Фонтан у дома писателей

Легендарный Дом писателей с дурной славой: трагические истории реальных жильцов булгаковского Дома Драмлита

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Строительству легендарного дома предшествовало создание в 1934 г. Союза писателей СССР, в уставе которого было заявлено: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма». Сталин хотел объединить представителей творческой элиты не только идеологически, но и территориально – так проще было держать их под контролем.

Заселение в доме началось в 1937 г. Одним из первых перебрался сюда Б. Пастернак, в маленькую квартирку в башне под крышей. Об этом доме он упоминал в одном из стихотворений («Дом высился, как каланча…»). В начале войны Пастернак оставался в Москве и вместе с другими жильцами ночами дежурил на крыше, засыпая песком зажигательные снаряды. В одну из ночей в Дом писателей попали фугасные бомбы, разрушив 5 квартир. После войны Пастернак вернулся в Лаврушинский переулок. Именно здесь был написан роман «Доктор Живаго».

Квартиры в Доме писателей доставались не всем. Михаилу Булгакову в жилье было отказано. И этому в немалой степени поспособствовал один из самых рьяных гонителей писателя – критик Осаф Литовский, начальник Главного репертуарного комитета. Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы. Сам же критик поселился в Доме писателей в квартире №84.

Именно в эту квартиру и поселил Булгаков критика Латунского в романе «Мастер и Маргарита»: «Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». … Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский… – Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!». И после этого Маргарита устроила в квартире №84 погром.

Квартиры в доме в Лаврушинском переулке распределялись исходя из заслуг и значимости писателя – «чем больше писатель, тем больше жилплощадь». Это жилье считалось привилегированным – в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. в доме начались обыски и аресты. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. из этого дома на Лубянку увезли генерал-лейтенанта В. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах». А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену – известную певицу Лидию Русланову.

Несчастья преследовали и других жильцов Дома писателей: здесь погиб сын Паустовского Алексей, покончили с собой дочь прозаика Кнорре и сын поэта Яшина. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.

Как видим, «нехорошей» оказалась не только квартира №50 в романе Булгакова, но и «Дом Драмлита» в реальности. Хотя вряд ли в этом стоит усматривать мистический подтекст: аресты в 1930-х гг. были массовыми, а несчастья настигают семьи в любых других домах – но жильцы этого дома были выдающимися людьми, и об их судьбах стало известно миллионам. И Дом писателей заслужил дурную славу, что, впрочем, не помешало тому, что в 1960-х гг. квартиры здесь начали получать чиновники и другие люди, весьма далекие от искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Фонтан «Вдохновение»

Фото фонтана «Вдохновение» в Лаврушинском переулке

Читайте также:  Голубицкая отдых с бассейном возле моря

Фонтан «Вдохновение» — Москва, сквер Шмелёва

28 апреля 2006 года в Лаврушинском переулке в Москве состоялась торжественная церемония открытия фонтана «Вдохновение», также получившего другое название – «Фонтан Искусств». Запуск был приурочен к празднованию 150-летия Третьяковской галереи, что послужило идеей для еще одного имени – «Третьяковка», данного фонтану москвичами.

По убеждению скульптора А. Рукавишникова, в его творении нет никакой загадки или тайны, предназначение фонтана – это возможность отдохнуть от суеты и шума города, получив умиротворение и вдохновение, как творческим людям, так и жителям и гостям города.

Фонтан «Вдохновение» имеет квадратный постамент, в центре которого находится чаша с произрастающим из неё голубым деревом, окруженным тремя картинами. В запечатленных полотнах без труда угадываются сюжеты известных произведений искусства художников В. Васнецова, А. Куинджи и И. Машкова, оригиналы которых хранятся в Государственной Третьяковской галерее. В ночное время фонтан освещается разноцветной подсветкой, создающей из падающей воды феерическое зрелище.

Техническими работами по воплощению идеи Рукавишникова в камне и металле занимались архитекторы О. Жибуртович, М. Морина и О. Александрова.

Источник

Писательский дом в Лаврушинском переулке и его знаменитые жильцы

«Дом писателей» — под таким неформальным названием в Москве известен дом №17 в Лаврушинском переулке, расположенный прямо напротив Третьяковской галереи. Дом имеет очень интересную историю, которая сформирована биографией его знаменитых жильцов – выдающихся советских писателей, поэтов и деятелей культуры.

