Фонтан сада сан галли

Фонтан сада сан галли

«Рождение Афродиты» в Сангальском саду на Лиговском проспекте.

Небольшой сквер «сад Сан-Галли» (он же сад «Кооператор», «Сад имени Фрунзе») находится рядом со станцией метро «Лиговский проспект».
Когда-то он был частью территории производственного комплекса, принадлежавшего крупному предпринимателю Францу Сан-Галли. Механический и чугунолитейный завод производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления. Именно Сан-Галли мы обязаны изобретением парового радиатора.Франц Сан-Галли-этот человек внес полезный вклад в
коммунальный комфорт не только России, но и остального мира. Он изобрел тепловой радиатор — всем известную батарею, которая спасает нас зимой (поначалу это приспособление называлось «хайцкёрпер» (горячаякоробка).
Сам же сад, после революции переименованный вместе с заводом в «Кооператор», выделяется среди застройки на Лиговском проспекте — на проспект выходит очень выразительная ограда в «русском стиле».
К сожалению, прославился сад Сан-Галли, не этим. В августе 1926 несколько лиговских хулиганов из ближнего Чубарова переулка — «чубаровцы» — затащили в сад возвращавшуюся домой двадцатилетнюю работницу и организованно изнасиловали ее вместе с тремя десятками собравшихся «единомышленников». Никто из них не считал это преступлением, поэтому полуживую девушку отпустили домой, а на суде охотно рассказывали подробности. Жестокий вердикт, в том числе семь смертных приговоров, стал для чубаровцев совершенно неожиданным.
Народ отметил событие «эпически»: сложил непристойную песню «Тридцать три веселых хулигана девушку поймали у фонтана». Фонтан в саду действительно был. По жестокой иронии судьбы он назывался «Рождение Афродиты» и изображал выходящую из моря богиню любви с амурами и дельфинами. Скульптура, по одной легенде, была посвящена возлюбленной Франца Сан-Галли, утонувшей в Финском заливе. По другой, дочь Сан-Галли утонула, катаясь на лодке. В мемуарах промышленника сказано»старшая дочь и ее муж умерли после четырех лет счастливой жизни».В память о ней безутешный отец велел отлить скульптуру дочери в образе Афродиты, рождающейся из морской пены. Говорили, что «юная Сан-Галли не утонула, а превратилась в русалку.
Недавно появилась статься в «Невских новостях» , что рассматривается вопрос о восстановлении фонтана в 2017 году.


По словам специалиста, при необходимом бюджетном финансировании копия Афродиты появится в саду Сан-Галли в 2017 году. Желающим увидеть оригинал КГИОП не отказывает: отреставрированная скульптура украшает холл, куда охранники по просьбе без проблем пускают на нее полюбоваться. В саду Сан-Галли же по-прежнему любоваться нечем, кроме знаменитой чугунной ограды да заросшего холмика на месте фонтана. «НЕВСКИЕ НОВОСТИ» обещают следить за процессом реставрации фонтана «Рождение Афродиты».
Адрес: СПб, Лиговский пр., д. 62
Как добраться: от станции метро Лиговский проспект в сторону пл. Восстания.

