- Фильм «ФОНТАН» — приятие смерти
- Настоящее
- Прошлое
- Будущее
- Фильм «Фонтан»: отзывы, рецензии
- Дарен Аранофски и другие создатели фильма
- Фильм «Фонтан» — в чем смысл?
- Актеры и роли
- Хью Джекман и его персонаж Том Крео
- Рэйчел Вайс в роли Иззи Крео
- Премьеры и кассовые сборы
- Интересные факты
- «Фонтан («The Fountain», 2006)»: рецензии, отзывы
- Фильм «ФОНТАН» — приятие смерти
- Настоящее
- Прошлое
- Будущее
Фильм «ФОНТАН» — приятие смерти
Сегодня мы подбираемся к одной из главных тем нашей жизни – смерть и отображение её в кинематографе.
Фильм « Фонтан » исследует смерть глубоко и с любовью. Это метафорическое описание того, как устроена наша жизнь – как всей человеческой общности в целом, так и каждого конкретного человека.
Это фильм – сказка, фильм – миф, где сплелись в один цельный клубок разные философские концепции. В нем отразилась и восточная идея о реинкарнации, буддийские концепции о великой пустоте и растворении эго, попытка разобраться в значении мифов майя о Шибальде и Древе Жизни — и много других пластов.
Понятно, что при таком обилии смыслов и метафоричности описания – каждый увидит в этом кино что-то свое. Именно поэтому количество трактовок « Фонтана » в сети интернет огромно. Многие из них друг другу противоречат, а некоторые мы представим в этом обзоре.
Это не значит, что мы с ними согласны, но единого мнения по поводу такого масштабного творения Аранофски быть и не может. Наша цель – лишь поднять пласты смыслов, затронутые в фильме, на поверхность, показать контекст, в который помещены архетипические образы, чтобы каждый внутри себя мог обнаружить ответы на главные вопросы своей жизни. Или хотя бы про них задуматься.
В фильме Даррена Аранофски «Фонтан» (2006) мы сталкиваемся с экзистенциональным ужасом человека перед смертью и отчаянными попытками принять её неизбежность.
» Я не умру не здесь! Не сейчас! Никогда !» — кричит главный герой в лицо надвигающемуся врагу.
На примере судьбы героя ( Хью Джекман ), мы наблюдаем путь эволюции человеческого сознания к мудрости через боль и ошибки, сквозь столетия и жизни.
Картина существует одновременно в трех реальностях: Испании времен конкисты, нашим временем и далёком будущем. Все эти реальности переплетены между собой и события в каждой из них влияют на другие.
Настоящее
В одной из реальностей, биохимик Томас Крео лихорадочно ищет лекарство от рака, чтобы спасти умирающую жену. Она в это время, изучает мифы майя, смотрит по ночам на небо в поисках света умирающих звёзд, где возрождаются души и пишет книгу о поисках Древа Жизни.
Томас отрицает приближающуюся смерть жены, он бросает ей вызов. Жертвуя последними часами с любимой, он тратит все силы и время на испытание вакцины от рака. Идея бессмертия, сохранения жизни становится для него важнее самой жизни и ее даров. Аронофски подводит нас к мысли, что смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы жить вечно. В этом одно из посланий фильма.
Мудрая Иззи, угасающая от рака, наполнена глубокими внутренними переживаниями, в которых -любовь и принятие неизбежного конца.
Она делает мужа главным героем своей книги, пытаясь через судьбу этого персонажа передать Томасу своё смирение и трепет перед неизбежной смертью как глубочайшим мистическим опытом. Она готовится к Переходу и старается подготовить к нему Томаса, ведь последнюю главу этой книги он должен будет написать и пережить сам.
Прошлое
События книги Иззи – это вторая параллельная реальность «Фонтана». Королева Испании гонима инквизицией и просит своего рыцаря отправиться в Южную Америку отыскать Древо Жизни.
Сок этого дерева дарует бессмертие. Рыцарю предстоит столкнуться с сопротивлением жрецов майя и потерять отряд, но, раненый, он достигает сакральной цели в глубине джунглей.
Там, величественное и прекрасное, в золотистом сиянии, его встречает Древо, словно возникшее из эдемских садов. И он узнаёт, что такое «вечность», вкусив его сока.
Будущее
Третья реальность представляет собой стеклянную сферу в космическом пространстве. Внутри сферы — помудревший уже Томас, последний человек, который долгие века живет наедине с Древом жизни.
Будущее, представленное в фильме – очень сильный архетипичный образ, где прямо и контрастно противопоставлены смерть и бессмертие, безграничность космоса и ограниченность маленького отдельного «я» человека.