История «Дома писателей» началась в 30-е годы прошлого столетия. Тихий замоскворецкий переулок включили в проект масштабной реконструкции центра столицы – он должен был войти в состав новой магистрали, продолжавшей Бульварное кольцо. Однако грандиозным планам не суждено было сбыться, и дом в Лаврушинском переулке остался единственным воспоминанием о масштабном проекте и стал единственным его реализованным объектом. Здание начали строить в 1935 году, спустя два года достроили. Автором проекта стал архитектор И.Н. Николаев.

Многоэтажный дом в Лаврушинском переулке в первые годы смотрелся очень экзотично на фоне застройки Замоскворечья, которая вплоть до 50-х годов была достаточно провинциальной – полуразрушенные бывшие купеческие усадьбы, старые дома с пристройками.

Во дворе писательского дома тоже царила типичная московская атмосфера – старики, игравшие в домино, чаепития с самоварами, игравшие дети. Однако сам дом был для Замоскворечья действительно роскошным – под стать тем, кто в нем жил.

Во дворе писательского дома располагались каменные палаты Титова – московского дьяка, сделавшего при царе Алексее Михайловиче блестящую карьеру. Перед революцией палаты обустроили под доходный дом на восемь квартир, в советское время квартиры превратились в обычные коммуналки. Их жители устраивались к Дом писателей домработницами и нянями.

Стоит рассказать, почему дом в Лаврушинском переулке стал писательским – он строился по личному распоряжению Сталина и специально для литераторов. Известно, что Сталин пообещал на встрече с Горьким выделить финансы на «строительство писательского городка, гостиницы со столовой, библиотекой и другими учреждениями».

После завершения строительства дома квартиры в нем распределяли сотрудники Литфонда Союза писателей, причем, руководствовались они своими личными предпочтениями. Желающих поселиться в новом роскошном доме было очень много, и за квартиры шла настоящая борьба.

Первыми счастливыми жильцами писательского дома стали:

  • Агния Барто
  • Константин Паустовский
  • Ильф и Петров
  • Всеволод Вишневский
  • Лев Кассиль
  • Николай Погодин
  • Михаил Пришвин
  • Илья Эренбург
  • Борис Пастернак.

Позднее в доме поселились:

  • Анатолий Макаренко
  • Вениамин Каверин
  • Валентин Катаев
  • Юрий Олеша
  • Лидия Русланова
  • Анатолий Эфрос.

В Писательском доме поселился литературный критик Юзеф-Юзовский, заклятый враг Мейерхольда, Маяковского и Таирова, однако благоволивший к Любимову, которому он помог поставить знаменитую пьесу «Добрый человек из Сезуана». В конце 40-х годов Юзовский подвергся травле во время борьбы с «безродными космополитами». Жена критика ушла, оставив ему ребенка и старую мать. Чтобы выжить, ему пришлось продавать свою роскошную библиотеку, давать частные уроки.

Любимицей детворы Писательского дома была Агния Барто, которая дарила ребятам свои книги. Одна из девочек получила в подарок от поэтессы книгу со стихами и с дарственной надписью — «Наташе из соседнего подъезда. Читай стихи, смотри картинки, выздоравливай от свинки».

В Доме писателей любили и Лидию Русланову – однажды она, по просьбе соседей, прямо с балкона спела песню в честь праздника.

Читайте также:  Навес для бассейна intex 28054

В целом атмосфера в Писательском доме была дружеской и добрососедской. У потомков известных жильцов дома до сих пор остались книги с дарственными надписями и пожеланиями не менее известных соседей.

В Писательском доме Борис Пастернак работал над «Доктором Живаго» — за этот роман литератора позднее исключат из Союза писателей.

Жильцы Писательского дома были людьми с особым статусом. Они отдыхали на закрытых государственных дачах, следили за здоровьем в кремлевских больницах и поликлиниках, питались в цековских столовых и в продуктовых спецраспределителях, обшивались в закрытых ателье. В доме работала поликлиника для членов Союза писателей, находился расчетный центр, где литераторы получали свои гонорары.

