Гид по фонтанам ВДНХ: как пройти к «Каменному цветку» и где искать «Рыбака»
Главная выставка страны подготовила путеводитель по фонтанам. В него вошли как символы Москвы, среди которых «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос», так и небольшие и менее известные фонтаны ВДНХ. Путеводитель, подготовленный пресс-службой выставки, представляет собой схему, на которой обозначено девять точек — одиночные фонтаны и фонтанные комплексы. В гиде есть их фотографии, названия и годы создания. Протяженность маршрута составит около четырех километров, время прохождения — примерно 45 минут, но при желании гулять можно и целый день. Путеводитель опубликован здесь.
«Путеводитель по фонтанам — первый в истории выставки. Он приглашает совершить приятное летнее путешествие от арки главного входа до ландшафтного парка. Гид рассказывает и об исторических сооружениях, многие из которых являются объектами культурного наследия, и о современных фонтанах ВДНХ. Иногда они спрятаны в неожиданных местах. Например, стоит обратить особое внимание на два фонтана-чаши у павильона № 14 “Азербайджан”, которые создают атмосферу восточной сказки. Кстати, они впервые заработали этим летом», — отметили в пресс-службе ВДНХ.
Первая достопримечательность прогулочного маршрута — 14 фонтанов Центральной аллеи. Они расположены в два ряда сразу за аркой главного входа, каждый фонтан находится в восьмигранной чаше из красного полированного гранита. Комплекс был построен в 1954 году по проекту архитектора Георгия Щуко. В 2018-м фонтаны открылись после реставрации.
Следующий пункт в путеводителе — фонтан «Дружба народов». Он также был построен в 1954 году, авторы проекта — архитекторы Константин Топуридзе и Григорий Константиновский, а также инженер Владимир Клявин. Композиционно фонтан представляет собой овальную чашу с золотым снопом пшеницы, возвышающимся по центру и окруженным скульптурами девушек в национальных костюмах. Они символизируют республики СССР, которых на момент создания фонтана было 16. Фонтан расположен на одноименной площади, ставшей популярным местом для встреч и романтических свиданий. В 2019 году фонтан был открыт после реставрации, которую провели впервые за 65 лет.
Далее гид ведет к фонтанам павильона № 14 «Азербайджан». Это две чаши на стилобате (ступенях, ведущих в павильон). Затем гостям ВДНХ предлагают пройти к фонтану «Каменный цветок», который появился на выставке в 1954 году. На его создание Константина Топуридзе вдохновил сборник уральских сказов Павла Бажова. В фонтане тысяча струй, центральное место в композиции занимает чаша в виде цветка, распускающегося среди самоцветов. На гранитных постаментах установлено 16 бронзовых композиций-натюрмортов с дарами природы союзных республик. В большой чаше расположены малые фонтанчики — чугунные осетры и бронзовые гуси. Как и фонтан «Дружба народов», «Каменный цветок» был отреставрирован в прошлом году.
Следующая остановка — не самый известный посетителям фонтан-бассейн со скульптурой «Мальчик, вытаскивающий рыбу», его еще называют «Мальчиком с рыбой» или «Рыбаком». Небольшой фонтан можно найти за павильоном № 64 «Оптика». Скульптурную композицию создал в 1954-м Борис Сон. Кстати, это абсолютная копия одноименной работы 1949 года, установленной в парке Победы в Санкт-Петербурге.
А чтобы увидеть фонтанную композицию «Ракета», посетителям нужно пройти на площадь Промышленности. В 2013 году в бассейне у подножия макета ракеты «Восток» появилось пять плавающих фонтанов. Вечером водный каскад подсвечивается девятью цветными подводными прожекторами и гости могут наблюдать фейерверк из разноцветных четырехметровых струй.
Есть на территории выставки и сухие фонтаны. Такое название они получили из-за того, что у них нет привычной чаши-резервуара. Она скрыта, и кажется, что вода бьет прямо из-под земли. Благодаря особенностям конструкции посетители парка смогут вплотную подойти к фонтану и погулять между струями. Они могут бить с разной интенсивностью, в разной последовательности и определенном ритме. Вечером струи подсвечиваются.
Увидеть сухой фонтан можно на площади перед центром океанографии и морской биологии «Москвариум», он появился здесь в 2018 году. Автор проекта — архитектор Мишель Пена. Интересно, что вокруг фонтана расположен амфитеатр на 90 человек. Там посетители могут отдохнуть, полюбоваться танцующими струями и насладиться видами ландшафтного парка, который находится по соседству. Еще один сухой фонтан (его автор тоже Мишель Пена) можно найти у павильона № 31 «Геология». Фонтан украсил выставку в 2019 году.
