Фонтан с лягушками город

Фонтан с лягушками в Казани

Яркий и необычный фонтан с лягушками находится на самой оживленной улице Казани — пешеходной улице Баумана.

Современный фонтан с лягушками — воссозданная копия фонтана 50-х годов прошлого века. Первый вариант фонтана располагался в городском парке культуры и отдыха. Старый фонтан быстро пришел в негодность, так как лягушки были выполнены из бетона, а не из бронзы.

Композиция фонтана представляет собой четыре скульптуры лягушек из бронзы, которые восседают на равном расстоянии друг от друга на бортах гранитного бассейна. Каждая из лягушек пускает изо рта тонкую струю воды в бассейн фонтана. Центр фонтана венчает бронзовая скульптура, похожая на нераспустившийся бутон экзотического цветка. Общий стиль композиции напоминает русские народные сказки. Некоторые туристы в отзывах пишут, что фонтан вызывает ассоциации с таинственными прудами из старинных сказок.

Фонтан небольшой, но заметный. Дети любят забираться на спины лягушек, а их родители — делать забавные фото детей с лягушками. Старшее поколение любит созерцать фонтан, вспоминая его оригинал из своей юности. Некоторые горожане и туристы верят, что если потереть лягушек по спинке (по другой версии — по мордочке) и загадать желание, то оно обязательно исполнится. По фото фонтана «Лягушки» можно заметить их потертые до медно-золотистого цвета спинки и мордочки.

История

Автор скульптурной композиции — Галина Богородская, талантливый мастер по металлу. В Творческой мастерской «Ирэк» на улице Горького, где Богородская создавала модель лягушки из глины, поселилась в аквариуме настоящая лягушка-натурщица. Фонтан в парке культуры и отдыха со временем стал портиться, и мастеру пришлось доработать своё творение. В результате получились новые лягушки: они стали забавнее, изящнее, чем в первом варианте фонтана, к тому же к композиции добавилось оригинальное решение центральной части. За годы существования, фонтан стал неотъемлемой частью экскурсионной прогулки по улице Баумана.

Достопримечательности рядом

Фонтан с лягушками — не единственная яркая скульптурная композиция на пешеходной улице Баумана. Сделать необычные фотоснимки можно с множеством других арт-объектов. Обычно прогулочный маршрут по улице Баумана начинается на площади Тукая. Здесь находятся бронзовые часы с фигурами поэта, его музы и Пегаса. Часы являются местом встречи туристических групп и влюбленных пар.

Среди памятников именитым личностям выделяется скульптура Федора Шаляпина. Памятник установлен у Богоявленского собора, в котором крестили великого русского исполнителя.

Далее туристы видят каменный указатель «Нулевой километр», установленный в 1999 году. У скульптуры можно посмотреть расстояния до других точек мира — от Москвы до Аляски.

О прошлом Российской империи напоминает скульптура в виде изящной кареты. По легенде, именно в такой карете (только не из бронзы) разъезжала Екатерина II по Казани. Узнать, правда это или нет, можно, посетив местный музей, в котором выставлен оригинал кареты. Туристы могут посидеть внутри бронзовой копии и сделать фото.

Памятник Казанскому коту является одним из любимейших у горожан и гостей столицы Татарстана. Говорят, что здесь были выведены крупные коты, которых с собой в Санкт-Петербург забрала Екатерина II.

Самая трогательная скульптура носит название «Доверие». Она изображает мальчика на возвышении, который за руку поднимает девушку, спасая ее от собаки.

Среди других фонтанов на Баумана: фонтан со скульптурой татарской вариации русалки «Су Анасы»; фонтан с голубями, реалистично изображающий городских птиц на водопое.

Как добраться до фонтана с лягушками в Казани

Фонтан располагается на улице Баумана, напротив дома № 23 — примерно посередине «Казанского Арбата». Если вы отправляетесь на автомобиле, то доехать до фонтана не получится, так как он находится на пешеходной улице. Оставить автомобиль можно на оборудованных парковках на окрестных улицах — Островского и Профсоюзной.

Ближайшая станция метро, «Площадь Габдуллы Тукая», находится в 7 минутах пешком по улице Баумана. Чуть дольше идти от станции «Кремлевская» — 10 минут ходьбы.

