Парк Горького: история и современность
В парке Горького устанавливают отреставрированные ворота
В пятницу, 28 июня, в парке Горького началась установка отреставрированных главных ворот и ограды. Ворота парка, созданные по проекту советского архитектора Юрия Щуко, отреставрировали впервые за 58 лет. С них удалили ржавчину, а утраченные элементы заменили. Работы велись с марта 2013 года преимущественно в Санкт-Петербурге. Установка ворот может занять около месяца.
Об истории парка Горького, а также о том, какие еще изменения произошли в нем за последнее время — в материале M24.ru.
Центральный парк культуры и отдыха открылся в 12 августа 1928 года. Имя Горького ему присвоили в 1932 году. Идея создания парка возникла в 1923 году, когда в Нескучном саду, позже ставшем частью парка Горького проходила I Всероссийская кустарно-промышленная выставка. Планировкой парка в конце 20-х годов занимался архитектор-авангардист Константин Мельников, она в основном сохранилась до наших дней. Фонтан в парке в 1930-х годах был сооружен по проекту Александра Власова. Кроме того, над оформлением отдельных частей парка в 1944-45 годах работал архитектор Исидор Француз.
Вид на Парк культуры и отдыха им. Горького, 1931 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Главной задачей парка в советское время было вести широкую политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди трудящихся. На территории парка разместились выставочные павильоны и павильон культуры, теннисные боскеты и декоративный бассейн, аттракционы и специальный городок для детей. Здесь проводились большие массовые мероприятия и выставки.
С 1950-х годов началась большая работа по реконструкции парка. Был построен новый главный вход, эстрады, у Голицынского пруда появились гранитные набережные, были обустроены новые площади и аллеи. В 1974 году в парке установили две скульптуры садово-паркового жанра — гранитные фигуры «Пловец» и «Зима», автором которых был Гавриил Шульц. В 1990-е годы в парке появились аттракционы, палатки, маленькие кафе-шашлычные, территория заполнилась рекламными конструкциями, вход стал платным.
Весной 2011 года директором парка был назначен Сергей Капков. С этого момента началась реконструкция парка. За лето и осень 2011 года было демонтировано около 100 аттракционов и незаконных объектов. В парке было разбито порядка 1,9 гектара цветников, а также уложено около 2 тысяч квадратных метров нового асфальтового покрытия.
Москвичи отдыхают в парке Горького, 1947 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В июле 2012 года в парке Горького открылся круглосуточный коворкинг-центр для работы и отдыха, получивший название «Рабочая станция». Эта площадка для совместной работы размещена в Нескучном саду. Москвичи могут работать здесь, пользуясь всей необходимой оргтехникой. Кроме того, здесь оборудована мини-кухня, а на просторной террасе размещен киноэкран. В августе 2012 года в парке заработал бесплатный Wi-Fi.
В сентябре 2012 года по результатам голосования жители назвали ЦПКиО имени Горького одним из лучших парков столицы. Первое место в рейтинге он разделил с парком «Сокольники». В том же месяце стало известно, что концепцию развития парка Горького будет разрабатывать британская компания LDA Design. Именно она выиграла тендер на разработку концепции развития парка Горького. Архитекторам предстояло продумать зонирование парка, включение реки, решить вопрос с парковками. Кроме того, того в рамках этого проекта к парку должна была присоединиться территория Воробьевых гор.
В конце сентября 2012 года после 20-летнего перерыва в парке открылась Народная обсерватория. Здание реконструировали, там был восстановлен купол. В обсерватории установили телескоп Celestron CGE PRO 1400HD с диаметром трубы 356 миллиметров и 841-кратным приближением. С помощью этого устройства сейчас можно наблюдать днем за Солнцем, Луной и Венерой, а ночью – за другими небесными объектами даже в условиях большой засветки в Москве. А первый астрономический павильон был открыт здесь в 1929 году.
Аттракционы в ЦПКиО имени Горького, 1978 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В октябре 2012 года в парке Горького было посажено несколько тысяч тюльпанов, предоставленных крупнейшим нидерландским парком Кекенхоф в рамках проекта «Голландцы говорят тюльпанами». Тюльпаны были посажены на территории парка в четыре слоя, чтобы их цветение продолжалось как можно дольше.
16 ноября 2012 года в парке Горького был открыт самый большой в Европе каток с искусственным покрытием, его площадь составила 18 тысяч квадратных метров.
Отдыхающие в парке Горького, 1994 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В декабре того же года в парке, на территории Нескучного сада, была открыта новая оранжерея. Ее конструкция была выполнена по французско-голландской технологии, а пространство оснащено профессиональным тепличным оборудованием. Общая площадь оранжереи составила 1 тысячу квадратных метров. В оранжерее проводятся лекции, мастер-классы и практические занятия по растениеводству. Здесь выращивают не только редкие растения, но и обычные салат, укроп, чабрец и другие культуры. В том же месяце в парке открылась настоящая площадка для сноубординга, где работают опытные инструкторы.
