Фонтан девочка с мальчиком

Фонтан «Девочка и мальчик»

Фонтан «Девочка и мальчик» — старейший действующий в Самаре.

Для владельцев заведений

История этого фонтана начинается в 90-х годах XIX века. Правда, изначально, как записано в архивах, заказчики хотели видеть на этом месте «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». И её всё-таки поставили, но потом заменили на ту, которую привыкли видеть прохожие сегодня.

Пухленькие щёчки, маленькие пальчики, соломенная шляпка с ленточкой на голове у девочки — юная пара напоминает типичную открытку с ангелочками из второй половины ХІХ века. Фигурки двоих детей, которые нежно держатся за руки, приблизительно в тот же промежуток времени появились ещё в нескольких городах: Челябинске, Гурзуфе, Оренбурге, Уфе, Сарапуле. Правда, там скульптуру называли «Первая любовь».

За сто с лишним лет существования «Девочке и мальчику» пришлось изрядно попутешествовать. И всё из-за хрупкого зонтика в руках у мальчика. Постоянно находились советские граждане, которые после спиртных напитков пытались воспользоваться этой защитой от дождя. Так продолжалось, пока кому-то из чиновников не надоело решать постоянную проблему с зонтиком, и скульптура не уехала из Струковского сада в запасники. Вернулась она к родному фонтану только в 2004 году. Сейчас за фонтаном следят местные коммунальщики, регулярно подкрашивают каменных детишек в бронзовый цвет и следят, чтобы зонтик оставался на месте.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Источник

Фонтану в Белгороде сменили пол в процессе возведения копии

Жители Белгорода возмущены копией фонтана «Девочка с гусенком», открытой сегодня ко дню города. Горожане обнаружили, что пол фигуры ребенка с птицей в руках у нового фонтана, который должен был быть копией, изменился на мужской. Губернатор Евгений Савченко выразил удивление в связи с внешним обликом скульптуры. Мэр города Юрий Галдун пояснил, что «мальчика сделали в пару к девочке, чтобы ей не было скучно». Первоначально мэрия планировала заменить обветшавший советский фонтан на новый, но, когда господин Галдун обнаружил, что копия не точна, оригинал решили не трогать. Представитель генподрядчика «не понял недовольства людей» и результатом работ удовлетворен.

За день до открытия нового фонтана «Девочка с гусенком», которое было запланировано на годовщину освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков 5 августа, горожане обнаружили в соцсетях фотографии не девочки в шортах и с гусенком, а голого мальчика, держащего в руках взрослую птицу.

Горожан смутила не только смена гендерной принадлежности «копии скульптуры»: в комментариях фигуру называли «опухшим от пьянства стариком», «уродливым Володей Ульяновым», «непропорциональным зеленым инопланетянином», а также сравнивали автора скульптуры с Кисой Воробьяниновым, изобразившим рекламу государственного займа.

Оригинальный фонтан «Девочка с гусем» на аллее Свято-Троицкого бульвара был построен в 1953 году по типовому проекту, который использовали во многих городах СССР. В центре композиции размещалась фигура маленькой девочки в шортах, которая прижимала к себе гусенка, а вокруг в угрожающих позах помещались три гуся. В Белгороде фигуры взрослых птиц со временем разрушились, и девочка с гусенком много лет стояла одна. Фонтан продолжал действовать, время от времени девочку красили.

В 2019 году мэрия Белгорода заявила, что фонтан «технически устарел и нуждается в обновлении». Главный художник Белгорода Тарас Костенко обещал близко к оригиналу «воссоздать скульптуру девочки с гусем из бронзы, а не бетона, как это было в советское время», и добавить «красивую подсветку».

« Бронзовый монумент достанется нашим внукам и детям»,— рассчитывал господин Костенко.

Автором эскизов стал заслуженный белгородский скульптор Анатолий Шишков.

Читайте также:  Бассейн каркасный 457х132см bestway

В мае текущего года мэр Белгорода Юрий Галдун заявил горожанам, что ко Дню города на Свято-Троицком бульваре появится «копия» фонтана. Строительство началось уже в июне. Устаревшую версию не демонтировали, новую решили возвести на месте соседней клумбы. Официально генподрядчик определился лишь 17 июля: им стала белгородская строительная компания ООО БСО, которая с 2019 года выиграла ряд конкурсов на строительство нежилых зданий, автодорог и общественных туалетов.

28 июля город и компания заключили контракт на возведение фонтана, в техзадании к которому был указан «ребенок с гусем». Сумма контракта составила 16 млн руб. Директор компании БСО Алексей Титенко на церемонии открытия фонтана заявил, что приступил к выполнению заказа после заключения контракта — фактически за неделю до его открытия. По его словам, создание бронзовой скульптурной группы стоило около 600 тыс. руб. и результат «ему нравится».

