль – это четыре цвета: белый, розовый, фиолетовый и синий. В 1730 году в палитру добавили ещё жёлтый, оранжевый и красный, но эти яркие цвета используются как акцентные точки, а не основа.
Элементы, используемые во французском саду
Таких элементов много. Чтобы сад был самым настоящим, французским, нужно использовать их максимальное количество.
Топиары. Идеально постриженные деревья и кустарники, имеющие правильную форму (чаще всего, это шар, конус и пирамида) – отличительная черта французского стиля.
Боскет – пространство прямоугольной (квадратной) или округлой формы, которое находится в середине сада или на его окраине. Боскет обязательно закрыт деревьями и кустарниками, создающими стены. Обычно делают три глухие стены и вход, замаскированный, например, лианами.
Аллеи с высаженными по бокам деревьями. Можно создать и аллею из цветов или кустарников, но это не приветствуется.
Водоём, имеющий правильную геометрическую форму, например, круга или квадрата. Растение по береговой линии высаживаются ровными рядами. Если размер участка позволяет, то создаётся каскад (ступенчатой строение бетона или камня, служащее своеобразным водопадом. Самый известный каскад в России – это Большой каскад в Петергофе.
Терраса предназначена для того, чтобы утром за чашечкой свежесваренного кофе можно было любоваться красотой сада.
Изгороди и бордюры из растений. Они несут две функции: практическую (зонируют сад) и декоративную (с их помощью можно создать комнаты и лабиринты).
Фонтаны – ещё один водный объект во французском саду. Причём струи воды образуют какую-то форму. Например, фонтан «Пирамида» всё в том же Петергофе.
Скульптуры придают саду аутентичность. Выбрать правильную скульптуру для французского сада – это целая наука, но, однозначно то, что никаких садовых гномиков и т.п.
Партер – основа французского сада. Это большая часть сада, открытая со всех сторон и обязательно, хорошо видная с террасы или окно. Партер и есть – главная ось сада, на которой располагаются основой водоём или фонтан, самая красивая клумба. Партер – лицо сада.
Партерный цветник. У такого цветника обязательно есть центр (скульптура, небольшой фонтан). Цветы высажены так, чтобы образовывался сложный узор. Как писалось выше, партерный цветник – это самый красивый цветник в саду.
Партерный газон. Партер должен быть обязательно засеян газонной травой, которая будет хорошим фоном для водоёма, фонтана, цветника. Газон должен находится в идеальном состоянии: вся травка ровно пострижена, жёлтых и сухих травинок, как и сорняков, быть не должно.
Создать сад, соответствующий всем требованиям, на обычном дачном участке не получится, но можно попробовать создать упрощённую копию. Можно использовать не все элементы, можно заменить крупные растения (яблони, липы, тисы) на более низкорослые. Не нужно стремиться создать у себя на дачном участке Версаль. Просто, не стоит нарушать главные принципы: фигурная стрижка растение, цветовая гамма, ровный газон, симметрия и геометрия.
Не смотря на свою популярность сейчас, французский стиль с каждым годом уходит из использования. Люди отходят к более простым в организации стилям, не требующим от владельца больших усилий при создании сада, а также при уходе за ним. Всё чаще французский стиль заменяется английским, который очень похож на него, но не имеет таких строгих рамок и требований. Радует одно, что в мире ещё сохранились настоящие классические французские сады. Конечно, больше всего их во Франции, но они есть и в России, например, все императорский сады в Санкт-Петербурге и Петергофе выполнены в этом стиле.
Источник
10 самых знаменитых фонтанов Парижа!
Самый старый фонтан в Париже. Расположенный на площади Жоашен дю Белле, он увидел свет ещё в XVI веке. Появился он не просто так, а в честь знаменательного события – коронации Генриха II. Изначально творение получило название Фонтана нимф, так как три его стороны украшали изображения нимф и тритонов. Четвёртая же сторона никак не была украшена, так как примыкала к кладбищу.
Это было знаменитое для почитателей истории Франции Кладбище Невинных. В честь него позднее фонтан и переименовали. Само же кладбище с течением времени закрыли, а описываемое нами произведение искусства перенесли на площадь по соседству. Четвёртая сторона фонтана была пристроена в таком же стиле, как и другие три, поэтому ничего не режет глаз. Но на этом путешествия нашего фонтана не закончились, и при Наполеоне III он совершил ещё один, на этот раз последний, вояж.
