Фонтан самсон раздирающий пасть дракона
- Петергоф
- История
- Большой петергофский дворец
- Верхний сад
- Нижний парк
- Музеи Нижнего парка
- Музей «Особая кладовая»
- Музей «Банный корпус»
- Музей «Екатерининский корпус»
- Дворец «Монплезир»
- Павильон «Эрмитаж»
- Дворец «Марли»
- Вольеры
- Музей «Гроты Большого каскада»
- Музей фонтанного дела
- Музей «Церковный корпус»
- Музей «Императорские яхты»
- Музейный двор
- Историко-культурный проект «Государевы потехи»
- Дом игральных карт
- Музей семьи Бенуа
- Музей коллекционеров
- Фонтаны Верхнего сада
- Фонтаны Квадратных прудов
- Фонтан «Межеумный»
- Фонтан «Дубовый»
- Фонтан «Нептун»
- Фонтаны Нижнего парка
- Большой каскад
- Воронихинские колоннады
- Лабиринт
- Фонтан «Самсон»
- Фонтаны «Чаши»
- Террасные фонтаны
- Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
- Аллея фонтанов
- Фонтан «Тритон»
- Каскад «Шахматная гора»
- Фонтаны «Римские»
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан-шутиха «Елочки»
- Фонтан-шутиха «Дубок»
- Фонтан-шутиха «Зонтик»
- Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
- Фонтан-шутиха «Диванчики»
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны «Колокола»
- Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Фонтан «Фаворитка»
- Фонтан «Китовый»
- Фонтан «Львиный каскад»
- Фонтаны «Менажерные»
- Фонтаны «Тритоны-колокола»
- Каскад «Золотая гора»
- Александрия
- История
- Парк Александрия
- Фермерский дворец
- Дворец «Коттедж»
- Петергофские дачники
- Готическая капелла
- Музей «Дворцовая телеграфная станция»
- Музей «Фельдъегерский домик»
- Новая Ферма
- Ораниенбаум
- История
- Парк Ораниенбаум
- Музей «Большой Меншиковский дворец»
- Китайский дворец
- Дворец Петра III
- Музей «Картинный дом»
- Ораниенбаум сквозь века
- Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
- Павильон «Китайская кухня»
- Павильон «Каменное зало»
- Павильон Катальной горки
- Острова
- История
- Царицын павильон
- Ольгин павильон
- Стрельна
- История
- Дворец Петра I в Стрельне
- Фруктовый сад и огороды Стрельны
- Ропша
- История
- Купить билет
- Поддержать музей
- Распечатать карту
- Сведения об образовательной организации
В связи со штормовым предупреждением 3 мая 2021 парки ГМЗ «Петергоф» закрыты.
- От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
- От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
- От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
- От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
- От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
- От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
- От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
- От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
- От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
- От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
- От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
- От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
- От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
- От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
- Купить билет
- Календарь
- Поддержать музей
- Распечатать карту
- Контакты
- Сведения об образовательной организации
1735 г., скульптор Б. К. Растрелли.
1802 г., скульптор М. И. Козловский.
1947 г., скульпторы В. Л. Симонов, Н. В. Михайлов.
Идейным центром Большого каскада является скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» – памятник великим русским победам. Она была установлена в честь 25-й годовщины Полтавской битвы – решающего сражения Северной войны. 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска, шведская армия была разгромлена.
Петра I еще при жизни сравнивали с другим Самсоном – библейским богатырем, первый подвиг которого, описанный в 14-ой главе «Книги Судей», заключался в победе над молодым разъяренным львом. Лев, как часть шведского герба, символизировал Швецию и ее короля Карла XII. Многозначительные совпадения легли в основу образного решения памятника. Трехметровая скала служит постаментом скульптурной группе. Могучим и спокойным движением богатырь останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть, из которой в бессильной ярости вырывается, как последний рык, мощный водяной столб высотой 20 м. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя вместе с героем и взметая вверх водяные струи, образующие сверкающий венок. А львы, олицетворяющие стороны света, изумленно выглядывают из скальных ниш, внимая шуму борьбы, решающей судьбы России и Европы.
Скульптурная группа, отлитая из свинца по модели Б. К. Растрелли и установленная в ковше в 1735 году, к концу XVIII века, из-за непрочности свинца, потеряла свой блеск. В 1802 году ее заменили бронзовой скульптурой, созданной М. И. Козловским, который сохранил первоначальный идейный замысел и композицию. Во время Великой Отечественной войны «Самсон» был утрачен. После освобождения Ленинграда скульптор В. Л. Симонов с помощником Н. В. Михайловым воссоздали монумент по довоенным фотографиями и старым изображениям. Новый «Самсон» был установлен на пьедестале в 1947 году, став не только символом победы над врагом, но и известной всему миру визитной карточкой Петергофа.
