Фонтан пирамида летний сад

Как прекрасен этот мир!

Страницы

среда, 24 августа 2016 г.

Фонтаны и боскеты Летнего Сада

Фонтан на третьей площадке не имеет собственного названия. В результате изучения исторических документов было установлено, что этот фонтан был сооружён в 1708 году.

В период царствования Анны Иоанновны (1725—1750) — архитектор Ф. Б. Растрелли возводит в Саду деревянный дворец (1732) для Анны, фасадом он выходил на набережную Невы.

Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была акцентирована, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Партер Летнего сада располагался перед окнами дворца Анны Иоанновны. Воссоздан в своих исторических границах на основе документов XVIII века.

Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — фонтан «Коронный».

Боскет «Французский партер»

В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшался свинцовыми золочеными скульптурами его же работы (все сооружение погибло в период 1777—178б годов). В 1786 году каскад был разобран окончательно, а в 1855 году на площадке каскада установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.

Боскет «Крестовое гульбище»

Он представляет собой две крытые пересекающиеся аллеи, образующие в плане крест. В центре располагается фонтан. Первоначально он был украшен скульптурой «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (ныне утрачена). При воссоздании фонтана в 2010 году установлена «Нереида» ― статуя того же мастера (современная копия).

21 сентября 1777 году произошли буря и то самое наводнение, которое разрушило фонтаны.

Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма). По фонтанам Летнего сада получили наименования река Фонтанка и сад «Прудки».

Незадолго до этого, Екатерина II к Летнему Саду повелела сделать ограду. В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей. Автором проекта ограды Летнего сада бы Петр Егоров. Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.

Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.

Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.

В последующие годы в Летнем Саду появляются Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827).

Читайте также:  Звук пруда с утками

В 1839 году шведский король Карл XIV уже Николаю I передал в подарок гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.

Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между Карпиевым прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада.

Большие изменения коснулись и Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.)

В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды. В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

С того момента и до 2003 года Сад больше не претерпевал никаких изменений, пока не утвердили проект масштабной реконструкции в 2008 году. Именно поэтому теперь, когда я приехала сюда спустя 10 лет (последний раз я была тут в 2006-2007 годах) этот замечательный уголок я совсем не узнала. Если раньше Сад производил на меня впечатление как тихий, уютный, зелёный скверик со скульптурами и лавочками, где мы с мужем будучи молодожёнами, слушали птиц, пили ароматный шоколадный чай и мечтали. то теперь — это прекрасный дворцовый парк, впечатляющий величием и блеском императорской России, гуляя по которому чувствуешь благоговение перед культурным наследием великой страны.

Другие статьи серии «Петербург и окрестности»

Источник

В Летний сад в гости к Петру Великому!

Летний сад, расположенный в самом центре Петербурга, представляет собой уникальный памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII в. Этот старейший парк города и любимое детище Петра I Великого на сегодняшний день является жемчужиной в парковом ожерелье города на Неве. Один из символов Санкт-Петербурга, Летний сад является единственным представителем России в Европейской ассоциации наследия садов. В 2004 г. он стал одним из филиалов Русского музея.

Летний сад был основан Петром в 1704 году. Великий реформатор уделил его созданию большое внимание, лично определив местоположение и границы, планировку и внутреннее наполнение сада. Он расположился на отдельном одноименном острове, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей Канавкой, поначалу занимая лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. В самом начале была определена и система прямых перпендикулярных аллей, которая дошла до наших дней. Летний сад создавался в регулярном стиле, на манер существовавших в то время европейских парков.. Некоторые исследователи полагают, что Петр I сам намечал направление аллей, положение цветников и фонтанов.

Часть современного Летнего сада и Марсова поля представляла собой в те времена низину, поросшую чахлым кустарником. Для осушения болотистой территории вдоль западной части сада был прорыт канал (позже названный Лебяжьим), отделивший его от Большого луга (Марсова поля). Примерно посередине от Лебяжьего канала почти до Фонтанки прорыли еще один канал — Поперечный. На перекинутом через него мостике устроили фонтаны-шутихи. В 1710-е гг. в южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил ручной тюлень, а в центре пруда бил многоструйный фонтан. Этот пруд сохранился до наших дней.

