Фонтан дети танцующие вокруг крокодила

Такой удивительный фонтан «Бармалей»

Как вы думаете, что может быть изображено в композиции такого фонтана? Первое, что напрашивается — это сказки и стихотворения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и «Бармалей». Но когда вы увидите фонтан «Бармалей», вопрос будет стоять совсем иной: что связывает его скульптурную композицию с вышеупомянутыми сказками? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Пострадавшие при транспортировке

В 1935 году заканчивается оформление Привокзальной площади в Сталинграде (ныне и исторически — Волгограде). Здесь начали установку привезенных для нового фонтана скульптур. В газете «Сталинградская правда» сообщалось о том, что при перевозке пострадали несколько детских фигур, и требуется время на их реставрацию. Когда процесс реставрации будет закончен, скульптуры будут установлены в чашу и выкрашены краской в белый цвет.

Авторское решение, или Что такое фонтан «Бармалей»?

Шестеро детей в возрасте 10-14 лет: три мальчика и три девочки водят по кругу хоровод вокруг изображения крокодила с разверзнутой пастью. Пионеры одеты в шорты (юбки) и футболки, на шею повязан традиционный пионерский галстук. Они радуются жизни, счастливому советскому детству. Под ногами — восемь лягушек. Непонятно, причем здесь «Бармалей»? Если уж и вспоминать творчество замечательного советского поэта-сказочника Корнея Ивановича Чуковского, то только другую сказку — «Краденое солнце», в которой «жадный крокодил солнце в небе проглотил». Но если следовать тексту, то выручать солнце отправились вовсе не дети, а медведь: «Уж он мял его и ломал его: «Подавай сюда наше солнышко!» Да и вообще про пионеров в сказке нет ни слова.

Кроме того, пропорции детских тел тоже вызывают вопросы. Если внимательно посмотреть на анатомию, использующуюся в художественных школах для изображения детей, то у фонтанных детей короткие ноги, слишком длинный торс и широкие плечи, а также очень длинные руки. Но лица их говорят об открытости миру и счастливом детстве в советской стране.

Правда, детство как фонтанных, так и вполне реальных советских детей оказалось не вечным. В 1941 году фашистская Германия разрушила этот хрупкий звенящий мир.

Напросившиеся аллегории

Особым диссонансом выделяется фонтан на фоне разрушенных во время бомбежек зданий. Вокруг гибнут дети, а фонтанные пионеры еще в 1942 году были вполне себе живы и здоровы. И весело танцевали вокруг крокодила.

Однако можно посмотреть на эту фотографию и с другой стороны: фонтан с танцующими детьми может служить символом стойкости и мужества, детской смелости и отваги пионеров, ставших наравне со взрослыми на защиту родины (вспомните о подвигах пионеров-героев, воевавших с врагами не только на фронте, но и в подпольных организациях, в партизанских отрядах, у станков и в госпиталях). В этом случае и крокодил становится аллегорией — образом злобно оскалившегося врага, струсившего под угрозой духовной силы и стойкости, спасовавшего перед желанием жить в мире, дружбе и согласии.

Судьба фонтана

Но трагическая судьба не обошла стороной и фонтанных детей: в том же 1942 году, когда шли бои за захваченный фашистами Сталинград, вокзал и фонтан «Бармалей» были разрушены. Здание вокзала превратилось в руины, а фонтанные дети были искалечены, как были искалечены дети реальные и их судьбы. У некоторых скульптур были различные повреждения, а у нескольких оторвало головы — они так и валялись рядом как напоминание о жестокости фашизма. Лишь к 1945 году фонтан был отреставрирован. Но просуществовал лишь до 1950 года и был демонтирован. На его месте разбили клумбу. Затем и ее убрали. Залили асфальтом и сделали в 80-е платную автостоянку.

Но вопрос о восстановлении фонтана «Бармалей» с 1960 г. не переставал волновать жителей Сталинграда. Правда, представители мира искусства не считали эту идею хорошей, так как, по их мнению, композиция не представляла особой культурной ценности как с точки зрения идеологической, так и эстетической, а кроме того, еще и являлась типовой — в других городах страны существует несколько синонимичных фонтанов.

