Фонтан слез эрмитаж история

О чем плакал «фонтан слез»

Английская набережная традиционно считается одним из самых престижных районов Санкт-Петербурга. Сегодня буквально на каждом здании набережной красуются памятные таблички с именами представителей высшей политической элиты Российской империи. В доме 8, ранее принадлежавшем фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу, одной из наиболее ярких деталей интерьера является «фонтан слез». Обстоятельства появления этого восточного раритета в центре Петербурга, непосредственно связаны с военной биографией бывшего владельца здания — человека вошедшего в историю с титулами графа Эриванского и князя Варшавского.

Голландский полковник Ф. Гагерн посетивший Санкт-Петербург в 1839 году писал в своем путевом дневнике: ”В Зимнем дворце находится фельдмаршальская зала; в ней висят портреты Потемкина (в его молодости), Румянцева, Суворова, Кутузова, Дибича, Паскевича. Еще два места не заняты; кто назовет их имена?”. Места так и остались не занятыми: видимо добавить к этому списку было уже некого. При Советской власти все эти портреты сняли. Недавно дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение восстановить внутреннее убранство фельдмаршальской залы в ее первоначальном виде. Пока там висит лишь один портрет — И. Ф. Паскевича (1782-1856) графа Эриванского, князя Варшавского, генерал-фельдмаршала русской, австрийской и прусской армий, наместника на Кавказе(1827-1831) и в Царстве Польском (1831-1856).

Возносимый при жизни “до положения полубога” (по определению Д. В. Давыдова), после своей смерти он был основательно раскритикован как политик и полководец. Не отрицая полностью его военных дарований и признавая определенные заслуги в войнах с Францией (1812-1814), Персией (1826-1828), Турцией (1828-1829), большинство историков (особенно советских) упорно считали И. Ф. Паскевича реакционером, ставя ему в вину личную дружбу с Николаем I, а также подавление польского восстания 1831 года и венгерской революции 1849 года. Для наших современников князь Варшавский — забытый герой, хотя количество литературы о нем, особенно изданной до 1917 года, весьма значительно. При этом на фоне масштабных военных и административных свершений фельдмаршала от внимания исследователей ускользала одна не очень заметная, но любопытная грань его деятельности — интерес к коллекционированию.

Собственно, следует сразу уточнить, что термин коллекционирование здесь не очень подходит: И. Ф. Паскевич не обладал ни вкусом, ни достаточными знаниями, ни, тем более, определенной долей фанатизма, чтобы собранные им комплексы материальных и культурных ценностей можно было назвать коллекциями; музееведы предпочитают употреблять в данном случае термин “собрание”. Для самого фельдмаршала коллекционирование ни в коем случае не было делом жизни, а лишь одним из средств поднятия собственного социально-политического престижа. В XIX веке едва ли не все высшие военачальники, бюрократы и аристократы пытались выступать в роли коллекционеров картин, скульптур, оружия, редких книг, ковров и тому подобного. Как же мог остаться в стороне от этого процесса человек, который фактически являлся фигурой номер 2 в Российской империи?

Основная часть художественных собраний полководца хранилась в гомельском именье, которое граф Эриванский приобрел в 1835 году на “премию” в 1 миллион рублей, полученную за победу над Персией у наследников фельдмаршала А. П. Румянцева-Задунайского. Дворец перестроили, а рядом разбили роскошный парк в котором кроме других скульптур установили и огромный трофейный памятник Юзефу Понятовскому работы знаменитого датского скульптора Торвальдсена (его перевозка из Варшавы заняла более двух лет).

Наиболее значительной ценностью гомельского собрания, составленного И. Ф. Паскевичем и его сыном (чуть меньше 2000 предметов), была коллекция из 72 картин, в том числе полотна Ж. Романо, Л. Джордано, Ж. Б. Греза и даже Рембрандта. В 1919 году в районе дворца разгорелся бой между мятежным красноармейским полком Стрекопытова и советскими частями. Дворец загорелся, но находившийся в Гомеле комиссар Наркомпроса В. В. Пошуканис лично вынес из огня почти всю коллекцию. Спасенное собрание было признано одним из пяти самых ценных, среди эвакуированных в Москву в 1918-1920 годы. Спустя несколько месяцев комиссара Пошуканиса расстреляли, а спасенные им предметы передали в музеи Москвы.