На наземном транспорте удобнее доехать до остановки «Педагогический университет», расположенной у правого берега реки Булак. До остановки курсируют:

  • Автобус № 15, 29, 75.
  • Троллейбус № 2.

Карта пешеходного маршрута от остановки «Педагогический университет» до фонтана «Лягушки» в Казани

Доехать на такси до Баумана можно, заказав автомобиль с помощью мобильных приложений. В Казани функционируют приложения: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Такси Везёт и Maxim.

Панорамный вид на фонтан с лягушками Казани:

Видео-экскурсия по улице Баумана (фонтан с лягушками с 09:20):

Источник

Фонтан с лягушками

Знаменитый казанский фонтан «Лягушки», размещенный в центральной части города на территории пешеходной улицы имени Баумана, очень любят жители и гости Казани, но особенно почитает его детвора.

Авторство скульптурной композиции принадлежит известному мастеру художественного литья, Заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан, Лауреату премии им. Баки Урманче И. Н. Башмакову. В композиционном отношении нынешний фонтан с лягушками во многом схож со старым городским фонтаном, украшавшим местный Парк культуры и отдыха в 50-х гг. минувшего столетия. В ту пору подобные сооружения декоративной гидротехники пользовались всенародной популярностью не только в Татарстане, но и во всех других республиках бывшего СССР. Бронзовая композиция фонтана «Лягушки» в его нынешнем воплощении явилась бесценным подарком автора родной Казани в честь ее тысячелетнего юбилея.

Композицию составляют четыре восседающих друг против друга по краям мраморного бассейна бронзовые лягушки, из ртов которых бьют струи воды, омывая расположенный в центральной части, также выполненный из бронзы бутон экзотического цветка.

Фонтан «Лягушки» невелик по площади и по-семейному уютен. Детишки обожают здесь фотографироваться, а представители уходящего поколения предаваться воспоминаниям о годах молодости.

Адрес: Казань, ул. Баумана, 23.

Ближайшая станция метро: «Площадь Габдуллы Тукая».

Похожие публикации:

Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п.

Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене.

«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г.

Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности .

Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р.

Мы в социальных сетях:

Источник

Фонтан с лягушками

Фонтан с лягушками поставлен на самой популярной улице Казани – Баумана, её также называют Арбатом. Он вписался в атмосферу и архитектуру центра города. Здесь часто играют дети и назначаются романтические встречи. Внешний вид выбран неслучайно, ведь у него есть своя символичная история.

Читайте также:  Пруд с рыбками растения

Расположение: пешеходная улица Баумана, напротив дома № 23; ближайшая станция метро – «Площадь Габдуллы Тукая».

Фонтан с лягушками поставлен на самой популярной улице Казани – Баумана, её также называют Арбатом. Он вписался в атмосферу и архитектуру центра города. Здесь часто играют дети и назначаются романтические встречи. Внешний вид выбран неслучайно, ведь у него есть своя символичная история.

История создания

В 1950-х годах в Парке культуры и отдыха в Казани находился один из любимых фонтанов горожан – с лягушками. Со временем он обветшал, перестал работать и был снесён. Его изображение осталось только на фотографиях. Подобные объекты часто можно было встретить во всех советских городах. К празднованию 1000-летия столицы Татарстана принято решение об одном из подарков горожанам – восстановление этого места. Только его решили перенести на известную пешеходную и самую посещаемую туристами улицу. Новый фонтан стал копией прежнего, за исключением использованных материалов. Автором выбран один из видимых деятелей искусств – И. Н. Башмаков. Скульптор почти полностью сохранил внешний облик работы из советских времён.

Внешний вид

Композиция состоит из четырёх лягушек, изо рта каждой льётся вода в центр объекта. Внутри установлен бутон нераспустившегося цветка, стоящий на постаменте с узорами и окружённый бассейном с водой. Все фигуры стоят на гранитном возвышении в виде многоугольника, а сами они вылиты из бронзы. Находятся немного выше, а между ними есть пространство. Отличие от старой версии достопримечательности: статуи были сделаны из папье-маше. Поэтому они оказались недолговечны. Новые – бронзовые, будут служить долго. Но общий стиль сохранился: прослеживаются мотивы русских сказок. Их любят тереть руками, после чего остаётся красивый золотистый блеск.