Последняя точка прогулочного маршрута — «Золотой колос», один из самых зрелищных фонтанов ВДНХ. Он появился в 1954 году как символ успехов советского народа в сельском хозяйстве. Фонтан возвели по проекту Константина Топуридзе и Григория Константиновского. Из него бьют 66 струй воды, 30 из которых достигают 25 метров в высоту. В 1990-е годы он был выключен, поскольку находился в аварийном состоянии. С 2016 по 2018 год «Золотой колос» реставрировали — его покрыли золотой смальтой из глушеного цветного стекла. Территорию вокруг Каменского пруда, над которым возвышается «Золотой колос», привели в порядок. Здесь появилась уютная зона отдыха с шезлонгами.
ВДНХ — уникальное общественное пространство с 80-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны. Общая площадь ВДНХ — более 325 гектаров. В 2019 году выставку посетили 33 миллиона человек.
Недавно в столице открылся сезон фонтанов. На городских площадях, улицах и в парках до 1 октября будет работать около 600 фонтанов, бассейнов и других водных устройств.
Источник
Фонтан «Мальчик, вытаскивающий рыбу» отреставрирован Ташкентцы Фото
Пишет Виолетта Лаврова
ВДНХ СССР 1954 год, скульптор Борис Сон (1922–2009).
Борис Николаевич Сон в 17-летнем возрасте попал в Ташкент. В военные годы он работал механиком на военном аэродроме в Ташкенте, за что получил звание «труженика тыла», а позже — «ветерана войны». Его оформительские и художественные способности проявились в рисовании стенгазеты, плакатов, портретов политических вождей.
История создания фонтанов на ВДНХ
Позади павильона №64, воплощавшего собой символический образ колыбели Октябрьской революции — Ленинграда, расположен небольшой бассейн-фонтан со скульптурой Бориса Николаевича Сона «Рыбак», или «Мальчик с рыбой». Эта скульптура — полный аналог оригинала 1949 года, установленного в парке Победы в Санкт-Петербурге. В отличие от его московского «двойника» фонтан в Петербурге уже не действующий, а скорее напоминает скульптуру в песочнице, в которой играют дети.
Скульптура эта, как и прежде существовавшая архитектурная декорация бассейна, возникла здесь в ходе реконструкции павильона «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» по проекту автора павильона Е.А. Левинсона и при участии архитектора И.З. Вильнера. Возведение новой центральной части с круглым залом Ленинградской области, а также новых галерей по сторонам боковых объемов вместе с обновленным сквером позади павильона в полной мере отвечало идиллическому и вместе с тем победному духу своего времени. Авторы решили сохранить идею и планировку довоенного сквера, при этом обогатив его флору и стилистику. Как заметил в своей книге «Архитектура ВСХВ» главный архитектор ВСХВ Анатолий Федорович Жуков (1896–1964):
Ансамбль этого павильона удачно передает суровость и строгий ритм классических ансамблей Ленинграда, некоторую «пустынность» его северной природы.
Евгений Адольфович Левинсон (1894–1968), будучи блестящим мастером неоклассики, продолжателем классической традиции русской архитектуры, тонко сплетал в одно целое как новое, так и созданное его предшественниками. Это проявилось и в реконструкции бассейна, архитектурная декорация которого была продумана до мельчайших нюансов. Чтобы не нарушать строгого покоя и гармонии фасада павильона с прилегающим к нему сквером, зодчий не стал создавать пышный фонтан, а лишь установил скульптуру мальчика на невысокий постамент — он-то и создает иллюзию, будто мальчик с неводом сидит на водной глади. Образ словно «отвечает» легендарной «Девушке с разбитым кувшином» в Царскосельском парке скульптора П.П. Соколова, воспетой Александром Пушкиным и Анной Ахматовой.
Скульптура «Мальчик с рыбой» была студенческой конкурсной работой (создана в 1949 году) Бориса Сона, только поступившего в тот год в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Уже тогда среди преподавателей и однокашников он слыл «виртуозом». Скульптура стала фонтаном, когда в конце 1970-х годов к ней была подведена вода: струя выходила из-под только что пойманной рыбы.
Современное состояние
Во время реконструкции сквера в 2014 году скульптура была поднята на более высокий постамент, а количество водных струй увеличено: теперь мальчика-рыбака окружает целое кольцо взлетающих ручейков.
Биография скульптора
Борис Николаевич Сон (1922–2009) — скульптор, член Союза художников города Ленинграда, родился в городе Артеме Дальневосточного края. Когда Борису Николаевичу исполнилось 4 года, умер его 27-летний отец. Без кормильца остались в семье пять детей: помимо Бориса, старший брат Валерий и три младшие сестры. В это время проявились способности юного Бориса: он целыми днями пропадал на берегу реки и из глины лепил разные фигурки. Когда ему исполнилось 15 лет, семья была депортирована в Караганду (Казахстан), где в 1939 году, через два года после их переезда, умерла мама.