Родившаяся из пены. (100 Великих легенд и мифов.)
Существуют две версии происхождения богини любви и красоты Афродиты (у римлян Венера). Согласно одной, она — дочь Зевса и Дионы, согласно другой, более ранней и самой распространенной, Афродита родилась из крови оскопленного Кроном Урана. Эта кровь попала в море и образовала белоснежную пену, поэтому богиню любви еще называют «пенорожденная». Произошло это у острова Киферы, но ветер отнес пену к острову Кипр, на берегу которого и появилась Афродита.
Как и другие боги-олимпийцы, Афродита была очень самолюбива. Она жестоко наказывала тех, кто не выказывал ей почтения. Зато тех, кто служил ей верой и правдой, всячески одаривала. Она откликнулась на мольбу Пигмалиона — кипрского царя, который в одиночестве жил на острове и ненавидел женщин, так как считал их всех продажными.
Пигмалион был еще и скульптором. Однажды из слоновой кости он вырезал фигуру девушки в натуральную величину, от которой не мог оторвать взгляд. Она была как живая. Скульптор часами любовался ею и не заметил, как влюбился в созданное им произведение. Он начал делать статуе подарки: ожерелья, браслеты, кольца, покупал ей роскошные наряды и сам одевал ее. Он шептал ей в ухо ласковые слова. Скульптура не отвечала на его признания. Пигмалион был в отчаянии, он хотел, чтобы она ожила.
Подошло время празднования на Кипре дней Афродиты. Каждый старался сделать богине любви что-то приятное, нес ей в подарок разные украшения. Пигмалион тоже решил совершить жертвоприношение. Он заколол белую телку с золочеными рогами и принес ее на жертвенник.
— О, всесильная богиня любви Афродита! — воскликнул он.— Я страдаю от любви. Помоги мне оживить девушку, которую я изваял из слоновой кости. Для меня лучше ее нет никого на свете.
Пигмалион долго рассказывал о своей любви к статуе, а потом опечаленный, что не услышал ответа, отправился домой. Он пришел в мастерскую, где стояла его статуя. Каково же было его удивление, когда, прикоснувшись к ее руке, он заметил, что она теплая. Более того, ответила на его пожатие. Он заглянул в ее глаза и увидел в них блеск. Он улыбнулся, и скульптура улыбнулась ему в ответ. Он заговорил, и она ответила ему!
Пигмалион не верил своим глазам — его скульптура ожила. Пигмалион был счастлив. Ожившую статую он назвал Галатеей и вскоре женился на ней. Со временем у них родился сын, которого назвали Пафосом.
Совершенно противоположная история произошла с Нарциссом — сыном речного бога Кефиса и нимфы. Нарцисс не высказывал никакого уважения к Афродите. Этот прекрасный по внешности юноша, но холодный внутри никого не любил. Он отвергал любовь прекрасных нимф, лишь себя считал достойным любви. Афродита захотела наказать себялюбца. Однажды, когда он припал к ручью, чтобы напиться воды, то увидел свое отражение. Он не мог от него оторваться. Сильная любовь к самому себе вспыхнула в его сердце. Нарцисс не знал, что это наказание ему от Афродиты.
Нарцисс забыл о еде, питье, только смотрел на себя и любовался собой. У него все меньше оставалось сил, он не мог оторваться от ручья, и жизнь постепенно покидала его. Он так и умер, не сходя с места. Нимфы хотели похоронить прекрасного юношу, но не нашли его тела. А на том месте, где он умер, выросли белые душистые цветы, их назвали нарциссами.

Читайте также:  Речной круиз теплоход с бассейном

Но богиня любви, так жестоко покаравшая Нарцисса, и сама познала муки любви. Она полюбила Адониса — сына царя Кипра. Никто из смертных не был равен ему красотою. Ради Адониса она забыла и само небо. Она перестала красиво одеваться и не нежила себя, как прежде. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась в горах и лесах Кипра на зайцев, пугливых оленей и серн, но мощного вепря, медведя или волка она избегала. И Адониса просила она держаться подальше от этих хищников. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.
Но однажды во время охоты на Кипре в отсутствии Афродиты Адонис забыл о ее просьбе. Его псы выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него свой охотничий дротик. Но зверь был только ранен. Разъяренный раненый вепрь бросился на юного охотника. Несчастный не успел убежать. Вепрь своими клыками нанес юноше глубокую рану, тот упал на землю. Афродита услышала стоны умирающего и полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини, капли ее крови падали на землю, и из этой крови потом всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Наконец нашла она тело Адониса. Горько плакала богиня над рано погибшим прекрасным юношей. Но рыданиями умершего не воскресить.
В память о своем любимце Афродита смешала его кровь с божественным нектаром и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Коротко, как и жизнь юноши, время его цветения, быстро сдувает ветер поблекшие лепестки. Этот цветок назвали адонисом.

Источник

Сангальский сад — красота и мистика (Зелёный и загадочный Санкт-Петербург)

Каждый сад, парк и сквер в Санкт-Петербурге — это неподражаемая сказка. Ведь любой из них уникален и красив, со своей изысканной историей и тёплой душой. Петербуржцы любят гулять в подобных зелёных зонах.

Хотя в городе на Неве их огромное множество, всё равно жители стараются отвоевать каждый метр земли под парк, который хотят застроить. Понятно, мегаполис так «укомплектован», что в некоторых местах порой не хватает «воздуха».

Один из садов города на Неве можно охарактеризовать как обладающий большим прошлым, но и хранящий печаль в сердце. Это Сангальский сад на Лиговском проспекте с изысканным особняком фабриканта Сан-Галли в Санкт-Петербурге. Понятно из названия, что он получил своё имя от бывшего владельца усадьбы и стал именоваться с самого начала садом Сан-Галли.

Но впоследствии это был сад «Кооператор», затем имени Фрунзе, пока ему не вернули первоначальное наименование. Именно в это время советское, казалось бы, простое и доброе, и произошла тут страшная трагедия. Но начнём с самого начала.

Читайте также:  Парк царицыно музыкальные фонтаны

Обустройство и судьба сада

Безусловно, история сада тесно переплетена с историей особняка Сан-Галли и его владельца. Ранее сад представлял собой часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 году.

Предприятие принадлежало столичному жителю немецкого происхождения — Францу Карловичу Сан-Галли. Его признают королём российского чугунного литья, изобретателем первого радиатора или всем известной батареи парового отопления. Его завод производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления.

