Фонтан поилка тома де томона

ПАРАЛЛЕЛИ

ХРАНИТЕЛЬ источника

Самый изящный пример влияния французской архитектуры на русскую находится в Петербурге между Воспитательным домом и Казанской площадью.

Советские градостроители не смогли бы подыскать лучшего места для фонтана: его полуцилиндр чудесным образом перекликается с полукругом решетки

Ф

онтан этот, аналог современных АЗС, создавался не красоты ради, а как поилка для лошадей путников, проезжавших по царскосельской дороге. Ввиду стратегической важности магистрали даже такой довольно прозаический элемент ее оформления, как лошадиные поилки, должен был получить вполне монументальное решение. Этим занимались строитель Казанского собора Андрей Воронихин и француз Жан-Франсуа Тома де Томон. Но если фонтан первого у Пулковской горы остался на своем месте, то от трех фонтанов второго на современном Киевском шоссе сохранился лишь один, «Четыре ведьмы», — под той самой горой. Когда в 1930-е годы именно в этом направлении предполагалось развивать город, для классических фонтанов в его новых ансамблях места не нашлось, и два из них были убраны с дороги. Одна поилка сначала заняла место в парке Победы на Московском проспекте, а с недавнего времени стоит у исходной точки магистрали — на Сенной площади. Другой фонтан еще в 1934 году оказался перед главным входом в тот самый собор, который Томон когда-то собирался строить, — по крайней мере, принимал участие в конкурсе на его создание, проиграв Воронихину

В гравюрах, которыми Леду проиллюстрировал подарок русскому императору, его новаторские проекты среди идиллических пейзажей смотрятся сущими пришельцами из иных миров

Н

астоящий авантюрист, каких среди бежавших от революционных событий во Франции было немало, Томон захватил с родины коллекцию чужих проектов, которые выдавал затем за свои. Этот фонтан не исключение. Его истинный автор, крупнейший французский зодчий второй половины XVIII века Клод-Николя Леду, познакомился когда-то в Париже с наследником русского трона Павлом Петровичем, при дворе которого затем был не прочь найти работу, коль скоро революция лишила его всех заказов и даже отправила в тюрьму. В заключении он и задумал грандиозный трактат или, вернее, своеобразный роман об архитектуре, главный герой которого в сопровождении некоего зодчего путешествует по идеальному городу, встречая в нем самые невероятные сооружения. Одно из них, поразительным образом напоминающее гидроэлектростанцию или же нечто более простое — лежащую на боку гигантскую бочку, из которой льется вода, оказывается «домом хранителя источника». Таинственное название отсылает, вероятно, к масонской практике, в которой тогдашние просвещенные европейцы разбирались несравнимо лучше современных историков архитектуры. Что ж, можно сказать, что, совершив прогулку по воображаемому городу в компании Леду, Томон многое у него взял. Сознавая, что домом этот проект в тогдашних условиях стать никак не может, он выполнил его уменьшенную копию, превратив в архитектуру малых форм — поилку для лошадей. Так благодаря заимствованию один из фантастических проектов Леду получил хотя бы частичное воплощение. Словно предвидя подобное развитие событий, архитектор посвятил свою книгу российскому самодержцу, отправив один ее экземпляр в Петербург. И. С.

Благодаря более подробному скульптурному изображению на другой поилке каменного бородача можно идентифицировать как Нептуна

Источник

«Фонтан ведьм» или Фонтан-грот — поилка «Четыре сфинкса» на Пулковском шоссе — история

История фонтана «Четыре сфинкса», он же фонтан-грот — поилка «Четыре сфинкса» богата и уникальна. Фонтан расположен на Пулковском шоссе и насчитывается ему не один десяток лет.

Данная композиция была возведена в 1808 году, спроектировал фонтан-грот архитектор Ж.-Ф. Тома де Томона. В работах также учувствовал мастер Генри Грауер, который внес предложение дополнить конструкцию малыми бассейнами в форме четверти круга. Систему подачи воды разработал военный инженер М. П. Сакер. Каменотесные работы осуществила артель известного умельца-самородка С. К. Суханова.

В качестве материала для постройки конструкции использовался тесанный гранит. Свод — каменный, с балдахином на 4-х гранитных колоннах дорического ордера. Павильон полностью выполнен из розового гранита. Сам фонтан представляет собой открытый с четырех сторон купольный павильон высотой около восьми метров, также вокруг фонтана расположены 6 гранитных чаш.