В начале 2013 года в парке Горького была открыта площадка для публичных акций – аналог лондонского Гайд-парка. Площадка рассчитана на 2 тысячи человек. На ее территории можно без специального разрешения проводить общественно-политические акции. Вторая подобная площадка открылась в столичном парке «Сокольники».
Арт-скамейка Enzi в парке Горького, 2013 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В мае в парке Горького открылся велопрокат в европейском стиле. То есть взять велосипед можно в одном пункте проката, а вернуть — в другом. Кроме того, в Нескучном саду появилось экокафе «Теплица», которое полностью состоит из стекла, а на стенах висят горшки с цветами и свежей зеленью. Помимо свежих овощей, фруктов и полезных завтраков в кафе проводятся утренние занятия йогой, тренинги для мам с детьми и еженедельные «квартирники». В мае в парке был также оборудован настоящий песчаный пляж площадью 5 тысяч квадратных метров со 150 шезлонгами. Для его создания использовалось 1,5 тысячи тонн кварцевого песка.
Пляж в парке Горького, 2013 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В июне аллеи парка украсили необычными арт-объектами Enzis. Это скамейки-трансформеры из Вены. Мобильные и яркие, полые внутри, они легко трансформируются в лежаки или домики, в которых зимой можно устраивать чаепития. Дизайн конструкций в 2002 году разработали специально для австрийского Музейного квартала. Скамейки для парка Горького выполнены по спецзаказу. Всего их 15. Объекты выкрасили в сочные лаймовый и светло-сиреневый цвета.
Весной в ЦПКиО имени Горького, а также еще в 4 московских парках стартовал проект «Книги в парках». Здесь появились книжные павильоны-трансформеры – деревянные конструкции в форме беседок и скамеек, так называемые, «Гоголь-модули». В рамках этого проекта издательства, книжные магазины и букинисты будут продавать книги по демократичным ценам. «Гоголь-модули» созданы молодыми архитекторами АРХИWOOD специально для проекта «Книги в парках». А отбор книг проводят кураторы проекта: популярные писатели, критики, литературоведы.
22 июня у Пионерского пруда в Парке Горького открылась инсталляция «Исчезающая стена», приуроченная к завершению Года Германии в России 2012-2013. Стена состоит из более 5000 деревянных брусков с нанесенными на каждый из них цитатами немецких деятелей – от философов до панк-музыкантов. Посетители парка могли вынимать бруски с цитатами из стены и забирать с собой домой.
Ожидается, что уже в начале августа в парке Горького появится открытый кинотеатр. Его возводят по принципу амфитеатра – деревянные лавки по окружности и стена, на которую будет проектироваться кино.
ЦПКиО имени Горького — парк мирового уровня, с пространством для отдыха, спорта, танцев и игр на свежем воздухе. Его посещают более 20 тысяч человек в будние и 100 тысяч в выходные и праздничные дни. Сегодня это один из эпицентров жизни столицы.
Источник
Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького
Центральный парк культуры и отдыха, недавно отметивший свое 90-летие, открылся в Москве 12 августа 1928 года. Имя Максима Горького ему присвоили в 1932-м, когда главный пролетарский писатель вернулся в СССР из итальянской эмиграции и по всей стране отмечалось 40-летие его творческой деятельности.
За 90-летнюю историю парка его концепция неоднократно менялась, а с ней — и список его главных достопримечательностей. «Мосгортур» подготовил рассказ о пяти местах и объектах, становившихся символами парка в разные времена.
Цветники Парка Горького
Одна из главных загадок современного Парка Горького — название Нескучного сада. По одной из версий, все дело в особенной системе охраны, которую использовал в саду его основатель Прокопий Демидов — вельможа-самодур екатерининской эпохи, очень любивший ботанику. Вы наверняка видели его портрет кисти Дмитрия Левицкого, хранящийся в Третьяковской галерее: на нем Демидов изображен с лейкой, цветочными горшками и раскрытым гербарием.
Сад — самый большой в Европе! — был мечтой Демидова. К ее воплощению он приступил середине XVIII века, купив земли на территории нынешнего парка. Над созданием пяти террас, каскадом спускавшихся к реке, два года трудились более семисот работников. Коллекция флоры охватывала все континенты, кроме Антарктики. Немецкий ученый-естествоиспытатель Петер Паллас за месяц работы в 1781 году составил подробный каталог, насчитав в демидовском саду 2224 растения. Однако сам нувориш-ботаник оценивал размеры своей коллекции так: «по каталогу — 4363, да сверх каталогу — 3634, а всего — 8000». Собранный им «травник» (гербарий) из растений собственного сада к моменту передачи Московскому университету насчитывал четыре тысячи наименований.
