Фонтан «Первая любовь»
Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания (ныне горсад им. А.С.Пушкина) ещё до революции — в 1909 или 1910 году (разные источники расходятся в датировке). Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске (но при этом не единственная и не первая в Челябинской области).
Чего только не писали о её происхождении. По одной из версий, неподалёку от горсада жил купец, у которого утонули дети — сын и дочь, и поэтому он решил увековечить их память, заказав эту скульптуру. Справедливости ради надо отметить, что эта легенда про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает и многие другие экземпляры этой скульптуры (об этом чуть ниже).
По другой версии фонтан и скульптура — подарок городу от одного из купцов Челябинска. В этой связи называли даже фамилию купца Валеева. В областном краеведческом музее считают, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. Писали также, что скульптура была привезена в Челябинск из Европы — из Германии или Италии.
То, что скульптура типовая, или уж, по крайней мере, широко распространена, спорить не приходится. Могу перечислить города, где её удалось обнаружить.
УФА. Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). Появился он тоже до революции и простоял до конца семидесятых. «В середине просторной чаши — каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем — мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода»,- так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»). При реорганизации парка грот был разрушен, а скульптура снесена.
К сожалению, найти фотографии этого фонтана мне не удалось.
ГУРЗУФ. Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь» в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. В числе других фонтанов («Нимфа», «Ночь», «Рахиль», «Муза», «Гречанка») он был установлен в имении купца П.А.Губонина (ныне военный санаторий). К настоящему времени из всех этих фонтанов сохранились всего два — «Ночь» и «Рахиль». Фонтан «Первая любовь» не сохранился.
Открытка акц. о-ва Гранбергъ въ Стокгльмъ.
(источник)
ОРЕНБУНГ. Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбуржской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.
САМАРА. Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т.е. даже раньше, чем в Челябинске). Первоначально, в 1889 году комиссия обратилась в Цинко-литейный художественный завод Георга Поль в Москве с заказом на «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». В 1899 году был установлен второй фонтан у другого грота уже с одним мальчиком напротив старого. Эти фонтаны горожане потом так и называли «у мальчиков», которые стали удобным местом встреч. Позже скульптурная группа второго фонтана была заменена на новую — «мальчик и девочка под зонтиком». В 1900 году был установлен еще один фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.
По покраске — прямо Петергоф 🙂
(источник)
Но чуть раньше это был колер «под бронзу».
(источник)
А ещё раньше был и зонтик, правда не из оргстекла, как у нас, а тоже бронзовый. Фотография некоторой давности (думаю, год приблизительно 2007):
(источник)
САРАПУЛ. Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П.А.Башенина. Дача, кстати, сама по себе является шедевром деревянного зодчества и строилась по проекту московского архитектора. После революции здесь был детский профилакторий, а с восьмидесятых особняк вообще стоял заброшенным. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает — говорят, дренажная система пришла в полную негодность. Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски. Что интересно — легенда про утонувших детей бытует и здесь, хотя местные краеведы утверждают, что Павел Андреевич Башенин умер бездетным.
Фрагмент усадьбы [П.А.Башенина] с домом и фонтаном «Первая любовь».
(источник)
Ну и, наконец, ЧЕЛЯБИНСК. Как я уже говорил, фонтан появился в горсаду в 1909-1910 году. Плинт скульптуры крепился к чугунному коническому основанию, в котором были дугообразные вырезы на четыре стороны. Внутри основания стояла мощная электролампа. Через цветные семафорные стёкла она освещала водяные брызги красным, зелёным, синим и жёлтым светом, что в вечернее время создавало эффектное зрелище.
Открытка издания фотографа В.Г.Половникова (1912):
Снимок 50-х годов (фото Ю.Подольского):
После революции фонтан использовался в качестве фонтанчика для питья возле детской игровой площадки, а в 1953 году скульптуру демонтировали, и она 30 лет провалялась на складе. В 1983 году ее нашли (правда, без зонта) и передали в областной краеведческий музей. Оригинал в сентябре 2002 года демонстрировался на выставке «Южноуральская бронза» в Доме архитектора, а в 2008 году — в областном краеведческом музее:
Нынешняя скульптура, которая стоит сейчас в горсаду им.Пушкина — копия оригинальной, изготовленная во время реконструкции в 2001 году. Новый директор горсада хотел забрать у краеведческого музея чугунный оригинал, но не вышло — не отдали, поэтому пришлось сделать копию. Реставрацией занималась компания «Уральская бронза» (кто именно, доподлинно выяснить не удалось; в одном месте упоминают имя скульптора Д.Костылева, в другом — С.Н.Воробьева). Новая «старая» скульптура с зонтиком из оргстекла, сделанная из бронзы по технологии отливки по восковой модели, была установлена в городском саду им.Пушкина 6 августа 2001 года.
