Фонтан «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» — легендарный московский фонтан, расположенный в центральной части ВДНХ (на площади Дружбы народов у Главного павильона) и ставший узнаваемым символом как самой Выставки, так и Москвы в целом. Один из трёх главных фонтанов ВДНХ наряду с «Золотым колосом» и «Каменным цветком».
Внешний вид фонтана поражает своим лоском, богатством и проработанностью: он размещён в центре огромного восьмигранного бассейна (81х56 метров) и выполнен в виде высокого снопа из пшеницы, конопли и подсолнухов, вокруг которого размещены 16 женских скульптур, изображающих Союзные республики СССР. Скульптурная группа водружена на ступенчатое гранитное основание. Высота снопа составляет 7,4 метра — он изготовлен из медных листов, выколоченных по форме, и имеет реалистичную рельефную поверхность.
Фигуры девушек, окружающие сноп, выполнены из бронзы и покрыты сусальным золотом. Они символизируют 16 Союзных республик (по часовой стрелке): РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР и Белорусская ССР. Каждая из 16 девушек-республик одета в национальную одежду и держит в руках какие-либо фрукты или растения: например, Россия изображена с косой на голове и пшеницей, Белоруссия — в косынке и с льном и яблоком, а Грузия — с гроздью винограда. Скульптуры расположены в порядке, аналогичном их упоминанию на гербе СССР, который опирался на список республик в Конституции СССР от 1947 года, где они ранжированы по численности населения. Однако, Молдавия и Киргизия по неизвестным причинам перепутаны местами. На переднем плане фонтана (напротив Главного павильона) размещены 3 славянские республики: Украина, Россия и Белоруссия.
Бассейн с фонтаном находится в центре крупной восьмиугольной площади Дружбы народов: уровень её центральной части понижен, поэтому к нему ведут лестницы, а рассматривать фонтан со стороны можно словно со смотровых площадок.
Авторы фонтана: архитекторы Константин Топуридзе и Г.Д. Константиновский, инженер В.И. Клявин, скульпторы Зинаида Баженова, Алексей Тенета, Иосиф Чайков, Зоя Рылеева и В.П. Гаврилов.
История фонтана «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» был построен в 1951-1954 годах при реконструкции и обновлении территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую переделывали в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).
На старой ВСХВ 1939 года на месте будущего фонтана располагались детское кафе и часть зоны отдыха с несколькими небольшими павильонами, но при планировании ВДНХ здесь, у Главного павильона, решили сделать восьмиугольную площадь для митингов, которая начинала бы центральную ось Выставки. Вокруг площади и вдоль центральной оси выстроили новые республиканские павильоны, а на ней самой должен был появиться памятник Сталину. Со стороны павильона «Украина» в конце аллеи предполагали построить главный фонтан Выставки — «Золотой сноп» по проекту Топуридзе и Константиновского. Однако, после начала строительства фонтана планы переигрались: место у Главного павильона сочли неудачным для площади и отдали под строительство фонтана, после чего «Золотой сноп» был перенесён на освободившуюся площадку, а на его месте впоследствии обустроили фонтан «Каменный цветок». Перед самым открытием ВДНХ главный фонтан получил название «Дружба народов».
Любопытно, что изначально фигуры девушек-республик планировали облицевать цветной смальтовой мозаикой — в таком случае он мог бы напоминать «Золотой колос» и «Каменный цветок», но в итоге от идеи отказались, и девушек позолотили. При создании скульптур скульпторам позировали представительницы титульных национальностей республик, но доподлинно известны лишь трое из них: эстонская балерина Вирве Кипле-Пасаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
На момент запуска работу фонтана обеспечивали 8 насосов, размещённых прямо под снопом: 800 водяных струй постоянно меняли свою композицию, продолжительность цикла составляла полтора часа. Однако, со временем инженерные системы фонтана обветшали, и его работа была упрощена.
В наши дни фонтан «Дружба народов» — не только достопримечательность ВДНХ, но и один из символов Москвы. Его печатают на календарях и открытках, а гости города охотно фотографируются на фоне хоровода сверкающих золотом девушек. И, конечно же, рядом с ним очень приятно отдыхать в жаркие дни.