Источник

Фонтан «Первая любовь»

Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания (ныне горсад им. А.С.Пушкина) ещё до революции — в 1909 или 1910 году (разные источники расходятся в датировке). Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске (но при этом не единственная и не первая в Челябинской области).

Чего только не писали о её происхождении. По одной из версий, неподалёку от горсада жил купец, у которого утонули дети — сын и дочь, и поэтому он решил увековечить их память, заказав эту скульптуру. Справедливости ради надо отметить, что эта легенда про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает и многие другие экземпляры этой скульптуры (об этом чуть ниже).

По другой версии фонтан и скульптура — подарок городу от одного из купцов Челябинска. В этой связи называли даже фамилию купца Валеева. В областном краеведческом музее считают, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. Писали также, что скульптура была привезена в Челябинск из Европы — из Германии или Италии.

То, что скульптура типовая, или уж, по крайней мере, широко распространена, спорить не приходится. Могу перечислить города, где её удалось обнаружить.

УФА. Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). Появился он тоже до революции и простоял до конца семидесятых. «В середине просторной чаши — каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем — мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода»,- так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»). При реорганизации парка грот был разрушен, а скульптура снесена.

К сожалению, найти фотографии этого фонтана мне не удалось.

ГУРЗУФ. Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь» в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. В числе других фонтанов («Нимфа», «Ночь», «Рахиль», «Муза», «Гречанка») он был установлен в имении купца П.А.Губонина (ныне военный санаторий). К настоящему времени из всех этих фонтанов сохранились всего два — «Ночь» и «Рахиль». Фонтан «Первая любовь» не сохранился.

Открытка акц. о-ва Гранбергъ въ Стокгльмъ.

(источник)

ОРЕНБУНГ. Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбуржской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.

САМАРА. Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т.е. даже раньше, чем в Челябинске). Первоначально, в 1889 году комиссия обратилась в Цинко-литейный художественный завод Георга Поль в Москве с заказом на «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». В 1899 году был установлен второй фонтан у другого грота уже с одним мальчиком напротив старого. Эти фонтаны горожане потом так и называли «у мальчиков», которые стали удобным местом встреч. Позже скульптурная группа второго фонтана была заменена на новую — «мальчик и девочка под зонтиком». В 1900 году был установлен еще один фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.

Читайте также:  Безнапорные фильтры для бассейна

По покраске — прямо Петергоф 🙂

(источник)

Но чуть раньше это был колер «под бронзу».

(источник)

А ещё раньше был и зонтик, правда не из оргстекла, как у нас, а тоже бронзовый. Фотография некоторой давности (думаю, год приблизительно 2007):

(источник)

САРАПУЛ. Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П.А.Башенина. Дача, кстати, сама по себе является шедевром деревянного зодчества и строилась по проекту московского архитектора. После революции здесь был детский профилакторий, а с восьмидесятых особняк вообще стоял заброшенным. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает — говорят, дренажная система пришла в полную негодность. Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски. Что интересно — легенда про утонувших детей бытует и здесь, хотя местные краеведы утверждают, что Павел Андреевич Башенин умер бездетным.

Фрагмент усадьбы [П.А.Башенина] с домом и фонтаном «Первая любовь».

(источник)

Ну и, наконец, ЧЕЛЯБИНСК. Как я уже говорил, фонтан появился в горсаду в 1909-1910 году. Плинт скульптуры крепился к чугунному коническому основанию, в котором были дугообразные вырезы на четыре стороны. Внутри основания стояла мощная электролампа. Через цветные семафорные стёкла она освещала водяные брызги красным, зелёным, синим и жёлтым светом, что в вечернее время создавало эффектное зрелище.

Открытка издания фотографа В.Г.Половникова (1912):

Снимок 50-х годов (фото Ю.Подольского):

После революции фонтан использовался в качестве фонтанчика для питья возле детской игровой площадки, а в 1953 году скульптуру демонтировали, и она 30 лет провалялась на складе. В 1983 году ее нашли (правда, без зонта) и передали в областной краеведческий музей. Оригинал в сентябре 2002 года демонстрировался на выставке «Южноуральская бронза» в Доме архитектора, а в 2008 году — в областном краеведческом музее:

Нынешняя скульптура, которая стоит сейчас в горсаду им.Пушкина — копия оригинальной, изготовленная во время реконструкции в 2001 году. Новый директор горсада хотел забрать у краеведческого музея чугунный оригинал, но не вышло — не отдали, поэтому пришлось сделать копию. Реставрацией занималась компания «Уральская бронза» (кто именно, доподлинно выяснить не удалось; в одном месте упоминают имя скульптора Д.Костылева, в другом — С.Н.Воробьева). Новая «старая» скульптура с зонтиком из оргстекла, сделанная из бронзы по технологии отливки по восковой модели, была установлена в городском саду им.Пушкина 6 августа 2001 года.

