Фонтан девочка под зонтиком

Достопримечательности — Памятники и скульптуры — Кокетка с зонтиком или история одной купальщицы

До открытия обновленного парка в 2010 году мало кто знал, что первой водной скульптурой в городе были не голуби на фонтане у Театральной площади, а девочка с зонтиком. О том, что было забыто, расскажет история об одной купальщице.

В 1809 году купец Михаил Антонович Макаров, возвращаясь после отдыха в Италии, заехал на лечебные воды в Будапешт. Здесь ему приглянулась статуя девочки с зонтиком от солнца, за которыми обычно прячутся барышни на курортах. Купец захватил фигурку с собой.. Настоящая ли это скульптура или копия, сделанная местным мастером, остается загадкой. По возвращении домой купец решил подарить ее городу, и уже перед самой войной девочку установили на фонтане, где та простояла вплоть до фашистской оккупации в 1941 году. Немцы зимовали в Калуге всего два с половиной месяца, но за это время успели натворить разных дел. Им приписывают и кражу кокетки с зонтиком, которая стала единственным произведением искусства, похищенным врагами из Калуги. Местные краеведы поговаривают, что скульптуру, как австро-венгерское наследие, просто забрали на родину.

В 1977 году газета «Знамя» решила восстановить справедливость и обратилась к горожанам с призывом помочь найти довоенные фото фонтана и его купальщицы. Калужане с радостью откликнулись на призыв и предоставили около десятка снимков. Уже 1 августа 1979 года скульптура вернулась на прежнее место. Казалось, ничего не угрожало статуе в период развитого социализма, однако через пару лет вандалы лишили девочку зонтика, из которого била маленькая струйка воды, и девочка перестала быть купальщицей. Но и новая страна неблагосклонно отнеслась к несчастной курортнице. В мае 2000 года статуя окончательно пришла в негодность после того, как местные охотники за цветными металлами попытались сдать ее в пункт приема. Усилий вредителей хватило лишь на то, чтобы отломать голову и левую руку, но после того, как под слоем металла обнажилась полость с бетоном, желание красть скульптуру поубавилось.

10 лет фигурка пропылилась на складе, пока капитальная реконструкция не заставила администрацию вспомнить сначала об историческом облике парка, а затем и о судьбе его старой обитательницы. Сегодня парк предстал в своем первозданном виде, возвращающем нас в патриархальную Россию. А на одной из аллей парка можно встретить таинственную незнакомку, кокетливо выглядывающую из-под зонтика.

Источник

Главные новости Калужской области

Девочка на фонтане

Немного истории

Фонтан, который ныне стоит в парке, был построен калужским бургомистром и меценатом, купцом Михаилом Антоновичем Макаровым. Произошло это не позднее 1809 года. Так что у фонтана — двухсотлетний юбилей. Установлен он был на площади Старый торг и исправно снабжал калужан питьевой водой (от источника у храма Михаила-архангела) до 1897 года. Тогда в городе заработал водопровод, и фонтан перенесли с площади в городской сад — ныне городской парк, где он и стоит по сей день.

На верхней чаше фонтана долгие годы была установлена фигурка лебедя или аиста, державшего в клюве кольцо с отверстиями, через которые били струйки воды. Судя по сохранившимся изображениям фонтана, зрелище было весьма эффектным.

Перед самым началом первой мировой войны один калужский купец изволил поправлять своё здоровье в солнечной Италии, а на обратном пути заехал в город Будапешт тогдашней Австро-Венгерской империи. Там ему очень приглянулась фигурка девочки-кокетки, которая омывалась струями воды.

История умалчивает, заказал ли он копию фигурки или с истинно русским размахом купил оригинал, только привёз он фигурку в нашу славную Калугу. Не лишним будет упомянуть, что, по некоторым сведениям, в Будапеште эта фигурка стояла возле дома терпимости. Утверждают, что и сейчас аналогичная фигурка перед тем домом наличествует.