Легенда связывает название сада с одной из причуд его владельца, который расставлял в оранжереях набеленных обнаженных крепостных под видом античных статуй для борьбы с вороватыми посетителями. Как только кто-то протягивал руки к диковинным растениям или плодам, «статуи», к его ужасу, приходили в движение. Впрочем, есть версия, что усадьба предыдущего владельца этой территории, князя Никиты Трубецкого, уже называлась Нескучное — и сад просто унаследовал имя.
В 1931 году оранжерейное хозяйство Нескучного сада передали ЦПКиО. Это дало толчок к расцвету цветочно-коврового искусства — художник Васо Бежани создавал здесь огромные цветочные портреты Ленина, Сталина и Горького. Кстати, до 30 сентября их современные аналоги можно увидеть на выставке «Парк Горького: фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства.
В 1938 году в парке появился розарий — большой открытый партер с клумбами, на которых росли 12 видов чайных роз. Сегодня старинные флористические традиции продолжает оранжерея в Нескучном саду, которая занимает более тысячи квадратных метров. Здесь выращивают растения для цветников Парка Горького.
«Шестигранник»
В начале XX века большую часть территории нынешних партера и «Музеона» занимала городская свалка. К 1923 году ее расчистили и открыли на этом месте временную Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ), предтечу ВДНХ. Границы выставки определили место будущего ЦПКиО.
Для возведения 225 павильонов были привлечены лучшие архитекторы страны разных поколений — среди них были Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Александр Кузнецов. Ориентальный павильон Туркестана стал последней постройкой мэтра модерна Федора Шехтеля, а павильон «Махорка» — одной из первых работ авангардиста Константина Мельникова.
Большинство строений были деревянными. Исключение — центральный павильон машин и орудий, сделанный по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова и Виктора Кокорина на железобетонном каркасе. Приверженец классицизма, Жолтовский выстроил в круг шесть ангаров, увенчанных фронтонами, обратив их к внутреннему дворику с фонтаном. Из-за формы павильон прозвали «Шестигранником». Выставка проработала всего три месяца и закрылась. Часть построек использовалась потом в ЦПКиО, но только «Шестигранник», пусть и в руинированном состоянии, дожил до 90-летия парка.
В 1925 году в нем прошла первая в истории страны международная автовыставка. Летом 1929-го сюда въехала экспозиция живописи и скульптуры Общества московских художников. В том же году «Шестигранник» переоборудовали в гигантскую фабрику-кухню, способную производить ежедневно 30 тысяч блюд. В одном из блоков заработала лимонадная фабрика, в другом хранились тележки мороженщиков. К 1936 году фабрика-кухня превратилась в популярный пивной ресторан, здесь открылся центр русского бильярда, начались танцевальные вечера.
В 1942 году «Шестигранник» был частично разрушен во время бомбежки. После войны его немного привели в порядок и использовали под хозяйственные нужды. В одном из ангаров с конца 1950-х до 1966-го прописалась моднейшая танцплощадка, которую вы наверняка видели в кино: там начинается действие «Стиляг», мелькает она и в кинокартине «Москва слезам не верит». К 1980-м этот архитектурный реликт был окончательно заброшен. В данный момент «Шестигранник» находится на реставрации, после которой должен стать выставочной площадкой музея современного искусства «Гараж».
Две «Девушки с веслом»
В середине 1930-х ЦПКиО обогатился скульптурой в соответствии с новым генеральным планом парка, который разработал будущий главный архитектор Киева (1944) и Москвы (1954) Александр Власов. За этот план в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Власов получил Гран-при.
Парк наводнили не только слепки с классических шедевров, но и авторские работы ведущих советских скульпторов. Главное место среди них скоро заняла «Девушка с веслом» Ивана Шадра, чьи монументы украшали еще ВСХВ в 1923 году. Всесоюзную известность ему принесли многочисленные памятники Ленину и Горькому, образы трудового народа для первых советских денег и скульптура «Булыжник — оружие пролетариата», выполненная к десятилетию Октябрьской революции.
В 1935 году Шадр поставил в центре Фонтанной площади партера девятиметровую вертикальную доминанту — статую обнаженной спортсменки, совмещавшей в себе черты античных богинь-копьеносиц и идеализированного представления скульптора о женщине первого в мире государства рабочих и крестьян. Моделью стала юная спортсменка Вера Волошина. Во время войны она ушла в партизаны, оказалась в одном отряде с Зоей Космодемьянской и погибла с ней в один день. В 1994 году ей было присвоено звание Героя России.
