Фонтан самсон м козловского

О том, кто раздирает пасть льва в Петергофе


Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Петергоф. 10 июня 2018
Вы видели главный петербургский фонтан — «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе? Интересно, что раздирающий не похож на ветхозаветного героя Самсона, а выглядит как античный полубог Геракл. Поразбирался с этим вопросом, читайте результат!

Позолоченная бронзовая скульптура в ковше Большого каскада фонтанов в Петергофе посвящена победе над Швецией. Раздираемый могучим героем лев — символ этой северной страны, до сих пор присутствует на ее гербе. Уничтожающий же льва герой носит имя Самсон, судя по общеизвестному названию фонтана. Но правомерно ли оно? Сомнения возникают потому, что отличительной чертой ветхозаветного Самсона были длинные волосы, скульптура же изображает коротковолосого кудрявого атлета.


Самсон, раздирающий пасть льва. Крупный план

Не Геракл ли перед нами?

В пользу того, что перед нами Геракл, говорит сходство скульптуры с другой, изображающей именно Геракла. В Эрмитаже находится мраморная группа «Геракл в борьбе с немейским львом» (копия той скульптуры, что создал Лисипп). Геракл душит льва, подняв его на задние лапы и сжав горло сгибом локтя.


Геракл, борющийся с Немейским львом. Эрмитаж

Голова Геракла напоминает голову петергофского Самсона, только у первого есть борода. Отличие же петергофской скульптуры в том, что она изображает не подвиг Геракла, задушившего льва, а поступок Самсона, разорвавшего льву пасть.

В пользу того, что перед нами Самсон, говорит то, что Петра I за полтавскую победу называли вторым Самсоном. Сначал хвалу Петру I как Самсону возносили его соратники, а затем на государственном уровне была провозглашена хвала Сампсонию. Дело было так.

Победа в решающем сражении русско-шведской войны была добыта русскими войсками под Полтавой 27 июня 1709 года, в день святого Сампсона Странноприимца (по новому стилю в 2018 году отмечается 10 июля). Этот святой жил в конце IV века. Соратник Петра I Феофан Прокопович в торжественной речи от 22 июля 1709 года по старому стилю отметил, что победа была обретена не без божественного участия. Феофан в этой речи первым назвал императора вторым Самсоном, который растерзал льва шведского. Речь была произнесена в Киевском соборе в присутствии Петра I (пишет историк А. Г. Раскин), так что дальнейшее продвижение этого сравнения было с ведома императора.

В этом же 1709 году была создана гравюра, посвященная Полтавской битве, с подписью «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему». На следующий, 1710-й год в Санкт-Петербурге в честь победы была воздвигнута Сампсониевская церковь, позже перестроенная в собор. Расположен он по адресу Большой Сампсониевский проспект, дом 41. В год 25-летия победы принято решение создать скульптуру Самсона, раздирающего пасть льву. Первая скульптура была свинцовая, Самсон был изображен длинноволосым и в плаще (автор — Растрелли-старший, Бартоломео Карло Растрелли). В 1799 году было принято решение создать вторую скульптуру, на замену. Скульптор Козловский работал над ней с 1800-го по 1802-й год. Нынешняя скульптура является копией скульптуры Козловского, которая была вывезена гитлеровцами в Великую Отечественную войну. После тяжелой победы Советского Союза над фашистской Германией скульптор В. Л. Симонов по фотографиям ленинградцев восстановил утерянную скульптуру. Ее установили в ковш Большого каскада и открыли 14 сентября 1947, в День танкиста (танкисты первыми ворвались в освобождаемый от гитлеровцев Петергоф).

В общем
Петергофский Самсон, раздирающий пасть льва, — это не точное, но аллегорическое изображение Самсона. Он изображен как античный Геракл, среди статуй античных богов Большого каскада фонтанов Петергофа. Фонтан Самсон является прославлением Петра I, совершившего немало деяний для славы Российской Империи, одно из которых — создание армии, победившей сильнейшую шведскую армию в Полтавской битве 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония Странноприимца.