Так на Макаровском фонтане (думаю, что упоминание в названии фонтана фамилии его создателя будет уместно) появилась девичья фигурка (ориентировочно в 1913-1914 гг.), а снятую «пернатую» конструкцию не выбросили, а положили на сохранение.

Совсем скоро, в первые годы советской власти, она пригодилась и украсила собой фонтан, который открылся на бывшей Плац-парадной площади, к тому времени уже переименованной большевиками в площадь Свободы (не путать с Полем Свободы).

После установки памятника Ленину власти решили преобразить и фонтан. Верхнюю его часть смонтировали в виде пятилучевой металлической звезды (перестроен после Великой Отечественной войны), на которой «птице» места уже не нашлось. Дальнейшая судьба птичьей фигурки затерялась в бурных событиях первых лет советской власти.

Две судьбы

В парке фигурка девочки на фонтане простояла до фашистской оккупации. Как и почему случилось, что эта фигурка стала единственным городским памятником, который похитили гитлеровцы, покрыто тайной. Остаётся лишь факт. Они сбросили с постаментов памятники Ленину, Энгельсу и Марксу, но этим и ограничились, а фигурка девочки исчезла.

По одной из версий в этом «повинно» её «австро-венгерское происхождение»: оккупанты, увидав на фигурке надпись об авторстве (там государственным языком был немецкий), забрали её в «фатерлянд».
Далее потянулись долгие годы «вдовства» фонтана.

Читайте также:  Методика проектирования плавательных бассейнов

Есть сведения, что вроде как фигурку хотели восстановить к празднованию 600-летия Калуги, но далее намерений дело тогда не пошло.

Наконец, в 1977 году со страниц областной газеты к калужанам обратился Александр Сергеевич Днепровский с просьбой найти довоенные фото фигурки на фонтане для её восстановления. Читатели быстро откликнулись, и через пару недель в распоряжении редакции и скульпторов было уже около десятка снимков. Работа закипела.
Сначала по фотографиям гипсовую фигурку девочки вылепил московский скульптор В. Мокроусов. Затем получившееся изваяние перевезли на Калужскую скульптурную фабрику, где молодые мастера-чеканщики Валерий Родионов и Валерий Ерёмин изготовили окончательный вариант девочки с зонтиком из тонкого слоя меди.

1 августа 1979 года на старинном фонтане в городском парке Калуги вновь появилась статуэтка девочки с зонтиком. Тогда же заработал и фонтан. Так что предстоит ещё один юбилей в этом году.

Увы, через пару лет вандалы украли у фигурки зонтик, через который вверх выбрасывалась струя воды. Так девушка-купальщица перестала купаться.

Большие работы проводились в городском парке в год 190-летия со дня рождения А.Пушкина. 17 мая 1989 года газета «Знамя» сообщала о готовности калужского городского парка к новому сезону: «У старинного дуба выполнено ограждение. Там же установлен «кот учёный», что «ходит по цепи кругом». Восстановлена Пушкинская беседка. Готов к открытию видеосалон. Строится большая эстрада. Танцплощадка заработает только в конце лета. К июню заработает фонтан с фигуркой девушки. По субботам, воскресеньям и праздничным дням вход в парк будет платным: 20 копеек для взрослых и 10 для детей».

Разруха не в парках. Разруха в головах

17 апреля 1993 года газета «Калуга вечерняя» рассказала о состоянии городского парка: «Начался демонтаж колеса обозрения, готовятся сносить крытую эстраду (простояла почти 10 лет) — расшаталась, разобрали для ремонта старинный фонтан. Девочка с него убрана в. телефонную будку. »

Время было тяжёлое, и, чтобы фонтан не ремонтировать капитально (затрат много), его разобрали на составные секции, снова собрали, но герметичности достичь так и не удалось. Тогда внутреннюю чашу фонтана залили бетоном: думали, что после такой «гидроизоляции» чашу можно будет наполнять водой. Не вышло. Фонтан продолжал влачить чисто номинальное существование.

Потом на него обратили свой хищный взор «металлоломщики» и «любители старины». С чаши фонтана начали отламывать чугунных львов. Продавали их в Москве, на Вернисаже в Измайлове, по десять «баксов» за штуку — очень дорого по тем временам!

