- Скрытый смысл
- Анализ фильмов и философская пропедевтика
- Вы здесь
- «Фонтан» (2006). Психологический анализ. Смысл фильма
- Фабула
- Выводы
- Особенности мифологии
- Миф о герое
- Фонтан: Поиск ответов, как принятие себя
- Все ради жизни
- Недописанная книга
- Кто не хочет жить вечно?
- Лекарство найдено, но поздно…
- Что нужно Иззи?
- Душевная боль всегда сильнее
- В чем смысл фильма?
- Выводы
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
«Фонтан» (2006). Психологический анализ. Смысл фильма
Фильм Даррена Аронофски «Фонтан» тоже относится к категории фильмов, которые предлагают зрителю определенный миф, в символической форме дающий объяснение устройства мира как целого и места в нем человека.
Главный герой фильма проходит путь от отрицания смерти и желания ее избежать — к ее принятию.
Конфликт, который разыгрывается на экране – можно понять как конфликт двух типов отношения к смерти: главный герой понимает смерть как болезнь, которую нужно победить, а его жена понимает смерть как этап в самой жизни. Но если мы копнем глубже, то обнаружим более интересные вещи.
Фабула
Давайте раскроем фабулу фильма и снабдим ее необходимыми комментариями. Некоторые детали сюжета я почерпнул из комикса, сделанного по первоначальному сценарию Даррена Аронофски.
Главный герой, ученый, которого зовут Томас Крео, озабочен созданием вакцины от рака для излечения своей жены Иззи. Иззи смирилась с тем, что ей придется умереть, так как она понимает смерть как момент перерождения в новую жизнь. Эту свою уверенность она черпает из мифа, который, как утверждается, принадлежит народу майя. Она рассказывает Тому о Шибальбе – туманности вокруг умирающей звезды, где возрождаются души умерших.
Иззи пишет книгу, в которой в аллегорической форме излагает происходящее с ней и с мужем. В книге она изображает себя как королеву Испании Изабеллу, растущую раковую опухоль – как Инквизитора, отнимающего у королевы ее земли, а мужа – как конкистадора, находящегося у нее на службе.
Желание Тома-ученого победить рак в книге показано как желание конкистадора убить Инквизитора. Но королева запрещает ему это делать и направляет его энергию поиски Древа жизни.
Рассказ священника о древе жизни соответствует рассказу Иззи о Шибальбе.
Королева, перед тем, как отпустить Томаса, берет с него обещание умереть за Испанию, а сама, в свою очередь, обещает ему стать его Евой, после того как он найдет источник вечной жизни. В качестве залога она дает ему кольцо.
Здесь я хочу обратить ваше внимание на особенности взаимоотношений Иззи и Тома. В книге, т.е. в фантазии Иззи, она предстаёт Королевой, а ее муж находится у нее в услужении. Образ королевы, с психологической точки зрения, является выражением архетипа Матери. А как королева Испании Изабелла олицетворяет родину-мать. Следовательно, мы можем предположить, что у Тома и Иззи как супругов преобладают отношения по типу мать-сын.
Давайте, я объясню, что это значит. Психика любого взрослого мужчины содержит в себе архетипы отца, брата, мужа и сына, а психика женщины – парные архетипы матери, сестры, жены и дочери. Эти архетипы порождают соответствующие субличности, модели поведения и в мужчине, и женщине. Таким образом, мужчина может относиться к женщине как отец к дочери, как брат к сестре, как муж к жене и как сын к матери. Независимо от того, находится ли он на самом деле в родственных с ней отношениях. То же самое можно сказать и о женщине. С каждым конкретным человеком один из этих типов отношения будет преобладающим. Если, как мы сказали, у мужчина относится к жене как к матери, это не значит, что она похожа на его родную мать, это значит, что он в ее присутствии чувствует себя ребенком.
Том-ученый вместо того, чтобы проводить вместе с женой ее последние дни, всё свое время проводит в лаборатории, где и теряет кольцо. Этот эпизод даёт нам понять, что он потерял связь с Иззи, так как пошел неверным путем.
