- Фонтан «Дружба народов»
- История фонтана «Дружба народов»
- Фонтан «Дружба народов»
- Золотые девушки
- Фонтан «Дружба народов» по проекту К. Топуридзе, Г. Константиновского, З. Баженовой, А. Тенета, И. Чайкова, З. Рылеевой, В. Гаврилова, В. Клявина открыли в 1954 году.
- Блог «Квартирки»
- Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»
- Фонтан Дружба народов
- Фонтан «Дружба народов»
- Когда построен, кто автор
- Статус
- Современное состояние
- История создания
- Композиция
Фонтан «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» — легендарный московский фонтан, расположенный в центральной части ВДНХ (на площади Дружбы народов у Главного павильона) и ставший узнаваемым символом как самой Выставки, так и Москвы в целом. Один из трёх главных фонтанов ВДНХ наряду с «Золотым колосом» и «Каменным цветком».
Внешний вид фонтана поражает своим лоском, богатством и проработанностью: он размещён в центре огромного восьмигранного бассейна (81х56 метров) и выполнен в виде высокого снопа из пшеницы, конопли и подсолнухов, вокруг которого размещены 16 женских скульптур, изображающих Союзные республики СССР. Скульптурная группа водружена на ступенчатое гранитное основание. Высота снопа составляет 7,4 метра — он изготовлен из медных листов, выколоченных по форме, и имеет реалистичную рельефную поверхность.
Фигуры девушек, окружающие сноп, выполнены из бронзы и покрыты сусальным золотом. Они символизируют 16 Союзных республик (по часовой стрелке): РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР и Белорусская ССР. Каждая из 16 девушек-республик одета в национальную одежду и держит в руках какие-либо фрукты или растения: например, Россия изображена с косой на голове и пшеницей, Белоруссия — в косынке и с льном и яблоком, а Грузия — с гроздью винограда. Скульптуры расположены в порядке, аналогичном их упоминанию на гербе СССР, который опирался на список республик в Конституции СССР от 1947 года, где они ранжированы по численности населения. Однако, Молдавия и Киргизия по неизвестным причинам перепутаны местами. На переднем плане фонтана (напротив Главного павильона) размещены 3 славянские республики: Украина, Россия и Белоруссия.
Бассейн с фонтаном находится в центре крупной восьмиугольной площади Дружбы народов: уровень её центральной части понижен, поэтому к нему ведут лестницы, а рассматривать фонтан со стороны можно словно со смотровых площадок.
Авторы фонтана: архитекторы Константин Топуридзе и Г.Д. Константиновский, инженер В.И. Клявин, скульпторы Зинаида Баженова, Алексей Тенета, Иосиф Чайков, Зоя Рылеева и В.П. Гаврилов.
История фонтана «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» был построен в 1951-1954 годах при реконструкции и обновлении территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую переделывали в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).
На старой ВСХВ 1939 года на месте будущего фонтана располагались детское кафе и часть зоны отдыха с несколькими небольшими павильонами, но при планировании ВДНХ здесь, у Главного павильона, решили сделать восьмиугольную площадь для митингов, которая начинала бы центральную ось Выставки. Вокруг площади и вдоль центральной оси выстроили новые республиканские павильоны, а на ней самой должен был появиться памятник Сталину. Со стороны павильона «Украина» в конце аллеи предполагали построить главный фонтан Выставки — «Золотой сноп» по проекту Топуридзе и Константиновского. Однако, после начала строительства фонтана планы переигрались: место у Главного павильона сочли неудачным для площади и отдали под строительство фонтана, после чего «Золотой сноп» был перенесён на освободившуюся площадку, а на его месте впоследствии обустроили фонтан «Каменный цветок». Перед самым открытием ВДНХ главный фонтан получил название «Дружба народов».
Любопытно, что изначально фигуры девушек-республик планировали облицевать цветной смальтовой мозаикой — в таком случае он мог бы напоминать «Золотой колос» и «Каменный цветок», но в итоге от идеи отказались, и девушек позолотили. При создании скульптур скульпторам позировали представительницы титульных национальностей республик, но доподлинно известны лишь трое из них: эстонская балерина Вирве Кипле-Пасаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
На момент запуска работу фонтана обеспечивали 8 насосов, размещённых прямо под снопом: 800 водяных струй постоянно меняли свою композицию, продолжительность цикла составляла полтора часа. Однако, со временем инженерные системы фонтана обветшали, и его работа была упрощена.
В наши дни фонтан «Дружба народов» — не только достопримечательность ВДНХ, но и один из символов Москвы. Его печатают на календарях и открытках, а гости города охотно фотографируются на фоне хоровода сверкающих золотом девушек. И, конечно же, рядом с ним очень приятно отдыхать в жаркие дни.
По вечерам композицию подсвечивают прожекторы.
Фонтан «Дружба народов» находится на площади Дружбы народов на Центральной аллее ВДНХ, позади Главного павильона. Добраться до него можно пешком от станции метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии.
Источник
Фонтан «Дружба народов»
Золотые девушки
Фонтан «Дружба народов» — несомненный символ ВСХВ-ВДНХ. Но по проекту он должен был назывался «Золотой сноп» и выглядеть иначе.