Фонтан «Четыре сфинкса» — считается одним из самый статных и красивых фонтанов из ансамбля пяти фонтанов на Царскосельской дороге и одним из самых известных фонтанов Средней Рогатки. На данный момент, это единственный фонтан, который единственный сохранился до настоящего времени на своем историческом месте.

Четыре сфинкса, вальяжно разместившиеся на постаментах придают павильону особый шарм и выразительность. Сфинксы также выполнены из гранита. Ранее ни казались бронзовыми, но потом позеленели от сырости и времени и покрылись патиной и мхом, за что в народе их прозвали «четыре ведьмы».

В центре ограниченного колоннами пространства контрастно вырисовывается необычной формы чаша с неровными, как бы отбитыми краями, из серого полированного мрамора. Колонны, поставленные по углам квадрата, несут резко очерченный антаблемент с четырьмя треугольными фронтонами.

Фото: «Сitywalls» Фото: «Wikimapia»

В старые времена фонтан имел и важное практическое назначение: в наполненных водой гранитных чашах поили лошадей путников, тк располагался он в центре деревенской площади Подгорного Пулкова. Известно, что здесь останавливался А. С. Пушкин, предпринимавший даже пешие прогулки в Царское Село.

Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»

Ранее «Вечерний Питер» сообщал, что СПб ГБУ «Ленсвет» продолжает реализацию программы подсветки городских скульптур и памятников.

В рамках проекта подсветку получила скульптурная композиция Фонтан-грот-поилка «Четыре сфинкса» на Пулковском шоссе, дом 53, расположенная на разделительной полосе.

СПб ГБУ «Ленсвет»

Источник

«Фонтан ведьм» или Фонтан-грот — поилка «Четыре сфинкса»

На подъезде к Пулковским высотам со стороны города посредине разделительной полосы шоссе расположен самый известный фонтан Средней Рогатки с четырьмя сфинксами, второй от начала водопровода уПулковских высотах.
Его устроили в центре деревенской площади Подгорного Пулкова. Строительство осуществили по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона в 1809 году. В работах принимал участие каменных дел мастер Генри Грауер, предложивший дополнить решение Томона малыми бассейнами в форме четверти круга. Систему подачи воды разработал военный инженер М. П. Сакер. Каменотесные работы осуществила артель известного умельца-самородка С. К. Суханова.
Фонтан представляет собой открытый с четырех сторон купольный павильон высотой около восьми метров. Он построен из тесанного гранита, над ним каменный свод с балдахином на 4-х гранитных колоннах дорического ордера; вокруг фонтана расположены 6 гранитных чаш. Павильон полностью сооружен из розового гранита.
Колонны, поставленные по углам квадрата, несут резко очерченный антаблемент с четырьмя треугольными фронтонами. В центре ограниченного колоннами пространства контрастно вырисовывается необычной формы чаша с неровными, как бы отбитыми краями, из серого полированного мрамора.
Вода к фонтану поступала самотеком подземными дубовыми трубами от первого пулковского фонтана Грот и подводилась в центральную чашу. Стекая через ее края, она наполняла скрытый в толще основания каменный резервуар, а оттуда по свинцовым трубам через выходящие наружу отверстия ниспадала в чаши у основания.
Лежащие на постаментах четыре гранитных сфинкса придают павильону особую выразительность и своеобразие. Сфинксы казались бронзовыми, они позеленели от сырости и времени, покрылись патиной и мхом, за что в народе их прозвали «четыре ведьмы».
Гранитные чаши — большие полукруглые с юга и севера, малые прямоугольные с востока и запада примыкают к цоколю с четырех сторон.
Он и сейчас стоит на разграничительной полосе у подножия Пулковской горы. Наряду с «мраморными верстовыми пирамидами» он составляет парадное архитектурное убранство Царскосельской дороги в настоящее время. Это самый нарядный и богато оформленный фонтан из всего ансамбля. Он является ярким образцом декоративно-парковой архитектуры стиля ампир с величественными монументальными формами.
Этот фонтан, помимо декоративных функций, имел и важное практическое назначение: в наполненных водой гранитных чашах поили лошадей путники, ехавшие по пролегающим рядом дорогам.
Фонтан находился поблизости от почтового двора и трактира в центре регулярной площади деревни Подгорной Пулковой, где для отдыха останавливались путешественники по дороге из Петербурга в Царское Село и далее — в Москву. Известно, что здесь останавливался А. С. Пушкин, предпринимавший даже пешие прогулки в Царское Село.
27 апреля 1944 года из письма Анатолия Михайловича Кучумова жене: «В один из дней. Дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить. Сегодня ее не узнать, все носит следы ожесточенных боев. доты, надолбы, воронки от снарядов, колючая проволока, всюду надписи «Мины». Подъезжаем к Пулковской горе. Здесь все неузнаваемо, изрытая гора кажется ниже, от великолепного парка торчит десяток стволов без ветвей, которые окружают бесформенные жалкие руины великолепных зданий обсерватории. От села Пулково уцелел только фонтан-беседка. Чаша его упала, лежит на боку, кругом взрытая земля, высокие лопухи и лебеда на местах домов.