Заводской сад был разбит на месте капустных огородов, проходил от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Территория сада была отделена от Лиговского проспекта чугунной оградой, созданной по проекту архитектора и художника И. И. Горностаева. Предположительно по эскизам архитектора К. К. Рахау, возможно, даже самого И. И. Горностаева.

После революции 1917 года сад вместе с особняком и всем другим имуществом Сан-Галли национализировали и переименовали в соответствии с новым названием завода «Кооператив». В 1920-х годах этой зелёной зоне было присвоено официальное название — «Сад имени Фрунзе».

В 1930 году в саду посреди бетонной чаши установили фонтан «Рождение Афродиты», который был перенесён из зимнего сада, о чём хорошо говорится в публикации об особняке Сан-Галли в Санкт-Петербурге.

Оригинальная ограда сада

Колоритная чугунная ограда художественного литья отделяет территорию сада от Лиговского проспекта. Её создал И. И. Горностаев по собственным рисункам, либо К. К. Рахау, точно не установлено. Но отлита она была на заводе Сан-Галли.

Основание ограды — красный гранит. Над входом угадывается фасад старинной русской избы, сама решётка — сочетание трилистников, цветов, причудливых линий.

В начале 2014 года ограда сада была снята для осуществления реставрационных работ, которые были завершены в декабре того же года. Ограда входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Сан-Галли Ф. К.» на Лиговском проспекте, 60-62.

Мистика со скульптурой фонтана

В саду был установлен фонтан, украшенный бронзовой фигурой богини Афродиты, предположительно, по проекту автора чугунной решётки Ивана Горностаева. Скульптуру нарекли «Рождение Афродиты» сами горожане позднее, поскольку изначально такового названия не было. Но непростая судьба была уготована статуе фонтана с самого начала.

Когда Франц Сан-Галли отбыл по делам в Париж, на его заводе в Санкт-Петербурге отливали скульптуру Афродиты. Мастера завода просчитались и допустили оплошность, после чего поверхность фигуры покрылась «рытвинами».

Тогда Афродиту отнесли в гальваническую мастерскую. Там отлитую в чугуне скульптуру покрыли гальванической медью. Медное покрытие было прочеканено. И это была вторая и уже роковая ошибка для изваяния богини. Медь при увлажнении начинает разрушать чугун.

Прямо наваждение какое-то или мистика. По одной из легенд скульптура была посвящена возлюбленной Франца Сан-Галли, которая якобы утонула в Финском заливе. По другой — дочери Сан-Галли, утонувшей каким-то образом во время катания на лодке.

У Сан-Галли действительно была дачу на берегу Финского залива под Ораниенбаумом. Но о том, что одна из его дочерей утонула, он нигде не сказал ни слова. В его мемуарах-воспоминаниях можно прочитать следующее: «старшая дочь и её муж умерли после четырех лет счастливой жизни».

Точно известно, что скульптура предназначалась для зимнего сада особняка Сан-Галли. Перед ним был установлен фонтан «Рождение Афродиты» в 1870 г. В 1930 году её выставили в сад и установили посреди бетонной чаши.

Из-за ошибок, допущенных во время литья, вскоре начались процессы ржавления чугуна. Дожди и снег ускорили процесс коррозии: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. Позже ржавчина стала отрывать медь со скульптуры, поверхность стала «шелушиться».

В конце 1990-х скульптура была переведена на баланс Водоканала. На тот момент утрата авторской поверхности составляла 90%. Поэтому перед реставрацией КГИОП рассматривал возможность лишить скульптурную группу охранного статуса памятника регионального значения.

Попытки восстановления фонтана заявлялись неоднократно. В 2000 году скульптуру фонтана убрали из сада. Группе компаний «Интарсия» удалось отреставрировать изваяние «Рождение Афродиты», чем она занималась в течение 2000-2002 гг. Реставрация обошлась в 1,35 млн рублей.

В самом саду в 2006 году засыпали чашу фонтана и сейчас она представляет собой горку, засаженную газонной травой. В 2014 году Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта восстановления фонтана.

Завершена разработка проекта реконструкции фонтана в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, полученным от КГИОПа. Авторы проекта — специалисты фирмы ООО «Ялта». По словам специалистов, при необходимом бюджетном финансировании фонтан в саду может появиться уже в скором времени.

Правда, вместо оригинала скульптуры фонтана будет установлена копия. Восстановленный оригинал уже несколько лет украшает холл в здании КГИОПа.

Читайте также:  Чем полезен бассейн с гидромассажем

Очень трагичная страничка сада

Связаны ли эти легенды о некой утопленнице Сан-Галли с тем ужасным, что здесь произошло позже, при СССР, или нет, остаётся лишь гадать. В Санкт-Петербурге много мистики. Если верить во что-то потустороннее, то связь очевидна и налицо. В противном случае, всё можно объяснить трагичным стечением обстоятельств, ужасной случайностью.

