Фонтан рядом с площадью лошади

Фонтаны в Александровском саду

Фонтанный комплекс в Александровском саду — один из наиболее известных и посещаемых московских фонтанов, расположенный по краю сада вдоль Манежной площади.

Комплекс включает ряд крупных и меньшего масштаба фонтанов: «Гейзер», «Река Неглинная», «Завеса», «Улитка», «Водопад», «Грот», которые объединены общим замыслом и украшены скульптурами Зураба Церетели. Вокруг фонтанов благоустроена прогулочная зона с видовыми площадками.

Фонтаны появились в Александровском саду в 1996 году при реконструкции Манежной площади и строительстве подземного торгового центра «Охотный ряд». Став одним из символов «новорусской» капиталистической Москвы и «лужковского стиля», они не раз подвергались критике: многие горожане считают их безвкусным китчем, вульгарщиной и пошлой пародией на классику, но вместе с тем за годы своей работы фонтаны Александровского сада стали одной из популярнейших городских достопримечательностей.

«Река Неглинная» и скульптурная композиция «Герои сказок»

Наиболее крупным и значительным фонтаном комплекса стал фонтан «Река Неглиная» — по сути это настоящий искусственный водоём, имитирующий, согласно задумке авторов, русло реки Неглинной, которая в прошлом протекала по территории современного Александровского сада.

Неглубокий извилистый канал действительно напоминает русло небольшой реки: через него даже перекинуты мостики, а по «берегам» обустроены видовые площадки с торжественным мраморным парапетом. Дно чаши выложено цветной мозаикой, изображающей рыбок и течение воды. Главным украшением фонтана стала скульптурная композиция «Герои сказок»: посреди водной глади по всей длине чаши разместились фигуры сказочных персонажей и животных, среди которых легко узнаются старик и Золотая рыбка, Жар-Птица, сестрица Алёнушка, Иван-царевич и Царевна-лягушка, лиса и журавль, волк и медведь, русалка, Царевна-лебедь и утка с утятами.

Скульптуры выполнены Зурабом Церетели.

Любопытно, что после открытия «Реки Неглинной» в ряде путеводителей появилась информация, будто бы это настоящий участок реки, выведенный из подземного коллектора на поверхность. Разумеется, это полностью выдумка — по фонтану течёт самая обычная водопроводная вода (причём с двух концов к центру), которая не имеет никакого отношения к Неглинке.

В прошлом в жаркую погоду в фонтане всегда купалась куча людей, однако, с некоторых пор за этим стали следить, и в наше время такого обычно не бывает.

«Гейзер» и скульптура «Времена года»

Второй крупный фонтан в составе комплекса — «Гейзер», расположенный ближе к зданию Манежа. Его струи, как следует из названия, имитируют выброс воды гейзером и бьют строго вертикально.

Фонтан имеет собственную чашу, которая украшена скульптурой «Времена года», изображающей четырёх резвящихся коней, которые символизируют сезоны: зиму, весну, лето и осень. Скульптура выполнена Зурабом Церетели и, хотя и неоднократно подвергалась критике, сумела стать одним из локальных символов города.

В какой-то степени «Гейзер» можно считать главным городским фонтаном: каждый год именно с него начинается запуск московских фонтанов после зимней «спячки». Как правило, церемония проходит 30 апреля.

«Завеса», «Водопад», «Улитка», «Грот»

Помимо крупных фонтанов — «Реки Неглинной» и «Гейзера» — комплекс включает ряд небольших фонтанов, которые обычно воспринимаются как часть крупных. По большому счёту, так и есть.

«Завеса» («Навес») — фонтан из двух десятков струй, бьющих позади чаши «Гейзера» и образующих водяной коридор вдоль неё со стороны Манежа. Приобретает особенную популярность в дни летней жары: ходить по коридору из водных струй нравится как взрослым, так и детям. По подпорной стенке, из которой бьют струи «Завеса», льётся вода — это фонтан «Водопад».

Фонтаны «Грот» и «Улитка» расположены в противоположных концах чаши «Реки Неглинной». «Грот» находится со стороны гостиницы «Москва» и украшен скульптурой русалки Зураба Церетели, его продолжает ступенчатый каскад, по которому вода попадает в «русло». «Улитка» расположилась со стороны «Гейзера» и здания Манежа и представляет собой декоративную имитацию водопада в виде небольшого, но лихо закрученного каскада — отсюда и название.

