- Ритуальное омовение
- Фонтаны Стамбула
- Городские фонтаны (Çeşme)
- Дувар чешмелери
- Кёше чешмелери
- Мейдан Чешмелери
- Сютун Чешмелер (Sütun Çeşmeler)
- Фонтаны, объединенные с себилем (Sebillerle Birlikte Tasarlanan Çeşmeler)
- Фонтаны омовений (Şadırvan)
- Фонтаны дворцовых залов (Oda Çeşmeleri) и декоративные фонтаны (Selsebiller)
Ритуальное омовение
Раздел шестой. Ритуальное омовение (вуду).
Омовение – это ритуальное очищение мусульманина, которое устраняет так называемое состояние хадас. Иными словами, омовение – это использование воды на определённых частях тела, начинающееся с намерения. Состояние человека без омовения называют хадасом. При совершении ритуального омовения (вуду) с человека снимаются все запреты, которые возлагались на него во время его отсутствия: разрешается совершать намаз, таваф, прикасаться к Корану и т. д. У омовения есть обязательные, желательные и нежелательные действия. Обязательные составляющие омовения делятся на две категории – обязанности, которых нужно соблюдать до омовения (шурут) и те, которые необходимо соблюдать после омовения.
Обязательные элементы омовения до вступления в него:
1. Наличие обычной воды (мау мутлак) (о пригодной для ритуального очищения воде читайте в первом разделе);
2. Протекание воды по органам, следовательно, не хватает простого прикосновения воды.
3. Отсутствие на теле всего, что может изменить свойства воды, из-за чего она становится непригодной для ритуального очищения. Например, наличие косметики, которая при смешении с водой меняет её вкус, цвет, или запах;
4. Чтобы органы омовения не были прикрыты чем-либо, что не пропускает воду до кожи. Например, слой какого-нибудь крема или лака, в частности, лак для ногтей. Это, в основном, касается макияжа. Пока макияж, изменяющий или не пропускающий воду не будет удалён, омовение не является действительным. Но если места омовения будут масляными из-за чистого и жидкого масла, то омовение считается. Тут стоит обратить внимание и на то, что омовение не принимается, если вода свободно не проникает под ногти человека из-за налипшей туда грязи, муки, мазута и т.п.
5. Для человека, который не в состоянии контролировать свои выделения, (например, страдающий недержанием мочи), условием омовения является наступление времени намаза. Следовательно, такой человек не может совершить омовение, скажем, для вечернего намаза, до наступления его времени (до захода солнца). Омовение такого типа людей имеет еще и другие отличия, о которых будет указано ниже.
Обязательные составляющие омовения:
Первое: намерение, связанное с мытьем лица, т.е. конец намерения должен быть увязан с началом мытья лица. Необходимо иметь одно из следующих намерений: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения» или же «Я намереваюсь избавить себя от состояния хадаса». Последний вид намерения недопустим для человека, который не может контролировать свои естественные выделения. Он должен намереваться сделать дозволенным совершение намаза. Страдающие такими болезнями, как было сказано ранее, должны учесть и другие особенности;
— Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует использовать прокладки, не пропускающие выделения наружу.
— Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.
— Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.
— если он знает, что у него омовение сохранится в течение определённого времени (например, у него омовение не нарушается в течение получаса после двенадцати), то он обязан совершить намаз в это время, по мере возможности;
— совершив омовение, он обязан совершить намаз не откладывая, хотя ему и разрешается откладывание, связанное с намазом, например, для ожидания джамаата в мечети. Если же он отложит свой намаз по причинам, не имеющим отношение к намазу, то его омовение портится и для совершения намаза он обязан возобновить его;
— если он будет соблюдать вышеперечисленные условия и при совершении намаза у него нарушится омовение, то его намаз считается. Например, если страдающий недержанием мочи совершит омовение, придёт в мечеть, будет ждать джамаат, потом совершит намаз, то его намаз считается действительным, даже если в период ожидания джамаата или во время намаза у него выйдет моча.