И одиночество – как осознание несоразмерности этих масштабов. Томас, словно заключенный, делает насечки на руке, отмечая этим прошедшие года или столетия.
Но даже бессмертие не бывает вечным. Дерево засыхает и, чтобы его возродить, тем самым, дав толчок для нового начала угасшей человеческой цивилизации, герою придется пожертвовать вечностью и сдаться, наконец, смерти, погрузившись в мифическую Шибальду.
Так капля падает обратно в океан, становясь всей водой сразу. И здесь мы подошли к главной идее фильма. Бессмертие возможно, но не через продление отдельной человеческой жизни, а только, сознательно отказавшись от неё… Маленькое человеческое эго обретает долгожданный покой лишь растворившись в своем блистательном источнике, а ценой этому служит разрушение границ «человеческого кокона».
Для достижения истинного бессмертия нужно принести в жертву свое «я» этого бессмертия жаждущего.
Визуал и музыка
Нельзя не отметить потрясающую визуальную часть фильма, которая, в сочетании с пронзительной музыкой погружает во вселенную «Фонтана» как в транс. Благодаря этому, просмотр фильма становится мистическим опытом, наполненным глубиной чувств и озарениями. Наблюдая за грандиозными процессами умирания и возрождения, мы сами переживаем состояния, близкие к катарсису.
Источник
Фильм «Фонтан»: отзывы, рецензии
Дарен Аранофски отличается своим талантом при малом бюджете снимать ленты, которые впоследствии становятся культовыми: сначала американский режиссер выпустил на экраны «Пи» (бюджет 60 тыс. дол.), затем «Реквием по мечте» (бюджет 4 млн. дол.). В 2006 г. Аранофски всего за 35 млн. долларов снял фильм «Фонтан». Отзывы публики и критиков на него были неоднозначными. О чем этот фильм, давайте разберемся?
Дарен Аранофски и другие создатели фильма
Аранофски предпочитает работать с проверенными людьми, поэтому съемочная группа «Фонтана» в подавляющем большинстве состояла из тех, с кем режиссер уже сотрудничал. Например, саундтрек к фильму написал Клинт Мэнселл, который также трудился над музыкальным озвучиванием 2-х предыдущих картин Дарена Аранофски: «Пи» и «Реквием по мечте». Оператор Мэтью Либатик тоже «перекочевал» в новый проект из 2 предыдущих фильмов режиссера. А продюссированием фильма, помимо самого Аранофски, занимался израильский мультимиллиардер Арнон Милчен, который имеет отношение к последней работе режиссера – «Ной» (2014 г.).
Фильм «Фонтан» — в чем смысл?
В фильме развиваются три параллельные сюжетные линии: в настоящем, будущем и прошлом. В настоящем жена онколога Тома Крео (Хью Джекман) умирает от опухоли головного мозга, и мужчина ломает голову над тем, как спасти её. Иззи Крео (Рэйчел Вайс) не разделяет зацикленность мужа на её спасении, ей гораздо важнее просто проводить время с ним, общаться, закончить свою книгу. Наконец, Том нашел зацепку: он считает, что победить опухоль может помочь экстракт некоего дерева. Но Том не успевает осуществить задуманное, Иззи уходит из жизни, при этом просит мужа закончить её недописанную книгу.
Актеры и роли
Также в картине была задействована Эллен Берстин, прежде сыгравшая Сару Голдфарб в фильме «Реквием по мечте». Марк Марголис, который был задействован в картине «Пи», на этот раз воплотил на экранах образ святого отца Авилы. Стивен Макхэтти – канадский актер, который в 2006 г. сыграл в драме «300 спартанцев», а в 2011 г. в фильме «Война Богов: Бессмертные», — в «Фонтане» исполнил роль великого инквизитора.
Дикое племя майя на экране воплощали 70 актеров, 20 из которых действительно являются потомками майя, проживающими в Гватемале. К их числу относится Фернандо Эрнандез, получивший роль повелителя Шибальбы благодаря отличному владению английским языком.
Помимо этого, в картине можно увидеть Клиффа Кертиса («Крепкий орешек 4»), Шона Патрика Томаса («Жестокие игры»), Донну Мерфи («Человек-паук-2»), Итана Сапли («Эффект бабочки») и т.д.
Хью Джекман и его персонаж Том Крео
Предварительно на роль Тома Крео был взят Брэд Питт. Однако какие-то серьезные разногласия с актером заставили Дарена Аранофски отказаться от прежнего исполнительского состава и пригласить в проект Хью Джекмана. По словам режиссера, он ни на минуту не пожалел, поскольку австралиец оказался не только гибким и восприимчивым исполнителем, но еще и большим трудягой.