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы для посадки деревьев, для чего в течение нескольких лет в сад завозили землю. Деревья самых разных пород по указу Петра привозили со всей России и из-за границы, сажали их и летом, и зимой. В саду было высажено много елей, которые очень любил Петр. Они стояли в несколько рядов вдоль Лебяжьей канавки и Фонтанки. В петровское время в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябина, а также самшит, ильм, каштан и др. Здесь были и фруктовые деревья: яблони, вишни, груши, кусты смородины. На грядках между деревьями сажали «поваренные травы»: петрушку, морковь, свеклу, пастернак, горох, бобы, душистые травы.

В летнее время на аллеях и площадках парадного сада выставлялись кадки с тропическими растениями. Для их хранения были построены оранжереи, в которых выращивали молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Известный российский ученый-садовод А.Э. Регель сообщал, из каких мест доставлялись растения для Летнего сада: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, гороховник, таволга из Сибири. В саду шла работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов.

Читайте также:  Фильтровальное оборудование для бассейн

Центральную галерею Летнего сада украшала античная мраморная статуя Венеры, названная позднее Венерой Таврической. Эта скульптура была подарена Петру I римским папой Климентом IX. По указу царя ее охранял часовой в мундире Преображенского полка с алебардой, дабы никто ее не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнаженного женского тела. Петербуржцев смущала «голая баба с белым лицом» и каждый старался ее во что-нибудь одеть. Сейчас Венера хранится в Государственном Эрмитаже.

В 1717 г. у реки Мойки был построен павильон с фонтанами, где поместили огромный Готторпский глобус со звездным небом во внутренней сфере. Позднее глобус был перенесен в Кунсткамеру. На территории сада существовал «зверовой двор», в котором размещались птицы (черные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны) и редкие животные (дикобраз, синяя лисица, большой еж, соболи).

В саду был создан лабиринт, в подражание знаменитому версальскому Лабиринту, который представлял собой сложную систему дорожек среди кустов, с углублениями-нишами, в которых были фонтаны, украшенные скульптурными персонажами басен Эзопа. Специально для тех гостей, которые не знали сюжетов, у каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. У входа в Лабиринт стояла свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа, а дорожки к Лабиринту проходили по мосткам с фонтанами-шутихами.

На берегу Фонтанки был построен павильон Грот, напоминающий сказочную пещеру. Он был прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толченым стеклом. Входящего в Грот встречала позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию). Грот был поврежден во время наводнения 1777 г. и по приказу Павла I был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Рядом находится Чайный домик, построенный по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Когда были завершены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. Он использовался не только для прогулок, но и как место проведения знаменитых петровских ассамблей, праздничных церемоний и дипломатических встреч. О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве и высаживались из лодок на деревянную пристань. В галереях накрывали столы с угощениями для гостей, отдельно ставили столы с закусками для офицеров и незнатных лиц. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. После обеда и танцев в аллеях появлялись гвардейцы-гренадеры, которые несли на жердях большие ушаты хлебной водки. Каждый из гостей должен был выпить чарку. Во время гуляний в саду играл оркестр, а заканчивался праздник эффектным фейерверком.

Во времена Петра I Летний сад был доступен почти всем желающим при соблюдении двух условий – быть прилично одетым и без бороды. После смерти Петра, в короткое царствование Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет, являвшийся фактически высшим органом власти в стране.

В годы правления Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и парковый комплекс постепенно теряет свою значимость. После трагического наводнения 1777 г., которое повредило насаждения, статуи и фонтаны, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой. Утратив статус императорской резиденции, сад постепенно менял свой облик и превращался в место прогулок аристократов.

Именно в эпоху правления Екатерины Великой Летний сад получил новое украшение — пышную ограду со стороны Невы, выполненную архитектором Ю. Фельтеном. Знаменитая решетка Летнего сада поныне служит его «визитной карточкой» и одним из символов, известных во всем мире. На решетке можно видеть мемориальную доску, укрепленную в том месте, где в 1866 году революционер Д. Каракозов стрелял в императора Александра II. В память об избавлении государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня, которую разобрали в 1930 г.