Второе: омовение лица. Границами лица в омовении является: по вертикали – участок между обычным местом вырастания волос и там, где заканчивается подбородок (но не низ подбородка, его промывать желательно), а по горизонтали – участок между ушами. Следовательно, необходимо промывать волосы бровей, ресниц, усов, эспаньолку. Необходимо промывать как волосы, так и кожу под ними. Что касается бакенбард и бороды, то их нужно мыть и кожу под ними, если они не густые. Если же бакенбарды и борода густые, то необходимо помыть их сверху, а доводить воду до кожи под ними является сунной. Густыми считаются волосы, через которые не видна кожа.
Третье: омовение рук и локтей. Следует промывать кожу, волосы и ногти. Если часть руки отсутствует, то нужно промыть оставшуюся часть. Если рука отрезана по локоть, то необходимо омывать край оставшейся руки. Если же рука отрезана еще дальше, то нет необходимости промывать предплечье, но это является желательным.
Четвертое: протирание части головы – кожи или волос при условии, чтобы протираемые волосы были непосредственно на границе головы.
Пятое: мытье ног, включая щиколотки.
Шестое: выполнение этих обязательных пунктов омовения в строгой последовательности. Если помыть ноги до обтирания головы или обтереть голову до промывания рук, то такое омовение не считается.
Если человек без омовения окунётся в воду с намерением омовения, то у него омовение считается.
Если вместе с правильным намерением омовения иметь намерение освежиться или очиститься, то такое намерение тоже подходит для омовения.
Желательные действия омовения
— Прежде всего, желательно сесть на возвышенное место и применить сивак. Сиваком называют протирание полости рта чем-либо жестким — зубной щёткой, тканью и т.д. Лучшим средством для очищения рта является сивак из Сальвадоры персидской (арак). Проводить сивак следует в ширину зубов и десен, а язык – в длину. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Если бы я не боялся трудностей для моей уммы, я повелел бы им пользоваться сиваком с каждым омовением». Как и в омовении, сиваком желательно пользоваться постоянно, особенно при несвежем дыхании, до чтения Корана или хадисов или иной религиозной книги. Нежелательно пользоваться сиваком тому, кто постится после полудня.
— До омывания лица и до обязательного намерения, омовение желательно начать с мытья кистей рук, причем желательно знать, что их моют для ритуального очищения, а не просто так. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляхи мина щайтани рраджим» и «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. Если вы забудете произнести «Бисмилях» в начале омовения, то желательно его произнести во время омовения.
Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.
Далее сердцем делается намерение для обязательного омовения, когда вода касается вашего лица: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вуду) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». «ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).
В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы, которые мы приведем ниже. Лицо желательно омыть больше положенного, включая обе стороны шеи, ибо передаётся, что все омытые части тела украсятся и будут сиять на том свете. Желательно разделять густую бороду. Для этого берут горсть воды и раздвинутыми пальцами из-под челюсти разделяют бороду. Промывая лицо, желательно прочитать следующее:
اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُهٌ وَ تَسْوَدُّ وُجُوهٌ
О Аллах! Освети моё лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица] Твоих любимцев[, и не очерняй мое лицо, ]когда очернятся лица Твоих врагов[.
Затем желательно мыть правую руку, разделяя пальцы, включая локти, до уровня плеча, три раза. Промывая правую руку, желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
(О Аллах, вручи мне свитки моих земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчётом лёгким).
Затем также моют левую руку, читая следующую молитву:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
(О Аллах, не вручай мне свитки моих деяний слева и сзади.)
Затем смоченной в воде рукой желательно протереть три раза всю голову. Для этого желательно поставить большие пальцы на виски, а кончиками других пальцев обеих рук, соприкоснув друг с другом, обтереть голову, начиная от лба и до затылка, а после повернуть руки в обратную сторону. Если не получается протереть всю голову из-за головного убора, то желательно протереть голову, сколько получается, а далее провести рукой по головному убору. При этом желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллахумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
Затем рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны Для этого нужно снова увлажнить руки после обтирания головы.
اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ
(О Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к сказанному и следует (придерживаются) за лучшим из услышанного).
Затем моют правую ногу, включая щиколотки, до колена, три раза. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. При мытье ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу.
Желательно промывать все органы подряд, не прерываясь на столько, чтобы при обычной температуре тела и климата один орган мог высохнуть до промывания следующего.