Символизм места

В советские годы к фонтану с лягушками ходили ещё юные бабушки и дедушки, теперь они водят сюда своих внуков. Всматриваются в композицию, и вспоминают свои детские мечтания и возвращаются на десятилетия назад. Это символизирует преемственности поколений. Времена меняются, но что-то общее остаётся. На Казанском Арбате дети больше всего любят именно эту достопримечательность. Туристы также облюбовали её. Делают фотографии и трут фигуры на удачу. В холодные месяцы воду отключают, поэтому за красивыми снимками сюда лучше идти летом, в конце весны или в начале осени.

Источник

Фонтаны Новокузнецка

Пожалуй, ни один архитектурный объект не вызывает столько эмоций, как фонтан. Его феномен заключается в том, что он органично сочетает в себе застывшую форму с живым и подвижным содержанием, то есть монументальную каменную (как правило) основу и бьющие вверх, а затем ниспадающие вниз струи воды.

Поэтому неудивительно, что человек издавна стремился обогатить свою жилую среду сооружением фонтанов. Наш город в этом плане не составляет исключения. Практически с момента рождения современного Новокузнецка он обзаводится и своими фонтанами.

Фонтаны Новокузнецка таят в себе немало загадок и не меньшее количество легенд. Некоторые из них мы постараемся изложить.

Первый и, забегая вперёд, скажем, самый крупный в истории нашего города фонтан (а точнее, целый комплекс фонтанов) возник в 1931 году, то есть в тот год, когда на карте страны только появилось звонкое, как удар молота по наковальне, название “Новокузнецк”. Сооружённый в тот год фонтан по своим масштабам был под стать нарождающемуся гиганту советской индустрии — Кузнецкому металлургическому комбинату (на тот момент четвёртому по мощности в мире), его площадь составляла почти 30 тысяч квадратных метров, что превышало по площади все фонтаны Петергофа вместе взятые! Это было настоящее искусственное озеро с сотнями бьющих ввысь струй воды. Мириады брызг наполняли пространство, превращая его в плотную водяную завесу. Если добавить к этому, что вынутые под ложе фонтана тысячи кубометров земли были извлечены практически вручную (здесь пришлось вовсю поработать лопатой и легендарному в истории Кузнецкстроя “человеку-экскаватору” Андрею Филиппову, ставшему позднее первым Почётным гражданином Новокузнецка, именем которого названа одна из улиц Центрального района), то станет понятен размах и важность для своего времени этого гидротехнического объекта.

И, наконец, последний факт — этот фонтан существует до сих пор. Если вы ещё не догадались, о чём идёт речь, то поясним, что это охладительный (или, как его ещё называют, “брызгальный”) бассейн Кузнецкой ТЭЦ. Суть этого чисто утилитарного сооружения состоит в том, чтобы охлаждать отведённую от агрегатов теплоцентрали циркулирующую воду через систему напорных трубопроводов, распределяющих жидкость между разбрызгивающими соплами. Охлаждение воды достигается за счёт её испарения и отдачи тепла при соприкосновении с холодным окружающим воздухом. Сотни разбрызгивающих воду сопл создают эффектное зрелище и дают право приравнять подобное гидросооружение к фонтанам.

Добавим, что вода в этом фонтане по вполне понятным причинам весьма продолжительное время бывает горячей. Этот момент поначалу широко использовали жители Верхней колонии — района города, располагавшегося на горе за территорией КМК. Домохозяйки, особенно с земляночного сектора, расположенного по соседству, использовали часы остановки работы сопл для стирки в фонтане белья. Участившиеся несчастные случаи заставили заводское руководство в дальнейшем более серьёзно отнестись к вопросам техники безопасности эксплуатации бассейна, но кардинально проблема была решена только к концу 1930-х годов, когда заводская территория по всему периметру была обнесена охранительной стеной.

Конечно, при всей масштабности и необычности такого фонтана-бассейна, у него есть и вполне очевидные минусы: он полностью лишён какого-либо архитектурного обрамления и, что самое печальное, не является декоративным элементом городской среды. В силу этого иной скептик может сказать, что данный фонтан вовсе не является фонтаном в традиционном смысле этого слова. И в определённой степени он будет прав. Ну что ж, перейдём тогда к более привычным и классическим фонтанам.