Читайте также:  Отопительный котел уют для бассейна

История фонтана «Бармалей» продолжилась благодаря акции байкеров. По их инициативе была создана новая аналогичная композиция, несколько отличающаяся от предыдущей пропорциями, позами и лицами детей. Они же и доставили скульптуры в Сталинград.

Источник

Возвращение «Бармалея»

Вот, кажется, мы и дожили до тех времён, когда в нашем городе на Привокзальной площади, как и когда-то, очень давно, каменные дети начнут водить хоровод вокруг крокодила. То, что казалось невозможным ещё несколько лет назад – воплощается в реальности. Хорошо это или плохо? Давайте посмотрим.

Первоначальный проект реконструкции Привокзальной площади. Опубликован в журнале «Проект Нижняя Волга» в марте 2012 г.

Разумеется, для начала – история. Сведения об историческом фонтане, несмотря на большое число сообщающих о нём источников, довольно скупы. Например, нигде не указывается ни имя архитектора, ни время строительства (указывается лишь год), ни обстоятельства. Что же касается даты его демонтажа – то и вовсе сообщается, что случилось это «в 50-е годы», точнее никто не помнит, словно речь идёт не о недавнем прошлом, ещё трепещущем в памяти живущих, а об эпохе «до н.э.». Сведения о фонтане можно почерпнуть в статье на Википедии и дополнить данными с нескольких форумов, блогов и сайтов.

Довоенный снимок центральной части фонтана. Источник

Итак, в 1930 году, в процессе реконструкции железнодорожного вокзала, на Привокзальной площади появляется фонтан «Бармалей». Собственно, «Бармалей» – это лишь один из вариантов официально отсутствующего названия. Другими вариантами были «Дети и крокодил», «Крокодил», «Хоровод», и т.п. Мотивом, легшим в основу композиции, была сказка Корнея Чуковского «Краденое солнце», написанная лишь за пять лет до установки скульптуры, где есть строки: «Эй вы, звери, выходите, / крокодила победите, / чтобы жадный крокодил / солнце в небо воротил!». Авторы композиции переосмыслили образы зверей, придав им пионерские черты.

Фонтан задумывался не в Сталинграде, а был типовым. Точно такой же фонтан или очень похожие на него были построены в Воронеже, Днепропетровске и Оренбурге. Ни один из этих фонтанов до наших дней не дотянул. Фонтан представлял собой круг, в центре которого был расположен выступающий вверх островок. На этом островке и располагалась архитектурная композиция. Детей было шесть – три мальчика и три девочки. На внешнем кольце располагались скульптуры шести лягушек, из которых била вода. Несколько похожий фонтан – с лягушками и крокодилом, но без детей сохранился в Омске, в парке Аграрного университета.

Фонтан благополучно простоял на Привокзальной площади Сталинграда 12 лет. В августе 1942 г. он, как и весь город, подвергся варварской бомбардировке, после которой был сфотографирован фотографом Эммануилом Евзерихиным.

Та самая, знаменитая на весь мир фотография Эммануила Евзерихина

Собственно, именно эта фотография, ставшая одним из наиболее известных образов сталинградской бомбардировки, и сделала этот типовой фонтан знаменитым. Фото сумело запечатлеть чудовищный контраст, возникший между не успевшими закончить танец детьми и страшной внезапной бедой, упавшей на их головы. Пронзительный фотообраз облетел множество газет и журналов, был запечатлён кинохроникой и включён во многие фильмы о войне.

Непосредственно во время бомбардировки 23 августа 1942 года фонтан пострадал незначительно. Серьёзные повреждения он получил в сентябре 1942 г., во время ожесточённых боёв за здание вокзала, которое несколько раз переходило из рук в руки. Как видно на снимках, сделанных после завершения боёв, фонтан получил дополнительные разрушения: скульптуры детей повреждены, у одной скульптуры нет головы.

Судя по снарядам, сложенным под фонтаном — снимок сделан вскоре после окончания боёв, ранней весной 1943 г. Ближняя к фотографу скульптура не имеет головы. Источник

Фонтан ещё не восстанавливался: у некоторых скульптур нет рук

Читайте также:  Размер каркасного бассейна 366

«Бармалей» был восстановлен одним из первых в городе. Уже в 1945 году, на фоне стоящих вокруг него руин, фонтан сиял свежей белизной.