Не желательно без причины просить кого-то наливать воду для своего омовения, а просить, чтобы другой человек омыл твои органы тела ещё более нежелательно. Но если это делается по причине слабости или болезни, то в этом нет ничего нежелательного.
Не желательно без надобности вытираться после омовения, но в целях сохранения здоровья в холодное время года или же в целях сохранения чистоты в мечети разрешается пользоваться полотенцем.
После завершения омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُوَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْنيمِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِهوَسَلَّمْ
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).
Ахмад Магомедов
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Источник
Фонтаны Стамбула
Неужели неверующие настолько ослепли,
что не видят, что небеса и земля
были соединены, а Мы Своей мощью
разделили их и сотворили всё живое
из неживой воды?
Сура XXI Аль-Анбийа (Пророки), аят 30
Человеку, попавшему первый раз в исторический центр Стамбула, сразу же бросается в глаза множество красивых фонтанов украшающих древний город. Это и большой фонтан на площади перед Айя-Софией, сфотографировать который дело чести каждого уважающего себя туриста. Это, конечно, и каскад фонтанов на площади Султанахмед. Это и помпезный, но, тем не менее, исправно снабжающий водой народные массы, Немецкий фонтан — подарок султану Абдул-Гамиду II от германского кайзера Вильгельма II. А также многочисленные фонтаны и фонтанчики в городских парках, на площадях перед мечетями и даже посредине Халича. Но в городе также есть много и других фонтанов, вода из которых служила не просто для украшения окружающего пейзажа, а использовалась для насущной жизни не одним поколением стамбульцев. Эти источники живительной влаги в течение почти пяти веков были неотъемлемой частью городской быта. А изумительные архитектурные решения некоторых их этих фонтанов воплощенные в камне и мраморе талантливыми (и очень часто неизвестными) строителями османского Стамбула по праву считаются шедеврами турецкого зодчества.
«Поилка» для пернатых
В Турции вода всегда считалась бесценным даром Аллаха, — не только потому, что без неё невозможно прожить, но еще и потому, что ритуальные омовения составляют неотъемлемую часть религиозных ритуалов Ислама. При этом благочестивые турки никогда не забывали и о нуждах «братьев наших меньших» – в могильных плитах делали выемки для сбора дождевой влаги для птиц, а бродячим собакам и кошкам до сих пор ставят на улицах плошки с водой. Да и в современных фонтанах частенько предусмотрены специальные «поилки» для пернатых.
Сразу после завоевания Константинополя в 1453 г.султан Мехмед II распорядился отремонтировать и расширить доставшуюся по наследству от византийцев систему водоснабжения города. Однако самой масштабной модернизации она подверглась позже, в эпоху султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), который поручил решение этой сложной задачи своему мимарбаши (mimarbaşi – главный архитектор) Синану. Талантливый архитектор совместно с Хасан Агой, назначенным султаном инспектором по вопросам водоснабжения «су назыры» (su nâzırı) Стамбула, используя частично уцелевшие византийские дамбы и акведуки [в том числе и знаменитый акведук Валента IV века, получивший у турок более романтическое название Боздоган Кемери — Акведук Серого Сокола], начал в 1554 году глобальную реконструкцию системы водоснабжения европейской части города – «Кыркчешме Сулары» (Kırkçeşme Suları – водопровод сорока фонтанов). Эти работы, законченные в 1564 г. стали самыми крупными мероприятиями по решению задачи водоснабжения города, выполненными в Османскую эпоху. «Кыркчешме Сулары» в течении нескольких сотен лет удовлетворял потребности центра Стамбула в питьевой воде.
Вода из загородного Белградского леса через систему акведуков и подземных каменных туннелей поступала в накопительные водные резервуары (maslak), расположенные за городом, из которых она передавалась на городские водораспределительные станции (maksem). Здесь водные потоки из нескольких резервуаров сливались воедино для того, чтобы в дальнейшем распределиться по городским кварталам. До сих пор на южной стороне площади Таксим, между улицей Истиклаль и бульваром Тарлабаши (Tarlabaşı Bulvarı), стоит построенное из песчаника длинное здание – бывший резервуар водораспределительной станции Taksim Maksemi (сейчас Республиканская художественная галерея Таксим). Станция, открытая в 1732 году при султане Махмуде I, предназначалась для снабжения нескольких городских районов водой, поступающей из Белградского леса. Строительство Таксим Максеми, начатое еще при сутане Ахмете III, помогло решить проблему острой нехватки пресной воды в Пера – исторических европейских кварталах округа Бейоглу. Со стороны улицы Истиклаль водный резервуар заканчивается двухэтажной восьмигранной башней с конусообразной крышей и недействующим мраморным пристенным фонтаном Таксим Чешмеси (Taksim Çeşmesi).