В отличии от достаточно известного гомельского собрания, почти неизвестна оружейная коллекция фельдмаршала, хранившаяся в Санкт-Петербурге. В архиве Эрмитажа имеется любопытный документ датированный 1918 годом: “Опись предметов, хранящихся в кабинете оружия бывшего князя Ф. И. Паскевича-Варшавского”. Ф. И. Паскевич (1823-1903) — единственный сын полководца, представлявший из себя убедительное доказательство тезиса о том, что на детях великих людей природа отдыхает. Благодаря высокому положению отца, он дослужился до звания генерал-лейтенанта, но в 1866 году вышел в отставку, так и не оставив никакого следа в истории. Тем не менее память родителя он холил и лелеял, устроив в петербургском особняке Паскевичей нечто в роде мемориального музея полководца. Сегодня перестроенный особняк занимает сразу два дома — дом 7 по Галерной улице, где расположился Комитет по управлению государственным имуществом, и дом 8 по Английской набережной, принадлежащий Московскому индустриальному банку.

Все перечисленные в описи предметы были изъяты новой властью из фамильного музея и переданы в Эрмитаж. Любопытный штрих времени — и отец и сын Паскевичи, умершие соответственно за 61 год и 14 лет до революции, именуются в этом документе как “бывший граф”, “бывший князь”: большевики не простили им “реакционности” и посмертно лишили всех титулов.

По данным описи, собрание в доме на Галерной насчитывало 593 экспоната. Значительную его часть составляли образцы восточного оружия. Тянувшаяся (с перерывами) едва ли не с начала XVII века Кавказская война кроме того, что стоила России огромных жертв, принесла определенную пользу армии, поскольку служила отличной боевой школой для военных кадров, которые блистали потом на полях европейских сражений. Кавказ был огромным арсеналом. Изготовленное там холодное оружие по своим боевым качествам зачастую превосходило аналогичную продукцию выпускаемую в “цивилизованных” странах. Экзотический внешний вид этого оружия придавал ему лишний шарм в глазах европейцев, к которым оно попадало, обычно, через солдат и офицеров Кавказского корпуса. Как писал о линейных казаках В. А. Потто: ”. вооружение их составляло такую оригинальную мозаику, представляло собой такую коллекцию всевозможных редких типов, которая стоила бы серьезного внимания и изучения”. Если такие трофеи имелись у простых казаков, то что говорить о кавказском наместнике!

Восточная часть петербургского собрания И. Ф. Паскевича состояла преимущественно из турецких и персидских пистолетов и ружей XVIII-XIX веков — вещей красиво сделанных, но в боевом отношении не являющихся верхом совершенства. Кроме того, имелись кольчуги, шишаки, щиты, предметы конской сбруи. В сумме все это представляло не только исторический, но и этнографический интерес, давая представление о национальных костюмах и вооружении кавказских народов.

Читайте также:  Циркуляционный насос для очистки бассейна

Ядро собрания составляло западноевропейское (преимущественно немецкое) оружие XV-XVIII веков — охотничьи ножи, сабли, шпаги, пистолеты и даже средневековые орудия казни и пытки. Особую историческую ценность представляло личное оружие польских королей, ставшее личной собственностью И. Ф. Паскевича после взятия его войсками Варшавы и назначения на пост наместника Царства Польского. В наличии имелись: сабля Стефана Батория, две сабли Сигизмунда III, палаш, сабля и охотничий рог подаренные Петром I своему другу, собутыльнику и ненадежному союзнику Августу II Сильному, а также принадлежавшие ему же две сабли и скипетр.

О наполеоновских войнах напоминали сабля национального героя Польши и маршала Франции Юзефа Понятовского и такая редкая реликвия, как церемониальный меч консула Французской республики, возможно принадлежавший самому Бонапарту. Любопытно, что рядом с этим мечом на столе в кабинете фельдмаршала лежала масонская шпага, используемая во время обрядов “вольных каменщиков”(сам И. Ф. Паскевич масоном не был).