Это особенно сильно бросается в глаза на уникальных цветных фотографиях Марка Редькина, сделанных также в 1945 г.

Фонтан восстановлен. Вокруг ещё руины

Цветное фото Марка Редькина. Кажется, сильно отредактировано фотошопом, но тем не менее впечатляет. Живые дети повторяют танец детей гипсовых — торжество жизни над смертью! Правда, в живом хороводе — одни девочки

В послевоенном Сталинграде фонтан простоял около 10 лет и был уничтожен, как уже указывалось, в 50-х годах. Конкретные причины, по которым было решено уничтожить фонтан, нигде не указываются. Скорее всего в тот момент считалось, что типовой гипсовый фонтан имеет невысокую художественную ценность и смотрится дёшево на фоне монументального здания вокзала. Это предположение подтверждается тем, что фонтаны-близнецы были снесены в 50-60-е годы повсеместно, причём ни в одном случае для этого не было никаких веских причин. В Воронеже на месте снесённого фонтана выстроили другой фонтан, в Оренбурге поставили памятник Пушкину и Далю, а в Днепропетровске на месте фонтана и вовсе создали ценную асфальтированную площадку. Во всяком случае, никакого строительства на месте фонтана никто не планировал, в Сталинграде на месте фонтана поначалу разместили большую клумбу, которую потом заменили на более ценный художественный образ – автостоянку.

Воронеж, Кольцовский сквер. Здешний фонтан был построен в 1937 г. Как видно, воронежский фонтан отличался от сталинградского: лягушки сидели не на внешнем ободе, а в воде Источник

Воронеж, 1967 г. Воронежский фонтан снесли в 1977 г. Источник

Ещё кадр из Днепропетровска

Уничтожение сталинградского фонтана видится из нашего времени актом вандализма по отношению к истории города. Если снос фонтанов в Оренбурге, Воронеже или Днепропетровске был делом хозяйственным, то гибель столь яркого и знаменитого образа Сталинградской битвы представляет собой трагедию. Разрушение известного на весь мир памятника и замена его на клумбу говорили не только о полном непонимании сути исторических ценностей и наличии туристического потенциала у «отцов города» тех лет, но и просто об отсутствии элементарной любви к своему городу.

Клумба на месте фонтана. Фото середины 60-х гг.

В 2007 году впервые официально был поставлен вопрос о восстановлении «Бармалея». Проект реконструкции площади разрабатывала омская фирма «Мостовик». Проект достаточно глобальный, предполагающий полную реконструкцию площади. Фонтан располагается на поверхности, а автостоянка (куда же без неё!) перемещается на подземный этаж. Этот проект, кажется, и был ориентиром, но впоследствии его существенно упростили. Непосредственно саму скульптуру изготавливают специалисты художественного училища имени Строганова. Причём пишут, что изготавливается не одна, а две его копии – фонтан до бомбежки и после нее. Первую установят на Привокзальной площади. «Разбомбленный» же экземпляр будет передан музею-заповеднику «Сталинградская битва», планируется его установка рядом с Домом Павлова.

Первоначальный план реконструкции площади. Опубликован в марте 2012 г. в журнале «Проект Нижняя Волга»

В наше время фонтан уже один раз восстановили — на площадке киностудии на съёмках нашумевшего фильма Ф. Бондарчука

Между тем, на Привокзальной площади начались работы. Так это выглядит на второй день после их начала

Хорошая ли это идея – восстановить «Бармалея»? Судя по тому, что написано в интернете – подавляющее большинство авторов идею поддерживают. Действительно, площадь станет интереснее, появится ещё один туристический объект. Но, с другой стороны, новодел всегда останется новоделом. Всегда будет ясно, что это – не «тот самый» фонтан, а лишь его приблизительная, воссозданная по старым чёрно-белым фотографиям, копия. Тень прошлого.

Точное расположение фонтана на Привокзальной площади с прилегавшей к нему площадкой, увязанное с современными объектами можно посмотреть на нашей интерактивной карте.