В целом, маленькие фонтаны дополняют более крупные и служат для разнообразия комплекса.

На сегодняшний день фонтанный комплекс в Александровском саду не пользуется особенной популярностью у горожан, однако, очень нравится туристам, которые посещают Кремль и Красную площадь и не отказывают себе в прогулке по саду. Так или иначе, он вполне заслуженно приобрёл славу одного из главных фонтанов Москвы.

Читайте также:  Как отмыть шапочку для бассейна от плесени

Поглазеть на него любопытно не только днём, но и вечером: в тёмное время суток скульптуры подсвечиваются.

Фонтанный комплекс в Александровском саду расположен по краю сада и примыкает к подземному ТЦ «Охотный ряд». Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а также «Александровский Сад» Филёвской.

Источник

Жара в Петербурге: фонтаны-поилки лошадей не спасут

Запряженные в кареты и ландо кони вновь целыми днями стоят на раскаленной брусчатке Дворцовой площади, зачастую без еды и воды.

И если извозчики еще могут раздеться, то лошадям приходится тяжелее. Им даже попить в мегаполисе негде.

Но так было не всегда. В 18-19 веках лошадям было, где утолить жажду, как в городе, так и по дороге из него. Их спасали фонтаны-поилки. Уже начиная с основания Петербурга, фонтаны стали неотъемлемой частью городского убранства. Почти все они утеряны. Исключением, пожалуй, может служить малоизвестный фонтан в саду Института экспериментальной медицины, построенный в1872-1873 годы, и платформы Витебского вокзала (1901-1904 ).

Украшают город и поилки, ставшие туристическими достопримечательностями: фонтан на Сенной площади и у решетки Воронихина возле Казанского собора.

Но их историческое предназначение давно забыто, да и места эти не родные. Раньше они стояли на дороге из Петербурга в Царское Село. Это объясняется ее особым привилегированным положением и очень небольшой протяженностью. Ранее здесь находилось, как минимум, пять фонтанов, в том числе и фонтан «Нептун», стоящий на Сенной площади.

Этот фонтан сегодня — самая известная поилка города. И хотя по назначению она давно не используется, но отдохнуть рядом с ней горожане себе позволяют.

Изначально «Нептун» располагался в центре деревни Каменка (примерно в том месте сейчас расположена развязка КАД и съезд , в аэропорт «Пулково»). Он был заложен в 1809 году и простоял на этом месте почти полтора века.

Однако во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. В 1945 г. его восстановили и перенесли на площадь Восстания, поставив на место разрушенной Знаменской церкви (сейчас здесь вестибюль метро «площадь Восстания»). Затем в 1950 г. фонтан вновь разобрали и перенесли в парк Победы, но и здесь он надолго не задержался. Через несколько лет после установки его сдали на хранение в музей городской скульптуры, где он и пролежал до 2003 года. К 300-летию Петербурга о «Нептуне» вспомнили и нашли фонтану место на Сенной площади.

Фонтан-поилка у решетки Воронихина возле Казанского собора также родом с Царскосельской дороги. Он был построен на 13-ой версте у станции «Четыре руки». Это место получило название по установленному у почтовой станции дорожному указателю в виде рук на столбе, установленном на перекрестке. Руки указывали направление дорог на Петербург, Царское Село, Москву и Петергоф. Фонтан находился рядом.

Он стоял на плите из серого гранита. Его украшал барельеф с датой сооружения — «1809 год». В сквере рядом Казанским собором фонтан был перемещен в 1935 году. Впрочем, на бывшей Царскосельский дороге, ныне Пулковским шоссе, сохранилось еще два фонтана-поилки. Они не менее знамениты, но в отличие от городских фонтанов — недействующие.
Это фонтан «Грот» (Пулковское шоссе, 65) и фонтан с четырьмя сфинксами (Пулковское шоссе, 53).

Фонтан-водомет «Грот» заработал в 1809 году. Он был возведен на месте родника. За создание фонтана «архитекторам Воронихину и Томону были пожалованы «перстни ценою каждый по семьсот рублей».

Пещера-грот, наполовину «вросшая» в склон, украшала путь в Царское село (ныне город Пушкин) почти полтора века. До Великой Отечественной войны. В ходе боев за Пулковские высоты Грот использовался как перевязочный пункт. В послевоенные годы он был фактически заброшен и продолжается разрушаться и сегодня. В настоявший момент украшением Пулковского шоссе его назвать сложно.