Речь Феофана Прокоповича от 22 июля 1709 года
Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе, пресветлейшему государю царю и великому князю Петру Алексиевичу, всея Великия и Малыя и Белыя россии самодержцу, в лето господне 1709 месяца июня дня 27 Богом дарованной
.
Яко убо иногда Самсон в растерзанном от себе льве обрете пчелы и мед и, усладився от него, предложи гадание: от ядущаго, рече, ядомое изыйде, и от крепкаго изыйде сладость. Подобие и тебе, пресветлейший монархо, божиим благословением случися. Растерзал еси, аки вторый Самсон (не без смотрения же, мню, божия и в день сей Самсона случися победа твоя), растерзал еси мужественне льва свейского. Се убо обретаеши в нем сладкий нектар. Се и на тебе Самсоново гадание исполняется: от ядущаго изыйде ядомое; от того, иже пожерл бяше отечески я твоя земли и многих народов пожре имения, имееши ядомое, толикий и толь дивную воинства его плень и все пребогатыя користы; от крепкаго изыйде сладость; понеже крепкий сый и страшный непобедимою твоею десницею побежден есть: того ради сладчайшая есть торжественная радость. И якоже горько слышати бяше от сумнящихся и малодушествующих; невозможно побежденным быти воем свейским, тако невоместимая ныне сладость всех, нелицемерне любящих царство твое, сердца исполняет, егда видим уже онаго страшнаго и непобедимаго супостата побежденна преславно, побежденна победою неслыханною, на весь мир дивною и страшною. Пий убо сие свышше данное тебе вино радости!
.
(текст по книге «Феофан Прокопович. Сочинения», 1961 г. Москва, Ленинград)

Источник

Фонтан «Самсон» — символ победы в Северной войне

Адрес: Петергоф, Нижний парк
Координаты: 59°53’06.8″N 29°54’33.0″E

Читайте также:  Бассейн надувной intex 58431np

Красивый фонтан у подножья Большого каскада давно стал одной из визитных карточек Петергофа. Позолоченная статуя Самсона, который усмиряет свирепого льва, символизирует славные победы России над Швецией. Главная струя мощного водомета поднимается на 21 м, и величественное зрелище привлекает очень много туристов.

Фонтан «Самсон» на фоне Большого каскада и Большого дворца

История фонтана

Когда Петр I планировал строительство новой загородной резиденции, он хотел, чтобы возле главного дворца стоял фонтан со скульптурой Геракла, который побеждает Лернейскую гидру. Однако, не всем планам российского императора суждено было сбыться.

Еще при жизни самого Петра I часто называли библейским Самсоном, который сумел побороть разъяренного льва. Лев считался одним из символов Швеции, и его изображение украшало королевский герб. Сравнивая российского императора с Самсоном, а короля Швеции Карла XII со львом, приближенные и историки старались подчеркнуть значение военных побед, одержанных Россией в начале XVIII века.

Вид фонтана с Большого каскада

Фонтан «Самсон» начали строить при императрице Анне Иоанновне, желавшей приурочить новый водомет к 25-летию знаменитой Полтавской битвы. Это сражение произошло в 1709 году и стало решающим в затяжной Северной войне. Примечательно, что шведская армия потерпела поражение 27 июня — в день преподобного Сампсония Странноприимца, почитавшегося небесным покровителем российских солдат.

Модель для скульптурной группы изготовил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли, а каменное основание для нее — архитектор Михаил Земцов. В 1735 году статуи отлили из свинца и установили в ковше под Большим каскадом. В те времена Самсон имел бороду и был облачен в развивающийся плащ.

Вид фонтана с Морского канала

К концу XVIII века свинцовые скульптуры стали разрушаться и потеряли былой блеск, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1802 году академик Михаил Иванович Козловский изготовил выразительную скульптурную группу, полностью сохранив композицию старого фонтана. Правда, в его исполнении Самсон превратился в могучего юношу, больше похожего на мифического Геракла, чем на известного библейского героя.