Незадолго до своей смерти Иззи рассказывает Тому очередную часть своей легенды – о Первом отце, смерть которого стала причиной возникновения мира, и о продолжении жизни умерших в других живых существах. Она поручает Тому дописать последнюю, двенадцатую главу книги, в которой должны быть описаны события, произошедшие после того, как конкистадор находит Древо жизни.
Рискну предположить, что Иззи, смирившись со смертью, на самом деле знает, что там должно произойти: смерть Тома. Но она не может написать об этом, т.к. Том еще морально к этому не готов.
После смерти жены Том находит средство для продления жизни и излечения от болезней. Эти чудесные свойства обнаружило некое дерево из Центральной Америки.
Том сажает семя этого дерева на могиле жены. Дерево, выросшее из этого семени, становится для Тома перевоплощением Иззи, в соответствии с историей, которую она ему когда-то рассказала.
Том питается от этого дерева, благодаря чему его жизнь продлевается. Но дерево со временем само может умереть, поэтому Том отправляется к Шибальбе в расчете на то, что энергия взрыва звезды возродит дерево и они смогут жить дальше.
Итак, Том-монах, летит вместе с деревом в сфере к Шибальбе. Эта сюжетная линия соответствует пути Тома-конкистадора к Древу жизни.
Наша гипотеза о том, что Иззи является символической матерью Тома здесь находит свое очередное подтверждение. Иззи-дерево является для Тома источником жизни, от которого он питается. А источник жизни – это материнский аспект женского начала. Следовательно, психологически, Том зависим от Иззи как ребенок от матери, а значит, перед нами ситуация, когда мужчина не преодолел свою инфантильность, не оторвался от матери и его возлюбленная для него выступает в первую очередь как мать.
Иззи является Тому в видениях и требует закончить книгу. Но Том упорно отказывается это делать и продолжает идти собственным путем, т.е. хочет воскресить дерево от звезды.
Том зависим от Иззи, но он же пытается от нее оторваться. А Иззи склоняет его к смерти, чтобы поглотить его и таким образом соединиться с ним.
Дерево умирает раньше, чем Том успевает долететь до Шибальбы. Это параллель эпизоду, когда Иззи умирает до того, как Том нашел лекарство.
Том понимает, что он не сможет больше убегать от смерти и соглашается принять ее (т.к. средства для поддержания жизни у него уже нет). Он вылетает из сферы навстречу Шибальбе и все дальнейшие события составляют содержание последней, 12-й главы книги Иззи.
Жрец, охранявший путь к Древу, видит вместо конкистадора будущее – он видит Первого отца, который пожертвовал собой ради рождения мира.
Конкистадор направляется к Древу (Этому эпизоду соответствует вылет Тома-монаха к Шибальбе) и погибает, став его частью. Кольцо, которое Том потерял 500 лет назад, вновь возвращается к нему – знак того, что он вновь обрел связь с Иззи и находится на правильном пути.
Звезда взрывается и Том погибает, растворяясь в потоке энергии, которая вновь оживляет дерево. То есть, в гибели Тома-конкистадора и Тома-монаха наблюдается однозначное соответствие: и тот, и другой стали частью Древа жизни.
Ожившее дерево становится новым Древом жизни для вновь созданного мира. Том стал Первым отцом, «Адамом», принесшим себя в жертву ради создания мира, а Иззи – его «Евой».
Можно ли сказать, что Том и Иззи достигли вечной жизни? Навряд ли. Они будут жить вечно, но не как индивидуумы, а как поглотившая их природа, вечно умирая и вечно возрождаясь в новой форме. В «Фонтане» вечная жизнь приравнивается к вечной смерти.
Концовку фильма невозможно объяснить, не привлекая учение о реинкарнации. Только с этой точки зрения становится понятным изменение прошлых событий, когда Иззи зовет Тома погулять, и он, как будто вспомнив что-то (очевидно, из прошлой жизни), неожиданно соглашается, и таким образом, в этом своем воплощении поступает «правильно» — т.е. бросает исследования и остаётся с женой.
