- Лебединый памятник Иннокентию Анненскому
- Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка в Царском Селе
- Каскадный канал
- Эрмитажная кухня
- История Старого Сада
- Партер
- Боскеты
- Зеркальные пруды и Верхняя Ванна
- Нижняя Ванна
- Эрмитажная аллея
- Рыбный канал
- Эрмитаж
- Ворота «Любезным моим сослуживцам»
- Фонтан лебедь екатерининский парк
Лебединый памятник Иннокентию Анненскому
Царское Село, а теперь и город Пушкин, никогда не было обделено памятниками истории и культуры. Но если все до единого царскосельские памятники гармонично вписались в общий историко-культурный пейзаж города, то некоторые городские памятники последнего времени вызывают определенные вопросы и сомнения. В ноябре 2015 года этот вопрос живо обсуждался на заседании круглого стола в районной администрации, на котором некоторые участники весьма критически отнеслись к целой серии памятников скульптора Владимира Горевого, уже установленных им в Пушкине и еще навязываемых городу. И вот недавно состоялось открытие еще одного памятника или памятного знака (сразу не поймешь) замечательному царскосельскому поэту и педагогу И. Ф. Анненскому. Произведение это уже другого заслуженного скульптора — А. Бурганова.
Памятник приурочен к 160-летию поэта и установлен на территории бывшей Николаевской гимназии, директором которой он был и жил в это время в гимназическом здании. На его стене, между окнами занимаемой им тогда квартиры, более пяти лет назад была установлена мемориальная доска с барельефным портретом Анненского.
Казалось бы, благое дело — памятник знаменитому царскосёлу. Но что-то мешает радоваться этому скульптурному произведению, претендующему на то, чтобы стать еще одним примечательным местом нашего города. Правда, для этого он должен быть выполнен не в гипсе, как сейчас, а в более прочном материале, бронзе, чугуне, мраморе или граните. Другой вопрос — станет ли он от этого художественно лучше. Вопрос вызывает и чрезмерность памятных знаков в одном месте: художественно интересной мемориальной доски и неоднозначно воспринимаемой скульптуры, посвященных одному и тому же лицу. Есть в этой работе какая-то изобразительная вычурность и слишком навязчиво поданная в скульптуре метафора Николая Гумилева о «последнем царскосельском лебеде». Существование двух памятных знаков в одном пространстве явно излишне и мешает адекватному восприятию каждого из них. Получается не сад Анненского, а нечто «во саду ли в огороде». Невольно задумываешься, а где бы этот новый знак смотрелся более к месту. И почему-то кажется, что самое место ему было бы на могиле поэта. Именно там скульптурно умирающий лебедь, обрамляющий бюст поэта, был бы как нигде более уместен, создавая ностальгическое настроение в духе известного танца и музыки Сен-Санса.
Разумеется, кому-то новый скульптурный памятник или знак будет больше по душе. Эстетические вкусы у всех разные. И все же хотелось бы, чтоб при установке подобных произведений, да и вообще всех памятников в городе, больше уделялось внимания мнению городской общественности. Я имею в виду, прежде всего, коренных жителей Царского Села — города Пушкина, города муз, художественное восприятие которых достаточно воспитано на всей его истории и культуре, чтобы можно было ему доверяться. Что касается истории здания бывшей Николаевской гимназии, нынче также образовательного учреждения, то она очень богата и известна не только своим выдающимся директором и литератором, но и замечательными воспитанниками, выпускниками. И очень жаль, что установленная давно мемориальная доска с их именами, которая была разбита и куда-то заброшена, так до сих пор и не восстановлена. Ныне находящийся в здании гимназии Центр технического творчества и информационных технологий имеет прекрасный музей и явно находится на подъеме. Так не коллективу ли этого заведения надо позаботиться, чтобы восстановление доски, наконец, состоялось. По крайней мере, такой памятной доске более пристало быть на том месте, где сейчас странно извивается якобы последний царскосельский лебедь, не слишком украшающий бюст поэта и само место.