К середине 1930-х годов набирающий силу и красоту Новокузнецк обзавёлся “настоящим” фонтаном. Он возник всё на той же Верхней колонии, что было вполне логично — на тот момент это был центр города, где находился и первый Сад металлургов. ( Не путать с современным Садом металлургов на проспекте Металлургов!) Естественного происхождения берёзовая роща была дополнена искусственными посадками и основательно благоустроена: появились аллеи, танцплощадка, аттракционы и прочие элементы “культурного отдыха трудящихся”. В 1935 году центральная клумба была срыта, а на её месте сооружена чаша фонтана. В этот и последующие два года территория Сада металлургов обильно украшалась скульптурами. После войны, когда Верхняя колония попала в санитарную зону КМК, подвергаясь при этом интенсивному задымлению со стороны заводских цехов, это некогда популярное и престижное место жительства стало приходить в упадок. Прекратил свою работу и Сад металлургов, передав своё название скверу на проспекте Молотова (Металлургов). Оказался не у дел и садовый фонтан, тихо канув в вечность. Остатки его можно найти и сегодня недалеко от Пантеона металлургов, где захоронены выдающиеся мастера своего дела М.К. Курако, Г.Е.Казарновский и А.Д.Лаушкин.

Впрочем, фонтан в Саду металлургов был не единственным на Верхней колонии. При выезде из заводского тоннеля на гору, туда, откуда начинались две главные улицы этого жилого района — Коммунальная и Тельбесская, находился небольшой сквер с несколькими дорожками, декоративными кустами и детской площадкой. Вот как раз для ребят с Верхней колонии по инициативе актива жён ИТР (инженерно-технических работников) в начале лета 1936 года был оборудован небольшой фонтан под названием “Голубки”. Рядом с ним была установлена фигура лягушки. И хотя время не пощадило ни первое, ни второе творение новокузнецкого автора, можно предположить, что это были работы скульптора Андрея Гавриловича Гамулина, в творчестве которого “лягушечья” тема занимает не последнее место.

Читайте также:  Электромагнитные клапаны для фонтанов

И вот здесь мы переходим, пожалуй, к главному фонтану довоенного Новокузнецка, который был сооружён в тогдашнем Сквере металлургов на проспекте (или, как его любили называть в это время, “бульваре”) Молотова, известному в народе как “фонтан с лягушками”. Сам Сквер металлургов на пространстве между строящимся ещё Дворцом культуры КМК и уже работавшим кинотеатром “Коммунар” распланировал в 1935 году работавший в Сталинске по приглашению Кузнецкстроя немецкий архитектор Герхард Козель (среди его известных работ участие в проектах Театра металлургов, ДК КМК, проектирование здания Главпочтамта и некоторые другие). В разбивке сквера Г.Козель в самом центре заложил большой фонтан. Разработка эскиза фонтана и его пластическая проработка были поручены скульптору А.Г. Гамулину. Вот как об этот позднее вспоминал сам мастер: “Я переехал в Новокузнецк на строительство соцгорода. Здесь мне пришлось выполнять разные работы для оформления города и обучать молодёжь лепному делу. Одновременно я работал над проектом большого фонтана “Бурильщики” в центральном сквере города. Фонтан представлял из себя две скульптуры рабочих-бурильщиков, по углам 4 лягушки и 12 уток, извергающие струи воды вверх. Все это было окружено растительным орнаментом”. Надо сказать, что у нас в городе до сих пор нет правильного понимания масштаба личности этого неординарного скульптора. А ведь А.Г.Гамулин — скульптор с мировым именем. И это не натяжка. Он оставил заметный след в скульптуре и архитектуре малых форм не только Сибири (Новосибирск, Бердск, Прокопьевск, Сталинск и другие города), где он творил всю вторую половину своей жизни, но и Санкт-Петербурга (здесь он работал над решёткой Зимнего дворца) и даже Европы.

Над скульптурой “Бурильщики”, которая должна была украсить навершие фонтана, Гамулин начал работать зимой 1936 года. Основные работы по сооружению фонтана проводились в мае — июне этого же года. Железобетонная скульптурная группа “Бурильщики” высотой 2,5 метра была водружена на фонтан 15 июня 1936 года. Через несколько дней были завершены последние отделочные работы.