Фонтан «Дружба народов» по проекту К. Топуридзе, Г. Константиновского, З. Баженовой, А. Тенета, И. Чайкова, З. Рылеевой, В. Гаврилова, В. Клявина открыли в 1954 году.
В образах 16 подруг-сестер в национальных костюмах увековечены все республики СССР, но расположены они не так, как на гербе СССР. Например, Россия (девушка с косой на голове и пшеницей в руках) стоит в центре, а братские славянские республики Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке) — по бокам. Если смотреть на фонтан от Главного павильона ВДНХ, то последовательность республик будет (по часовой стрелке): РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР, Белорусская ССР.
Фонтан получил имя «Дружба народов» накануне открытия. Изначально он должен был называться «Золотой сноп» и показывать изобилие советского сельского хозяйства. Поэтому центром композиции стал огромный сноп из колосьев, подсолнухов и конопли. Прямо под ним разместилась насосная станция, куда можно было попасть по подземному ходу из павильона РСФСР.
Источник
Блог «Квартирки»
Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»
Фонтан Дружба народов
Фонтан «Дружба народов» был построен в 1954 году, как символ единства республик Советского Союза. Размеры, показная роскошь, старающаяся затмить архитектурные произведения царского времени, громадные колосья и шестнадцать очень разных девушек, одеждой и атрибутикой представляющих свою родную землю и культуру — сегодня «Дружба народов» смотрится настоящим символом ушедшей советской эпохи.
В первоначальном проекте фонтан значился как «Золотой сноп», символизирующий изобилие социалистического сельского хозяйства. Но перед официальным открытием его переименовали.
Фонтан «Дружба народов» в первую очередь восхищает своим размером и неприкрытой роскошью. Бассейн фонтана — вытянутый восьмиугольник с внутренними размерами по большой оси 81 м и по малой оси — 56 м. Чтобы полностью обойти восьмигранник фонтана, пройти придётся 170 метров, а его площадь составляет более 3,5 тысяч квадратных метров.
Над центральной частью декоративной группы фонтана поднимается система струй, достигающих высоты 20 метров.
Фонтан имеет уникальную цветовую ночную подсветку, которая за один час меняется шестнадцать раз.
Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает цветок, плавно переходит в гигантский чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли.
Вокруг него в серебристом каскаде струй находятся 16 фигур девушек-колхозниц. Скульптуры выполнены из бронзы и покрыты сусальным золотом.
При создании скульптур колхозниц в качестве моделей позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. К сожалению, известны имена только нескольких моделей.
Представительница РСФСР со снопом пшеницы в руках:
На голове традиционный венок с лентами, в руках главные злаки Украины — пшеница, виноград, подсолнух.
Девушка в национальной тюбетейке держит в руках хлопок.
Белорусская девушка в одной руке держит лен, а в другой яблоко.
В руках гроздь винограда, как символ грузинского виноделия. Для скульптуры позировала жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.
Лента в волосах, в одной руке лен и ячмень, во второй — цветы и дубовые листья, которые украшают герб республики.
В руках пшеница, которая также присутствует на гербе республики. На шее девушки круглая брошь — национальное латышское украшение — сакта.
Косички, платье свободного кроя и хлопок в руках девушки.
Известно имя девушки-туркменки,которая позировала для скульптуры. Это Гозель Аннамамедова — она была студенткой Московской консерватории, позже стала известной туркменской пианисткой и педагогом. В руках хлопок.
Через два года после открытия памятника республика превратилась в автономную, но девушка осталась. В руках у нее цветы, а под ногами небольшое хвойное дерево.
Сохранились воспоминания эстонской балерины Вирве Кипле-Парсаданян о том, как её, студентку московского ВУЗа, вызвали в деканат и поручили позировать одному из скульпторов, работавших над фонтаном. На девушке национальный костюм острова Муху — третьего по величине в Эстонии.
В руках грозди винограда, а на голове у девушки традиционный налобник — лента с монетами под волосами.
Кукуруза — царица полей. Её изображение есть на гербе только этой республики. Под ногами гроздья винограда.
Головной убор, похожий на тюрбан и гирлянда из хлопка и цветов.
На голове у девушки шелковая косынка с украшением — часть национального костюма, а в руках хлопок.
В руках у девушки пшеница, а на голове национальный головной убор, украшенный пучком перьев.
Фонтан был создан по проекту архитектора-художника К. Т. Топуридзе.
Фонтан «Дружба народов» находится в Москве на территории Всероссийского выставочного центра, станция метро ВДНХ.
Источник
Фонтан «Дружба народов»
Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Его композиция состоит из нескольких частей. Овальная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в большой сноп.
Вокруг снопа стоят статуи 16 позолоченных девушек, символизирующие советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу административно-территориальных единиц, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Девушки в руках держат сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики. Узнать о каждой из золотых красавиц можно из нашего материала.
Когда построен, кто автор
Создан в 1954 году. Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Впервые за 65 лет (с октября 2018 года по апрель 2019 года) прошла комплексная реставрация этого уникального архитектурного памятника. Около шести месяцев понадобилось специалистам для обновления гидротехнической системы фонтана, укрепления каркасов его конструкций, а также реставрации декоративных элементов.
Фонтан представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров.
История создания
Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.
В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».
Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.
Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.
Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».
Композиция
Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.
Порядок расположения фигур был скопирован с Герба СССР, который опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.
Источник