Предметы вооружения имеют свою историю наполненную кровью и смертью, романтикой и подвигами. Об одном из самых драматичных эпизодов Кавказской войны могла бы поведать хранившаяся в собрании подзорная труба Шамиля. В 1832 году русскими войсками был штурмом взят аул Гимры. В одном из домов с группой из 15 мюридов укрылся первый имам Чечни и Дагестана Кази-мулла. Когда сакля была подожжена, горцы обнажили шашки и устремились на прорыв. Вырваться удалось лишь двум сподвижникам имама. Одним из них и был Шамиль, потерявший в схватке свою подзорную трубу. Ее нашел участник штурма и впоследствии продал тогдашнему кавказскому наместнику М. С. Воронцову, а он подарил этот сувенир своему другу И. Ф. Паскевичу на 50-летие служебной деятельности (1850).

Особую группу внутри коллекции составляло личное оружие полководца, размещенное по стенам кабинета с таким расчетом, чтобы можно было проследить за основными вехами его военной биографии: эспантон офицера Преображенского полка времен Павла I — в этом полку будущий фельдмаршал начинал свою службу; первая боевая награда, полученная поручиком Паскевичем, за первое сражение, в котором он принял участие — бой с турками у деревни Турбат в 1807 году; две грузинских сабли с памятными надписями о взятии персидских крепостей Аббас-Абада (июль 1827) и Сардар-Абада (сентябрь 1827); шашка с памятной надписью о взятии Эривани (октябрь 1827); трофейные турецкие сабли с надписями о взятии Карса (июнь 1828), Ахалцихе (август 1828), сражении при Саганлу (июнь 1829), взятии Эрзерума (июль 1829) и Байбурта (сентябрь 1829). Можно предположить, что большинство этих сабель принадлежало персидским и турецким военачальникам разбитым И. Ф. Паскевичем и, по обычаям того времени, были вручены ему при капитуляции.

О подавлении венгерской революции напоминало одно из знамен венгерской армии, сдавшейся при Вилагоше (август 1849), и палаш с надписью “Венгерская кампания окончена в 67 дней”. После этой победы Николай I приказал войскам отдавать князю Варшавскому императорские почести — выше подобного отличия было лишь производство в генералиссимусы. До этого звания И. Ф. Паскевич не дотянул совсем не много.

После передачи собрания фельдмаршала в Эрмитаж все эти предметы расползлись по фондам крупнейшего музея страны. Правда, администрация Московского индустриального банка предприняла попытку восстановить первоначальные интерьеры. Однако из предметов того времени сегодня здесь сохранился разве что упомянутый «фонтан слез» вывезенный по приказу Паскевича из взятой в 1828 году турецкой крепости Ахалцыха.

Стараниями Паскевича фонды многих петербургских музеев пополнились огромным количеством самых разнообразных экспонатов: оружием, предметами нумизматики, живописью, скульптурами, книжными раритетами и, наконец, всевозможными историческими реликвиями. Начиная с 1826 года, большую часть своего времени Паскевич проводил на Кавказе и в Польше, где он занимал должности наместника. Но в тех случаях, когда «отец-командир» появлялся на берегах Невы, его особняк на Английской набережной становился одним из центров светской жизни столицы. Вместе с императором Николаем I сюда регулярно наведывались все видные представители тогдашней политической элиты. Бывали здесь и люди «богемы», вроде «двух Александров Сергеевичей» — Пушкина и Грибоедова. Так что, если где-то и создавать новый музей И. Ф. Паскевича, то лучшего варианта нежели на «старом месте» — в его бывшем особняке, просто не придумаешь.

В известной степени граф Эриванский князь Варшавский являлся своеобразным полководцем-коллекционером. Правда, пристрастие «отца-командира» к коллекционированию было всего лишь незначительным нюансом на фоне его многообразной военной и дипломатической деятельности. Однако сегодня именно этот нюанс выглядит гораздо более материально нежели все его завоевания в Европе и на Кавказе.

Источник

Бахчисарайский фонтан слез. Фото, история, адрес, как добраться

Люди не только отдыхают на побережье Крыма и делают красивые фото на память, но и знакомятся с историей полуострова. Многим известна достопримечательность Фонтан слёз в Бахчисарайском дворце, но лишь немногие знают его удивительную историю.

Где находится

Фонтан находится на территории Бахчисарайского дворца по адресу: Бахчисарай, ул. Речная, 133.

Как добраться

Транспортная инфраструктура полуострова находится в стадии активного развития, но уже сейчас добраться до Бахчисарая различными видами транспорта, не составляет труда.