Дом писателей вошел в историю мировой литературы благодаря Михаилу Булгакову, который в своем романе «Мастер и Маргарита» подробно описал его – в эпизодах разгрома квартиры критика Латунского. Известно, что один из прототипов Латунского – критик Литовский, который как раз жил в Писательском доме.

С Литовским у Булгакова были личные счеты – после его разгромных статей пьесы писателя перестали ставить в московских театрах. Кроме того, Булгаков подавал заявление на получение квартиры в Писательском доме, но получил отказ.

Сложные 30-е годы прошлого столетия не обошли Писательский дом стороной. Многие его жильцы были арестованы и репрессированы: польский поэт Станде, Кушнеров, Ким. Уже после войны арестовали Бергельсона, Стонова, Лидию Русланову. Во время войны многие писатели уехали в эвакуацию в Чистополь, кто-то отправился на фронт военными корреспондентами. В 1941 году в Писательский дом попала фашистская бомба: был разрушен целый подъезд, в том числе, квартира Паустовского.

После войны к Писательскому дому пристроили секцию с двумя подъездами. Строительство курировал тот же архитектор – Николаев. Квартиры в новой секции предназначались для еще более статусных жильцов, так что ее конструкцией предусмотрели даже черную лестницу для прислуги, кухарок и шоферов. В новой секции был даже лифт, и среди старожилов она сразу получила неформальное название «барской».

Сегодня в Писательском доме живут разные люди, среди которых немало и потомков знаменитых советских писателей, получивших квартиры по наследству. Потомки литераторов бережно относятся к квартирам и даже сохраняют в первоначальном виде их интерьер, в том числе, кабинеты, где работали писатели. Практически не изменился интерьер квартиры поэта Льва Луговского, в которой живет его дочь, Ольга Львовна:

Источник

Оазисы мегаполиса: самые красивые и самые необычные фонтаны Москвы

В пятницу на территории ВВЦ в тестовом режиме начали работать фонтаны. В ходе осмотра хода работ по благоустройству Всероссийского выставочного центра Сергей Собянин запустил фонтан «Дружба народов».

Сложные конструкции требуют особого ухода. Всего в столице к летнему сезону готовят более пятисот водных каскадов. Некоторые фонтанные комплексы, например, на Поклонной горе и Манежной площади, будут работать круглосуточно, другие — с 10.00 до 22.00.

А пока подготовка продолжается, M24.ru решило выяснить, из каких фонтанов можно напиться в жаркий день и какие тайны скрывает старейший фонтан столицы.

Фонтан «Витали» (бывший «Петровский»)

  • Год открытия: 1827 (по другим данным — 1835 год)
  • Архитектор: Иван Витали
  • Местонахождение: Театральная площадь

Фото: Савва Николенко

Расположившийся в самом центре столицы, на Театральной площади, Фонтан «Витали» является старейшим действующим фонтаном Москвы. Он был создан в 1827 году (по другим данным в 1835 году) по проекту русского скульптура итальянского происхождения Ивана Витали.

Сам «источник» поднят на постамент. Под чашей фонтана, из которой бьют струи воды, разместились четыре амура. Они символизируют музыку, поэзию, комедию и трагедию.

Официальное название «Петровский» не прижилось: народ изначально начал называть фонтан именем скульптура. В XIX веке фонтан не только служил украшением города, но и выполнял функцию водозабора. В то время водопровод был развит плохо, поэтому горожане выстраивались в очереди, чтобы набрать питьевую воду и напоить лошадей.

В XX веке на Лубянке установили копию фонтана «Витали», однако в скором времени ее демонтировали и перенесли на Ленинский проспект.

Жители Москвы говорят, что под фонтаном находится вход в секретное Метро-2. Однако официального подтверждения этой информации нет. Так что фонтан «Витали» остается не только старейшим, но и одним из самых загадочных фонтанов столицы.

Читайте также:  Мужские халаты для бассейна

Памятник с фонтаном, посвященный Михаилу Шолохову

  • Год открытия: 2007
  • Архитектор: Иулиан Рукавишников
  • Местонахождение: Гоголевский бульвар в районе дома №10

Фото: Савва Николенко

Фонтан, дополняющий комплекс памятника писателю Михаилу Шолохову, — один из самых молодых в столице. Он был открыт в 2007 году напротив дома, где жил Шолохов, когда приезжал в Москву.

Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, смотрящие в разные стороны. Они символизируют «красных» и «белых» времен Гражданской войны. Стекающая под наклоном вода имитирует реку, которую переплывают лошади.

Продолжением композиции является вымощенная часть Гоголевского бульвара, которая представляет собой реку, по которой и плывет писатель. «Река» же упирается в бронзовую скамью.

На постаменте, на котором расположена лодка Михаила Шолохова, нанесена памятная надпись «Михаилу Шолохову». А с обратной стороны бронзовой скульптуры выгравированы имена архитекторов — Игоря и Антона Воскресенских — и скульптора Иулиана Рукавишникова.

  • Год открытия: 1937
  • Архитектор: Александр Власов
  • Местонахождение: Пушкинская набережная

Фото: Савва Николенко

Фонтан «Купальщица», расположенный на Пушкинской набережной, был построен в 1937 году по проекту архитектора Александра Власова. Скульптура самой спортсменки, венчающей композицию, была построена по проекту Иодко и появилась здесь в 1952 году.

Найти фонтан можно на набережной под Нескучном садом. Он является как бы продолжением Елизаветинского пруда (расположенного чуть выше по склону), вода из которого по ступеням стекает в Москву-реку. Каскад создает имитацию водопада, на вершине которого стоит купальщица, готовая к прыжку. По бокам фонтана расположены обрамляющие гранитные лестницы, а завершает композицию небольшая купель, по бокам которой стоят два молодых рыбака.

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»

  • Год открытия: 1999
  • Архитектор: Михаил Белов и Максим Харитонов
  • Скульптор: Михаил Дронов
  • Местонахождение: Площадь Никитских ворот

Фото: Савва Николенко

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр», построенный в честь венчания Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой, расположен в небольшом сквере на площади Никитских ворот. Проект фонтана-ротонды был разработан московскими архитекторами Михаилом Беловым, Максимом Харитоновым и скульптором Михаилом Дроновым.

Фонтан стоит напротив церкви, в которой и прошло венчание поэта. Открытие фонтана-памятника состоялось 6 июня 1999 года в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича.

Уникальность фонтана в том, что в жаркий день из него можно попить: из четырех маленьких струек течет водопроводная вода.

Необычные фонтаны мира

Ртутный фонтан в Барселоне

Небольшой фонтан от посетителей ограждает защитный стеклянный купол. Взглянув на него в первый раз, думаешь, что удивляться нечему. Но приглядевшись замечаешь, что вместо обычной воду по фонтану протекает ртуть. Автором необычной конструкции стал американский скульптор Александр Колдер. Заказ на создание ртутного фонтана он получил от испанского республиканского правительства в память об осаде города Альмадена.

Фонтан на Замковой площади в Суонси в Уэльсе

Воды этого фонтана ежегодно 1 марта окрашиваются в красный цвет. В этот день здесь празднуется День Святого Давида Валлийского, покровителя Уэльса. Вода остается красной вплоть до 9 марта, а сами жители называют фонтан «Кровавым». В остальные дни фонтан не отличается ничем необычным. Однако именно эти 9 дней сделали фонтан знаменитым на весь мир.

Парящие фонтаны и водяные часы в Осаке

В японской Осаке разместились необычные парящие фонтаны. Они были построены по проекту американского архитектора японского происхождения Исама Ногути, открытие было приурочено к Всемирной выставке 1970 года в Осаке. Конечно, силу притяжения архитекторe победить не удалось, но благодаря прозрачной опоре, скрывающейся под водой, создается иллюзия того, что конструкция фонтана невесома.

Однако это не единственный удивительный фонтан в Осаке. На железнодорожном вокзале можно найти водяные часы. На фоне вертикального экрана появляются цифры, которые полностью создаются из водных струй.

Фонтаны Петергофа в Санкт-Петербурге

Однако, чтобы удивляться, необязательно лететь в далекую Японию. Фонтаны Петергофа по праву считаются одними из самых красивых в мире. Идея создания каскадных петергофских фонтанов принадлежала Петру I. Строительство продолжалось на протяжении 100 лет. Всего комплекс включает в себя 64 фонтана и 255 скульптур.

Источник

Оцените статью