Объясняется такое перемещения глобальной реконструкцией Парижа. Обратите внимание на сей факт, который очень показательно характеризует французов – эти люди всегда любой ценой стараются сохранить наследие своих предков. Предки же, когда возводили данное творение, придерживались модного для XVI века течения маньеризма. Согласно ему, в вещах и образах должны преобладать изящество и стройность. Добавление ангелочков также вполне в духе того времени. А форма сооружения копирует святилище в честь нимф – нимфеум.
Располагается на одноимённой площади напротив церкви, носящей имя Святого Сульпиция. Этот фонтан считается одним из самых красивых не только во Франции, но и во всём мире. Однако создавался он не красоты ради, а по довольно прозаической причине – Луи-Филипп посчитал, что парижанам не хватает воды. Но куда же без красоты? Если строить, то нечто выдающееся! Именно по этой причине Луи-Филипп поручил данное задание Луи Висконти – очень известному и почитаемому архитектору. Работать с Висконти считалось большой честью и удачей.
Целых пять лет длилось возведение этого произведения искусства. И оно того стоило – достигающее 12 метров в высоту сооружение воистину поражает. Фонтан полностью изготовлен из камня и состоит из трёх восьмиугольных отдельных бассейнов, находящихся на различных уровнях. В основе в специальных нишах расположены фигуры французских епископов. Их взгляды направлены в каждую из сторон света, благодаря чему фонтан иногда так и называется – «Фонтан четырёх сторон света», «четырёх епископов». Второй уровень украшают львы, оскалившиеся в рыке, охраняющие герб города. Третий уровень изящно знаменуют античные вазы. Венчает всё это великолепие купол с острым шпилем. Не поверите, но современники некогда критиковали и такую красоту, придираясь буквально ко всему.
Эдме Бушардон так был, по-видимому, рад королевскому приказу изваять нечто впечатляющее, что совершенно забыл в порыве творчества о том, что фонтан должен ещё быть функциональным. Четыре струи – вот что получилось в итоге. За подобную оплошность Бушардона критиковали нещадно, но справедливости ради стоит сказать, что с эстетической точки зрения восхититься есть чем. Трёхъярусное творение с фигурами четырёх времён года моментально приковывает взгляд. На сегодняшний день знаменитый фонтан по улице Гренель пользуется большой популярностью у туристов, несмотря на то, что в данный момент не работает.
Этот фонтан является превосходным примером органичного сочетания скульптуры и природы. Возведённый в XVII веке по приказу Екатерины Медичи, этот фонтан в стиле барокко окунает зрителя в мифологию. Подойдя к одной стороне, можно увидеть, как Кентавр готовится напасть на Галатею, которая ничего не подозревает и нежится в руках Ациса. Сделав пару шагов в сторону и взглянув на другой бок, вы увидите Леду с лебедем. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного посетителя, который решит прогуляться возле Люксембургского дворца.
Фонтан Мольера – скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер. Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.
Фонтан Сен-Мишель – любимое место встреч парижан. Это монументальное сооружение шириной в 15 метров и высотой в 26, размерами с шестиэтажный дом, к стене которого фонтан примыкает. И фонтан, и площадь, на которой он стоит, и бульвар, и набережная, и мост рядом названы именем Архангела Михаила, победителя дьявола.
Знаменитый фонтан Стравинского находится между авангардным Центром Помпиду и готической церковью Сен-Мерри. Здесь всегда полным-полно мамаш с восхищёнными детьми, но инсталляция способна произвести впечатление и на взрослого человека.
Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.
Это своеобразный символ Парижа, фонтанчики питьевой воды из чугуна, идея установки которых принадлежит создателю знаменитой коллекции Уоллеса — английскому баронету Ричарду Уоллесу, получившему в 1870 году наследство и пожелавшему сделать подарок любимому городу, для чего он заказал скульптору эскиз и оплатил отливку (по два на парижский округ) первых фонтанчиков, первоначально имевших также 2 железных стакана на цепочке, которые были сняты в 1952 году по гигиеническим причинам.
Уоллесу также принадлежит идея встроенных в дома фонтанчиков питьевой воды. Сегодня в Париже сохранились 108 фонтанчиков Уоллеса (88 больших, остальные отличаются по форме). Красивая форма фонтанчика способствовала его распространению по городам Франции и других стран мира.
Источник