Хью Джекман еще до выхода на экраны «Фонтана» удивлял зрителей своим умением перевоплощаться. Он одинаково хорошо чувствовал себя не только на съемочной площадке, но и на театральных подмостках. Фильмография Джекмана охватывает все жанры: от боевика («Люди Икс») до музыкальных фильмов («Отверженные»). Ему отлично удаются роли подлецов и супергероев, преступников и глубоко порядочных людей.
Для съемок в фильме «Фонтан» Джекману в определенный момент пришлось побриться налысо и полностью удалить волосы с груди. Фамилия персонажа Джекмана в переводе с испанского означает «я верю», то же изречение можно применить к талантливой игре актера, в которую не поверить просто невозможно.
Рэйчел Вайс в роли Иззи Крео
Вайс и до съемок в «Фонтане» отличалась любовью к необычному кино. Например, она сыграла главную роль в мистических боевиках «Мумия» и «Константин: Повелитель тьмы», поэтому нет ничего удивительного в том, что возможность поучаствовать в экспериментальной картине жениха так вдохновила её.
Роль умирающей от рака Иззи Крео, тем не менее, не стала её лучше работой. В то же время участие актрисы в фильме позволило сократить бюджетные расходы в два раза.
Премьеры и кассовые сборы
Впервые картину «Фонтан» критики и зрители увидели в 2006 г. на Венецианском кинофестивале. В сентябре того же года состоялась его премьера во Франции на фестивале в Довиле. До 22 ноября (когда лента вышла в прокат в США) режиссер успел презентовать фильм на Международном кинофестивале в Торонто, Сан-Паулу, Копенгагене, Цюрихе, Варшаве и т.д. В России официальную премьеру картины (1 марта 2007 г.) посетили 95 тыс. человек.
Фильм не окупил себя в прокате: мировые сборы составили всего 15 млн. долларов. 6 млн. долларов удалось выручить с релиза картины на DVD.
Интересные факты
Фильм «Фонтан» (2006), отзывы, рецензии на который оставляют больше вопросов, чем ответов, первоначально должен был называться «Последний человек».
Уход из проекта в 2002 г. Брэда Питта и Кейт Бланшетт привел к финансовым потерям в 43 млн. долларов. До того как съемки возобновились в 2004 г., Дарен Аранофски успел несколько раз переписать сценарий.
«Фонтан («The Fountain», 2006)»: рецензии, отзывы
Согласно рейтингу кинокритиков во всем мире, картина получила 51% положительных отзывов.
Рецензия на фильм «Фонтан», написанная одним из российских критиков, говорит о том, что история вышла слишком запутанной, и не каждый зритель, досмотрев ленту до конца, может с уверенностью рассказать, о чем она была снята. Читать «шифровки» — вряд ли этого хочет зритель, отправляясь в кинотеатр. Любой режиссер, широко использующий аллегории и метафоры, все равно не должен отрываться от реальности и умственных способностей зрителя, поскольку картина снимается именно для него.
В то же время есть и множество положительных рецензий, которые хвалят нестандартный подход режиссера к воплощению своих замыслов и его стремление вести разговор о вечном – любви, жизни, смерти. Возможно ли для человека избежать смерти? Или же смерть необходима, чтобы душа могла обновляться вновь и вновь, приходить в этот мир для получения нового духовного опыта? На этот вопрос зритель, наверное, должен найти ответ сам, поскольку Дарен Аранофски в своем интервью признался, что и не пытался дать ответ, а фильм можно назвать неким «размышлением вслух».
Что касается зрителей, то они описывают происходящее в картине эпитетами «красиво, красочно» и в основном восторгаются работой Аранофски, утверждая, что при повторном просмотре им открываются всё новые и новые истины.
В заключение можно сказать лишь одно: творчество Аранофски, в том числе и фильм «Фонтан», отзыв однозначного характера не заслуживает ни от критиков, ни от зрителей. Философское кино для того и существует, чтобы вызывать споры, в которых рождается истина.
Источник
Фильм «ФОНТАН» — приятие смерти
Сегодня мы подбираемся к одной из главных тем нашей жизни – смерть и отображение её в кинематографе.
Фильм « Фонтан » исследует смерть глубоко и с любовью. Это метафорическое описание того, как устроена наша жизнь – как всей человеческой общности в целом, так и каждого конкретного человека.
Это фильм – сказка, фильм – миф, где сплелись в один цельный клубок разные философские концепции. В нем отразилась и восточная идея о реинкарнации, буддийские концепции о великой пустоте и растворении эго, попытка разобраться в значении мифов майя о Шибальде и Древе Жизни — и много других пластов.