По вечерам композицию подсвечивают прожекторы.
Фонтан «Дружба народов» находится на площади Дружбы народов на Центральной аллее ВДНХ, позади Главного павильона. Добраться до него можно пешком от станции метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии.
Источник
Фонтан «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Его композиция состоит из нескольких частей. Овальная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в большой сноп.
Вокруг снопа стоят статуи 16 позолоченных девушек, символизирующие советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу административно-территориальных единиц, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Девушки в руках держат сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики. Узнать о каждой из золотых красавиц можно из нашего материала.
Когда построен, кто автор
Создан в 1954 году. Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Впервые за 65 лет (с октября 2018 года по апрель 2019 года) прошла комплексная реставрация этого уникального архитектурного памятника. Около шести месяцев понадобилось специалистам для обновления гидротехнической системы фонтана, укрепления каркасов его конструкций, а также реставрации декоративных элементов.
Фонтан представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров.
История создания
Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.
В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».
Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.
Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.
Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».
Композиция
Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.
Порядок расположения фигур был скопирован с Герба СССР, который опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.
Источник
Девчонки из фонтана
В 1954 году на тогдашней ВСХВ в Москве были замечены шестнадцать девчонок. Они поселились на огромном фонтане под названием «Дружба народов СССР».
Скульпторам позировали реальные девушки, поэтому лица заслуживает отдельного внимания. Я обошла фонтан по кругу и теперь делюсь получившимися картинками.
Несколько тысяч струй воды, сусальное золото и колосья, колосья, колосья. Авторам удалось почти буквально воспроизвести первоначальное название фонтана — «Золотой сноп».
Фонтан создавался группой инженеров и скульпторов по проекту архитектора Константина Топуридзе, между прочим, мужа всеми любимой актрисы Рины Зелёной.
Мне удалось найти всего лишь пару имён девушек, которых скульпторы использовали в качестве моделей. Если у вас есть ещё какая-нибудь информация, обязательно напишите мне. Буду благодарна!
Кстати, «реквизит» девушек совпадает с изображениями на гербах соответствующих республик. Лично проверяла 🙂
Итак, золотые девушки с ВДНХ.
Открывает парад представительница РСФСР с охапкой пшеницы.
На голове традиционный венок с лентами, а в ногах цветок солнечного украинского подсолнуха.
Девушка в национальной тюбетейке держит в руках хлопок — главное богатство республики.
Традиционный головной убор и гроздь винограда, как символ грузинского виноделия.
Жилетка поверх рубахи, ленты в волосах, а в букете у девушки есть дубовые листья, которые украшают герб республики.
И снова пшеница, на гербе тоже только она. У девушки на шее круглая брошь — сакта — национальное латышское украшение.
Косички, платье свободного кроя и хлопок в руке.
Я бы поменяла местами представительниц Таджикской ССР и Узбекской ССР, но пока следую порядку расположения скульптур, который смогла раздобыть в надёжных источниках.
Для скульптуры девушки-туркменки позировала Гозель Аннамамедова. Тогда она была студенткой Московской консерватории, а позже стала известной туркменской пианисткой и педагогом. В руках снова хлопок.
Уже через два года после открытия фонтана Карело-Финская республика из ССР превратилась в автономную ССР. Но девушка устояла. У неё в ногах небольшое хвойное дерево. Снова, как на гербе, но, к сожалению, не в кадре.
Для скульптуры девушки-эстонки позировала Вирве Капле-Парсаданян, балерина и актриса. На девушке национальный костюм острова Муху — третьего по величине в Эстонии.
Здесь и грозди винограда, и традиционный налобник — лента с монетами под волосами.
Царица полей — кукуруза. Её изображение есть на гербе только у этой республики.
Гирлянда из цветов и хлопка. И головной убор, похожий на традиционный тюрбан.
В руках у девушки хлопок, а на голове шелковая косынка с украшением — часть национального костюма.
На голове традиционный головной убор, украшенный пучком перьев, а в руках пшеница.
Замыкает группу белорусская девушка. В одной руке она держит яблоко, а в другой — лён.
Источник