Царское Село имеет своего классического лебедя — известный всем фонтан при входе в Екатерининский парк у дворца. К сожалению, во время войны была утрачена еще одна парковая скульптура с лебедем, изображающая героиню античной мифологии — Леду.
Наверное, не стоит перенасыщать Царское Село последним лебедем, не очень вписывающимся в сложившуюся историко-культурную среду нашего города. Если чего действительно не достает ему, так это живых лебедей, украшавших когда-то еще не обмелевшие и чистые пруды парка.
Источник
Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка в Царском Селе
После того, как мы с вами познакомились с историей Екатерининского парка Царского Села, давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.
Старый сад в Екатерининском парке Царского Села
Каскадный канал
От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.
Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села
Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села
Эрмитажная кухня
На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная. Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами.
История Старого Сада
Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.
Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.
Старый сад подразделяется на три участка:
- Верхний сад, куда входят три террасы,
- Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
- Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.
Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок, или собственно Голландский сад.
Партер
На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Партер в Старом саду
Партер в Старом саду
Боскеты
На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:
Зеркальные пруды и Верхняя Ванна
На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными. В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна, в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.
Верхняя ванна и Зеркальный пруд
Верхняя ванна и Зеркальный пруд
Нижняя Ванна
Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна, созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.
Старый сад и Нижняя ванна
Старый сад и Нижняя ванна
Эрмитажная аллея
Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.
Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села
Рыбный канал
Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал. Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.
Эрмитажный мост через Рыбный канал
Эрмитаж
Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье «Павильон Эрмитаж в Царском Селе».
Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – Грот. Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда. При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.
Скульптура «Умирающий галл»
Статуя Екатерины Великой в образе Минервы в Гроте
Павильон Грот и паром на Большом пруду
От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда:
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам», выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе
Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе
Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе
Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!
Источник
Фонтан лебедь екатерининский парк
Часть 3. Старый сад.
Екатерининский парк занимает площадь 103,4 гектара к юго-западу от дворца. Его регулярная часть (Старый сад), равная по ширине дворцу, простирается от него до Каскадных (Нижних) прудов. Это самый старый район парка. Его южная сторона ограничена Камероновой галереей и идущей от нее аллеей. С севера, т.е. со стороны города его ограничивает Каскадный канал, который на раннем этапе устройства парка был прорыт для осушения территории.
| | |
Каскадный канал. Фото 5.04.2004 г.
В 1775 — 1777 годах в русле канала были устроены двенадцать каскадных ступеней из пудостского известняка. В те же годы со стороны жилой слободы вдоль канала была сложена гранитная набережная с металлической оградой. В работах по благоустройству канала принимали участие архитекторы В.И. Неелов, Ю.М. Фельтен и инженер И.К. Герард. У дворца Каскадный канал начинается фонтаном в виде лебедя, из клюва которого льется струя воды.
Фонтан «Лебедь». Фото 22.09.2005 г. | Каскадный канал. Фото 22.09.2005 г. |
Старый сад делится на три участка: Верхний сад, расположенный на трех верхних террасах, Нижний сад от третьей террасы до Рыбного канала (эти два участка часто объединяют в Придворцовый участок или Голландский сад) и Эрмитажный участок — от Рыбного канала до Каскадных прудов. Часто в состав Старого сада включают и район парка за Каскадными прудами до границы парка по Парковой улице. Все участки связаны центральной Эрмитажной аллеей, идущей от дворца.
Лестница на Эрмитажной аллее, соединяющая Верхний сад с Нижним. Фото 25.04.2005 г. | Эрмитажная аллея. Фото 09.2002 г. | Эрмитажная аллея. Фото 25.04.2005 г. |
В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из «мертвых» материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца. В центрах партеров стоят мраморные статуи «Мир» и «Великолепие» работы венецианских мастеров начала XVIII века.
Партер Старого сада. Фото 5.04.2004 г. | Партер Старого сада. Фото 22.09.2005 г. |
С первой террасы на вторую ведет небольшая лестница. На средней террасе находятся зеленые боскеты, закрывающие вид на третью, нижнюю террасу участка. Третья же терраса оформлена двумя симметричными относительно Эрмитажной аллеи прудами.
Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 — 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна.
Фрагмент Старого сада. Вид с Камероновой галереи. Фото 5.04.2004 г. | Вторая терраса и поперечная аллея Верхнего сада. Фото 25.04.2005 г. | Поперечная аллея Верхнего сада. Фото 22.09.2005 г. |
Два павильона — Верхняя и Нижняя Ванны были сооружены архитектором И. В. Нееловым недалеко от дворца, у Эрмитажной аллеи. Они построены в строгом классическом стиле. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.
|
Верхняя и Нижняя ванны. Фото 5.04.2004 г.
Павильон Верхняя ванна, или «Мыльня Их Высочеств» построен построен в 1777 — 1779 годах в формах раннего классицизма, когда Старый сад был превращен из регулярного в пейзажный. Павильон служил баней для лиц императорской семьи. Его автор архитектор И. В. Неелов учел особенности старой планировки парка и мастерски ее использовал, расположив Верхнюю ванну на берегу пруда.
Павильон Верхняя ванна. Фото 5.04.2004 г. | Нижняя терраса Верхнего сада. Фото 25.04.2005 г. |
Он превратил сугубо служебное здание — дворцовую баню — в изящную парковую постройку. Несмотря на то, что ее фасады почти полностью лишены декоративного убранства, здание производило впечатление благодаря найденным пропорциям основного объема сооружения и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, в верхней — круглыми окнами. Здание увенчано парапетом с балюстрадой.
Особенно хорош вид на Верхнюю ванну, открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона замыкает перспективу пруда и четко рисуется на фоне зелени деревьев. В зеркальной поверхности пруда отражаются стены здания, окрашенные в светло-желтый цвет.
До середины XIX века здание сохраняло свое первоначальное назначение и состояло из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала, предназначенного для отдыха. В 1811 году павильон был перестроен инженер-генералом А. Бетанкуром. Строгий фасад Верхней ванны прекрасно сочетается с прямоугольной формой расположенного перед ней пруда. Внутренние помещения: сени, раздевальня, ванна, парильня и центральный восьмигранный зал были отделаны очень нарядно. В оформлении зала, расписанного художником-декоратором А. И. Бельским по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, использованы цветочные гирлянды и фрукты, мотивы росписи Золотого дома императора Нерона в древнем Риме, а два десюдепорта и плафон потолка расписаны на сюжет древнегреческого мифа о гибели Фаэтона, сына бога Солнца Гелиоса.
С 1911 года павильон был превращен в музей в память 200-летия Царского Села.
Верхняя ванна, разрушенная в годы Великой Отечественной войны, реставрирована в 1952 — 1953 года по проекту архитектора С. М. Новопольцева. Декоративную живопись, от которой остались лишь небольшие фрагменты, воссоздали художники-реставраторы под руководством А. В. Трескина. Как и прежде, плафон и два десюдепорта центрального зала посвящены античному мифу о Фаэтоне. В полихромной росписи стен использованы мотивы гирлянд, букетов цветов и фруктов, придающих интерьеру праздничность и нарядность.
Эрмитажная аллея на своем протяжении по второй и третьей террасе до того места, где от нее отходят в стороны радиальные аллеи, украшена мраморными статуями героев античной мифологии или аллегорическими изваяниями: Персей, Андромеда, Амфитрита, Галатея, Геракл, «Воинская доблесть» и другие. Многие из этих скульптур приобретены в Италии для садов Петербурга в начале XVIII века по распоряжению Петра I.
Мраморная скульптура на Верхней террасе сада. Фото 22.09.2005 г. | 2-я терраса Верхнего парка. Cкульптура на Эрмитажной аллее. Фото 25.04.2005 г. | Cкульптура вдоль Эрмитажной аллеи на 2-й террасе. Фото 22.09.2005 г. |
Основой планировки Нижнего сада является трелучие аллей: Эрмитажной и двух боковых, заканчивающихся у Рыбного канала. В начале трезубца, его пересекает полугруглая аллея, а в средней части — прямая поперечная, проходящая от павильона Грот до Каскадного канала.