Источник
Скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе. Справка
Фонтан «Самсон» (полное название ‑ «Самсон, раздирающий пасть льва»), расположенный в центральной части бассейна Большого каскада Петергофа, самый крупный и мощный фонтан Большого каскада.
На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды (столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту). У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов‑дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.
Фонтан-монумент был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсония Странноприимца.
Скульптурная группа «Самсон» была отлита по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли из свинца. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной. Для искусства того времени было характерно широкое использование аллегории (иносказания), что отразилось и в скульптуре Растрелли. Самсон стал олицетворением мощи Русского государства, а поверженный лев ‑ символом побежденной Швеции.
К концу XVIII века скульптуры, изготовленные из свинца, пришли в ветхость, мягкий металл деформировался. Возникла необходимость их замены, для чего были привлечены лучшие скульпторы России того времени. За создание скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» взялся выдающийся русский скульптор Михаил Козловский, который, сохранив основы прежней композиции, по существу, исполнил свое оригинальное произведение. Скульптурная группа была выполнена из бронзы. В отличие от Растрелли, Козловский изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Самсон стал больше похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.
Одновременно по проекту Андрея Воронихина был сооружен новый постамент фонтана в виде четырехгранной тумбы на гранитном цоколе, на который в 1802 году был установлен «Самсон». Свинцовые дельфины были сохранены прежними. В полуциркульные своды пьедестала Воронихин поместил четыре бронзовые головы львов, отлитые по модели скульптора Думнина.
Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и «Самсон» бесследно исчез. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор Василий Симонов и его помощник Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана и другие работы Козловского создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе «Монументскульптура».
14 сентября 1947 года фонтан «Самсон» был открыт после реставрации.
В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов‑дельфинов.
Вот уже несколько лет ежегодно в конце лета Петергоф отмечает возрождение уникального памятника.
С 1947 года «Самсона» несколько раз золотили ‑ в 1950‑х, 1970‑х, в 1990‑х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.
В 2003 году к юбилею Петербурга в музее-заповеднике «Петергоф» был проведен большой комплекс реставрационных и восстановительных работ, в ходе которых все фигуры знаменитого фонтанного каскада «Самсон» были покрыты новой позолотой. Изменился и «рисунок» струй, окружающих Самсона — им вернули плоскую форму, характерную для фонтанов Версаля, на который и ориентировался Петр I при строительстве этого дворцово-паркового ансамбля.
В конце декабря 2010 года «Самсон» впервые с 1947 года покинул свой постамент на Большом каскаде фонтанов Петергофа и отправился на реставрацию. К апрелю 2011 года реставраторы обновили позолоту на скульптуре и отремонтировали постамент, который находился в аварийном состоянии.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Источник
Какой Самсон изображён на фонтане в Петергофе — Самсоний Странноприимец или библейский герой?
В конце XVIII века в Петергофе заменили всю обветшавшую скульптуру Большого каскада. И работали здесь лучшие художники — выпускники Академии художеств. Петербуржцы особенно любят группу «Самсон, раздирающий пасть льва», — это самый высокий фонтан в Петергофе. Он поднимает струю воды почти на 21 метр.
Фонтан символизировал славную победу Петра I над Карлом XII под Полтавой: лев был изображён на знамёнах шведского короля. Победа под Полтавой была одержана 27 июня 1709 года, в день святого Самсония Странноприимца. Этот святой ни с какими львами, конечно, не сражался, но он был тёзкой библейского героя Самсона, который разодрал голыми руками пасть льву. Так что фонтан должен был напоминать о победе русского оружия в Полтавской баталии, которая была одержана в день памяти святого Самсония.
А Петра с библейским героем Самсоном впервые после этой победы сравнил проповедник и просветитель Феофан Прокопович. Только фигура мощного богатыря, которую можно сегодня видеть, — уже третья по счёту.
Первая, созданная Бартоломео Карло Растрелли, была установлена ещё в 1735 году. В 1801 году группу заменили новой, более совершенной — работы Михаила Ивановича Козловского. В годы Великой Отечественной войны многие скульптуры, и «Самсон» в том числе, возможно, фашисты увезли в Германию и там либо переплавили, либо спрятали где-то. Но уже в 1947 году «Самсон» снова стоял на своём месте: изучив старые фотографии, скульпторы В.Л. Симнонов и Н.В. Михайлов выполнили модель, по которой на Ленинградском заводе «Монумент скульптура» была отлита из бронзы новая группа.