Относительно недалеко от грота и ближе к Петербургу сохранился и фонтан-поилка с четырьмя сфинксами. В народе получивший имя «фонтан с ведьмами» или «ведьмячий фонтан». Дело в том, что сфинксы, охраняющие поилку, очень нетипичны. У них женские головы.

Фонтан устроили в центре деревенской площади Подгорного Пулково в 1809 году. В 19 веке рядом с фонтаном находился почтовый двор и трактир, где отдыхали путешественники. К примеру, здесь останавливался А. С. Пушкин. Фонтан — единственная постройка, уцелевшая в селе Подгорное Пулково во время боев в годы Великой Отечественной войны. Возможно, его сберегли ведьмы-сфинксы. Однако помочь с водой они не смогли или не захотели. Сегодня это недействующий фонтан.

Читайте также:  Химии для бассейнов хлор hth

Последний фонтан-поилка находился на перекрестке у Средней Рогатки. Сегодня здесь площадь Победы.

Он получил имя «Старик» из-за по рельефной маски неизвестного улыбающегося бородатого божества. Вода падала изо рта маски в гранитную чашу.

Фонтан исчез в 1910-1920-е годы. Его судьба не известна.

Поилками в экстремальную жару могли служить и стенные фонтаны которые сохранились в Петербурге. Сегодня все они недействующие.

Источник

Фонтан Часы мира, Манежная площадь, Москва

В 1990-х годах под Манежной площадью, которой в это время вернули предыдущее название, был построен подземный торговый комплекс «Охотный ряд». Каскад фонтанов, входящих в состав торгового комплекса «Охотный ряд», появились в то время на обновлённой площади. Расположились они вокруг стеклянных куполов торгового центра, возвышающихся над землёй.

Один из фонтанов расположен вокруг главного купола, который представляет собой географическую карту с названиями городов. За сутки купол делает один полный оборот и по сути, это часы, по которым можно определить время с точностью до пяти минут в городах, обозначенных на карте.

Авторство этих часов, скорее всего, принадлежит проектной мастерской «Моспроект-2», которая при участии Зураба Церетели, занималась разработкой Манежной площади и подземного торгового комплекса «Охотный ряд». Скульптура, венчающая купол, что догадаться не трудно – творение Зураба Церетели. А изображает она Георгия Победоносца поражающего змия – символ Москвы, который можно увидеть на гербе и флагах этого города.

Отдавая дань историческому названию «Охотный ряд», оформители из американской компании Hellmuth, Obata & Kassabaum Inc., которая отвечала за дизайн комплекса, установили на нижнем этаже под куполом с часами фонтан, изображающий богиню охоты Диану и двух ее спутников в туниках. Каждый персонаж оснащён атрибутами охоты и добытой им дичью. Над ними возвышается огромная чаша из которой струится вода. Авторство скульптурной композиции, вероятно, принадлежит всё тому же Зурабу Церетели, а уникальность этого круглогодично работающего фонтана состоит в том, что он расположен ниже уровня земли — на глубине около четырнадцати метров.

Источник

Площадь Согласия

Place de la Concorde

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.


Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

Читайте также:  Нефтегазоносные бассейны россии западно сибирский

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Луксорский обелиск

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года. Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота. Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

8 городов — скульптурная группа на площади Согласия

Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

Эти монументы не являются произведениями искусства, но поражают своими огромными размерами, а также тем, что в каждом их постаменте в ХIХ в, было по небольшой квартирке, сдаваемой под жильё. В наши дни под ними находится большая подземная стоянка.

Кони Марли

Кроме статуй 8 городов, на Площади Согласия в Париже есть ещё две замечательных скульптурных группы, называющиеся «Кони Марли» или «Укротители коней». Оригиналы этих статуй, украшавших площадь с 1795 года, в наши дни находятся в Лувре, а на их месте красуются искусно выполненные копии.

Это было сделано для того, чтобы сохранить их для истории – от большого количества выхлопных газов покрытие скульптур стало терять свой внешний вид.

По вечерам площадь украшена яркими огнями подсветки от фонтанов и зданий. Всего лишь два здания расположены в северной части площади. Это отель «Крийон», символ роскошества и богатства. Недалеко от него – здание Министерства военно-морского флота страны. Оба здания по внешнему виду представляют собой дворцы, напоминающие Лувр.

Источник

Оцените статью