Аллеи Нижнего сада. Фото 5.04.2004 г. | Поперечная аллея Нижнего сада. Фото 5.04.2004 г. | Поперечная аллея Нижнего сада. Вид на Грот. Фото 22.09.2005 г. |
Недалеко от начала трезубца, у поукруглой аллеи находится Нижняя ванна, которая служила мужской баней для придворных и первоначально носила наименование «Кавалерская мыльня».
Нижняя ванна. Фото 09.2002 г. | Нижняя ванна. Фото 5.04.2004 г. | Нижняя ванна. Фото 25.04.2005 г. |
Павильон был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 — 1779 годах и предназначался для придворных. Здание Нижней ванны смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.
Полукруглая аллея и павильон Нижняя ванна. Фото 25.04.2005 г. | Полукруглая аллея и павильон Нижняя ванна. Фото 22.09.2005 г. |
Своеобразное плановое решение павильона определило его внешний облик. Здание не имеет главного фасада: обращенный в сторону Екатерининского дворца фасад и противоположный идентичны. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Форма круглых окон, прорезывающих барабан, повторена и на фасадных стенах; их расположение высоко над землей обусловлено функциональным назначением здания.
Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны — круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений — мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.
Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада.
Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.
| |
Деревья Старого сада. Фото 25.04.2005 г.
Еще в 1928 году были предприняты реставрационные работы по возвращению Старому саду регулярного вида, которые начались с удаления ряда высоких деревьев на первой террасе дворца. Продолжаются они и теперь, но постепенно, по мере отмирания старых деревьев. Особенно ощутимо это в районе Нижнего сада, где молодые липы посажены ровными рядами по лучам Эрмитажной и радиальных аллей. Когда они подрастут, их кроны будут сформированы стрижкой, из высокого кустарника — сделаны зеленые беседки, крытые аллеи и трельяжи.
Эрмитажная аллея и участок Нижнего сада. Вид от Рыбного канала. Фото 5.04.2004 г. | Эрмитажная аллея и участок Нижнего сада. Вид от Рыбного канала. Фото 25.04.2005 г. |
Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I.
Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. | Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. | Рыбный канал. Фото 22.09.2005 г. |
Первые деревянные мосты, перекинутые через канал, были заменены в 1774 — 1775 годах по проекту В. И. Неелова на два каменных и два металлических (на боковых продольных аллеях). В 1855 году сооружен еще один мост с каскадом, спроектированный В. П. Стасовым — при впадении Рыбного канала в Каскадный.
Рыбный канал. Металлический мостик. Фото 22.09.2005 г. | Рыбный канал. Вид с Садовой ул. Фото 25.04.2005 г. |
Два каменных Горбатых моста В.И. Неелова перекинуты в 1774 — 1775 годах через Рыбный канал на Эрмитажной аллее и аллее, ведущей от Эрмитажа к Гроту. Это сложенные из гранита арочные мосты. Крутой выгиб их арок красиво повторяется в изгибах парапетов, сделанных из тесаных гранитных блоков, скрепленных между собой металлическими связями.
Эрмитажная аллея. Мостик через Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. | Горбатый мостик на Эрмитажной аллее. Фото 25.04.2005 г. |
Парковый павильон Эрмитаж, расположенный к юго-востоку на центральной оси Екатерининского дворца, за Рыбным каналом — один из интереснейших памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для развлечений в узком кругу приближенных. (Отсюда название — в переводе с франц. «уединенное место».) Разработка плана павильоном принадлежала М. Г. Земцову, а строительные работы вел С. И. Чевакинский. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена.
|
Эрмитаж. Фото 25.04.2005 г. Летом 1749 года павильон был отстроен, но в этом же году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф.-Б. Растрелли. Идея Растрелли заключалась в том, чтобы сделать павильон как бы отголоском главного сооружения ансамбля — Екатерининского дворца. В соответствии с замыслом архитектора в 1751 году лепных дел мастера Дж.-Б. Джани и Г. Ф. Партир установили 68 больших и малых капителей на колоннах и 28 — на пилястрах фасада.