Когда началась Великая Отечественная война, в пригородах Санкт-Петербурга стали хозяйничать фашисты. Немецкая оккупация продлилась до 1944 года, и в результате все фонтаны Петергофа оказались разрушенными. Статуи из «Самсона» пропали, поэтому в послевоенные годы их пришлось изготавливать заново. Скульптор В. Л. Симонов и его помощник В. Н. Михайлов, используя сохранившиеся рисунки и старые фотографии, сделали новые скульптуры, и в 1947 году посетители Петергофа смогли увидеть живописный фонтан в действии.

Общий вид на фонтан «Самсон»

Несколько лет назад старый фонтан отреставрировали. Чтобы золото дольше не смывалось водой, его нанесли на статуи в два слоя, затратив почти 1 кг сусального золота. Кроме того, скульптуры покрыли двумя слоями защитного лака.

Как выглядит фонтан сегодня

Сверкающие на солнце статуи возвышаются на трехметровом каменном постаменте, похожем на уступ скалы. Молодой сильный лев изображен присевшим перед решающим прыжком. Перед ним стоит обнаженный Самсон, который сильным рывком разрывает пасть зверя, и из нее, словно последний рык, вырывается мощный водяной столб.

Скульптурная композиция фонтана

Вокруг главных героев на каменном постаменте видны фигуры восьми позолоченных дельфинов, которые считаются символами мирного Балтийского моря. Из их пастей также вылетают наклонные струи воды. Еще ниже, у основания рукотворной скалы, помещены позолоченные львы, изображающие четыре стороны света. Они тоже являются небольшими водометами, струи которых бьют параллельно глади бассейна.

Вода, питающая живописные фонтаны, устремляется к Петергофу с Ропшинских высот, а из прудов-резервуаров Верхнего сада самотеком попадает в Нижний парк. Интересно, что водяной столб «Самсона» достигает высоты 6-7-этажного здания без использования каких-либо насосов и других водоподъемных устройств. Его мощность обеспечивается исключительно за счет перепада давления.

Вид фонтана на фоне Воронихинской колоннады

Фонтан «Самсон» расположен в Нижнем парке, территория которого открыта для посетителей с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Чтобы попасть сюда, необходимо приобрести билет. Летом воду в фонтане запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

Источник

А «Самсон»-то не настоящий!

Создатель современной скульптуры легендарного фонтана рассказал, как и что было

Этот материал готовился к 14 сентября 2017 года, к 70-летию самого знаменитого из петергофских фонтанов – Самсона. Для авторской рубрики «Короткие встречи Владимира Желтова» в газете Пермского края «Звезда». (Почему «к 70-летию», станет понятно из текста.) Внимательный читатель, ознакомившийся с моим материалом о Георгии Жженове «Современный кинематограф развращает женщин», знает: газетой владеют люди, которые в отличие от Остапа Бендера не чтут уголовный кодекс, что в нашей стране в наше время, к сожалению, даже не уголовно не наказуемо.

В общем, материал опубликован не был – был положен мной в долгий ящик, где и пролежал до сегодняшнего дня.

Сегодня в эфире «Эхо Москвы» выступала генеральный директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Елена Яковлевна сказала, что в связи с пандемией 25 апреля пуск фонтанов не состоится – он переносится на 9 мая, на День Победы. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне готовится праздничная программа «От Петергофа сохранилось только небо». Сейчас в это трудно поверить, но блокадная муза Ольга Берггольц была недалека от истины…

Четыре десятилетия назад моя неласковая судьба преподнесла мне подарок, дивиденды от которого я по глупости своей извлек невеликие, и все же…

Фонтан «Самсон» (полное название: «Самсон, раздирающий пасть льва») — визитная карточка государственного музея-заповедника «Петергоф». Это фонтан-памятник. Памятник победе русской армии в Северной войне. И был он установлен в честь 25-й годовщины Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (8 июля) 1709 года — в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русской армии. Поверженный лев символизирует побежденную Швецию и ее молодого короля Карла ХII. Да и императора Петра I еще при жизни с подачи епископа Русской Православной Церкви и государственного деятеля Феофана Прокоповича сравнивали с библейским богатырем Самсоном, первый подвиг которого заключался в победе над разъяренным львом.