Был возрождён не только «Самсон». Освободители Петергофа увидели на месте прекрасных дворцов и фонтанов дымящиеся руины, и вот уже более 60 лет десятки художников работаю над восстановлением всего того, что было украдено или уничтожено фашистами в пригородных дворцах Петербурга. Чего стоит история хотя бы Янтарной комнаты.
Сегодня уже очень многое удалось возродить — и в Петергофе, и в Гатчине, и в Царском Селе, и в других прекрасных наших пригородах.
Источник
А «Самсон»-то не настоящий!
Создатель современной скульптуры легендарного фонтана рассказал, как и что было
Этот материал готовился к 14 сентября 2017 года, к 70-летию самого знаменитого из петергофских фонтанов – Самсона. Для авторской рубрики «Короткие встречи Владимира Желтова» в газете Пермского края «Звезда». (Почему «к 70-летию», станет понятно из текста.) Внимательный читатель, ознакомившийся с моим материалом о Георгии Жженове «Современный кинематограф развращает женщин», знает: газетой владеют люди, которые в отличие от Остапа Бендера не чтут уголовный кодекс, что в нашей стране в наше время, к сожалению, даже не уголовно не наказуемо.
В общем, материал опубликован не был – был положен мной в долгий ящик, где и пролежал до сегодняшнего дня.
Сегодня в эфире «Эхо Москвы» выступала генеральный директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Елена Яковлевна сказала, что в связи с пандемией 25 апреля пуск фонтанов не состоится – он переносится на 9 мая, на День Победы. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне готовится праздничная программа «От Петергофа сохранилось только небо». Сейчас в это трудно поверить, но блокадная муза Ольга Берггольц была недалека от истины…
Четыре десятилетия назад моя неласковая судьба преподнесла мне подарок, дивиденды от которого я по глупости своей извлек невеликие, и все же…
Фонтан «Самсон» (полное название: «Самсон, раздирающий пасть льва») — визитная карточка государственного музея-заповедника «Петергоф». Это фонтан-памятник. Памятник победе русской армии в Северной войне. И был он установлен в честь 25-й годовщины Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (8 июля) 1709 года — в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русской армии. Поверженный лев символизирует побежденную Швецию и ее молодого короля Карла ХII. Да и императора Петра I еще при жизни с подачи епископа Русской Православной Церкви и государственного деятеля Феофана Прокоповича сравнивали с библейским богатырем Самсоном, первый подвиг которого заключался в победе над разъяренным львом.
Для искусства XVIII века было характерно использование аллегорий (иносказания), и Бартоломео Карло Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной.
Средств на грандиозный фонтанный комплекс, возводимый у Большого дворца, не жалели. «Самсон» является центральной фигурой Большого каскада, включающего в себя еще 60 фонтанов. Чтобы обеспечить достаточный напор воды в центральном фонтане «Самсон» и позволить струе из пасти льва бить на высоту более 20 метров, был сооружен деревянный трубопровод, длина которого составляла 4 километра.
«Самсон» был отлит из свинца, и в силу природных свойств этого металла со временем деформировался. В 1802 году свинцового «Самсона» заменили бронзовым. Скульптур Михаил Козловский сохранил первоначальный идейный замысел и композицию фонтанной группы, но, по сути, создал оригинальное произведение — он изобразил Самсона обнаженным, и тот стал похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла.
Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1941-го по январь 1944-го, Петергоф находился на оккупированной врагом территории, и дворцово-парковому комплексу, казалось, был нанесен невосполнимый урон: дворцы были либо взорваны, либо сожжены, музеи разграблены, фонтанная система выведена из строя… Утрачен был и оригинальный «Самсон». Тот памятник-фонтан, который вот уже больше семи десятилетий не перестает удивлять и радовать посетителей Нижнего парка, создан скульптором Василием Симоновым «с помощником» (так сказано в Википедии) Николаем Михайловым.
«За работу не возьму ни копейки»
О скульпторе Николае Михайлове я узнал 11 сентября 1981 года из публикации в газете «Вечерний Ленинград». Статья Светланы Моторовой называлась «О доблести, о подвигах, о славе», и речь в ней шла о том, что Михайлов создает портретную галерею героев Великой Отечественной.