В возрасте 17 лет Борис Николаевич переезжает в Ташкент к дяде Моисею и тете Акулине. В военные годы Борис Николаевич работал механиком на военном аэродроме в Ташкенте, за что получил звание «труженика тыла», а позже — «ветерана войны». Его оформительские и художественные способности проявились в рисовании стенгазеты, плакатов, портретов политических вождей.
После окончания войны, получив аттестат о среднем образовании, по рекомендации начальника воинской части он поступил в Ташкентское художественное училище. В 1949-м окончил его. Женился на Анне Семеновне Ким — молоденькой студентке педагогического училища, которая станет ему верной женой и мудрой спутницей, другом, хранительницей семейного очага до конца жизни.
В этом же 1949 году как лучший ученик по направлению от училища поехал поступать в город–герой Ленинград в Академию художеств. Блестяще сдав экзамены по мастерству, был зачислен в ряды студентов института живописи, скульптуры и архитектуры на скульптурное отделение. Виртуоз — так говорили о нем его преподаватели и однокурсники. Он участвовал во всех конкурсах. Одна из конкурсных студенческих работ, «Мальчик с рыбой», установлена в парке ВДНХ в Москве и в парке Победы в Санкт-Петербурге. Самое трогательное воспоминание о тех годах оставляет его рассказ о вкусноте «студенческой колбасы»: это горбушка черного хлеба, натертая чесноком. Конечно, огромной поддержкой для вечно голодного студента были посылки с провизией от жены из солнечного Ташкента.
В 1956 году Борис Николаевич успешно завершил обучение в Академии художеств, и, как перспективного скульптора, его оставили на три года в творческой мастерской профессора В.В. Лишева. Ему назначили приличную стипендию, которая, наконец, позволила перевезти семью: жену Анну — учительницу начальных классов, сына Даниила и двух дочерей, Клариту и Беллу. А в 1958 году родилась младшая дочь Ирина.
В 1958 году Союз художников города Ленинграда, членом которого Борис Николаевич являлся с 1956 года, выделяет 7 соток земли в ближайшем пригороде под строительство дома. И уже в 1962 году семья заселяется в дом, построенный собственными руками скульптора. Сердцем дома является его мастерская — мечта каждого художника.
Другие известные работы Бориса Николаевича Сона: скульптурная группа «Освобождение Вьетнама», «Юный Ульянов» в музее города Ульяновска, памятник Ленину в Уфе, а также работы в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее, в Музее религии и атеизма, Военно-морском музее.
Источник
Арбатская площадь: «Все-таки мальчик держал в руках не дельфина, а рыбу»
Читательница канала «Московские истории» Лейла вспоминает о родном Арбате, фонтане на площади и считает что мальчик был все-таки с рыбой, а не с дельфином.
Я родилась и прожила до замужества в Большом Афанасьевском переулке, рядом со своей родной школой № 58. Её снесли, и сейчас там стоит новая, современная школа под другим номером. Мое детство и юность -это 1956 — 1967 годы.
Арбатская площадь для меня тогда, особенно по праздникам, была самым любимым местом для прогулок с однокашниками. Я хорошо помню фонтан. Мне кажется, мальчик держал в руках большую рыбу, а не дельфина (фонтан «Мальчик с дельфином»). Ее к праздникам красили «золотой» краской.
Вокруг фонтана в праздники и в школьные каникулы устраивали ярмарку — книжную и сувенирную, а сам фонтан закрывали красивым шатром из множества электроламп, которые вечером зажигались. Никогда не забуду вкус мороженого, которое продавали в метро ,,Арбатская»- любимое лакомство в моем детстве.
Никитские ворота, Собачья площадка, улицы, которые находились по ту сторону Арбатской площади, все дворы — мы их знали наизусть. На наших глазах, в 1960-х, перестраивали этот район — прорубали новый проспект, Калининский, мы его сразу назвали Новым Арбатом. Построили тоннель, отхватив половину Суворовского бульвара.
В кинотеатр ,,Художественный» я ходила в основном с родителями. До сих пор помню все премьеры фильмов, которые мы тогда посмотрели. С друзьями же мы любили посещать «Юный зритель», он был на Арбате, там перед сеансом всегда было что-то интересное.
Когда много лет спустя я увидела Арбатскую площадь — перестроенную, переделанную, — мне больше всего было жаль этот фонтан, хотя в 1970-х он уже выглядел довольно печально.
Источник