Одна из водонапорных башен «Су Теразилери»
Для того чтобы поддерживать постоянное давление воды в различных квартала города возводили специальные водонапорные башни «Су Теразилери» (Su Terazileri – водный балансир) высотой от 3 до 10 метров. В достаточно хорошем состоянии одна из таких башен сохранилась до нашего времени на Divan Yolu Cad., почти напротив входа в Айя-Софию. Из водонапорных башен вода расходилась по конечным потребителям. В XVI – XIX веках такими конечными потребителями в Стамбуле в основном были не индивидуальные жилые дома, а общественные городские фонтаны – чешме (çeşme – источник, фонтан), установленные перед мечетями, в многочисленных хамамах, на улицах и площадях города. Причем слово фонтан (лат. fons — источник) здесь нужно понимать в его исконном смысле, просто как источник чистой воды, а точнее своеобразную водопроводную колонку. С конца XV века в каждом квартале города строятся свои фонтаны, которые становятся центрами повседневного бытового общения живущих поблизости горожан.
Потомок легендарных стамбульских «сака»
В эпоху Мурада IV (1623-1640) в Стамбуле насчитывалось уже несколько тысяч фонтанов и их число постоянно продолжало расти до начала XVIII века. Кроме того, воду по улицам города и зажиточным домам ежедневно разносят в заплечных сосудах или развозят в кожаных бурдюках на лошадях сотни городских водоносов, называемых «сака» (saka), словом, заимствованным из арабского языка. Помимо городских водоносов в Стамбуле были также дворцовые водоносы и специальные водоносы, обслуживающие корпус янычар. Импозантных потомков гильдии легендарных стамбульских «сака», правда, торгующих не холодной водой, а разноцветной сладковатой жидкостью, в многолюдных туристических кварталах можно повстречать и сегодня. Выделение денег на строительство новых городских фонтанов и на оплату воды в них превратилось в Османской империи в акт благочестия и богоугодное дело для истинного правоверного. Каждый новый султан, члены его семьи, великие визири и другие состоятельные особы Стамбула, считали своим долгом пожертвовать средства на строительство ещё одного нового фонтана. Строящиеся фонтаны полностью отражали архитектурные тенденции, и стиль своего времени и стали частью архитектурной традиции Османской империи.
Несмотря на то, что городские фонтаны Стамбула могли значительно различаться по своей форме, стилю художественного оформления и строительному материалу почти в каждом из них присутствуют четыре основные элемента.
Фонтан с резервуаром для воды
• Резервуар для хранения воды (Suyun depo), который может быть скрыт, но может и явно присутствовать. В некоторых фонтанах резервуары были таким большими, что их плоская крыша могла даже использоваться правоверными для молитвы — намазгях (namazgâh). Примеры таких сооружений сохранились в семте Кадырга (Kadırga) – фонтан Esma Sultan (Kadırga Meydan, основан в 1779 г. Эсма Султан, дочерью султана Ахмеда III и сестрой султанов Мустафы III и Абдул-Гамида I) и в семте Йешилькёй — фонтан Abdülmecid Han (пересечение Bademlik Sok. и Çekmece Cad., основан в 1842 г., султаном Абдул-Меджидом I).
• Мраморная плита, называемая «муслук таши» (musluk taşı – камень крана), или «айна таши» (ayna taşı – зеркальный камень), в которую монтировался кран. Эта плита обычно устанавливалась в арочной нише. В фонтанах использовались краны двух типов, – такие из которых вода текла непрерывной струей, называемые «салма» (salma), и такие, которые можно было открывать и закрывать – «бурма» (burma).
• Надпись, вырезанная на «муслук таши», обычно содержащая имя основателя фонтана, а иногда и указание на источник воды и дату строительства.