Я работал заместителем директора ленинградского ПТУ№105, по моей инициативе и, как говорится, при моем непосредственном участии в училище создавался Музей 20 Гвардейского истребительного авиационного полка. Если мне не изменяет память, десять летчиков полка удостоились звания Героя Советского Союза. Один из них – Алексей Хлобыстов совершил три воздушных тарана, причем, два в одном бою. Прочитав о Михайлове, я решил попросить скульптора изготовить для нашего будущего музея бюст Хлобыстова.
Уговаривать Николая Васильевича не пришлось. Он сказал, что за работу не возьмет ни копейки, просил только найти рублей 50 «на гипс и на отливку». (Чтобы представить, сколь велика сумма, скажу: мой оклад составлял 160 рублей, на руки я получал что-то около 142-х.)
В статье, с которой для меня началось знакомство с Николаем Михайловым, как бы между делом было упомянуто, что он «несколько лет» работал «вместе с известным мастером резца В.Л. Симоновым» над «новым вариантом фигуры Самсона».
Разумеется, мне очень хотелось попросить Николая Васильевича рассказать об этой его работе, но корреспондент «Вечерки» предупредила: Михайлов не любит касаться «этой темы», поскольку чувствует себя обиженным; не только журналистам, но и петергофским экскурсоводам ничего не говорит его имя; всегда и везде «только Симонов, один Симонов».
Во время наших с коллегой и главным моим помощником во всех моих начинаниях Владимиром Гонровым нечастых посещений мастерской на Кузнецовской улице, Николай Васильевич был приветлив, доброжелателен и, как казалось мне тогда, излишне откровенен.
Помню, как за чаем он, родившийся в год начала Первой русской революции в семье сестрорецкого рабочего, вспоминал о дружбе с детьми другого сестрорецкого рабочего Николая Александровича Емельянова – того самого, что летом 1917-го скрывал от преследования Временного правительства Владимира Ильича Ленина. Естественно, Михайлов знал и нам рассказывал, что в шалаше на берегу озера Разлив вождю мирового пролетариата компанию составлял другой пламенный революционер, позже ставший жертвой сталинского террора, Григорий Евсеевич Зиновьев.
Мы с Володей об этом уже знали — от Александра Николаевича Емельянова, с которым встречались в Разливе в том же 1981 году. Но для большинства советских граждан эта страничка биографии полностью открыта была только в годы перестройки. Что не делает чести ни отечественным политикам, ни отечественным историкам
«Точных обмеров «Самсона» не существовало»
11 апреля 1983 года Михайлов позвонил в училище:
— Бюст Хлобыстова готов, можете забрать хоть завтра.
И вот только во время этого визита в мастерскую я попросил Михайлова рассказать о «Самсоне». К нашему с Гонровым большому удивлению, Николай Васильевич охотно согласился. К сожалению, рассказ его я смог записать только, вернувшись домой, по памяти, и в чем-то могу быть не точен. Михайлов подарил нам с Володей копии фотографии, опубликованной в какой-то книге: по Ленинграду везут «Самсона». Я попросил подписать – Николай Васильевич отказался:
— Не могу. Моя роль в этом деле маленькая.
Той копии фотографии у меня нет; вероятно, после моего увольнения осталась в училище. А запись рассказа сохранилась.
— Фашисты, захватив Петергоф, «Самсона» вначале увезли в Гатчину, а оттуда уже в Германию. В конце войны и сразу по ее окончании были предприняты поиски «Самсона», но положительных результатов они не дали. Возможно, скульптура была аккуратно или неаккуратно разобрана (у Козловского она состояла из пяти частей), и когда-нибудь еще найдется. А может быть, ее просто разломали. Чего деликатничать, если все равно отправлять на переплавку. Бронза для военной промышленности — ценнейший материал.
В 46-м решили фонтан «Самсон» воссоздать. Поручили это дело Василию Симонову. Почему именно ему, не берусь говорить, не помню. Вероятно, потому, что он был опытнейший скульптор-монументалист, и старейший – Василий Львович еще до Первой Мировой войны в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода взял первую премию. Симонов был профессором и деканом скульптурного факультета в «Мухе» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. – В.Ж. ).
Василий Львович решил не просто скопировать скульптурную группу, но и попытаться передать авторский почерк Козловского, чтобы новый «Самсон» получился как можно «достовернее». Были подняты архивные документы. Не поверите, но точных обмеров «Самсона» не существовало. Были известны только его высота и вес. Через газеты обратились к ленинградцам с просьбой принести, привезти, прислать у кого что есть – открытки, фотографии. Вскоре в мастерской Симонова – она находилась на улице Герцена ( Большая Морская улица. ВЖ. ), в здании ЛОСХА ( Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. ВЖ. ), — образовались горы из почтовых открыток, фотокарточек, в большинстве своем не особо качественных, и, к сожалению, не добавляющих необходимых знаний. Не было снимков, на которых «Самсон» можно было бы рассмотреть со всех сторон и подетально. Василий Львович отобрал штук двадцать фотографий, сделанных с разных точек, но не с одинакового от «Самсона» удаления, и путем математических расчетов определял те или иные параметры.