Запуск фонтана ярко описан в книге “Десять лет города угля и металла”: “Что тогда было! С нарастающим свистом вода вырвалась из труб. Из одних она летела вертикально вверх, возвращаясь обратно в малые чаши, из других труб струи летели, пересекая друг друга, и дугообразно падали вниз, наполняя воздух водяной пылью. Сплошные водяные завесы и каскады отражались и преломлялись всеми цветами радуги. Скульптура и вода сливались в одно целое. Высоко летела струя центрального фонтана и возвращалась, разбиваясь мелкими брызгами. Ниже, будто приподнимаясь на лапках, каменные лягушки выдували воду, стремясь достигнуть струёй до больших статуй”. Новый фонтан очень понравился новокузнечанам, он сразу же превратился в местную достопримечательность: трудно найти семейный альбом тех лет, в котором не было бы снимка, запечатлевшего родных и знакомых владельца такого фотоальбома на фоне “фонтана с лягушками”. Со временем слава о новокузнецком фонтане распространилась далеко за его пределами, обрастая зачастую странными и фантастическими подробностями. Апогей такой метаморфозы изложил недавно известный петербургский писатель и литературовед Александр Етоев в своей работе “Книгоедство” (2006 год), одна из глав которой посвящена различным необычным памятникам, особенно памятникам советских вождей вообще и В.И. Ленина в первую очередь. “Идея коллекционировать памятники возникла не у меня, — пишет А. Етоев. — Нет, чтобы составить коллекцию, достаточно одной памяти. Увидел сам, рассказали другие, прочитал о памятнике в газете. Так и создавалась коллекция, совсем не занимая жилплощади и не выталкивая никого из квартиры. Интересный памятник Ильичу установлен в Новокузнецке. Вождь стоит посередине фонтана, и по кругу от него из воды высовываются металлические лягушки. А из пасти каждой по Ленину бьет тоненькая струйка воды. Простенько, но с изюмом, как выражаются герои Аксенова”.

Как говорится, без комментариев.

А сам А.Г. Гамулин, работая впоследствии в Бердске, для местного санатория ВЦСПС разработал ещё один фонтан под названием — угадайте каким? — правильно, “Лягушки”. К сожалению, это произведение Андрея Гавриловича не сохранилось: в 1957 году территория санатория попала в зону затопления в связи со строительством Новосибирской ГЭС. Как не сохранился и наш фонтан в Сквере-Саду металлургов: годы бесхозяйственности и разрухи, пришедшиеся на первую половину 1990-х годов, “убили” этот настоящий шедевр Гамулина — фонтан пришёл в такое состояние, что встал вопрос о его полной замене. Этот вопрос решили положительно, в том плане, что оригинальное творение известного скульптора без лишних сантиментов снесли “до основания”. Правда, пытались сделать гипсовые формы, чтобы заново отлить лягушек в чугуне, но времена гамулиных, как оказалось, прошли безвозвратно. Из этой затеи ничего не вышло, но родился новый фонтан, в целом, неплохой, но, что называется, “без изюминки”: глазу зацепиться особо не за что.

1930-е годы подарили городу ещё один фонтан — на этот раз на заводской площади КМК в небольшом сквере, расположенном по правую руку от заводоуправления, ближе к Театру металлургов. Фонтан, сооружённый всё в том же 1936 году, не отличался масштабом и архитектурным изыском, но он нёс важную функцию — дополнял благоустройство сквера, где в ноябре этого года был установлен монумент товарищу Сталину, простоявший на площади Побед до самого полёта Гагарина в космос.

В 1961 году памятник демонтировали, а небольшой фонтан так и остался, простояв ещё три с лишним десятилетия, услаждая тихим всплеском воды слух возвращавшихся со смены металлургов.