Читайте также:  Пластиковый бассейн для узв

На машине

Таблица:

Точка отправления Ориентирование
Из Севастополя До Бахчисарая можно добрать на машине через трассу Таврида. От автостанции нужно ехать по ул. Симферопольской до поворота на ул. Ленина. Двигаясь по ул. Ленина слева от водителя примерно через 2 км будет Ханский дворец.
От ж/д вокзала Если ехать от железнодорожного вокзала на машине, то нужно выехать на ул. Ракитского, на круговом движении сделать второй съезд на ул. Фрунзе, затем через несколько метров повернуть вправо, это будет вновь ул. Ракитского. По ней ехать прямо примерно 2 км, она перейдёт в ул. Ленина, вход в Ханский дворец будет слева.

На общественном транспорте

Общественный транспорт в Бахчисарай ходит из всех популярных для отдыха курортов. Можно добраться на автобусе или маршрутном такси. От автостанции Бахчисарая нужно сесть на автобус №2, проехав 6 остановок, выйти на остановке «ЗАГС» и идти по ул. Ленина в сторону ул. Гаспринского пешком. Слева будет вход в Ханский дворец.

С железнодорожного вокзала Бахчисарая доехать прямым автобусом до памятника нельзя.

Для посещения дворца нужно выйти и пройти пешком по ул. Ракитского. На круговом движении пересечь ул. Македонского и повернуть влево на ул. Фрунзе. Пройти мимо городской администрации и перейти дорогу на ул. Ленина. Возле магазина будет остановка «Дом быта».

С неё нужно сесть на автобус №2 или маршрутное такси №3 и проехать 4 остановки до «Загс». Выйти на ней и пройти пешком примерно 5 минут вперед по движению автобуса. С левой стороны откроется вид на Бахчисарайский дворец.

История Бахчисарайского чуда

Бахчисарайский фонтан слёз (фото его с различных ракурсов размещено во множестве информационных статей) является легендой, много веков передающейся в различных интерпретациях. Она обрастает выдуманными подробностями и прочими вымыслами. В трудах историков она выглядит как история о прекрасной княжне.

Легенда о прекрасной княжне

Хан-Гирей был одним из самых жестоких правителей Крымского ханства и пробивал свой путь к власти по крови убитых им соперников. Он без жалости мог расправиться с человеком и был крайне свиреп. Даже мальчиков из своей семьи он приказал убить, чтобы исключить соперничество. В народе говорили, что там, где побывал Хан-Гирей остаётся только пепел.

Когда хан стал стар и слаб в его гарем прибыла прекрасная молодая девушка. По легенде, её звали Диляра. Впервые в жизни, Гирей почувствовал тепло и нежность к кому-то. Он полюбил девушку всем сердцем и долго добивался ее любви. Но Диляра не отвечала ему взаимностью, а лишь угасала в неволе.

Её личность до сих пор неизвестна. По одной легенде она грузинка, по другой черкешенка. Существует также мнение, что Диляра была гречанкой, а её настоящее имя Динора Хионис. О том, как звали на самом деле звали предмет обожания Хана-Гирея, история данных не сохранила. Совершенно очевидно, что имя ей дала сама легенда: в переводе с тюркских наречий оно означает «красивая», «возлюбленная».

Совершенно необоснованно и приписывать ей греческое происхождение (в легенде она звучит не иначе, как княжна, а у греков князей не было). Учитывая территориальную привязку набегов Гирея, а также гордый, решительный и твердый характер девушки, она могла быть только черкешенкой, плененной в одном из походов.

Девушка жила в гареме, но не поддавалась ухаживаниям хана. А Гирей пытался добиться именно ее любви, поскольку использовать в качестве очередной наложницы не желал. Одна из жён Гирея утопила соперницу в бассейне, приревновав к мужу.

Символ утраченной любви

В общепринятых версиях легенды о фонтане Гирей изображается кровожадным чудовищем. Однако, на деле, это не совсем так. Действительно, хан был очень жестким правителем, что было обусловлено необходимостью удержать в целостности огромное ханство и не допустить его распада и междоусобицы. По этой же причине до конца жизни он львиную долю своей жизни посвящал государственным делам.