Но вернёмся к скульптурной композиции. Весьма примечательно, что ни один из писавших о челябинском фонтане даже вскользь не упоминает, кто же является её автором. Тиражная, мол, скульптура — и всё тут. А вот сарапульцы, например, отлично знают автора:

Это русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).

Родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в селе Лесное под Санкт-Петербургом.
1852—1860 — учится в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.
1857 — барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора»
1859 — барельеф «Квинцию Цинцинату приносят римские посланники весть об избрании его диктатором»
1860 — «Возвращение Регула из Рима в Карфаген»
1862 — бюст Ф.А.Бруни (гипс)
1862 — бюст Т.Г.Шевченко (гипс)
1863 — «Мальчик-скульптор» (гипс)
1863 — по направлению Академии уезжает на 6 лет в Италию, по пути посещает Берлин, Дрезден, Мюнхен и Париж. Изучает технику обработки мрамора, живет в Карраре, затем работает во Флоренции.
1866 — «Мальчик-скульптор», мраморная копия по заказу императора Александра II
1867 — «Вдова с ребёнком» (гипс)
1869 — «Дети под дождём»
1868-1869 — повторяет из мрамора «Детей под дождём» и «Вдову с ребёнком»
1869 — возвращается в Санкт-Петербург
1870 — участие в конкурсе на памятник М.И.Глинке (этот эскиз был использован для создания памятника в 1885 году памятника Глинке в Смоленске)
1870 — «Первый шаг» (гипс)
1870 — за «Вдову с ребёнком» получает звание академика Императорской Академии художеств
1870 — едет во Флоренцию, чтобы повторить «Первый шаг» в мраморе по заказу Александра II
1872 — возвращается на родину
1873 — барельеф А.М.Княжевича
1873 — получает медаль «За искусство»
1873 — оставляет занятия скульптурой и переезжает в Америку. Поселившись штате Канзас, несколько лет занимается фермерством
1881 — переезжает во Флориду и возвращается к творчеству
1889 — участвует в конкурсе на скульптурное украшение Капитолия в штате Канзас
1889 — преподаёт скульптуру в Американской школе искусств в Нью-Йорке
1893 — оформляет павильоны на Всемирной выставке в Чикаго
1908-1912 — работает над очень сложной скульптурной группой «Мир» (не закончена)
Скончался 13 (26) августа 1913 в г.Клируотер, штат Флорида, на 77-м году жизни.

Читайте также:  Напольный фонтан для свадьбы

Для полноты картины пройдусь по основным произведениям — чтобы, так сказать, дать представление о руке мастера.

Бюсты Ф.А.Бруни и Т.Г.Шевченко. Находятся в Третьяковской галерее в Москве.

«Вдова с ребёнком», «Мальчик скульптор» и «Первый шаг» (мраморные копии) выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Вдова с ребёнком». Другое название — «Вдова и сын».

(источник)

«Мальчик скульптор». Другие названия — «Юный скульптор», «Молодой скульптор».

(источник)

«Первый шаг». Другое название — «Первые шаги».

(источник)

«Девочка-грибовица». Другие названия — «Девочка-грибница», «Грибница после грозы», «По грибы» и «Алёнушка». Очень известная копия этой скульптуры стоит на Советской площади в подмосковном Клину и является, по сути, символом города. Изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в конце 19 века. В Клин, точнее в своё имение в селе Золино, её привёз купец Д.Чернядев. В 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф.Каменский был удостоен за эту скульптуру серебрянной медали. По некоторым данным, существует две скульптуры, сделанные самим Каменским: одна находится в Клинском краеведческом музее (из усадьбы Чернядева), а вторая — в Свердловской картинной галерее (по всей видимости, именно она и выставлялась в Париже).

Дети под дождём. Другие названия — «Мальчик и девочка под зонтом», «Первая любовь». Все известные копии я вроде бы уже перечислил, а вот где находится оригинал — трудно сказать. По крайней мере, нашёл упоминание о том, что эта скульптура внесена в каталоги Русского музя, и если так, то скорее всего находится в его запасниках.

И ещё один любопытный штрих. В одном форуме, где обсуждались работы Ф.Ф.Каменского, прозвучало мнение, что фонтан «Первая любовь» создан по сюжетам Елизаветы Меркурьевны Бём.

Не знаю, в какой степени это соответствует действительности (вряд ли, конечно), но по крайней мере мне тоже кажется, что простодушно-романтические нотки там и там весьма созвучны.

Добавлю, пожалуй, «мусора и рекламы» (тм) 🙂 Хотите иметь такой фонтан в своём саду или во дворе? Можно купить в Санкт-Петербурге (дорого) или в Челябинске (подешевле).

Источник

Оцените статью