Интересно, что в тридцатые годы фонтаны пытались соорудить в своих дворах сами жильцы собственными силами и средствами. Возможно, слово “фонтаны” и будет некоторым преувеличением, но один фонтан жильцы построить пытались точно. Речь идёт о дворе знаменитого в своё время “преподавательского дома” на проспекте Энтузиастов, 59. Здесь жили, главным образом, преподаватели и сотрудники Сибирского металлургического института (ныне — СибГИУ). Люди были творческие, активные, они всячески благоустраивали свой двор (высадили молодые тополя, поставили беседки, скамейки, отсыпали дорожки и др.), а наличие талантливых инженеров в этом доме обещало превратить бесшабашную, на первый взгляд, идею о сооружении во дворе фонтана во вполне реальное действо. К лету 1941 года проект был готов, начались земляные работы, прокладка труб, но. начавшаяся война отодвинула эти планы в далёкое будущее, которое, как показывает время, всё ещё не наступило.

Однако дворовые фонтаны у нас в городе всё же появились. И здесь на ум сразу приходит знаменитый “двадцатый дом” (строительный номер, под которым он был известен в 1940-е годы, ныне — Металлургов, 25) — архитектурный шедевр новокузнецкого зодчего Николая Бровкина. “Дом ударника” (ещё одно название этого здания) начали заселять в самом конце 1940 года, причём публика была всё солидная — ответственные партийные работники, руководители цехов и подразделений КМК. Получил здесь квартиру и “броневой директор” КМК Роман Васильевич Белан, заслуга которого в обеспечении нашей военной промышленности качественной кузнецкой сталью и бронёй очень велика. Но сейчас не об этом. Существует одна полулегендарная история, связанная с Беланом и фонтаном “двадцатого дома”. Величественный фонтан, украсивший двор этого великолепного здания, был построен уже в послевоенное время. Жильцы из окон квартиры могли любоваться на его играющие струи.

Читайте также:  Порядок таблетки для бассейна

Но продолжалось это относительно недолго. Однажды Роман Васильевич возвращался домой с работы. Было уже поздно, а в кармане его пиджака уютно расположилась тугая пачка денег — в то время зарплату не переводили на карточку, а выдавали просто на руки, даже директорам. Денежные знаки, введённые в СССР в 1947 году, по своим размерам были очень солидные, крупные, превышая даже царские купюры. И вот когда легендарный директор КМК вошёл в тёмный подъезд и начал подниматься по лестнице, то вдруг был атакован какой-то тёмной фигурой в плаще. Белан был невысокого роста, но коренастый, крепкий, и мог бы легко справиться с обидчиком, но ствол пистолета, который упёрся в его бок, заставил Романа Васильевича не совершать лишних движений. А дерзкий грабитель, заполучивший вожделенную добычу, исчез во дворе. Добравшись до квартиры, разъярённый Белан вызвал милицию. Приехал наряд с собакой, умная и опытная немецкая овчарка по кличке Гром быстро распознала след злоумышленника, но. тот прерывался в воде фонтана и терялся безвозвратно. Результатом всей этой истории стало два факта: первый — возле углового подъезда, где проживал директор, с этого времени дежурил, сидя на небольшой табуретке, сторож с ружьём, выполнявший функции охранника (причём сторож был “классический”: с большой бородой, зимой в долгополом тулупе и валенках), и второй — в чашу фонтана с этого времени уже не запускали воду. То ли совпадение, то ли обида Романа Васильевича на потерянный след.

Другой дворовый фонтан появился в дальнем Куйбышеве. В 1953 году здесь был построен знаменитый для этих мест жилой дом — “дом со шпилем” (улица К. Маркса, 1). Здесь получили квартиры руководители Куйбышевского угольного треста, передовики производства, а также “ответственные товарищи”. Во дворе дома возвели небольшой фонтан. После того, как он перестал работать, его приспособили под клумбу. Сейчас на его месте просто детская площадка.

В эти же годы (точнее, в конце 1950-х) при благоустройстве площади перед кинотеатром “Октябрь” на ней возвели две одинаковые чаши под небольшие фонтаны , радовавшие глаз горожан во время ожидания начала киносеансов. И не только их. Место, как и сейчас, было оживлённое, проходное, и фонтаны органично вписывались в архитектурную среду этого живописного уголка старого Сталинска. Но фонтаны требовали постоянного ухода, и однажды, когда вышла из строя система подачи воды, ремонтом обременяться никто не стал, и уже “сухие фонтаны” просто разобрали, закатав основание в асфальт.