В мае 2000 года была предпринята попытка украсть фигурку девочки-купальщицы. В результате выходки хулиганов исчезла голова и левая рука фигурки. Её правая рука после падения фигурки из верхней чаши фонтана оказалась серьёзно повреждена. Увы, фигурка только сверху была из тонкого слоя цветного металла, а весь её внутренний объём был залит цементом. Овчинка выделки не стоила! Через несколько дней основание фигурки с сиротливо торчащими «ампутированными» ступнями сняли сотрудники парка и по приказу тогдашнего руководства упрятали искалеченную фигурку и основание на склад «до лучших времён».

«Останки» фигурки после многочисленных и многолетних попыток автору этих строк удалось увидеть только 19 мая нынешнего года, о чём и появилась заметка в «Калужской неделе», вызвавшая резонанс у общественности и в средствах массовой информации.

Валерий ПРОДУВНОВ.
При подготовке материала использованы снимки С.Аникина, М.Якушова и автора.

От редакции

Ни купец Макаров, построивший фонтан на площади Старый Торг, ни другой купец (предположительно по фамилии Белов), который на свои средства приобрел и установил скульптуру «Девочка с зонтиком», знать не знали, что со временем появится понятие «социальная ответственность бизнеса». Праведниками они были вряд ли, но что действовали во благо города и горожан без понуканий со стороны властей предержащих – это наверняка. Каждый из них в начале прошлого века поступил, руководствуясь не корыстью или выгодой, а лишь своими представлениями о нравственном долге – перед земляками, обществом, да просто перед собственной душой.

Не только власть сейчас все чаще напоминает бизнесу о той самой его социальной ответственности, но и сам бизнес не прочь горделиво похвастаться своей верностью лучшим традициям российского предпринимательства. А тогда стоит ли ждать, когда и сам фонтан, и фигурка девочки с зонтиком будут отремонтированы и восстановлены (если будут!) на бюджетные деньги? Почему бы нынешнему калужскому купечеству не продолжить традиции двух своих предшественников-меценатов?

И вряд ли благодарные калужане станут возражать, если потом на фонтане появится табличка, что, дескать, построено это было на средства купцов Макарова и Белова(?), а восстановлено – далее имена нынешних предпринимателей. Дело-то благое! В конце концов не перед одной же налоговой инспекцией всем нам со временем придется держать самый главный отчет…

Источник

Фонтан «Первая любовь»

Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания (ныне горсад им. А.С.Пушкина) ещё до революции — в 1909 или 1910 году (разные источники расходятся в датировке). Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске (но при этом не единственная и не первая в Челябинской области).

Читайте также:  Тренерский состав бассейна дельфин

Чего только не писали о её происхождении. По одной из версий, неподалёку от горсада жил купец, у которого утонули дети — сын и дочь, и поэтому он решил увековечить их память, заказав эту скульптуру. Справедливости ради надо отметить, что эта легенда про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает и многие другие экземпляры этой скульптуры (об этом чуть ниже).

По другой версии фонтан и скульптура — подарок городу от одного из купцов Челябинска. В этой связи называли даже фамилию купца Валеева. В областном краеведческом музее считают, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. Писали также, что скульптура была привезена в Челябинск из Европы — из Германии или Италии.

То, что скульптура типовая, или уж, по крайней мере, широко распространена, спорить не приходится. Могу перечислить города, где её удалось обнаружить.

УФА. Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). Появился он тоже до революции и простоял до конца семидесятых. «В середине просторной чаши — каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем — мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода»,- так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»). При реорганизации парка грот был разрушен, а скульптура снесена.

К сожалению, найти фотографии этого фонтана мне не удалось.

ГУРЗУФ. Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь» в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. В числе других фонтанов («Нимфа», «Ночь», «Рахиль», «Муза», «Гречанка») он был установлен в имении купца П.А.Губонина (ныне военный санаторий). К настоящему времени из всех этих фонтанов сохранились всего два — «Ночь» и «Рахиль». Фонтан «Первая любовь» не сохранился.