От обитательниц гарема хан видел только страх, безусловную покорность и более ничего. А восточная мудрость гласит, что рядом с сильным мужчиной должна быть сильная женщина. И вот в конце жизни он встретил ту, которая достойна была идти по жизни рядом с ним. Естественно, то Гирей полюбил гордую и упрямую черкешенку со всей силой нерастраченной любви.

Потеряв единственную за всю жизнь возлюбленную, Гирей не находил себе места от душевных страданий. Он каждый день по нескольку часов проводил у бассейна, на месте ее гибели. Разделить свое бесконечное горе одинокому Гирею было не с кем.

По этой причине он захотел, чтобы боль его утраты передалась камню. Чтобы камень плакал вместе с ним и пронёс эту боль через много веков. Так родился замысел Фонтана Любви.

История возведения

Фонтан Слез украшает Ханский дворец с 1764 года. Хан Гирей выбрал для его исполнения иранского художника Омера. Хан хотел, чтобы фонтан плакал, как плачет мужчина, убитый горем. Мастер был озадачен его желанием, но согласился. Он сказал, что фонтан будет рассказывать людям не только о горе хана, но и самого Омера.

Художник признался правителю, что тот забрал у него всё, что дорого. И теперь его сердце наполнено слезами. Таким образом, фонтан должен был показать людям слёзы сразу двух великих мужчин.

Описание конструкции и внешнего вида

Бахчисарайский фонтан слёз (фото не позволяет определить материал, взятый для изготовления фонтана) изготовлен из мраморной плиты. Ислам запрещал художнику использовать любые символы, кроме растений при производстве фонтана. Мастер вырезал из мрамора несколько лепестков цветка. Вместо сердцевины, мастер Омер решил установить человеческий глаз.

Из него, по задумке, должны были литься слёзы на крепкую мужскую грудь. Он хотел, чтобы слёзы жгли фонтан годами, веками и тысячелетиями, повествуя о тяжёлом горе мужчин. Из больших чаш фонтана, вода переливается в малые, а затем снова в большие. Наполнение чаш символизирует наполнение сердце горем. А разный размер – силу невзгод.

Читайте также:  Фонтан для сада ангел

В самом низу находится самая большая чаша – потеря Хана-Гирея своей любимой. В течение жизни они усиливаются и утихают. Кроме того, мастер создал улитку – символ сомнения, которые терзали душу хана после встречи с девушкой. У подножия фонтана вырезана спираль, которая означает бесконечность. Хан хотел, чтобы на протяжении многих веков, люди помнили о его бесконечной утрате.

Омер создал шедевр, который уже 3-й век радует глаз туриста. Мастер создавал фонтан, вдохновляясь строчками из Корана. Одну из них он даже выгравировал на мраморной плите. Фонтан Хана-Гирея не был первым фонтаном, установленным в стене. Это обычная конструкция для мусульманских храмов и дворцов. Но фонтан стал уникальным, за счёт своего особого смысла – силы любви, способной очищать души.

Бахчисарайский фонтан слез, первоначально, был установлен у мавзолея Диляры. Но позднее, во времени правления императрицы Екатерины II был перенесён в «Фонтанный дворик» дворца. Сейчас это популярное и необычное по архитектуре место в Крыму. Туристы делают много красивых фото для воспоминаний об этом чуде.

Фонтан слез оказался настолько популярной скульптурой, что его копии можно встретить в разных уголках России. Архитектор Э.Блэр создаёт его уменьшенную копию в Воронцовском парке полуострова Крым. В Никитском ботаническом саду по заказу Феликса Юсупова создана ещё одна копия фонтана.

Бахчисарайский фонтан слез настолько популярный, что из него делали копии. На фото копия в Никитском ботаническом саду.

Самым красивым вариантом Бахчисарайского фонтана является фонтан в Малом Эрмитаже Петербурга. Это произведение искусства принадлежит А. Штакеншнейдеру и признано его лучшей работой. Этот фонтан не является точной копией крымского, а лишь смутно напоминает его конструкцией.

Второе рождение легенды

С началом угасания Крымского ханства красивая легенда о Фонтане слез стала забываться. Волей случая возле него довелось побывать великому русскому поэту, который вдохнул новую жизнь в сказку.