Источник

Фонтан «Детский хоровод»

Перед зданием железнодорожного вокзала Волгограда на Привокзальной площади разбит небольшой сквер, центральным элементом которого является большой фонтан с круглой гранитной чашей и расположенной в её центре на небольшом возвышении скульптурой танцующих вокруг крокодила детей. Шестеро детей – три мальчика и три девочки – взявшись за руки танцуют вокруг зубастого крокодила, вокруг них на гранитном парапете фонтана сидят восемь лягушек, у которых изо рта бьют водяные струи. Фонтан «Детский Хоровод» был создан в 2013 году скульптором Александром Николаевичем Бургановым, в его основе лежит концепция легендарного сталинградского фонтана.

Читайте также:  Монтаж полипропиленового бассейна своими руками

Сталинградский фонтан «Детский Хоровод» (многие называют его по-разному: «Крокодил», «Дети», «Танцующие дети», даже «Бармалей» – у фонтана в то время не было «официального» названия) появился в ходе благоустройства Вокзальной площади, датой создания фонтана считается 1930 год. Автор скульптурной группы – советский скульптор Ромуальд Ромуальдович Иодко. Фонтан был типовым для довоенного времени, аналогичные фонтаны были установлены в разных городах СССР – Воронеже, Днепропетровске, Оренбурге. «Детский Хоровод» был выполнен из бетона, как и многие скульптуры того времени, ежегодно его белили известкой.

Фонтан стал широко известен по кадрам военной хроники, сделанным фронтовым корреспондентом Эммануилом Ноевичем Евзерихиным после авианалёта Люфтваффе 23 августа 1942 года (на заднем плане – горящий Сталинградский вокзал). Фотография так и называлась: «23 августа 1942 года. После массированного налёта гитлеровской авиации». Благодаря этой фотографии, облетевшей весь мир, фонтан стал одним из узнаваемых символов Сталинграда, Сталинградской битвы.

Как можно видеть на снимке, 23 августа «Детский Хоровод» пострадал не сильно, фигуры детей лишь посечены осколками. Гораздо большие повреждения фонтан получил в ходе сентябрьских боев за железнодорожный вокзал, который несколько раз переходил из рук в руки. К окончанию Сталинградской битвы фонтан представлял собой плачевное зрелище: фигурки детей пострадали очень сильно, у каждой отсутствовали отдельные части.

Фонтан был восстановлен сразу же после окончания Сталинградской битвы – белоснежных детей на фоне руин города можно видеть уже на фотографиях Роберта Капы августа 1943 года; символом возрождения Сталинграда белоснежные фигурки и живые танцующие на фоне послевоенных руин дети стали на фотографиях первого послевоенного физкультурного парада 1945 года Марка Редькина.

Правда, восстанавливались фигурки силами местных жителей, среди которых наверняка не было в то время профессиональных скульпторов, поэтому качество выполнения работ оставляло желать лучшего. Не исключено, что это стало дополнительной причиной того, что фонтан, не имеющий никакой художественной ценности, был демонтирован в 50-х годах в ходе строительства нового здания вокзала Сталинграда. Стачала на месте фонтана разбили большую клумбу, а затем и вовсе заменили её на автостоянку.

По мере того, как годы Великой Отечественной войны уходили все дальше в прошлое, становилось все отчётливее понятно, что «Детский Хоровод» – один из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы, как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому стали возникать планы восстановления легендарного фонтана на его историческом месте. Планам этим суждено было воплотиться в реальность лишь в 2013 году, во многом благодаря главе байк-клуба «Ночные волки» Александру Сергеевичу Залдостанову «Хирургу». Воссозданный «Детский Хоровод» был торжественно открыт 23 августа 2013 года в ходе XVIII байк-шоу «Сталинград» в присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина.

Новый фонтан, тем не менее, – совершенно другая постройка, созданная, что называется, по мотивам своего легендарного предка. Чаша нового «Хоровода» выполнена из гранита, постамент под скульптурную группу на 20 см. выше. Сами танцующие дети тоже «подросли» на те же 20 см., превратившись в результате из детей в подростков. Соответственно трансформировались и их лица. Все это, по словам скульптора Александра Бурганова было сделано для того, чтобы новый фонтан гармонично соседствовал с вокзальной башней, значительно превышающей в высоту довоенное вокзальное здание. Кроме того, новый «Детский Хоровод» расположен не на историческом месте в центре Привокзальной площади, а значительно ближе к вокзальному зданию, остальное место отдано под автостоянку.

Источник

Оцените статью