Открытка акц. о-ва Гранбергъ въ Стокгльмъ.

(источник)

ОРЕНБУНГ. Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбуржской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.

САМАРА. Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т.е. даже раньше, чем в Челябинске). Первоначально, в 1889 году комиссия обратилась в Цинко-литейный художественный завод Георга Поль в Москве с заказом на «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». В 1899 году был установлен второй фонтан у другого грота уже с одним мальчиком напротив старого. Эти фонтаны горожане потом так и называли «у мальчиков», которые стали удобным местом встреч. Позже скульптурная группа второго фонтана была заменена на новую — «мальчик и девочка под зонтиком». В 1900 году был установлен еще один фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.

По покраске — прямо Петергоф 🙂

(источник)

Но чуть раньше это был колер «под бронзу».

(источник)

А ещё раньше был и зонтик, правда не из оргстекла, как у нас, а тоже бронзовый. Фотография некоторой давности (думаю, год приблизительно 2007):

(источник)

САРАПУЛ. Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П.А.Башенина. Дача, кстати, сама по себе является шедевром деревянного зодчества и строилась по проекту московского архитектора. После революции здесь был детский профилакторий, а с восьмидесятых особняк вообще стоял заброшенным. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает — говорят, дренажная система пришла в полную негодность. Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски. Что интересно — легенда про утонувших детей бытует и здесь, хотя местные краеведы утверждают, что Павел Андреевич Башенин умер бездетным.

Фрагмент усадьбы [П.А.Башенина] с домом и фонтаном «Первая любовь».

(источник)

Ну и, наконец, ЧЕЛЯБИНСК. Как я уже говорил, фонтан появился в горсаду в 1909-1910 году. Плинт скульптуры крепился к чугунному коническому основанию, в котором были дугообразные вырезы на четыре стороны. Внутри основания стояла мощная электролампа. Через цветные семафорные стёкла она освещала водяные брызги красным, зелёным, синим и жёлтым светом, что в вечернее время создавало эффектное зрелище.

Открытка издания фотографа В.Г.Половникова (1912):

Снимок 50-х годов (фото Ю.Подольского):

После революции фонтан использовался в качестве фонтанчика для питья возле детской игровой площадки, а в 1953 году скульптуру демонтировали, и она 30 лет провалялась на складе. В 1983 году ее нашли (правда, без зонта) и передали в областной краеведческий музей. Оригинал в сентябре 2002 года демонстрировался на выставке «Южноуральская бронза» в Доме архитектора, а в 2008 году — в областном краеведческом музее:

Читайте также:  Покажите бассейн реки волги

Нынешняя скульптура, которая стоит сейчас в горсаду им.Пушкина — копия оригинальной, изготовленная во время реконструкции в 2001 году. Новый директор горсада хотел забрать у краеведческого музея чугунный оригинал, но не вышло — не отдали, поэтому пришлось сделать копию. Реставрацией занималась компания «Уральская бронза» (кто именно, доподлинно выяснить не удалось; в одном месте упоминают имя скульптора Д.Костылева, в другом — С.Н.Воробьева). Новая «старая» скульптура с зонтиком из оргстекла, сделанная из бронзы по технологии отливки по восковой модели, была установлена в городском саду им.Пушкина 6 августа 2001 года.

Но вернёмся к скульптурной композиции. Весьма примечательно, что ни один из писавших о челябинском фонтане даже вскользь не упоминает, кто же является её автором. Тиражная, мол, скульптура — и всё тут. А вот сарапульцы, например, отлично знают автора:

Это русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).

Родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в селе Лесное под Санкт-Петербургом.
1852—1860 — учится в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.
1857 — барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора»
1859 — барельеф «Квинцию Цинцинату приносят римские посланники весть об избрании его диктатором»
1860 — «Возвращение Регула из Рима в Карфаген»
1862 — бюст Ф.А.Бруни (гипс)
1862 — бюст Т.Г.Шевченко (гипс)
1863 — «Мальчик-скульптор» (гипс)
1863 — по направлению Академии уезжает на 6 лет в Италию, по пути посещает Берлин, Дрезден, Мюнхен и Париж. Изучает технику обработки мрамора, живет в Карраре, затем работает во Флоренции.
1866 — «Мальчик-скульптор», мраморная копия по заказу императора Александра II
1867 — «Вдова с ребёнком» (гипс)
1869 — «Дети под дождём»
1868-1869 — повторяет из мрамора «Детей под дождём» и «Вдову с ребёнком»
1869 — возвращается в Санкт-Петербург
1870 — участие в конкурсе на памятник М.И.Глинке (этот эскиз был использован для создания памятника в 1885 году памятника Глинке в Смоленске)
1870 — «Первый шаг» (гипс)
1870 — за «Вдову с ребёнком» получает звание академика Императорской Академии художеств
1870 — едет во Флоренцию, чтобы повторить «Первый шаг» в мраморе по заказу Александра II
1872 — возвращается на родину
1873 — барельеф А.М.Княжевича
1873 — получает медаль «За искусство»
1873 — оставляет занятия скульптурой и переезжает в Америку. Поселившись штате Канзас, несколько лет занимается фермерством
1881 — переезжает во Флориду и возвращается к творчеству
1889 — участвует в конкурсе на скульптурное украшение Капитолия в штате Канзас
1889 — преподаёт скульптуру в Американской школе искусств в Нью-Йорке
1893 — оформляет павильоны на Всемирной выставке в Чикаго
1908-1912 — работает над очень сложной скульптурной группой «Мир» (не закончена)
Скончался 13 (26) августа 1913 в г.Клируотер, штат Флорида, на 77-м году жизни.

Для полноты картины пройдусь по основным произведениям — чтобы, так сказать, дать представление о руке мастера.

Бюсты Ф.А.Бруни и Т.Г.Шевченко. Находятся в Третьяковской галерее в Москве.

«Вдова с ребёнком», «Мальчик скульптор» и «Первый шаг» (мраморные копии) выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Вдова с ребёнком». Другое название — «Вдова и сын».

(источник)

«Мальчик скульптор». Другие названия — «Юный скульптор», «Молодой скульптор».

(источник)

«Первый шаг». Другое название — «Первые шаги».

(источник)

«Девочка-грибовица». Другие названия — «Девочка-грибница», «Грибница после грозы», «По грибы» и «Алёнушка». Очень известная копия этой скульптуры стоит на Советской площади в подмосковном Клину и является, по сути, символом города. Изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в конце 19 века. В Клин, точнее в своё имение в селе Золино, её привёз купец Д.Чернядев. В 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф.Каменский был удостоен за эту скульптуру серебрянной медали. По некоторым данным, существует две скульптуры, сделанные самим Каменским: одна находится в Клинском краеведческом музее (из усадьбы Чернядева), а вторая — в Свердловской картинной галерее (по всей видимости, именно она и выставлялась в Париже).

Дети под дождём. Другие названия — «Мальчик и девочка под зонтом», «Первая любовь». Все известные копии я вроде бы уже перечислил, а вот где находится оригинал — трудно сказать. По крайней мере, нашёл упоминание о том, что эта скульптура внесена в каталоги Русского музя, и если так, то скорее всего находится в его запасниках.

И ещё один любопытный штрих. В одном форуме, где обсуждались работы Ф.Ф.Каменского, прозвучало мнение, что фонтан «Первая любовь» создан по сюжетам Елизаветы Меркурьевны Бём.

Не знаю, в какой степени это соответствует действительности (вряд ли, конечно), но по крайней мере мне тоже кажется, что простодушно-романтические нотки там и там весьма созвучны.

Добавлю, пожалуй, «мусора и рекламы» (тм) 🙂 Хотите иметь такой фонтан в своём саду или во дворе? Можно купить в Санкт-Петербурге (дорого) или в Челябинске (подешевле).

Источник

Оцените статью