Здание было построено к 1756 году. Оно состоит из центрального прямоугольного объема, возвышающегося над четырьмя кабинетами, поставленными на продолжении его диагоналей. Здание располагалось на мраморной площадке, окруженной фигурным рвом и балюстрадой с золоченой деревянной скульптурой. Ярко окрашенный фасад с множеством белых колонн (64 колонны по окружности здания) покрыт лепными украшениями в виде гирлянд, масок, раковин.
|
Эрмитаж. Фото 5.04.2004 г.
В наружном убранстве Эрмитажа Ф.-Б. Растрелли применил круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 завершали кровли кабинетов. Центральный купол Эрмитажа венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме этого павильон украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы, полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены.
Богатая декоративная отделка, яркое сочетание золотого, белого и лазоревого цветов фасада, общий характер парадности объединяют Эрмитаж с Екатерининским дворцом. Это единство подчеркивается и самим расположением павильона — в конце аллеи, идущей от центра дворца.
Композиционная основа характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Растрелли обработал углы здания вытесанными из из пудостского известняка колоннами, поставленными на пьедесталы и завершенными антаблементом с полуциркульными фронтончиками. Благодаря этому Эрмитаж производит впечатление затейливой раззолоченной игрушки. Фасады на малых фронтонах украшают аллегорические статуи, вазы, лепные украшения. Два больших фронтона оформлены клеймами с сидящими фигурами. Вызолоченные статуи и лепные украшения стали основой декора фасадов Эрмитажа. На окнах и дверях сделана декоративная обработка. В 1753 году лепные украшения были вызолочены, а фасады полихромно окрашены: на ярко-бирюзовом фоне выделялись белые колонны и наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды вызолочены.
Особый характер Эрмитажному участку парка придало то, что павильон, стоявший в центре площадки, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, был окружен рвом фигурной барочной формы, заполненным водой, и соединялся с парком двумя мостами; ров был обнесен балюстрадой, также украшенной статуями и вазами. Высокая ровно подстриженная листва деревьев на аллеях, сходившихся к Эрмитажу, составляла спокойный фон для динамичной архитектуры павильона и его декора, насыщенного цветом и пластикой.
|
Эрмитаж. Фото 5.04.2004 г.
В «уединенном месте» — Эрмитаже — любила бывать Императрица Елизавета, а впоследствии и Екатерина в компании избранных вельмож и иностранных гостей. Там господствовала атмосфера нескончаемых праздников, беззаботного веселья. Для большей занятности вместо обычных лестниц были устроены подъемные канапе — предшественники современных лифтов. Маленькие диванчики, обитые зеленым бархатом и золотым позументом, с помощью специальных устройств доставляли званых гостей наверх. Декоративное убранство Эрмитажа близко по своему характеру к убранству Большого зала Екатерининского дворца. Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли. Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы. В простенках между ними размещались зеркала в вызолоченных резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Назначение интерьера подсказало сюжет живописного плафона, написанного Дж. Валериани и И. И. Бельским и изображавшего «Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала, а также плафоны кабинетов Дж. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной», «Похищение Европы». Живопись потолков галерей работы А. Перезинотти представляла собой аллегории времен года в виде амуров с традиционными атрибутами: гроздьями винограда, цветами и снопами пшеницы. Зал был полностью изолирован от внешнего мира и недоступен даже для прислуги: «Пять сервированных столов, — вспоминает современник, — неожиданно для присутствующих появлялись из-под пола. Специальные, входившие в их сервировку деревянные нижние тарелки опускались и поднимались по железным трубам, доставляя на стол желаемые кушанья. Для заказа служили грифельные доски и система сигнализации в виде колокольчиков на веревках. Когда обед кончался, столы снова исчезали, парадная столовая превращалась в большой зал и по паркету, набранному из заморских древ, кружились и скользили танцующие». В крохотных кабинетах-гостиных Ф.Б. Растрелли также использовал живопись, зеркала, резьбу. Посреди здания был устроен колодец с превосходной студеной водой, находящейся всегда на одном уровне. Последний раз механизмы Эрмитажа использовались в 1817 году в день празднования бракосочетания будущего Императора Николая Павловича с Александрой Федоровной.