Но вернёмся к скульптурной композиции. Весьма примечательно, что ни один из писавших о челябинском фонтане даже вскользь не упоминает, кто же является её автором. Тиражная, мол, скульптура — и всё тут. А вот сарапульцы, например, отлично знают автора:
Это русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).
Родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в селе Лесное под Санкт-Петербургом.
1852—1860 — учится в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.
1857 — барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора»
1859 — барельеф «Квинцию Цинцинату приносят римские посланники весть об избрании его диктатором»
1860 — «Возвращение Регула из Рима в Карфаген»
1862 — бюст Ф.А.Бруни (гипс)
1862 — бюст Т.Г.Шевченко (гипс)
1863 — «Мальчик-скульптор» (гипс)
1863 — по направлению Академии уезжает на 6 лет в Италию, по пути посещает Берлин, Дрезден, Мюнхен и Париж. Изучает технику обработки мрамора, живет в Карраре, затем работает во Флоренции.
1866 — «Мальчик-скульптор», мраморная копия по заказу императора Александра II
1867 — «Вдова с ребёнком» (гипс)
1869 — «Дети под дождём»
1868-1869 — повторяет из мрамора «Детей под дождём» и «Вдову с ребёнком»
1869 — возвращается в Санкт-Петербург
1870 — участие в конкурсе на памятник М.И.Глинке (этот эскиз был использован для создания памятника в 1885 году памятника Глинке в Смоленске)
1870 — «Первый шаг» (гипс)
1870 — за «Вдову с ребёнком» получает звание академика Императорской Академии художеств
1870 — едет во Флоренцию, чтобы повторить «Первый шаг» в мраморе по заказу Александра II
1872 — возвращается на родину
1873 — барельеф А.М.Княжевича
1873 — получает медаль «За искусство»
1873 — оставляет занятия скульптурой и переезжает в Америку. Поселившись штате Канзас, несколько лет занимается фермерством
1881 — переезжает во Флориду и возвращается к творчеству
1889 — участвует в конкурсе на скульптурное украшение Капитолия в штате Канзас
1889 — преподаёт скульптуру в Американской школе искусств в Нью-Йорке
1893 — оформляет павильоны на Всемирной выставке в Чикаго
1908-1912 — работает над очень сложной скульптурной группой «Мир» (не закончена)
Скончался 13 (26) августа 1913 в г.Клируотер, штат Флорида, на 77-м году жизни.
Для полноты картины пройдусь по основным произведениям — чтобы, так сказать, дать представление о руке мастера.
Бюсты Ф.А.Бруни и Т.Г.Шевченко. Находятся в Третьяковской галерее в Москве.
«Вдова с ребёнком», «Мальчик скульптор» и «Первый шаг» (мраморные копии) выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Вдова с ребёнком». Другое название — «Вдова и сын».
(источник)
«Мальчик скульптор». Другие названия — «Юный скульптор», «Молодой скульптор».
(источник)
«Первый шаг». Другое название — «Первые шаги».
(источник)
«Девочка-грибовица». Другие названия — «Девочка-грибница», «Грибница после грозы», «По грибы» и «Алёнушка». Очень известная копия этой скульптуры стоит на Советской площади в подмосковном Клину и является, по сути, символом города. Изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в конце 19 века. В Клин, точнее в своё имение в селе Золино, её привёз купец Д.Чернядев. В 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф.Каменский был удостоен за эту скульптуру серебрянной медали. По некоторым данным, существует две скульптуры, сделанные самим Каменским: одна находится в Клинском краеведческом музее (из усадьбы Чернядева), а вторая — в Свердловской картинной галерее (по всей видимости, именно она и выставлялась в Париже).
Дети под дождём. Другие названия — «Мальчик и девочка под зонтом», «Первая любовь». Все известные копии я вроде бы уже перечислил, а вот где находится оригинал — трудно сказать. По крайней мере, нашёл упоминание о том, что эта скульптура внесена в каталоги Русского музя, и если так, то скорее всего находится в его запасниках.
И ещё один любопытный штрих. В одном форуме, где обсуждались работы Ф.Ф.Каменского, прозвучало мнение, что фонтан «Первая любовь» создан по сюжетам Елизаветы Меркурьевны Бём.
Не знаю, в какой степени это соответствует действительности (вряд ли, конечно), но по крайней мере мне тоже кажется, что простодушно-романтические нотки там и там весьма созвучны.
Добавлю, пожалуй, «мусора и рекламы» (тм) 🙂 Хотите иметь такой фонтан в своём саду или во дворе? Можно купить в Санкт-Петербурге (дорого) или в Челябинске (подешевле).