В начале 1920-х в саду собирались бандиты «чубаровцы». Преступная группировка была названа по местному Чубаровскому (Транспортному) переулку, где она преимущественно орудовала. В 1926 году более 30 из её участников совершили групповое изнасилование 20-летней девушки.

Из-за чего потом появилась народная песня: «Тридцать три весёлых хулигана девушку поймали у фонтана». Страшно то, что среди этих подонков были те, кто прошёл социализацию, например, сотрудники завода «Кооператив».

Разумеется, наказание долго не заставило себя ждать, возмездие пришло и по заслугам. В советское время за это судили очень строго. Вердикт был таков — 7 участников насилия были приговорены к смертной казни. Остальные получили немалые сроки тюремного заключения, где с ними, бесспорно, поступили точно так же, как и они когда-то с жертвой.

Но жизнь продолжается и в саду наметились изменения к лучшему. Сад, перелистывая свои страницы истории и делая выводы, как бы старался вычеркнуть печаль из своей памяти и по новой заслужить доверие у горожан своим неподражаемым видом, строя грандиозные планы на будущее.

Новый проект, канувший в Лету?

Рядом с садом стартовал проект «San Gally Park» — «Сан-Галли парк центр», названный по дореволюционному наименованию завода, на территории которого планировали его расположить. Последнее название предприятия — «Буммаш».

Превосходное месторасположение позволяло объединить различные сферы для создания многофункционального комплекса: целостного объекта с различными функциями, которые дополняли бы друг друга, формируя современный бизнес-центр в Санкт-Петербурге.

Многофункциональный комплекс под названием San Gally Park на Лиговском проспекте должны были построить в 2007 г. Инвесторы: австрийские банки Raiffeisen, страховщики UNIQA и строительные фирмы Strabag выкупили участок.

В 2008 году начался снос корпусов завода. Впоследствии в связи с поправками в Правилах землепользования и застройки пришлось изменить проект и снизить 11-этажный 42-метровый комплекс до 7-этажного 28-метрового.

В 2011 году застройщик получил разрешение на строительство и приступил к работам. Однако архитектурные эксперты сочли проект «чужеродным» для Северной столицы. Строительство застопорилось. Внешний вид полуразрушенных строений бывшего завода за следующие 5 лет не изменился.

В апреле 2016 года генподрядчик заявил о том, что строительство уже начато, но никакой конкретики так и не последовало. В июне пояснили, что проект не был реализован из-за изменений в градостроительном законодательстве и падения ставок аренды на рынке офисной недвижимости.

В декабре 2016 года площадка, ранее принадлежавшая инвесторам Raiffeisen Evolution, которые планировали построить здесь «Сан-Галли парк центр», перешла в собственность STRABAG Real Estate GmbH (SRE). Затем международный холдинг STRABAG SE продал участок рядом с парком Сан-Галли на Лиговском проспекте, 60-62 финскому концерну ЕКЕ. Что планирует создать здесь финны, пока неизвестно.

А, может, неудавшийся проект — всё то же прошлое с не очень позитивной энергетикой, связанной с легендами об утонувших девушках? Вот, и проект «Сан-Галли парк» канул в Лету? Кто знает, жизнь покажет. А чего ждать? Ведь не зря говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Нужно бы место освятить, это однозначно!

К сведению, Лета — в древнегреческой мифологии река забвения, одна из 5-ти рек вместе со Стиксом, Ахероном, Кокитосом и Флегетоном, протекающих в подземном царстве Аида.

Сегодняшний Сангальский сад

Сангальский сад располагается в непосредственной близости к набережной на Обводном канале. Сегодня он представляет собой поистине уютный уголок, который украшает эту часть города, изобилующую разными постройками.

На настоящий момент исторический ландшафт сада претерпел существенные изменения. В нём приятно находиться и подышать свежим воздухом, тут гуляют местные жители и приезжие, нередко можно увидеть играющих в городки.

Сегодня здание бывшего завода Сан-Галли опознать нетрудно. Прямо на проходной, в верхней части ворот установлены небольшие скульптуры, символизирующие собой Меркурия и младенца. Эта парковая зона сейчас отлично контрастирует с некоторыми банальными решениями застройки Лиговского проспекта в Санкт-Петербурге.

Адрес и как добраться до сада Сан-Галли

  • Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 64
  • Ближайшая станция метро: «Лиговский проспект»
  • От ст. м. «Лиговский проспект» пешком

5 минут = 495 м. Из вестибюля выйти на Лиговский проспект, следовать по нему, когда увидите шикарную решётку сада, вы на месте.

Источник

Оцените статью