- Gurutestov.ru
- Гуру в мире тестов
- Взрослых
- Детей
- Шкала профессионального стресса
- Назначение теста
- Обработка и интерпретация результатов теста
- Особенности профессионального стресса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
- Анализ понятия стресса, напряжения, возникающего под влиянием экстремальных условий, нарушающего механизмы адаптации систем организма и психики. Изучение методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Gurutestov.ru
Гуру в мире тестов
На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Детей
Шкала профессионального стресса
Шкалы: уровень профессионального стресса
Назначение теста
Диагностика уровня стресса на работе.
Инструкция к тесту
Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.
1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х – это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
1. X – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.
2. X – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
3. Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.
4. Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.
5. Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
1. чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;
2. чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
3. плохое пищеварение;
4. плохой аппетит;
5. бессонница по ночам;
6. кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
7. чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
8. панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
9. усталость и недостаток энергии;
10. чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
11. слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
12. очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
13. неспособность расслабиться по вечерам;
14. регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;
15. трудности в принятии решений;
16. невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
17. слезливость;
18. убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;
19. недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
20. нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
21. неспособность сказать «нет», когда Вас просят что-то сделать;
22. ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.
3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
1. больше, чем обычно;
2. меньше, чем обычно;
3. как обычно.
4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
1. да;
2. нет.
5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
1. да;
2. нет.
6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
1. с начальником;
2. с коллегами;
3. с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
1. Вы сами;
2. кто-то другой.
8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?
1. сильно огорченным;
2. умеренно огорченным;
3. слабо огорченным.
9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?
1. часто;
2. иногда;
3. только изредка.
10. Испытываете ли Вы большую часть времени чувство, что у Вас есть неулаженные конфликты с коллегами?
1. да;
2. нет.
11. Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время?
1. постоянно;
2. иногда;
12. Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас профессиональные перспективы?
1. как правило;
2. иногда;
3. лишь изредка.
13. Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?
1. да;
2. нет.
14. Если Вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?
1. да;
2. нет.
15. Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших главных жизненных целей?
1. да;
2. нет.
16. Вы скучаете на работе?
1. часто;
2. иногда;
3. очень редко.
17. Вы с удовольствием собираетесь на работу?
1. в большинстве случаев;
2. в некоторые дни;
3. лишь изредка.
18. Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?
1. да;
2. нет.
19. Чувствуете ли Вы себя по достоинству вознагражденным на работе за Ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?
1. да;
2. нет.
20. Есть ли у Вас чувство, что Ваши руководители:
1. активно мешают вам работать;
2. активно помогают вам в работе?
21. Если бы десять лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким Вы являетесь в настоящий момент, Вы бы сочли себя:
1. превзошедшим собственные ожидания;
2. соответствующим собственным ожиданиям;
3. не достигшим собственных ожиданий?
22. Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5 (максимальная) до 1 (минимальная), какой балл Вы бы себе выставили?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Вопросы Ответы
а б в г д
1 1 2 3 4
2 За каждый ответ «Да» – 1 балл.
3 1 2
4 1
5 1
6 За каждый ответ «Да» – 0, «Нет» – 1.
7 1 1
8 2
9 1 2
10 1
11 2 1
12 1 2
13 1
14 1
15 1
16 2 1
17 1 2
18 1
19 1
20 1
21 1 2
22 0 баллов за ответ «5», 1 балл за ответ «4», 2 балла за ответ «3», 3 балла за ответ «2», 4 балла за ответ «1» и 5 баллов за ответ «0».
Интерпретация результатов теста
0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.
16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.
31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.
46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.
Ограничения теста
Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения.
Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.
Источник
Особенности профессионального стресса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
Анализ понятия стресса, напряжения, возникающего под влиянием экстремальных условий, нарушающего механизмы адаптации систем организма и психики. Изучение методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Рубрика | Психология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.01.2012 |
Размер файла | 292,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
· Дефицит времени (Вам постоянно не хватает времени и Вы ничего не успеваете, Вас что-то или кто-то подгоняет, Вы постоянно спешите);
· Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими (Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тиски какого-то напряжения);
· Постоянная потребность в сне и отдыхе (Вам постоянно хочется спать — никак не можете выспаться, Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали);
· Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт (Вам почти ничего не нравиться; дома, в семье начались постоянные конфликты; появляются все новые и новые долги, появляется комплекс неполноценности: «у других людей все иначе»);
· Отсутствие собеседника (Вам не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться);
· Отсутствия ощущения уважения (Вы не чувствуете уважения к себе (дома, на работе)) [29; 179].
