- Фонтан невинных в Париже
- История создания
- Исторические трансформации
- Архитектурный облик
- Вершина творчества Гужона
- Кратко о создателях
- Современные будни исторического памятника
- Фонтан невинных, Париж, Франция
- История создания фонтана невинных, Париж.
- Откуда возникло название фонтана невинных?
- Фонтан невинных в Париже – описание.
- Стиль маньеризм – особенности.
Фонтан невинных в Париже
Легенды Парижа: Фонтан Невинных
«Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный фасад приковывает взгляд совершенством скульптурных форм и линий. За почти пятьсот лет своего существования этот уникальный памятник периода французского Ренессанса стал свидетелем многих эпохальных событий.
История создания
Фонтан невинных в 16-ом веке
В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.
К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.
Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.
После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.
Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.
Исторические трансформации
В 1787 году парижские кладбища, в том числе Кладбище невинных, по санитарным соображениям были вынесены за пределы города. После того как останки почти двух миллионов усопших были перевезены в городские катакомбы, на освобожденном месте был по-строен рынок Ле-Аль («Чрево Парижа»).
Поначалу фонтан планировалось демонтировать, однако благодаря призывам писателя де Куинси не уничтожать шедевр французской архитектуры он был перенесен в середину рынка и установлен на каменный постамент, украшенный фигурами львов. Недостающий четвертый фасад для фонтана сделал скульптор Огюстен Пажу, повторив стиль трех уже существующих. Изображение парижского рынка с фонтаном сегодня можно видеть на многих старинных изображениях, дошедших до наших дней.
Пажу пришлось дополнить скульптурный ансамбль еще двумя фигурами нимф, размещенными на четвертой стороне. В качестве образца были взяты нимфы Гужона.
Изначально фонтан давал немного воды по причине плохо функционировавшей системы водоснабжения города. При Наполеоне Бонапарте был сооружен новый акведук, благода-ря чему из фонтана буквально хлынула вода. Напор был настолько велик, что это стало угрожать целостности скульптурного декора сооружения. По этой причине с постамента были удалены малые барельефы и помещены в Лувр, где они хранятся по сей день. В настоящее время фонтан украшен их копиями.
В 1858 году фонтан еще раз перенесли, теперь уже на его нынешнее место в центре площади, на более скромный в сравнении с прежним постаментом.
Архитектурный облик
Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна
Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.
Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.
Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно
Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.
Нимфы фонтана невинных
Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.
Вершина творчества Гужона
Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.
Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.
«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.
Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».
В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.
Кратко о создателях
Знаменитый французский архитектор и скульптор Жан Гужон родился предположительно в Руане между 1510-1520 годами. Первое художественное образование получил во Франции, затем в период религиозных войн, будучи протестантом, уехал в Италию, спасаясь от преследований, где занимался раскопками и исследовал древние памятники.
Гужон глубоко изучал искусство Древнего Рима. Ему, как никому другому, удалось возродить в своем творчестве дух греческой античности. Одной из лучших работ скульптора считается надгробие сенешаля Луи де Брезе. В 1547 году он стал мастером при дворе Генриха II.
Известный архитектор периода Ренессанса Пьер Леско родился предположительно в 1515 году в Париже. Франциск I назначил его главным архитектором Лувра. Благодаря ему Лувр превратился из средневекового замка в дворец эпохи Возрождения.
Леско выполнял внутреннюю отделку церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, работал над особняком Карнавале, замком Жака де Линьери. Многие архитектурные проекты он осуществлял в тесном сотрудничестве с Гужоном.
Выдающимся плодом совместного творчества двух талантливых художников стал «Фонтан невинных». Архитектурная основа фонтана была подготовлена Пьером Леско в привычной для творческого содружества двух мастеров манере. Гужон предпочитал рельефные изображения, а Леско, будучи его постоянным соавтором, изображал слегка выступающие из стены пилястры.
Современные будни исторического памятника
«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль . Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.
Красивейший Фонтан Невинных
Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.
Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.
«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…
Источник
Фонтан невинных, Париж, Франция
Фонтан невинных (фр. Fontaine des Innocents) находится во Франции в Париже на площади Жоашен дю Белле, напротив церкви Сен-Эсташ, рядом с красивым и большим садом.
История создания фонтана невинных, Париж.
Фонтаны Парижа и Франции в целом поражают своими архитектурными идеями, стилями и, конечно же, размерами. Фонтан невинных является одной из многих достопримечательностей, облик которой заставляет трепетать сердца туристов со всех уголков земного шара. История создания фонтана глубоко уходит корнями в далекий XVI век. Изначально фонтан невинных планировался как водный резервуар для лучшего снабжения жителей города питьевой водой и одновременно как украшение площади. Над проектом монумента работал известный архитектор эпохи возрождения Пьер Леско, а внешняя отделка рельефами и скульптурами принадлежит Жану Гужону. Строительство фонтана невинных было завершено в 1550, к моменту восхождения Генриха II на трон Франции, оно длилось всего три года.
Откуда возникло название фонтана невинных?
Название фонтан получил из-за местоположения, так как изначально его расположили на окраине площади, рядом с кладбищем невинных, на котором хоронили некрещеных и младенцев. Когда в 1858 году захоронение переполнилось, по приказу Людовика XVI останки переместили в Парижские катакомбы, а на месте кладбища расположили овощной рынок. Фонтан разобрали и перенесли в центр площади Иоахима дю Белле, отсюда и название — Фонтан невинных.
Фонтан невинных в Париже – описание.
В центре площади монумент стал просматриваться со всех сторон, были добавлена четвертая арка и бассейн со львами, из пасти которых льется вода. Скульптором, обновившим вид монумента, был Огюстен Пажу. Центром фонтана невинных стала арка квадратной формы, купол которой изготовлен из листов металла, имитирующих рыбью чешую. Барельеф трех стен украсили нимфы, тритоны, боги морей и, конечно же, пухлые мальчики-амуры с маленькими крыльями, которые были обычным украшением того времени.
Парижский фонтан невинных имеет форму высокого павильона и повторяет очертания святилища древнего Рима, просматривается с каждой стороны, открывая взору свои мифические истории. Фонтан невинных – это яркий пример французского Ренессанса, пример стиля маньеризма, который был широко распространен в искусстве западной Европы в XVI веке.
Стиль маньеризм – особенности.
Характерными чертами маньеризма были изломанность линий, деформированность и удлиненность фигур, напряженность поз, необычные эффекты, связанные с размерами или освещением, перегруженность композиции, использование гротеска.
На сегодняшний день барельефы, расположенные на монументе, — это копии работ древних мастеров. Оригиналы в 1824 году были перемещены в сокровищницу правящей на тот момент династии, в Лувр .
Фонтан невинных — излюбленное место парижан. Сюда приходит молодежь, чтобы сидя на каменных парапетах обсуждать насущные дела или просто под сенью густой кроны деревьев послушать музыку и выпить ароматный кофе вприкуску c хрустящим круассаном. Париж манит и притягивает своими шедеврами художественного и монументального искусства, одним из которых и является фонтан невинных.
Источник