Источник
Фонтан «Первая любовь»
Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания (ныне горсад им. А.С.Пушкина) ещё до революции — в 1909 или 1910 году (разные источники расходятся в датировке). Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске (но при этом не единственная и не первая в Челябинской области).
Чего только не писали о её происхождении. По одной из версий, неподалёку от горсада жил купец, у которого утонули дети — сын и дочь, и поэтому он решил увековечить их память, заказав эту скульптуру. Справедливости ради надо отметить, что эта легенда про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает и многие другие экземпляры этой скульптуры (об этом чуть ниже).
По другой версии фонтан и скульптура — подарок городу от одного из купцов Челябинска. В этой связи называли даже фамилию купца Валеева. В областном краеведческом музее считают, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. Писали также, что скульптура была привезена в Челябинск из Европы — из Германии или Италии.
То, что скульптура типовая, или уж, по крайней мере, широко распространена, спорить не приходится. Могу перечислить города, где её удалось обнаружить.
УФА. Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). Появился он тоже до революции и простоял до конца семидесятых. «В середине просторной чаши — каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем — мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода»,- так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»). При реорганизации парка грот был разрушен, а скульптура снесена.
К сожалению, найти фотографии этого фонтана мне не удалось.
ГУРЗУФ. Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь» в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. В числе других фонтанов («Нимфа», «Ночь», «Рахиль», «Муза», «Гречанка») он был установлен в имении купца П.А.Губонина (ныне военный санаторий). К настоящему времени из всех этих фонтанов сохранились всего два — «Ночь» и «Рахиль». Фонтан «Первая любовь» не сохранился.
Открытка акц. о-ва Гранбергъ въ Стокгльмъ.
(источник)
ОРЕНБУНГ. Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбуржской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.
САМАРА. Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т.е. даже раньше, чем в Челябинске). Первоначально, в 1889 году комиссия обратилась в Цинко-литейный художественный завод Георга Поль в Москве с заказом на «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». В 1899 году был установлен второй фонтан у другого грота уже с одним мальчиком напротив старого. Эти фонтаны горожане потом так и называли «у мальчиков», которые стали удобным местом встреч. Позже скульптурная группа второго фонтана была заменена на новую — «мальчик и девочка под зонтиком». В 1900 году был установлен еще один фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.
По покраске — прямо Петергоф 🙂
(источник)
Но чуть раньше это был колер «под бронзу».
(источник)
А ещё раньше был и зонтик, правда не из оргстекла, как у нас, а тоже бронзовый. Фотография некоторой давности (думаю, год приблизительно 2007):
(источник)
САРАПУЛ. Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П.А.Башенина. Дача, кстати, сама по себе является шедевром деревянного зодчества и строилась по проекту московского архитектора. После революции здесь был детский профилакторий, а с восьмидесятых особняк вообще стоял заброшенным. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает — говорят, дренажная система пришла в полную негодность. Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски. Что интересно — легенда про утонувших детей бытует и здесь, хотя местные краеведы утверждают, что Павел Андреевич Башенин умер бездетным.
Фрагмент усадьбы [П.А.Башенина] с домом и фонтаном «Первая любовь».
(источник)
Ну и, наконец, ЧЕЛЯБИНСК. Как я уже говорил, фонтан появился в горсаду в 1909-1910 году. Плинт скульптуры крепился к чугунному коническому основанию, в котором были дугообразные вырезы на четыре стороны. Внутри основания стояла мощная электролампа. Через цветные семафорные стёкла она освещала водяные брызги красным, зелёным, синим и жёлтым светом, что в вечернее время создавало эффектное зрелище.
Открытка издания фотографа В.Г.Половникова (1912):
Снимок 50-х годов (фото Ю.Подольского):
После революции фонтан использовался в качестве фонтанчика для питья возле детской игровой площадки, а в 1953 году скульптуру демонтировали, и она 30 лет провалялась на складе. В 1983 году ее нашли (правда, без зонта) и передали в областной краеведческий музей. Оригинал в сентябре 2002 года демонстрировался на выставке «Южноуральская бронза» в Доме архитектора, а в 2008 году — в областном краеведческом музее:
Нынешняя скульптура, которая стоит сейчас в горсаду им.Пушкина — копия оригинальной, изготовленная во время реконструкции в 2001 году. Новый директор горсада хотел забрать у краеведческого музея чугунный оригинал, но не вышло — не отдали, поэтому пришлось сделать копию. Реставрацией занималась компания «Уральская бронза» (кто именно, доподлинно выяснить не удалось; в одном месте упоминают имя скульптора Д.Костылева, в другом — С.Н.Воробьева). Новая «старая» скульптура с зонтиком из оргстекла, сделанная из бронзы по технологии отливки по восковой модели, была установлена в городском саду им.Пушкина 6 августа 2001 года.