Еще до войны в ЦПКиО появилась другая «Девушка с веслом», поскольку первую сочли вызывающе эротичной. По одной из версий, Сталин, лично оценив «советскую Венеру» во время посещения парка, сказал: «Убрать! Увидят и дальше не пойдут!»
Шадру позволили найти для его творения новое место. За счет скульптора первую «Девушку с веслом» возили по югу страны на открытой железнодорожной платформе. В Одессе статую предложили «приодеть» в трусы, в Николаеве она какое-то время постояла у местного яхт-клуба, но желающих дать ей постоянное пристанище после вышеприведенного резюме долго не находилось.
А новая «Девушка с веслом» заняла старое место в парке в 1936 году. Она не могла не отличаться от предшественницы, поскольку моделью на этот раз была гимнастка Вера Бедринская. В одном Шадр остался верен себе — статуя опять была обнаженной.
К сожалению, ни один из вариантов не сохранился. Бронзовые этюд и копия головы статуи, хранящиеся в Третьяковке, да многочисленные фотографии — вот все, что осталось от монумента, который и по сей день является одним из главных символов Парка Горького.
Парашютная вышка
Летом 1929 года в парке, ближе к Крымскому Валу, возвели 35-метровую башню спирального спуска, по которому посетители съезжали на ковриках. Ильф и Петров высмеяли ее в своем фельетоне для «Правды», обозвав «сенсацией XIX века». Однако вскоре несовременный аттракцион получил новое предназначение.
18 августа 1933 года в СССР «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» появился новый ежегодный праздник — День авиации. Апофеозом стал рекордный по численности одновременный прыжок 62 парашютистов с трех самолетов в Тушине.
С начала 1930-х советские парашютисты переписали на себя множество мировых рекордов, их имена знала вся страна. Парашютные вышки строились в каждом городе, а в Москве, Ленинграде и Харькове — в каждом районе. Так спиральная башня ЦПКиО превратилась в парашютную вышку (спуск при этом продолжал работать).
Совершить прыжок с этого тренажера с помощью подвешенного на тросе парашюта мог любой желающий, для этого нужно было только пройти инструктаж и заплатить один рубль. Это был один из самых дорогих и самых популярных аттракционов довоенного парка.
Во время Великой Отечественной войны вышка вновь сменила свое предназначение, став наблюдательным пунктом ПВО. Разобрали ее в начале 1950-х. Сейчас на этом месте стоит бронзовая скульптура «Балерина» Елены Янсон-Манизер, вдохновением для которой была прима советского балета Галина Уланова. А модель парашютной вышки выставлена в музее Парка Горького.
Зеленый театр
Первый летний «воздушный» театр в Нескучном саду появился в 1830 году по распоряжению Николая I. Пушкин однажды пригласил сюда Наталью Гончарову, а на обратном пути поцеловал ее в парке, о чем написал в дневнике.
К началу XX века от театра остались только воспоминания. В 1930 году на стыке партера и Нескучного сада поставили временную эстраду для массовых действий. Летом 1933 года ее заменили открытым Зеленым театром. Он вмещал 20 тысяч человек. В 1935-м здесь давали оперу Жоржа Бизе «Кармен» Большого театра, в 1936-м — оперу «Тихий Дон» Ленинградского Малого оперного театра, в 1937-м — балет «Бахчисарайский фонтан» Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, в 1938-м — балет «Кавказский пленник» Большого театра и несколько спектаклей Московского театра оперетты.
«Вы сидите в огромном зале, стены которого шумят зеленой листвой вековых деревьев, над вами прозрачный синеющий купол вечернего неба, над вами и вокруг вас сверкают звезды — вы видите огни неба и огни Москвы, раскинувшиеся далеко за рекой. Вы дышите чудесным свежим воздухом. Трудно на словах передать впечатление от этого замечательного театра. Приходите, посмотрите», — восхищалась в 1936 году «Комсомольская правда».
Настоящий фурор вызывали киносеансы — для них в Англии купили экран «Гигант» размером с трехэтажный дом, а научно-исследовательский Институт кинематографии разработал звуковую аппаратуру. В историю отечественного кино вошла дата 29 мая 1936 года, когда при полном аншлаге состоялась театрализованная премьера фильма Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
В военные годы площадка использовалась для проведения лекций-концертов со сбором средств на строительство танка Т-34 «За передовую науку!». После войны театр перестроили к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. При этом его передвинули в глубь парка на 25 метров, сделав более удобным проход по набережной.
Лебединой песней Зеленого театра стали в 1987 год съемки финала культового фильма «Асса» Владимира Соловьева, для которых на выступление группы «Кино» Виктора Цоя пришли более 12 тысяч человек. С 1989 года эту территорию занимает Театр музыки и драмы Стаса Намина.
Источник