Симонов выполнил модель высотой в один метр. Для того, чтобы увеличить скульптуру до натуральных размеров и объема и выполнить в разных материалах, в глине и гипсе, привлекли меня. Василий Львович продолжил доработку, проработку деталей. Работали мы с ним по 15 часов в сутки.
Отливали «Самсон» на заводе «Монументскульптура» под нашим, Симонова и моим, наблюдением. Для заводчан заказ оказался не только почетным, но и срочным. Традиционно пуск петергофских фонтанов, как вы знаете, проводится в мае. В 1947 году его назначили на 14 сентября. Литейщикам и другим специалистам приходилось работать сверхурочно, а то и сутками.
Параметры выдержали точно: высота — 3 метра 24 сантиметра, вес — 5 тонн. Единственное несоответствие, которое было допущено: теперь скульптурная группа состояла не из пяти, а из четырнадцати частей. Трудное послевоенное время — решили сэкономить на дорогостоящем материале. Но расчеты показали, что, если отлить стенки тоньше, чем они были у Козловского, мощная струя воды может смять и изуродовать бронзовую руку Самсона.
Работу закончили в последних числах августа. Доставку «Самсона» в Петергоф – тогда уже Петродворец — назначили на 31-е число. Собирались сделать все по-тихому, по-рабочему. Но на заводе посчитали иначе: «Вы что?! Это же событие для города!» Заводчане настояли и на том, чтобы «Самсона» перевозили, не лежа, как предполагалось, а стоя.
Установили его на специальную платформу и повезли. Был теплый солнечный день. Везли не по окраинным улицам, как хотели сначала, а через центр города: по Лиговскому проспекту, по Невскому, по улице Герцена — мимо ЛОСХа, где мастерская Симонова. Но широкого оповещения ленинградцев о предстоящем событии почему-то не было. Для многих появление из-за какого-нибудь поворота сверкающего золотом гигантского богатыря было настоящим чудом. Люди кричали «ура», аплодировали. Военные и постовые милиционеры, нарушая все уставы, отдавали честь ветхозаветному герою. У ног Самсона на платформе сидел старенький, растроганный до слез Василий Львович Симонов.
«Самсона» должны были доставить в парк, как я уже сказал, лежащим на боку, а потом поднять и установить на пьедестал. Именно к таким действиям и была подготовлена вся грузоподъемная техника. По ходу дела пришлось менять технологию монтажа. К тому же, внутрь фигуры предстояло еще вставить какую-то трубу. Вдруг выяснилось, что габариты взрослого человека сделать это не позволяют. В толпе нашелся какой-то шустрый пацаненок, вручили ему трубку, объяснили, что и как нужно сделать. Мальчишка нырнул под пьедестал. Толпа замерла. Послышался скрежет. И – тишина! Нет мальчишки! Мы не на шутку заволновались. Но тут лев, которому Самсон раздирает пасть, заплакал жалобно, как ребенок. Плач доносился из его пасти. Рабочие бросились спасать мальчонку. Вытащили, конечно, его, и он, испуганный, весь в слезах, объяснил, что трубку вставил, куда следует, а обратно никак не мог выбраться. Зареванный пацан скрылся в толпе, и никому в голову не пришло его остановить, спросить хотя бы, как зовут. Помните у Твардовского в «Рассказе танкиста»: «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить»?
Был еще один тревожный момент – уже во время торжественного открытия фонтана, 14 сентября. Когда дали воду, вначале ударила мощная струя мокрого песка, и «Самсон» вдруг задрожал. Мне, да и не только мне, стало не по себе: выдержат ли сварочные швы?! Выдержали!
Я где-то читал, что на открытии «Самсона» собралось 50 тысяч человек. Были и почетный караул, и оркестр. И хотя за спиной у Самсона стоял весь в руинах Большой петергофский дворец, народ ликовал!
В конце декабря 2010 года фонтан «Самсон» был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуру покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака. 16 апреля 2011 года петербуржцы и гости Северной столицы смогли стать свидетелями уникального исторического зрелища – «Самсон» «прошествовал» по городу тем же путем, что и в 1947 году, чтобы занять свое место на пьедестале в Нижнем парке ГМЗ «Петергоф».
Источник