Читайте также:  Пылесос для чистки пруда своими руками

Для искусства XVIII века было характерно использование аллегорий (иносказания), и Бартоломео Карло Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной.

Средств на грандиозный фонтанный комплекс, возводимый у Большого дворца, не жалели. «Самсон» является центральной фигурой Большого каскада, включающего в себя еще 60 фонтанов. Чтобы обеспечить достаточный напор воды в центральном фонтане «Самсон» и позволить струе из пасти льва бить на высоту более 20 метров, был сооружен деревянный трубопровод, длина которого составляла 4 километра.

«Самсон» был отлит из свинца, и в силу природных свойств этого металла со временем деформировался. В 1802 году свинцового «Самсона» заменили бронзовым. Скульптур Михаил Козловский сохранил первоначальный идейный замысел и композицию фонтанной группы, но, по сути, создал оригинальное произведение — он изобразил Самсона обнаженным, и тот стал похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла.

Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1941-го по январь 1944-го, Петергоф находился на оккупированной врагом территории, и дворцово-парковому комплексу, казалось, был нанесен невосполнимый урон: дворцы были либо взорваны, либо сожжены, музеи разграблены, фонтанная система выведена из строя… Утрачен был и оригинальный «Самсон». Тот памятник-фонтан, который вот уже больше семи десятилетий не перестает удивлять и радовать посетителей Нижнего парка, создан скульптором Василием Симоновым «с помощником» (так сказано в Википедии) Николаем Михайловым.

«За работу не возьму ни копейки»

О скульпторе Николае Михайлове я узнал 11 сентября 1981 года из публикации в газете «Вечерний Ленинград». Статья Светланы Моторовой называлась «О доблести, о подвигах, о славе», и речь в ней шла о том, что Михайлов создает портретную галерею героев Великой Отечественной.

Я работал заместителем директора ленинградского ПТУ№105, по моей инициативе и, как говорится, при моем непосредственном участии в училище создавался Музей 20 Гвардейского истребительного авиационного полка. Если мне не изменяет память, десять летчиков полка удостоились звания Героя Советского Союза. Один из них – Алексей Хлобыстов совершил три воздушных тарана, причем, два в одном бою. Прочитав о Михайлове, я решил попросить скульптора изготовить для нашего будущего музея бюст Хлобыстова.

Уговаривать Николая Васильевича не пришлось. Он сказал, что за работу не возьмет ни копейки, просил только найти рублей 50 «на гипс и на отливку». (Чтобы представить, сколь велика сумма, скажу: мой оклад составлял 160 рублей, на руки я получал что-то около 142-х.)

В статье, с которой для меня началось знакомство с Николаем Михайловым, как бы между делом было упомянуто, что он «несколько лет» работал «вместе с известным мастером резца В.Л. Симоновым» над «новым вариантом фигуры Самсона».

Разумеется, мне очень хотелось попросить Николая Васильевича рассказать об этой его работе, но корреспондент «Вечерки» предупредила: Михайлов не любит касаться «этой темы», поскольку чувствует себя обиженным; не только журналистам, но и петергофским экскурсоводам ничего не говорит его имя; всегда и везде «только Симонов, один Симонов».

Во время наших с коллегой и главным моим помощником во всех моих начинаниях Владимиром Гонровым нечастых посещений мастерской на Кузнецовской улице, Николай Васильевич был приветлив, доброжелателен и, как казалось мне тогда, излишне откровенен.