Понятно, что при таком обилии смыслов и метафоричности описания – каждый увидит в этом кино что-то свое. Именно поэтому количество трактовок « Фонтана » в сети интернет огромно. Многие из них друг другу противоречат, а некоторые мы представим в этом обзоре.
Это не значит, что мы с ними согласны, но единого мнения по поводу такого масштабного творения Аранофски быть и не может. Наша цель – лишь поднять пласты смыслов, затронутые в фильме, на поверхность, показать контекст, в который помещены архетипические образы, чтобы каждый внутри себя мог обнаружить ответы на главные вопросы своей жизни. Или хотя бы про них задуматься.
В фильме Даррена Аранофски «Фонтан» (2006) мы сталкиваемся с экзистенциональным ужасом человека перед смертью и отчаянными попытками принять её неизбежность.
» Я не умру не здесь! Не сейчас! Никогда !» — кричит главный герой в лицо надвигающемуся врагу.
На примере судьбы героя ( Хью Джекман ), мы наблюдаем путь эволюции человеческого сознания к мудрости через боль и ошибки, сквозь столетия и жизни.
Картина существует одновременно в трех реальностях: Испании времен конкисты, нашим временем и далёком будущем. Все эти реальности переплетены между собой и события в каждой из них влияют на другие.
Настоящее
В одной из реальностей, биохимик Томас Крео лихорадочно ищет лекарство от рака, чтобы спасти умирающую жену. Она в это время, изучает мифы майя, смотрит по ночам на небо в поисках света умирающих звёзд, где возрождаются души и пишет книгу о поисках Древа Жизни.
Томас отрицает приближающуюся смерть жены, он бросает ей вызов. Жертвуя последними часами с любимой, он тратит все силы и время на испытание вакцины от рака. Идея бессмертия, сохранения жизни становится для него важнее самой жизни и ее даров. Аронофски подводит нас к мысли, что смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы жить вечно. В этом одно из посланий фильма.
Мудрая Иззи, угасающая от рака, наполнена глубокими внутренними переживаниями, в которых -любовь и принятие неизбежного конца.
Она делает мужа главным героем своей книги, пытаясь через судьбу этого персонажа передать Томасу своё смирение и трепет перед неизбежной смертью как глубочайшим мистическим опытом. Она готовится к Переходу и старается подготовить к нему Томаса, ведь последнюю главу этой книги он должен будет написать и пережить сам.
Прошлое
События книги Иззи – это вторая параллельная реальность «Фонтана». Королева Испании гонима инквизицией и просит своего рыцаря отправиться в Южную Америку отыскать Древо Жизни.
Сок этого дерева дарует бессмертие. Рыцарю предстоит столкнуться с сопротивлением жрецов майя и потерять отряд, но, раненый, он достигает сакральной цели в глубине джунглей.
Там, величественное и прекрасное, в золотистом сиянии, его встречает Древо, словно возникшее из эдемских садов. И он узнаёт, что такое «вечность», вкусив его сока.
Будущее
Третья реальность представляет собой стеклянную сферу в космическом пространстве. Внутри сферы — помудревший уже Томас, последний человек, который долгие века живет наедине с Древом жизни.
Будущее, представленное в фильме – очень сильный архетипичный образ, где прямо и контрастно противопоставлены смерть и бессмертие, безграничность космоса и ограниченность маленького отдельного «я» человека.
И одиночество – как осознание несоразмерности этих масштабов. Томас, словно заключенный, делает насечки на руке, отмечая этим прошедшие года или столетия.
Но даже бессмертие не бывает вечным. Дерево засыхает и, чтобы его возродить, тем самым, дав толчок для нового начала угасшей человеческой цивилизации, герою придется пожертвовать вечностью и сдаться, наконец, смерти, погрузившись в мифическую Шибальду.
Так капля падает обратно в океан, становясь всей водой сразу. И здесь мы подошли к главной идее фильма. Бессмертие возможно, но не через продление отдельной человеческой жизни, а только, сознательно отказавшись от неё… Маленькое человеческое эго обретает долгожданный покой лишь растворившись в своем блистательном источнике, а ценой этому служит разрушение границ «человеческого кокона».
Для достижения истинного бессмертия нужно принести в жертву свое «я» этого бессмертия жаждущего.
Визуал и музыка
Нельзя не отметить потрясающую визуальную часть фильма, которая, в сочетании с пронзительной музыкой погружает во вселенную «Фонтана» как в транс. Благодаря этому, просмотр фильма становится мистическим опытом, наполненным глубиной чувств и озарениями. Наблюдая за грандиозными процессами умирания и возрождения, мы сами переживаем состояния, близкие к катарсису.
Источник