В конце XVIII века по распоряжению Екатерины II был засыпан фигурный ров, сняты мраморные плиты на площадке, убрана часть скульптуры на фасаде и кровле. Но и в таком виде павильон не потерял своего значения как уникальный памятник архитектуры XVIII века. В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, и восстановлено силами объединения «Реставратор» и Ленинградского отделения Художественного фонда. Из сохранившихся барельефов наиболее интересны тридцать две лепные панели работы скульптора И. Дункера, помещенные в нишах пьедесталов колонн, Их сюжет — игры амуров. Сейчас эти барельефы сняты для музейного хранения, а на их место до окончания реставрации павильона временно поставлены копии.
В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его планировка и внутренняя отделка дошли до нашего времени почти без изменений.
Эрмитажный участок имеет свой выход в город через проезд, сделанный в центре одноэтажного красного кирпичного здания, построенного в готическом стиле, характерном для эпохи русского классицизма XVIII-XIX веков. Это сооружение — Эрмитажная кухня, называвшаяся также придворной булочной. Она стоит на границе парка у канала и соединяется мостом с его набережной.
| |
Эрмитажная кухня. Фото 5.04.2004 г.
Архитектурный замысел кухни связан с начатым в 1774 году сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой каменной ограды каналом и набережной и другие мероприятия были частью широкой программы реорганизации Царскосельского парка.
В. И. Неелов, по проекту которого в 1775 — 1776 годах построена кухня, в 1748 году он был назначен «архитекторским помощником» и являлся правой рукой Растрелли, а в 1760 году его перевели в архитекторы. Зодчий, всю свою жизнь он посвятивший строительству Царскосельского дворца и парков (дело великого зодчего продолжили и его сыновья — И. В. Неелов и П. В. Неелов), был командирован в Англию для изучения парковой архитектуры. Он привез оттуда много рисунков, копии проектов садовых павильонов, каскадов, мостов. Распространенная в Англии мода украшать парки постройками, стилизованными в духе английской готики, нашла свое отражение в парках Царского Села и, в частности, в здании Эрмитажной кухни.
Это выразилось в его материале — кирпиче, позднее окрашенном в красный цвет с белой расшивкой швов, и в характере деталей завершающей части здания — зубчатом парапете с увенчанными шарами обелисками-пиннаклями по углам и в двухъярусной башне над проездом также с зубчатыми ограждениями первого яруса и ее крыши.
Эрмитажная кухня. Вид с Садовой ул. Фото 22.09.2005 г. | Эрмитажная кухня. Фрагмент здания. Фото 25.04.2005 г. |
Но несмотря на все эти псевдоготические мотивы, Эрмитажная кухня предстает перед нами прежде всего как памятник раннего классицизма. Об этом говорят простая и строгая трактовка фасадов с неглубокими нишами, оформление окон гирляндами, модульоны в обработке карнизов и, наконец, выделение деталей белым цветом. Для акцентирования углов фасадов павильона В. Неелов применил мотив полуциркульных ниш, в которых были размещены декоративные вазы, в XVIII веке называвшиеся иногда «кубами» из-за их геометрической формы, массивности и тяжеловесности. В декорации фасадов Эрмитажной кухни использованы и другие приемы, типичные для раннего классицизма. Такова, в частности, обработка стен филенками и гирляндой лепных полотенец над аркой ворот. Проезд под аркой закрывался изящными коваными воротами, исполненными искусным кузнецом Лукьяном Нефедовым. Это сооружение также называют «красными воротами».
Источник