Возрастание эмоционального напряжения в деятельности педагога -воспитателя ведет к снижению стрессоустойчивости и возникновению соответствующих последствий:
I. Когнитивные последствия:
1. Концентрированность и объем внимания уменьшаются, сознанию все труднее оставаться сфокусированным, сила наблюдения ослабевает.
2. Отвлекаемость увеличивается, нить обдумываемого или проговариваемого часто теряется даже на половине предложения.
3. Кратковременная и долговременная память ухудшается, объем памяти уменьшается, воспроизведение и осознание даже знакомых объектов ослабевают.
4. Скорость ответов становится непредсказуемой, действительная скорость ответов уменьшается, попытки компенсировать это приводят к торопливым, мгновенным решениям.
5. Частота ошибок увеличивается, в результате вышесказанного ошибочность действий в двигательных и когнитивных задачах увеличивается принимаемые решения становятся ненадежными.
6. Сила организации и долговременное планирование ослабевают, разум не может точно оценивать существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия.
7. Иллюзии и нарушения мышления возрастают, оценка реальности делается менее эффективной, мощность объективного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным.
II. Эмоциональные последствия.
1. Физическое и психологическое напряжение возрастает, уменьшается способность к мышечной релаксации.
2. Болезненная мнительность возрастает, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом, ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают.
3. Личностные особенности изменяются: аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными.
4. Имеющиеся личностные проблемы усиливаются, присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают.
5. Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают, нормы поведенческого и сексуального контроля ослабевают (или, напротив, становятся нереально жесткими), возрастает число эмоциональных взрывов.
6. Депрессия и беспомощность появляются, душевные силы слабеют, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе.
7. Самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности.
III. Общеповеденческие последствия.
1. Речевые проблемы возрастают, имеющиеся нарушения, заикание и нерешительность увеличиваются и могут проявиться у людей ранее здоровых.
2. Заинтересованность ослабевает, благодаря реальным или вымышленным болезням, а также сфабрикованным оправданиям опоздание или отсутствие на работе становится нормой.
3. Злоупотребление лекарствами и наркотиками усиливается, потребление алкоголя, кофеина, никотина, предписанных и не назначенных лекарственных препаратов становится более очевидным.
4. Уровень энергетического обеспечения поведения снижается, энергетическое обеспечение падает или может значительно колебаться день ото дня без какой-либо видимой причины.
5. Картина сна нарушается, возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд.
6. Цинизм по отношению к клиентам и коллегам возрастает, развивается тенденция возлагать вину на других.
7. Игнорируется новая информация, даже потенциально полезные сведения или новые инициативы отвергаются.
8. Переносится на других ответственность, возрастает тенденция пересматривать границы ответственности.
9. Проблемы решаются поверхностно: принимается как линия поведения использование временных мер и краткосрочных решений, попытки «копнуть глубже» или изучить проблему оставляются, в некоторых областях происходит «сдача позиций».
10. Появляются причудливые поведенческие особенности, возникают странные манеры, непредсказуемость и нехарактерные поведенческие черты.
11. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства: появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «положение не имеет смысла» [31; 171-172].
Наряду со стрессогенными факторами, общими для всех людей, в деятельности педагога (в том числе и педагога дошкольного образования) присутствует ряд профессиональных стресс-факторов:
· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность — деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнера и воздействием на него: у педагогов-воспитателей деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным подкреплением общения и особенностями речевой среды;
· повышенная ответственность — постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего контроля: у воспитателей доминируют чувства сопереживания. сочувствия, на него возлагается ответственность за воспитание. развитие и обучение воспитанников, за их жизнь и здоровье, а также постоянный самоконтроль и самоотдача в деятельности;
· психологически трудный контингент — воспитатели работают с детьми психологически здоровыми, но имеющими аномалии характера. поведенческие отклонения. а также с детьми с аномалиями нервной системы и с задержками психического развития;
· необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность — педагог-воспитатель находится «на виду» у воспитанников, коллег и родителей и должен быть всегда безупречен в поведении и деятельности и вне работы
· временное непостоянство деятельности связано с наиболее яркой отличительной особенностью преподавательской деятельности (а также с образовательной деятельностью воспитателя) и его действие с годами усиливается. Педагог для реализации образовательных целей своей деятельности должен в определенный день недели, в определенное время быть готовым (то есть внутренне настроенным) к контакту с определенной аудиторией, к раскрытию, объяснению определенной темы.
Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога — это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.
Психологические исследования показали, что состояние готовности к деятельности включает несколько компонентов:
1. Интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;
2. Эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;
3. Мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу;
4. Волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений [29; 182].
В работе педагога-воспитателя формирование готовности осложняется тем, что разные ее компоненты могут иметь противоположные направленности. Так, интеллектуальность — это и компонент готовности, как понимание задач и обязанностей, и основная составляющая самой деятельности — знание преподаваемого предмета и понимание его проблем. Эмоциональность — настроенность на данный момент, и эмоциональность как коммуникативная культуру. Между этими двумя компонентами готовности могут возникать дисгармоничные отношения. Следовательно, воспитателю приходится несколько раз в течение дня формировать у себя состояние готовности, приводя в гармонию все ее компоненты.
Таким образом, стрессоустойчивость педагога — важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.
В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания — выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание — это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании на лицо все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение — его создает хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, т. е. сопротивление — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. Фаза нервного (тревожного) «напряжения» характеризуется следующими симптомами:
1) «переживания психотравмирующих обстоятельств» — осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы;
2) «неудовлетворенность собой» — недовольство собой, занимаемой должностью, избранной профессией, конкретными обязанностями;
3) «загнанность в клетку» — возникновение чувства безвыходности, состояние эмоционально-интеллектуального затора, тупика;
4) «тревога и депрессия» — переживание ситуативной или личностной тревоги, разочарование в себе, в избранной профессии; крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
В фазу «резистенции» прослеживаются проявления симптомов:
1) «неадекватного избирательного реагирования» — ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, общение по принципу «хочу или не хочу»;
2) «эмоционально-нравственная дезорганизация» — потребность в самооправдании при избирательном эмоциональном реагировании;
3) «расширение сферы экономии эмоций» — пресыщение человеческими контактами и как следствие сокращение общения вне профессиональной области — с родными, приятелями и знакомыми
4) «редукция профессиональных обязанностей» — упрощение, облегчение или сокращение обязанностей профессиональной деятельности, которые требуют эмоциональных затрат.
В фазу «истощения» входят симптомы:
1) «эмоциональный дефицит» — отсутствие соучастия и сопереживания в тех ситуациях, которые должны побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
2) «эмоциональная отстраненность» — почти полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности;
3) «личностная отстраненность, или деперсонализация» — полное или частичное утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия;
4) «психосоматические и психовегетативные нарушения» — проявления на уровне психического и физического самочувствия: плохое настроение, бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
Таким образом, эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности педагога-воспитателя и его отношениях с партнерами.
Проведенное теоретическое исследование по проблеме стресса позволило сделать следующие выводы:
1. Стресс — это состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.
2. Развитие стресса обусловлено стадиями: напряжения, резистенции, истощения; и фазами: эмоционально-поведенческая, вегетативная (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности), когнитивная (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе), социально-психологическая (субсиндром изменения общения при стрессе).
3. Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.
4. Стрессоустойчивость — это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности.
5. Профессиональные стресс-факторы в деятельности педагога: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность.
2. Экспериментальное исследование профессионального стресса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
2.1 Организация и обоснование экспериментального исследования
стресс психический напряжение экстремальный
Для проведения экспериментального исследования был определен контингент испытуемых. В качестве испытуемых выступили педагоги-воспитатели ДОУ детских садов № 42, 84, 195 г. Кирова. Всего было опрошено 30 человек. Выборка представлена как молодыми специалистами, так и педагогами-стажистами.
Целью исследования стало изучение особенностей профессионального стресса в деятельности педагогов ДОУ.
1. Подбор методического аппарата.
2. Организация и проведение эксперимента (октябрь — декабрь 2007 г.)
3. Анализ полученных результатов и интерпретация.
Для решения задач каждого этапа были использованы следующие психологические методы — наблюдение, беседа, и психодиагностические методики — «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтана, диагностика «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности» Н. А. Курганского.
Для определения уровня профессионального стресса нами была выбрана методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса».
Задачи: определить суммарный показатель уровня профессионального стрессы; проанализировать степень нежелательного воздействия стресса на индивида.
