Фонтан невинных Жана Гужона
XVI век в Европе — это век реформы Лютера и религиозных войн. Для французской культуры он был переходным этапом, ступенькой от средневековья через Ренессанс к классицизму Ярчайшая фигура эпохи французского Ренессанса — скульптор Гужон, а одним из высших достижений скульптора стали рельефы «Фонтана невинных».
О жизни Жана Гужона известно очень мало. Наиболее вероятная дата его рождения 1510 год, а его родина, скорее всего, Нормандия. В этой провинции довольно часто встречается фамилия Гужон, первые упоминания о скульпторе также связаны с работами в Руане, который был столицей Нормандии.
Неизвестно, где прошла его молодость — годы ученичества и как Гужон постиг искусство скульптуры и архитектуры. Первое упоминание о Жане Гужоне относится лишь к 1540 году. К этому времени он уже успел прослыть талантливым мастером, ему доверяют важные декорационные работы. Гужон построил органную трибуну в соборе Сен-Маклу в Руане. Работы в Руанском соборе велись в 1540–1541 годах, сохранились счета с указанием имени их исполнителя.
Есть предположение, что Гужон побывал в Италии. Эта версия подкреплена характером архитектурного решения органной трибуны в соборе Сен-Маклу. Две простые колонны из черного мрамора, стоящие на основаниях из белого мрамора и увенчанные коринфской капителью из того же материала. Колонны античной чистоты линий — и это в Руане, на родине готического искусства! Нетрудно предположить близкое знакомство с итальянским возрожденческим искусством.
Первые известные нам скульптуры Гужона относятся к 1546 году. Речь идет о знаменитой усыпальнице герцога де Брезе. Две сохранившиеся до нашего времени скульптуры усыпальницы — конная статуя и лежащая фигура, восходят к французской традиции. А вот парадная, монументальная гробница — дань увлечения итальянской архитектурой. Особое внимание привлекают женские фигуры, поддерживающие верхний ярус памятника, — они полны динамики и жизненной силы.
Гужон довольно поздно занялся скульптурой. Начинал же он как зодчий и декоратор. В те времена скульптура составляла единое целое с архитектурой, лишь Возрождение выделило скульптуру в самостоятельный вид искусства.
Гужона отличал талант как в архитектуре, так и в скульптурной пластике. Но сердце его, безусловно, было отдано ваянию. Долгие годы он сотрудничал с выдающимся французским зодчим XVI века Пьером Леско. Первым их совместным произведением стал парижский особняк Линьери, известный сегодня под именем отель Карнавале.
Другим замечательным совместным проектом Гужона и Леско стал новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца-замка были начаты ещё в конце сороковых годов 16-го столетия. Дворец стал одним из блистательных образцов архитектуры зрелого французского Ренессанса. Главный, западный фасад Лувра насыщен украшениями, но, однако, не перегружен ими. Благородство и завершенность чувствуется в отделке каждой детали, начиная от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом. Будто из монолита высечен, а затем великолепно отделан резцом скульптора этот фасад, с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по-разному обработанных окон. Над входом размещены многочисленные рельефы с аллегорическим изображением войны и мира, а на самом верху — фигуры богов и скованных рабов над щитом, придерживающие два крылатых гения. Центральная часть же фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.
Роль Гужона в творческом дуэте с Леско отнюдь не сводилась лишь к созданию скульптур по заказу архитектора — он был соавтором при работе над архитектурным замыслом. Леско, очевидно, находился под благотворным влиянием огромного пластического дарования Гужона. Вот и в работе над особняком Линьери Гужон и Леско подобны аккомпаниатору и певцу, исполняющим изысканное музыкальное произведение. На небольших цоколях, в пространстве между окон верхнего этажа особняка, гармонируя с изяществом утонченных ритмов и полнокровием образов с архитектурой Леско, стоят скульптурные изображения величественных людей — аллегории четырех времен года.
Вершина творческих свершений Жана Гужона, без всякого сомнения, — «Фонтан нимф», более известный под названием «Фонтан невинных». По мнению Бернини, этот фонтан — лучшее произведение французской скульптуры как по удивительной гармоничности между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу.
Как пишет Г. Лихачева: «Фонтан входил в число проектов, задуманных скульптором для оформления города в честь торжественного въезда короля в Париж 16 июня 1549 года. Архитектурная часть фонтана была спроектирована Пьером Леско в манере, ставшей традиционной для совместной работы двух парижских знаменитостей. Гужон при своей любви к графике всю жизнь предпочитал рельеф, а Леско, сотрудничая со своим другом и постоянным соавтором, рисовал слегка выступающие из стены, обработанные в формах классического ордера пилястры, кажется, навсегда забыв о круглой колонне.
Скульптурные украшения фонтана состояли из шести горизонтальных рельефов, изображающих наяд, амуров и тритонов, и шести вертикальных рельефов с изображением нимф, олицетворяющих силы природы.
Нимфы Гужона — это божества, олицетворяющие силы природы, поэтизирующие их. Слушая шум ветра, шелест листвы, журчание воды, скульптор проникался чувством священного восторга перед чудом, заключенным в слове „природа“.