Но вернёмся к скульптурной композиции. Весьма примечательно, что ни один из писавших о челябинском фонтане даже вскользь не упоминает, кто же является её автором. Тиражная, мол, скульптура — и всё тут. А вот сарапульцы, например, отлично знают автора:
Это русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).
Родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в селе Лесное под Санкт-Петербургом.
1852—1860 — учится в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.
1857 — барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора»
1859 — барельеф «Квинцию Цинцинату приносят римские посланники весть об избрании его диктатором»
1860 — «Возвращение Регула из Рима в Карфаген»
1862 — бюст Ф.А.Бруни (гипс)
1862 — бюст Т.Г.Шевченко (гипс)
1863 — «Мальчик-скульптор» (гипс)
1863 — по направлению Академии уезжает на 6 лет в Италию, по пути посещает Берлин, Дрезден, Мюнхен и Париж. Изучает технику обработки мрамора, живет в Карраре, затем работает во Флоренции.
1866 — «Мальчик-скульптор», мраморная копия по заказу императора Александра II
1867 — «Вдова с ребёнком» (гипс)
1869 — «Дети под дождём»
1868-1869 — повторяет из мрамора «Детей под дождём» и «Вдову с ребёнком»
1869 — возвращается в Санкт-Петербург
1870 — участие в конкурсе на памятник М.И.Глинке (этот эскиз был использован для создания памятника в 1885 году памятника Глинке в Смоленске)
1870 — «Первый шаг» (гипс)
1870 — за «Вдову с ребёнком» получает звание академика Императорской Академии художеств
1870 — едет во Флоренцию, чтобы повторить «Первый шаг» в мраморе по заказу Александра II
1872 — возвращается на родину
1873 — барельеф А.М.Княжевича
1873 — получает медаль «За искусство»
1873 — оставляет занятия скульптурой и переезжает в Америку. Поселившись штате Канзас, несколько лет занимается фермерством
1881 — переезжает во Флориду и возвращается к творчеству
1889 — участвует в конкурсе на скульптурное украшение Капитолия в штате Канзас
1889 — преподаёт скульптуру в Американской школе искусств в Нью-Йорке
1893 — оформляет павильоны на Всемирной выставке в Чикаго
1908-1912 — работает над очень сложной скульптурной группой «Мир» (не закончена)
Скончался 13 (26) августа 1913 в г.Клируотер, штат Флорида, на 77-м году жизни.
Для полноты картины пройдусь по основным произведениям — чтобы, так сказать, дать представление о руке мастера.
Бюсты Ф.А.Бруни и Т.Г.Шевченко. Находятся в Третьяковской галерее в Москве.
«Вдова с ребёнком», «Мальчик скульптор» и «Первый шаг» (мраморные копии) выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Вдова с ребёнком». Другое название — «Вдова и сын».
(источник)
«Мальчик скульптор». Другие названия — «Юный скульптор», «Молодой скульптор».
(источник)
«Первый шаг». Другое название — «Первые шаги».
(источник)
«Девочка-грибовица». Другие названия — «Девочка-грибница», «Грибница после грозы», «По грибы» и «Алёнушка». Очень известная копия этой скульптуры стоит на Советской площади в подмосковном Клину и является, по сути, символом города. Изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в конце 19 века. В Клин, точнее в своё имение в селе Золино, её привёз купец Д.Чернядев. В 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф.Каменский был удостоен за эту скульптуру серебрянной медали. По некоторым данным, существует две скульптуры, сделанные самим Каменским: одна находится в Клинском краеведческом музее (из усадьбы Чернядева), а вторая — в Свердловской картинной галерее (по всей видимости, именно она и выставлялась в Париже).
Дети под дождём. Другие названия — «Мальчик и девочка под зонтом», «Первая любовь». Все известные копии я вроде бы уже перечислил, а вот где находится оригинал — трудно сказать. По крайней мере, нашёл упоминание о том, что эта скульптура внесена в каталоги Русского музя, и если так, то скорее всего находится в его запасниках.
И ещё один любопытный штрих. В одном форуме, где обсуждались работы Ф.Ф.Каменского, прозвучало мнение, что фонтан «Первая любовь» создан по сюжетам Елизаветы Меркурьевны Бём.
Не знаю, в какой степени это соответствует действительности (вряд ли, конечно), но по крайней мере мне тоже кажется, что простодушно-романтические нотки там и там весьма созвучны.
Добавлю, пожалуй, «мусора и рекламы» (тм) 🙂 Хотите иметь такой фонтан в своём саду или во дворе? Можно купить в Санкт-Петербурге (дорого) или в Челябинске (подешевле).
Источник