Помню, как за чаем он, родившийся в год начала Первой русской революции в семье сестрорецкого рабочего, вспоминал о дружбе с детьми другого сестрорецкого рабочего Николая Александровича Емельянова – того самого, что летом 1917-го скрывал от преследования Временного правительства Владимира Ильича Ленина. Естественно, Михайлов знал и нам рассказывал, что в шалаше на берегу озера Разлив вождю мирового пролетариата компанию составлял другой пламенный революционер, позже ставший жертвой сталинского террора, Григорий Евсеевич Зиновьев.

Мы с Володей об этом уже знали — от Александра Николаевича Емельянова, с которым встречались в Разливе в том же 1981 году. Но для большинства советских граждан эта страничка биографии полностью открыта была только в годы перестройки. Что не делает чести ни отечественным политикам, ни отечественным историкам

«Точных обмеров «Самсона» не существовало»

11 апреля 1983 года Михайлов позвонил в училище:

— Бюст Хлобыстова готов, можете забрать хоть завтра.

И вот только во время этого визита в мастерскую я попросил Михайлова рассказать о «Самсоне». К нашему с Гонровым большому удивлению, Николай Васильевич охотно согласился. К сожалению, рассказ его я смог записать только, вернувшись домой, по памяти, и в чем-то могу быть не точен. Михайлов подарил нам с Володей копии фотографии, опубликованной в какой-то книге: по Ленинграду везут «Самсона». Я попросил подписать – Николай Васильевич отказался:

— Не могу. Моя роль в этом деле маленькая.

Той копии фотографии у меня нет; вероятно, после моего увольнения осталась в училище. А запись рассказа сохранилась.

— Фашисты, захватив Петергоф, «Самсона» вначале увезли в Гатчину, а оттуда уже в Германию. В конце войны и сразу по ее окончании были предприняты поиски «Самсона», но положительных результатов они не дали. Возможно, скульптура была аккуратно или неаккуратно разобрана (у Козловского она состояла из пяти частей), и когда-нибудь еще найдется. А может быть, ее просто разломали. Чего деликатничать, если все равно отправлять на переплавку. Бронза для военной промышленности — ценнейший материал.

В 46-м решили фонтан «Самсон» воссоздать. Поручили это дело Василию Симонову. Почему именно ему, не берусь говорить, не помню. Вероятно, потому, что он был опытнейший скульптор-монументалист, и старейший – Василий Львович еще до Первой Мировой войны в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода взял первую премию. Симонов был профессором и деканом скульптурного факультета в «Мухе» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. – В.Ж. ).

Читайте также:  Комплект для скиммерного бассейна

Василий Львович решил не просто скопировать скульптурную группу, но и попытаться передать авторский почерк Козловского, чтобы новый «Самсон» получился как можно «достовернее». Были подняты архивные документы. Не поверите, но точных обмеров «Самсона» не существовало. Были известны только его высота и вес. Через газеты обратились к ленинградцам с просьбой принести, привезти, прислать у кого что есть – открытки, фотографии. Вскоре в мастерской Симонова – она находилась на улице Герцена ( Большая Морская улица. ВЖ. ), в здании ЛОСХА ( Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. ВЖ. ), — образовались горы из почтовых открыток, фотокарточек, в большинстве своем не особо качественных, и, к сожалению, не добавляющих необходимых знаний. Не было снимков, на которых «Самсон» можно было бы рассмотреть со всех сторон и подетально. Василий Львович отобрал штук двадцать фотографий, сделанных с разных точек, но не с одинакового от «Самсона» удаления, и путем математических расчетов определял те или иные параметры.

Симонов выполнил модель высотой в один метр. Для того, чтобы увеличить скульптуру до натуральных размеров и объема и выполнить в разных материалах, в глине и гипсе, привлекли меня. Василий Львович продолжил доработку, проработку деталей. Работали мы с ним по 15 часов в сутки.