Изображения нимф отличаются поэтичностью образов, грацией и разнообразием движения. С легкостью и свободой передает скульптор в низком рельефе их сложные изящные позы. Рельефам Гужона свойственна особая гармония, особая музыкальность. Пластический язык скульптуры полон певучих ритмов. Струящимся складкам одежд нимф вторит тихое журчание льющейся из ваз воды. В удлиненности пропорций фигур, в изысканности поз девушек чувствуется знакомство скульптора с искусством школы Фонтенбло. Однако в самих образах нимф, полных светлой радости, прекрасно выражены основные черты творчества Жана Гужона, резко отличающегося от холодного рафинированного искусства школы Фонтенбло.
Нимфы источников словно возрождают в памяти античность, точнее, они несут в себе дух античного искусства, как его представляли в XVI веке. Не заботясь об археологической точности, Гужон воссоздает образы, вдохновлявшие античный мир».
В эпоху Возрождения возвращается культ женской красоты. Мадонны, святые, мученицы становятся в творениях мастеров этой эпохи похожими на матерей, сестер, возлюбленных. Они весьма женственны, у них высокие чистые лбы греческих богинь. Меняются средневековые каноны: удлиняется овал лица, линия бровей становится четче, глаза делаются глубже, наконец, появляется знаменитая греческая «прямая переносица». Таковы, к примеру, луврские кариатиды и кариатиды усыпальницы Луи де Брезе в соборе Руана, исполненные совсем ещё молодым Гужоном. Таковы и нимфы «Фонтана невинных». Произведения Гужона в известной степени предвосхитили итальянское барокко.
Скульптурными рельефами Жана Гужона восхищался и воспевал их Ронсар. Парижане, современники Гужона, даже сравнивали его с Фидием, в руках которого «мрамор начинает оживать».
Источник
Фонтан невинных в Париже
Легенды Парижа: Фонтан Невинных
«Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный фасад приковывает взгляд совершенством скульптурных форм и линий. За почти пятьсот лет своего существования этот уникальный памятник периода французского Ренессанса стал свидетелем многих эпохальных событий.
История создания
Фонтан невинных в 16-ом веке
В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.
К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.
Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.
После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.
Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.
Исторические трансформации
В 1787 году парижские кладбища, в том числе Кладбище невинных, по санитарным соображениям были вынесены за пределы города. После того как останки почти двух миллионов усопших были перевезены в городские катакомбы, на освобожденном месте был по-строен рынок Ле-Аль («Чрево Парижа»).
Поначалу фонтан планировалось демонтировать, однако благодаря призывам писателя де Куинси не уничтожать шедевр французской архитектуры он был перенесен в середину рынка и установлен на каменный постамент, украшенный фигурами львов. Недостающий четвертый фасад для фонтана сделал скульптор Огюстен Пажу, повторив стиль трех уже существующих. Изображение парижского рынка с фонтаном сегодня можно видеть на многих старинных изображениях, дошедших до наших дней.
Пажу пришлось дополнить скульптурный ансамбль еще двумя фигурами нимф, размещенными на четвертой стороне. В качестве образца были взяты нимфы Гужона.
Изначально фонтан давал немного воды по причине плохо функционировавшей системы водоснабжения города. При Наполеоне Бонапарте был сооружен новый акведук, благода-ря чему из фонтана буквально хлынула вода. Напор был настолько велик, что это стало угрожать целостности скульптурного декора сооружения. По этой причине с постамента были удалены малые барельефы и помещены в Лувр, где они хранятся по сей день. В настоящее время фонтан украшен их копиями.
В 1858 году фонтан еще раз перенесли, теперь уже на его нынешнее место в центре площади, на более скромный в сравнении с прежним постаментом.
Архитектурный облик
Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна
Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.
Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.
Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно
Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.
Нимфы фонтана невинных
Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.
Вершина творчества Гужона
Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.
Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.
«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.
Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».
В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.
Кратко о создателях
Знаменитый французский архитектор и скульптор Жан Гужон родился предположительно в Руане между 1510-1520 годами. Первое художественное образование получил во Франции, затем в период религиозных войн, будучи протестантом, уехал в Италию, спасаясь от преследований, где занимался раскопками и исследовал древние памятники.
Гужон глубоко изучал искусство Древнего Рима. Ему, как никому другому, удалось возродить в своем творчестве дух греческой античности. Одной из лучших работ скульптора считается надгробие сенешаля Луи де Брезе. В 1547 году он стал мастером при дворе Генриха II.
Известный архитектор периода Ренессанса Пьер Леско родился предположительно в 1515 году в Париже. Франциск I назначил его главным архитектором Лувра. Благодаря ему Лувр превратился из средневекового замка в дворец эпохи Возрождения.
Леско выполнял внутреннюю отделку церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, работал над особняком Карнавале, замком Жака де Линьери. Многие архитектурные проекты он осуществлял в тесном сотрудничестве с Гужоном.
Выдающимся плодом совместного творчества двух талантливых художников стал «Фонтан невинных». Архитектурная основа фонтана была подготовлена Пьером Леско в привычной для творческого содружества двух мастеров манере. Гужон предпочитал рельефные изображения, а Леско, будучи его постоянным соавтором, изображал слегка выступающие из стены пилястры.
Современные будни исторического памятника
«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль . Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.
Красивейший Фонтан Невинных
Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.
Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.
«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…
Источник