А.С. Пушкин о фонтане слез

5 сентября 1820 г. во время путешествия Пушкина и Раевских по Крыму, они покидают Гурзуф и отправляются в сторону Ялты, Симферополя и Бахчисарая. В то время Бахчисарай несмотря на внешнюю политику императорского двора ещё сохранял черты восточного города. Он внезапно возник перед путниками из-за поворота. И всё же Пушкин остался разочарованным.

Былое величие Крымского ханства угасало. Неумелые реставраторы всё больше забирали первоначальный облик города. Бывший дворец Хана тоже представлял собой плачевное зрелище. Строители переделали некоторые комнаты в «полуевропейский» стиль, это особенно расстроило поэта. Великий фонтан слёз теперь превратился в пустые чаши, где из заржавевшей трубки медленно капала вода.

Александр Сергеевич лишь в воображении мог представить былое величие фонтана слез.

А.С. Пушкин посвящает фонтану сразу два произведения, в одном он создаёт фонтану печальный и грустный образ, во втором воспевает его красоту и величие. Грустная и красивая легенда произвела на поэта большое впечатление. Во время своего посещение, Пушкин пошёл в Гаремный сад дворца, сорвал и возложил к фонтану две розы – красную и белую.

Бахчисарайский фонтан слез (фото посетителями делается обязательно с Пушкинскими цветами) теперь уже немыслим без этих роз. Они всегда присутствуют у фонтана в память о великом поэте. С того момента, дворец и фонтан неоднократно посещали поэты, писатели и художники. Все они черпали вдохновение от печального замысла великого Хана, воплощенного в камне таким же великим художником.

Второй прообраз княжны

Ещё до посещения А.С. Пушкин знал легенды, которые окутывали фонтан слез. Он вдохновился этим. В своей поэме «Бахчисарайский фонтан» поэт рассказывает не о гречанке или грузинке. А о знатной полячке Марии Потоцкой. По второй легенде именно она стала любовью Хана-Гирея. А привезли её в гарем из Польши в один из набегов. Откуда появилось это мнение до сих пор неизвестно.

Кто-то говорит, что от местных солдат, служивших в королевской армии, кто-то от местных. Никакой достоверной информации, как и о первой версии нет. Путешественник и исследователь в 1820 гг. пытался найти следы рода Потоцких, но безуспешно. Местные слухи и сплетни, передаваемые из поколения в поколение, тоже не дают какой-либо информации.

Тем не менее, после публикации произведений Пушкина, эту легенду очень приветствовали в Крыму. В экскурсиях практически все экспонаты приписывали Польской княжне. Были «кровать Марии Потоцкой», «Комната Марии Потоцкой», «Башмаки для бань Марии Потоцкой» и ещё много предметов быта.

Однако, особо внимательные путешественники того времени замечали, что некоторым экспонатам нет и 10 лет, а значит легенда о ханской жене вновь не подтверждена.

Интересные факты, легенды и приметы

За 3 столетия варианты легенды о фонтане обросли различными вымыслами и противоречиями:

  1. Имя Диляры отсутствует в надписи на фонтане. Скорее всего, изначально фонтан находился у Мавзолея Диляры, где такая надпись есть.
  2. Легенду о Марии Потоцкой рассказала Пушкину Софья Станиславовна Потоцкая. Легенду эту она услышала от своей матери.
  3. Софья Потоцкая с сестрой Ольгой первыми окрестили мемориальный фонтан «фонтаном слез».Пленная полячка по утверждению придворного историка была далеко не так хороша собой, как утверждают в народе. В результате Гирей избавился от нее, обменяв на выкупное золото.
  4. Навершие фонтана увенчано полумесяцем, объединенным с крестом. По мнению Пушкина, таким образом хан, обезумевший от горя бросает вызов высшей силе.
  5. Директор музея полагает все легенды вымыслом. Сам по себе памятник имеет лишь философское содержание. А слезы являются результатом забитого известью водовода.

Бахчисарайский фонтан слез ещё долго соотносили с польской княжной. Другие версии появились позже, и каждый человек сам выбирает более приоритетную для себя. Тем не менее, число туристов с каждым годом продолжает расти. Все хотят увидеть восточное чудо. А фотографирование на территории дворца, особенно – у Фонтана Слез, каждым производится обязательно.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о бахчисарайском фонтане слез

Самые красивые легенды Крыма. Фонтан слез Бахчисарай:

Источник

Оцените статью