Отливали «Самсон» на заводе «Монументскульптура» под нашим, Симонова и моим, наблюдением. Для заводчан заказ оказался не только почетным, но и срочным. Традиционно пуск петергофских фонтанов, как вы знаете, проводится в мае. В 1947 году его назначили на 14 сентября. Литейщикам и другим специалистам приходилось работать сверхурочно, а то и сутками.

Параметры выдержали точно: высота — 3 метра 24 сантиметра, вес — 5 тонн. Единственное несоответствие, которое было допущено: теперь скульптурная группа состояла не из пяти, а из четырнадцати частей. Трудное послевоенное время — решили сэкономить на дорогостоящем материале. Но расчеты показали, что, если отлить стенки тоньше, чем они были у Козловского, мощная струя воды может смять и изуродовать бронзовую руку Самсона.

Работу закончили в последних числах августа. Доставку «Самсона» в Петергоф – тогда уже Петродворец — назначили на 31-е число. Собирались сделать все по-тихому, по-рабочему. Но на заводе посчитали иначе: «Вы что?! Это же событие для города!» Заводчане настояли и на том, чтобы «Самсона» перевозили, не лежа, как предполагалось, а стоя.

Установили его на специальную платформу и повезли. Был теплый солнечный день. Везли не по окраинным улицам, как хотели сначала, а через центр города: по Лиговскому проспекту, по Невскому, по улице Герцена — мимо ЛОСХа, где мастерская Симонова. Но широкого оповещения ленинградцев о предстоящем событии почему-то не было. Для многих появление из-за какого-нибудь поворота сверкающего золотом гигантского богатыря было настоящим чудом. Люди кричали «ура», аплодировали. Военные и постовые милиционеры, нарушая все уставы, отдавали честь ветхозаветному герою. У ног Самсона на платформе сидел старенький, растроганный до слез Василий Львович Симонов.

«Самсона» должны были доставить в парк, как я уже сказал, лежащим на боку, а потом поднять и установить на пьедестал. Именно к таким действиям и была подготовлена вся грузоподъемная техника. По ходу дела пришлось менять технологию монтажа. К тому же, внутрь фигуры предстояло еще вставить какую-то трубу. Вдруг выяснилось, что габариты взрослого человека сделать это не позволяют. В толпе нашелся какой-то шустрый пацаненок, вручили ему трубку, объяснили, что и как нужно сделать. Мальчишка нырнул под пьедестал. Толпа замерла. Послышался скрежет. И – тишина! Нет мальчишки! Мы не на шутку заволновались. Но тут лев, которому Самсон раздирает пасть, заплакал жалобно, как ребенок. Плач доносился из его пасти. Рабочие бросились спасать мальчонку. Вытащили, конечно, его, и он, испуганный, весь в слезах, объяснил, что трубку вставил, куда следует, а обратно никак не мог выбраться. Зареванный пацан скрылся в толпе, и никому в голову не пришло его остановить, спросить хотя бы, как зовут. Помните у Твардовского в «Рассказе танкиста»: «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить»?

Был еще один тревожный момент – уже во время торжественного открытия фонтана, 14 сентября. Когда дали воду, вначале ударила мощная струя мокрого песка, и «Самсон» вдруг задрожал. Мне, да и не только мне, стало не по себе: выдержат ли сварочные швы?! Выдержали!

Я где-то читал, что на открытии «Самсона» собралось 50 тысяч человек. Были и почетный караул, и оркестр. И хотя за спиной у Самсона стоял весь в руинах Большой петергофский дворец, народ ликовал!

В конце декабря 2010 года фонтан «Самсон» был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуру покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака. 16 апреля 2011 года петербуржцы и гости Северной столицы смогли стать свидетелями уникального исторического зрелища – «Самсон» «прошествовал» по городу тем же путем, что и в 1947 году, чтобы занять свое место на пьедестале в Нижнем парке ГМЗ «Петергоф».

Источник

Оцените статью