В 1950-е — начале 1960-х годов в Новокузнецке возводится новое монументальное здание драматического театра, ставшее ключевым объектом старой части Центрального района. В 1963 году драмтеатр распахнул свои двери для первых зрителей. Но требовалось полностью благоустроить находящуюся здесь площадь, получившую название “Театральной”. Главным акцентом в оформлении этой центральной площади тогдашнего Новокузнецка стал фонтан, запущенный летом 1965 года. Главная изюминка этого фонтана — большая центральная чаша, которую некоторые любители мистики и эзотерики сравнивают с чашей Грааля, выискивая заложенный в ней тайный смысл. Между тем фонтан, безусловно, украсивший собой город, не отличается выдающейся оригинальностью. Подобный (но явно уступающий нашему по красоте и градостроительной значимости) имеется и в Кемерове перед зданием тамошнего драмтеатра.

Как и любой архитектурный и технический объект, театральный фонтан требует периодического ремонта и обновления. Однажды в начале 1980‑х годов потребовалось заново перекрасить уже местами облезшую чашу фонтана. Предварительно необходимо было убрать въевшийся слой старой краски. На это дело подрядились два наших небезызвестных художника: одним из них был замечательный новокузнецкий скульптор Александр Иванович Брагин. Дело было летом, стояла жара, художники, раздевшись по пояс, принялись болгарками снимать старую краску. Уже через полчаса их было не узнать: два “негра”, с ног до головы усеянные ошмётками старой чёрной краски, изнемогая от яркого солнца, проклиная себя, что взялись за эту “халтуру”, стоически обновляли фонтан. “Вымотались вчистую, — рассказывал автору этих строк напарник Брагина, — но работу сделали. Правда, с тех пор ни я, ни Александр Иваныч за такие дела не брались. Хватило с нас этого фонтана”. Впрочем, всё это лирика. А гидросистема фонтана с годами требовала не только косметического, но и полноценного ремонта. В начале двухтысячных эта городская реликвия претерпела реконструкцию. За работу взялись архитекторы Ю.М. Журавков и А.В. Лазарь. Фонтан и площадь были реконструированы с учётом современных технологий, но с хорошо читаемым античным стилем. Немного был изменён облик фонтана и его внутренняя начинка — появилась цветомузыкальная установка. А несколько лет назад был создан и зимний вариант для фонтана на Театральной площади. В вечернее время он искрится разноцветными огнями, создавая радостное, новогоднее настроение.

В 1998 году, к 380-летию Новокузнецка, перед зданием администрации города открылся светомузыкальный фонтан. Запроектирован он был ещё в конце 1970-х. Возвели его, кстати, не местные, а турецкие строители. Отличительная особенность этого фонтана в декоративной архитектурной решётке, украшенной наскальными петроглифами с рисунками на тему знаменитой Томской писаницы. Фонтан питает вода из подземной скважины, пробуренной тут же. В декабре 2008 года фонтан получил зимний наряд из светодиодов. Оборудование было привезено из Нижнего Новгорода. Здесь же впервые в городе появилась “световая сакура”. Создание светового фонтана обошлось городскому бюджету в сумму около 600 тысяч рублей, но оно того стоило. Новокузнечанам нравится бывать у этого фонтана: он красив и оригинален и летом и зимой, и днём и в тёмное время суток.

Нельзя не упомянуть ещё один наш фонтан. Находится он в Новоильинском районе, на местной Площади общественных мероприятий. И, надо сказать, по размерам он не маленький. Сама структура фонтана — ступенчатая. Каждая ступень — отдельный “водоём”, сообщающийся со следующим, расположенным ниже. Пройдя все ступени, вода стекает в круглую чашу. А на протяжении всего фонтана вверх бьют струи воды. Беда только в том, что в последнее время что-то всё реже слышно журчание этого каскадного фонтана.

Наконец в этом году в сквере Ермакова запустили новый музыкальный “поющий” фонтан. Фонтан с технологией “танцующие струны” и яркой подсветкой — подарок городу от одного из крупных новокузнецких промышленных предприятий. Сам фонтан имеет форму эллипса размером 192 квадратных метра, в нем применён замкнутый цикл водооборота.

И последнее. Не нами замечено: пока бьют городские фонтаны, у города есть будущее. Пожелаем, чтобы наши фонтаны никогда не иссякли.

Источник

Оцените статью