• «Курна» ( kurna), или бассейн для вытекающей из фонтана воды, по обе стороны которого иногда размещались мраморные или каменные скамьи.
В XV-XVII веках «муслук ташы» с краном был обычно прост и устанавливался в классической глубокой арочной нише. Надпись размещалась выше крана, расположенного над «курна». В фонтанах этих столетий обязательно присутствовали резервуары для хранения воды. Но в XVIII веке такой тип фасада начинает постепенно изменяется. «Муслук ташы» стал украшаться резным орнаментом в стиле барокко, а ниши для него делаются мельче. Сами фонтаны становятся более высокими, а секция с надписью превращается в отдельную часть фасада, которая иногда закрывается вычурным карнизом. Все многообразие существовавших в Стамбуле фонтанов можно по их основному назначению (достаточно условно) разделить на несколько групп.
Городские фонтаны (Çeşme)
Фонтаны этого типа строились по всему городу — на перекрестках улиц, на площадях и вблизи квартальных мечетей. Они служили основным источником воды для всех жителей ближайших кварталов. Среди таких фонтанов обычно выделяют «Дувар чешмелери», «Кёше чешмелери», «Мейдан чешмелери» и «Сютун чешмелер».
Дувар чешмелери
«Дувар чешмелери» ( Duvar Çeşmeleri – стенной фонтан), встраивались в стены зданий, садов или внутренних дворов. Их резервуары для воды находились обычно позади стены. Такие сооружения часто называют – «Тек юзлю чешмелери» (турецк.Tek yüzlü çeşmeleri — фонтан с одним фасадом, букв. лицом). Фонтаны строили в различных архитектурных стилях с XV в. по начало XX в.
Пример мраморного «Кёше чешмелери»
Кёше чешмелери
Фонтаны, построенные на пересечении улиц, сначала имели только один фасад (XV-XVI вв.), но позже (XVI в. – нач. XX в.) стали появляться «Кёше чешмелери» (Köşe Çeşmeleri – угловой фонтан) в стиле барокко с двумя или даже с тремя фасадами. Их отличительные черты — стрельчатые арки, широкий карниз и окна, забранные железными или бронзовыми решетками. Например, фонтан рядом с мечетью Зейнеп Султан, прямо напротив ворот в парк Гюльхане (пересечение Alemdar Cad. и Soğukçeşme Sok., основан в 1778 г. султаном Абдул-Гамидом I). Прекрасный пример мраморного «Кёше чешмелери», в стиле классической турецкой архитектуры XVI века, построен в углу усыпальницы архитектора Синана (Mimar Sinan Türbesi) на пересечении Mimar Sinan Cad. и Sifahane Sok., неподалеку от мечети Сулеймание. Из окон этого благотворительного фонтана, построенного по проекту великого зодчего, воду прохожим выдавали бесплатно. А благодарные горожане, конечно, не забывали в своих молитвах упомянуть о благодетеле.
Мейдан Чешмелери
Стоящие на открытых пространствах «Мейдан чешмелери» (Meydan Çeşmeleri – фонтан на площади) представляют собой массивные каменные здания кубической формы, увенчанные крышей с широким карнизом.
Фонтан у пристани Кабаташ
Эти фонтаны стали в Стамбуле новшеством XVIII века и считаются одним из первых примеров западного влияния на архитектуру Османской империи. Обычно они строились с четырьмя фасадами, но некоторые, как например фонтан около пристани Кабаташ (İskele Meydan, Kabataş, основан в 1732 г. великим визирем Hekimoğlu Ali Paşa), имели всего два фасада. Другой, прекрасный «Мейдан чешмелери», выполненный в стиле барокко, находится рядом с пристанью в Юскюдаре (Paşalimanı Cad., Üsküdar; основан в 1728 г. султаном Ахмедом III), недалеко от мечети Искеле (İskele Camii) (см. Фонтан султана Ахмеда III в Юскюдаре). Фонтан действует до сих пор.