Источник

Фонтан поилка тома де томона


68. Фонтан «Грот» на склоне Пулковской горы. Фото: Г.Н. Попов, 2019 г.


69. Фонтан «Сфинксы» у Пулковской горы. Фото: Г.Н. Попов, 2019 г.


70. Фонтан «Дельфин» на Сенной площади. Фото: Екатерина Борисова / wikimedia.org, 2016 г.


71. Фонтан «Нептун» в Воронихинском сквере у Казанского собора. Фото: Mary / citywalls.ru, 2009 г.

В 1807–1809 гг. Царскосельская дорога по повелению Александра I была украшена четырьмя монументальными фонтанами. Они были созданы по проектам архитекторов А.Н. Воронихина и Тома де Томона. В сооружении фонтанов участвовал каменотёс Самсон Суханов, одновременно работавший у Воронихина на строительстве Казанского собора и Горного корпуса и у Тома де Томона на Стрелке Васильевского острова. Первый фонтан был построен на склоне Пулковской горы и был оформлен в виде романтического грота, символизирующего вход в подземное царство.

Вторым по счёту от Пулковской горы был возведён фонтан «Сфинксы» в центре площади деревни Подгорной Пулковой. Павильон представлял собой ротонду с монолитными каменными колоннами, установленную на высокий гранитный цоколь и окруженную огромными цельными водопойными чашами из гранита. По углам прямоугольного цоколя расставлены сфинксы, имевшие «тело льва и голову и грудь девушки». Многие архитекторы полагали, что «по оригинальности и художественной ценности томоновский фонтан с сфинксами около Пулковской горы не имеет себе равных».

В 1809 г. Тома де Томон спроектировал и установил два остальных фонтана. Третий по счёту фонтан-поилка, известный под народным названием «Нептун» (или по-другому — «Дельфин») был сооружён на площади вновь построенной деревни Каменки. Он оформлен в виде четырёхгранной расширяющейся внизу тумбы или античной стелы с закругленным верхом, установленной на двухъярусном пьедестале. На лицевой стороне тумбы искусно высечена маска Нептуна. Под ней изображены атрибуты властелина морей: трезубец и дельфин. С четырёх сторон в пьедестал врезаны цельные водопойные чаши. В год 300-летия Санкт-Петербурга фонтан «Нептун» был реконструирован и установлен на Сенной площади.

Сходен с ним по композиции последний фонтан, сооружённый в Среднерогатской немецкой колонии. Он представлял собой невысокую тумбу в виде «лежащего полуцилиндра». На торцевой лицевой стороне тумбы высечен маскарон с ликом Нептуна с венком из водорослей и широко разинутым ртом, из которого струилась вода. Над барельефом полукругом была выбита дата сооружения — «1809 года». Тумба стояла на прямоугольном плинте, лежащем на мощном пьедестале. С трёх сторон к пьедесталу примыкали водопойные чаши. В 1935 г. фонтан «Нептун» из Среднерогатской колонии был перенесен в сквер перед западным фасадом Казанского собора.

Это глава из стенгазеты «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова» – выпуска 119 проекта «Коротко и ясно о самом интересном». Поводом для его создания послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. О творениях мастера в Петербурге, пригородных царских резиденциях, в Москве и других городах нам рассказала Валентина Петровна Столбова – кандидат геолого-минералогических наук, член Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она занимается изучением жизненного и творческого пути знаменитого каменотёса и пишет о нём книгу. В электронной версии выпуска любознательный читатель, как обычно, найдёт существенно более подробный материал, чем в напечатанной.

Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших выпусках мы рассказываем вам об истории, архитектуре, науке, природе и других интересных вещах: увлекательно, основываясь на источниках, с картинками и дополнительными материалами.

Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

Источник

Читайте также:  Сзао бассейн для ребенка
Оцените статью