Методика представляет собой опросник состоящий из 22 вопросов, среди которых есть вопросы (1, 2), где необходимо выбрать тот вариант, который(ые) вам наиболее свойственен(ны); однозначные вопросы — либо «да», либо «нет» (3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20); а также вопросы с 3 вариантами ответа, где респондент должен выбрать 1, который в наибольшей степени выражает его мнение и соответствует реальности (6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 21); и 22 вопрос — шкалу самооценки. При интерпретации результатов используется ключ для шкалы профессионального стресса. Баллы по всем 22 пунктам суммируются.
Далее в экспериментальном исследовании мы использовали методику «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко (Прил.2).
Основные задачи: выявление механизмов психологической защиты (в форме полного или частичного исключения эмоций); определение степени сформированности фаз эмоционального выгорания (стадий развития стресса) и общего уровня эмоционального выгорания.
Методика содержит 84 утверждения, на которые необходимо ответить либо «да», либо «нет». В соответствии с ключом определяется количество баллов начисляемых за ответ, причем число баллов определено для каждого ответа, т. к. признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Затем осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждого из трех фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.
Применение методики «Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности» Н. А. Курганского (Прил.3) позволяет оценить уровень психических состояний, т. е. уровень психического функционирования в момент проведения исследования и соответственно определить показатели психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3210123), расположенных между 20 парами слов противоположного значения, характеризующих психическую активность, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность. Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей. Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления измеренных пяти состояний между собой, а также среди группы испытуемых.
Результаты исследования по каждой методике отражены в сводных таблицах
2.2 Результаты эмпирического исследования проблемы профессионального стресса педагогов ДОУ
Анализ уровня профессионального стресса педагогов дошкольного образования.
Проанализируем результаты, полученные по «Шкале профессионального стресса» Д.Фонтана.
Опираясь на шкалу профессионального стресса Д. Фонтана мы распределили полученные нами результаты исследования на три уровня профессионального стресса:
низкий уровень — 11 человека (36 %)
умеренный уровень — 17 человек (58 %)
высокий уровень — 2 человека (6 %),
где низкий уровень характеризуется тем, что профессиональный стресс не является проблемой в деятельности педагога, деятельность характеризуется активностью и удовлетворенностью; умеренный уровень — характерный для занятого и много работающего профессионала, но длительное воздействие умеренного стресса ведет к снижению эффективности деятельности и отрицательному воздействию на организм личности, поэтому необходимо снижать уровень стресса; высокий уровень определяет стресс как проблемы, которая в процессе деятельности ведет к неизменному отрицательному результату и требует коррекционных действий, чем дольше продолжать работать с таким уровнем стресса, тем тяжелее будет корректировать выработанный стиль деятельности педагога, поэтому необходим тщательный анализ профессиональной жизни.
Качественный анализ позволил выявить следующие особенности профессионального стресса в деятельности педагога — воспитателя:
§ неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать (отмечают 67 % испытуемых);
§ усталость и недостаток энергии (43 %);
§ трудности в принятии решений (37 %);
§ кратковременные головокружения, учащенные сердцебиения
§ бессонница по ночам (30 %).
А также в ряде характеристик присущих испытуемым были отмечены: невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня, слезливость, неспособность расслабится по вечерам, нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт, очень сильное раздражение по поводу мелких событий, недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным делам и т. д.
Таким образом, ярко выражено проявление признаков стресса у большинства испытуемых. Отмечается повышенное состояние тревоги, упадок сил и нарушения со стороны вегетативной системы, что свидетельствует о развитии стадии истощения, когда мобилизованные на борьбу со стрессом источники истощаются и необходима корректировка извне.
Важно отметить основные стресс-факторы в деятельности педагога-воспитателя. Одним из стресс-факторов профессиональной деятельности, в том числе и педагога-воспитателя, является неблагоприятная психологическая атмосфера деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель — подчиненный», и по горизонтали — «коллега — коллега». Большинство исследуемых не отмечают проблем в отношениях с коллегами, но взаимоотношения с руководителем многие отмечают как отрицательный момент деятельности: (43 %) — руководитель мешает работать, т.е. является стресс-фактором в профессиональной деятельности.
Также к наиболее часто встречаемым стрессорам профессиональной деятельности исследуемые относят:
§ превышение объема выполняемой работы отведенному для этого времени (70 %);
§ недооцененность педагогического труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения (50 %).
Анализируя группы испытуемых с разным уровнем профессионального стресса, установили:
Источник