Из истории создания решетки Летнего сада.

Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отражающих этапы этой работы. Основание ограды, колонны и венчающие их вазы были вырезаны из «дикого камня» — так в то время назывался красный гранит Выборгского месторождения. Звенья ограды и ворота были выкованы из железа в Туле. Звенья забора укреплены на 36 столбах, а общая длина сооружения составляет 232 метра.

Поэт Константин Батюшков писал: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке» . Ученый-минералог Дмитрий Соколов заявлял, что «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира» .

Читайте также:  Форсунка для бассейна нержавейка

7 мая 2012 г. была завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его и приблизившая к первоначальному облику. Были восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, вновь ставшая регулярной. Площадь современного Летнего сада — 12 га. В саду находятся интересные исторические объекты.

Ваза, установленная на высоком прямоугольном пьедестале из темно-красного порфира, украшает площадку у входа в Летний сад со стороны Мойки. Она является даром шведского короля Карла XIV императору Николаю I в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией. Ваза исполнена в шведском городе Эльфдалене из местного розового порфира из пяти отдельно выточенных частей (по горизонтали). Она была установлена в 1839 г., ее высота вместе с пьедесталом составляет 4, 85 м. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. После реставрации она снова вернулась в Летний сад на свое историческое место.

Памятник И. А. Крылову:

Создавался памятник великому баснописцу на добровольные пожертвования. В течение 3 лет была собрана баснословная по тем временам сумма — 13 000 рублей. Этого было достаточно, чтобы привлечь к работе знаменитых мастеров эпохи. Первоначально предполагалось установить памятник на Васильевском острове, у Академии наук. Был проведен конкурс, в котором победил проект П. К. Клодта. И. А. Крылов изображен сидящим, с раскрытой книгой в руках. Пьедестал из темно-серого сердобольского гранита украшен горельефами, выполненными по рисункам художника А. А. Агина на сюжеты басен Крылова.

Чтобы убедительно изобразить героев басен Крылова, Клодт превратил собственную мастерскую в настоящий зверинец. Обезьяны, кошки, собаки и овцы жили у скульптора удивительно мирно, а он наблюдал за ними изо дня в день, постоянно делая пометки в своем блокноте. Так рождалась идея памятника Ивану Андреевичу. К 1855 году работы были завершены, и, по легенде, Клодт лично предложил поставить памятник в Летнем саду, потому что именно здесь любил гулять Иван Крылов, попутно обдумывая сюжеты для своих новых басен. Бронзовый памятник высотой 3,5 метра позже был признан лучшей работой скульптора Клодта.

Сначала в парк можно было попасть только по личному приглашению Петра I, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В XIX в. Летний сад стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Здесь устраивались смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест.

Статуи для Летнего сада Петр I привозил из Италии и очень дорожил ими. В XVIII в. их насчитывалось более двухсот, но впоследствии многие были либо разрушены во время наводнения, либо переехали в летние загородные резиденции и в Зимний дворец. Сохранилось около девяноста мраморных статуй и бюстов из ценной петровской коллекции. На протяжении 300 лет неблагоприятные климатические условия разрушали скульптуру. Кроме того, многие статуи неоднократно подвергались актам вандализма. По этой причине все скульптуры были отремонтированы и перевезены на хранение в Михайловский замок. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур — копий, выполненных из искусственного мрамора, в состав которого входит натуральная мраморная крошка и полимеры.

Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить на его территории летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом. С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 г., преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером с изображением Святого Георгия. Автором проекта стал первый архитектор Петербурга Доменико Трезини. Летняя резиденция Петра Великого сохранилась до наших дней практически в первозданном виде, и может служить ярким примером архитектуры петровского барокко.

О Летнем дворце я расскажу в следующей статье на этом канале. Всех, кто интересуется историей России, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, садово-парковым искусством, я рада приветствовать на канале в качестве своих единомышленников. Присоединяйтесь!

2. Статья автора о Павловском парке:

Источник

Оцените статью