- 14 скульптур в парке «Музеон» Пушкин в полный рост, Ленин в авоське, мечтательный Сахаров — The Village прошёлся по «Музеону» и сфотографировал удивительные памятники, часть которых в ближайшее время из парка может исчезнуть.
- Вожди и жертвы
- Лирическая часть
- Пушкинский дворик
- Выставка Владимира Буйначева
- Аллея любви и материнства
- Фонтан любви, фонтан живой!
14 скульптур в парке «Музеон» Пушкин в полный рост, Ленин в авоське, мечтательный Сахаров — The Village прошёлся по «Музеону» и сфотографировал удивительные памятники, часть которых в ближайшее время из парка может исчезнуть.
Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.
1. Пушкинский дворик
2. Симпозиум 850-летия Москвы
3. Бывшая Аллея меценатов (сейчас здесь Speaker`s Corner)
4. Зона 65-летия Победы
5. Спортивный симпозиум
6. Вожди и жертвы
7. Аллея портретов
8. Аллея любви и материнства
9. Восточный сад
10. Выставка Буйначева
Дмитрий Евсеев
экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года
Вожди и жертвы
«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин — их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.
«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской — с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.
Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому — нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.
Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули — он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» — у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.
Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.
Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное — выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова — учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.
Лирическая часть
Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.
Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.
Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.
Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь — не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.
Пушкинский дворик
История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.
Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту — как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.
Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.
Такой вот автор увидел музу Пушкина. Наверное, это Наталья Гончарова. Памятник не в очень хорошем состоянии.
Выставка Владимира Буйначева
Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось — брали, что не нравилось — брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.
Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать — непонятно (это я сейчас не про скульптуру).
Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.
Аллея любви и материнства
Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.
Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.
Вера Трахтенберг
Главный хранитель «Музеона»
Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка — они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
Источник
Фонтан любви, фонтан живой!
Предыдущая статья была закончена на том, что все правоверные мусульмане перед молитвой совершают обряд омовения. В Ханском дворце рядом с малой мечетью расположен фонтанный дворик.
В средние века в Бахчисарае было около 120 фонтанов, была система водопровода и канализации.
Вода очень ценилась, ведь она всему дает жизнь. У крымско-татарского народа был целый ритуал, который надо было совершить, прежде, чем выпить воды.
Сначала надо было поздороваться с водой, очистить источник, если там были листья или мусор, прочитать молитву в честь того человека, который сделал этот источник и только после этого можно было выпить воды из источника, но пить можно только из посуды или, в крайнем случае, из ладошек.
В фонтанном дворике Ханского дворца есть два фонтана — золотой и фонтан слез.
Золотой фонтан получил свое название из-за обильной позолоты, которой он украшен. Он был построен по повелению хана Каплан Герая в 1733 году.
Сверху на фонтане сделана надпись: «Каплан Герай хан, сын хана Хаджи Селим Герая, да помилует Бог его и родителей его»
Нижняя надпись гласит: «И напоил их (райских юношей) Господь напитком чистым»
В настоящее время в фонтанном дворике установлены металлические укрепления для того, чтобы начать реставрационные работы на втором этаже дворца.
Второй фонтан широко известен под названием Фонтан слез.
Этот всемирно известный фонтан прославил наш любимый поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был в Бахчисарае в 1820 году и его поразила история создания этого фонтана.
Легенда гласит, что в Ханский дворец привезли наложницу, увидев которую, суровый Крым Герай хан, воскликнул: «О, Диляра Бикеч!» И влюбился суровый хан в прекрасную деву.
Диляра Бикеч в переводе означает прекрасная княжна. Никто не знает, какой национальности была эта девушка — полькой (по версии А.С.Пушкина), черкешенкой, грузинкой, англичанкой.
Также неизвестно, была она женой хана или его наложницей. Зато точно известно, что такая женщина действительно была, на территории Ханского дворца, за его южными воротами есть мавзолей Диляры Бикеч.
Она умерла в 1764 году, хан Крым Герай был безутешен из-за такой потери. Он призвал к себе дворцового мастера Омера и приказал ему сделать такой фонтан, чтобы мрамор заплакал.
Сложную задачу должен был решить мастер, ведь крымские татары — сунниты, у них запрещено изображать лица людей и животных. Поэтому Омер прибег к языку символов.
На тяжелой мраморной плите он изобразил цветы и фрукты, символизирующие райский сад. Еще одна плита утоплена в глубину, которая показывает глубину скорби хана.
В верхней части этой плиты мастер изобразил цветок. Два верхних лепестка — это наморщенный лоб, два других — впалые щеки в морщинах, пятый лепесток — подбородок, а в целом — лицо скорби пожилого человека.
В середине цветка — глаз, из которого днем и ночью капает вода — слезы.
Вода — слезы собирается в большой чаше, переполняя ее, затем переливается в малые чаши, как будто проходит острота ощущений. Но потом воспоминания возвращают хана к любимой Диляре Бикеч и так все повторяется до порога вечности в виде спирали.
Источник