Фонтан в парке Гюльхане
Сютун Чешмелер (Sütun Çeşmeler)
Фонтаны в форме небольшой колонны (Sütun Çeşmeler – фонтан колонна) вошли в моду, начиная с конца XVIII в., но наиболее широко распространились в XIX в. Сейчас их можно увидеть и во внутренних дворах мечетей, и на улицах, и на площадях, и на пристанях города. Несколько экземпляров сохранилось в парке Гюльхане. Появление фонтанов такого типа отражает тот исторический факт, что к этому времени большие водные резервуары для хранения воды, использующиеся раньше, уже стали не нужны из-за появления новых, более надежных водных магистралей.
Фонтаны, объединенные с себилем (Sebillerle Birlikte Tasarlanan Çeşmeler)
Себиль (Sebil) — киоск, построенный в благотворительных целях, для бесплатной раздачи всем желающим холодного шербета (сладкий фруктовый напиток) и фруктового сока. Своим появлением такие заведения обязаны щедрости богобоязненных султанов и других важных персон Османской империи. Начиная с XVII в. себили начинают объединять с благотворительными (бесплатными) фонтанами, расположенными возле больших мечетей, крупных медресе, тюрбе (мавзолеев) знатных особ или в многолюдных городских кварталах. Наиболее известным примером фонтана с четырьмя себилями по углам служит вычурный «Мейдан чешмелери» в стиле барокко основанный (1728) султаном Ахмедом III и построенный около центрального входа в первый двор дворца Топкапы — ворот Баб-ы Хюмайун (Bab-ı Hümayun – Вход Султана). Фонтан султана Ахмеда III стоит на пересечении Babıhümayun Cad. и Soğukçeşme Sok., с тыльной стороны Айя Софии.
Фонтаны омовений (Şadırvan)
Правоверный мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи), совершать молитву — намаз.
Фонтан для омовений в Эйюпе
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть её) водой и вымойте ноги до щиколоток. Если вы осквернены (т.е. имели половые сношения), мойтесь с головы до ног и очищайтесь» [Сура V Аль — Ма’ида (Трапеза), аят 6]. Омовение имеет для мусульманина два основных значения. Во-первых, возможность обратиться к Аллаху всем своим сердцем с намерением предстать перед ним с открытой душой и чистыми помыслами. Во-вторых, это просто очищение тела, повышение жизненного тонуса, и снятие нервного напряжения. Не зря Пророк Мухаммед — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Когда ты раздражаешься, совершай омовение!». Поэтому во дворе каждой мечети обязательно стоит шатровое сооружение – шадырван — большой фонтан для омовений круглой (или многоугольной формы) с многочисленными кранами.
Фонтаны дворцовых залов (Oda Çeşmeleri) и декоративные фонтаны (Selsebiller)
Фонтаны внутри султанских дворцов или особняков богатых сановников, конечно, служили не источниками воды для питья или ритуальных омовений, а были местом релаксации после праведных государственных трудов. Ведь идеальное проведение досуга уважающего себя подданного Османской империи, подразумевало спокойный отдых рядом с текущей водой или журчащим фонтаном в полном соответствии с поговоркой: «поспешность — дело рук дьявола, а отдых — дело рук Аллаха». Прекрасный образец роскошного внутреннего фонтана с бассейном сохранился на широкой мраморной террасе, известной под названием Софа-и Хюмайун (Sofa-i Hümayun — Султанская Софа) в четвертом дворе дворца Топкапы. Сельсебиль (selsebil) — декоративный каскадный фонтан, состоящий из мраморных чаш различного размера закрепленных на вертикальной каменной плите «занк таши» (zank taşı). Такие фонтаны обычно устанавливались в роскошных дворцовых садах османских вельмож для услаждения их слуха и глаз. Вода из фонтана обычно стекала в садовый водоем.
К сожалению, большое количество этих уникальных архитектурных памятников воде, возведенных в Стамбуле в течение нескольких веков, было или уничтожено или снесено под предлогом реконструкции и расширения транспортных магистралей и городских кварталов. Тем более, что сейчас уже нет никакой необходимости в той воде, которая когда-то текла из этих фонтанов и большинство из них давно уже стоят сухие. Правда, некоторые из них довольно варварским способом, превратили в «современные» уличные колонки для воды. В последние годы муниципалитет Стамбула прилагает определенные усилия для того, чтобы сохранить и частично восстановить уцелевшие старые фонтаны, бывшие немыми свидетелями и очевидцами длинной и запутанной истории удивительного города Стамбула.
Источник