Выводы
В основе нашей культуры лежит миф о подвиге героя.
Мы уже привыкли, что в любой истории герой должен сразиться с драконом (в том или ином его обличии) и добыть сокровище (либо освободить пленницу). Времена меняются, но суть истории о герое остаётся той же: герой должен выйти из зоны комфорта, преодолеть трудности и стать другим, приобрести новый опыт.
Фильм Фонтан в этом отношении не оправдывает наших ожиданий.
Сражается ли герой фильма с драконом? Вроде бы, сражается: Том пытается победить болезнь и смерть и даже находит лекарство. Да только его подвиг никому не нужен.
Добывает ли герой сокровище? Том достигает его: находит Древо жизни, Шибальбу. Но сокровище поглощает его!
Спасает ли герой пленницу? Он и рад бы ее спасти, да только она сама этого не хочет! Пленница добровольно отдаётся дракону, и, мало того, она и героя побуждает сделать то же самое! Герой мужественно сопротивляется в течение 500 лет, пока летит в космосе, но потом всё-таки сдаётся.
Что же не так в этой истории? То, что герой погибает ради жизни дракона.
Мифический дракон-уроборос, олицетворяющий бессмысленную стихию жизни, ее бесконечное самопорождение и самопожирание, является Томасу то под видом сокровища, то под видом пленницы, которую нужно освободить, и в итоге поглощает его.
Уроборосу присущи как мужские, так и женские черты одновременно, поскольку он сам себя порождает и сам себя умерщвляет. Стало быть, уроборос является объединением архетипов Великой матери и Ужасного отца.
Ужасный отец в фильме представлен в виде Инквизитора. Образ отца обычно символизирует определенные коллективные ценности. Стало быть, Том, спасая жену, должен пойти против изживших себя принципов.
Но в «Фонтане» на переднем плане стоит борьба героя с поглощающей его Великой матерью.
Великая мать является Тому в виде самой Иззи, а точнее – в виде королевы Изабеллы. Она постоянно зовет Тома соединиться с ней, раствориться в беспредельной стихии женского начала.
Женское по отношению к мужскому выступает как инстинктивное и бессознательное по отношению к духовному и сознательному. Сопротивление Тома, его «неверие» в тот миф, который предлагает ему Иззи, это сопротивление сознания тому, чтобы быть поглощенным бессознательным. Это стремление к индивидуации, обособлению, к отрыву от Великой матери.
Особенности мифологии
Обратите внимание на деталь, которая теперь приобретает важнейшее значение. В мифологии Майя вселенная делится на три части – небо, землю и подземное царство, которое называется Шибальба и переводится как «место страха». В мифе Фонтана Шибальба перенесена на небо и герой якобы совершает духовное восхождение.
Но если мы вернем всё на свои места, то найдем скрытый смысл этой истории. Герой вовсе не возносится на небо, а совершает сошествие в мир умерших, где должен сразиться с драконом и освободить пленницу. Этот мотив повторяется во многих мифах.
Сразу становятся очевидными параллели истории Фонтана и мифа об Орфее и Эвридике, в котором Великая мать представлена в образе Персефоны. Разница лишь в том, что Орфею удалось выбраться из царства мёртвых хотя и не удалось спасти жену, а Томас Крео так и остался в нём.
Образец более удачливого героя мы находим в мифе о Персее, которому удалось победить Великую Мать в образе Медузы Горгоны и освободить Андромеду.
Миф о герое
Миф о герое в символической форме содержит этапы развития сознания.
Он показывает, как сознание, «Я», эго, отделяется от сферы бессознательных инстинктов, которая соответствует архетипу Великой матери. Великая мать – это стихия бессознательной природной жизни, которая с одной стороны, порождает сознание, а с другой, пытается его поглотить.
Борьба героя с драконом – это борьба за отделение от Великой матери, борьба духовного с природным, борьба личности за свою самостоятельность. Эта борьба происходит как на уровне всего человечества, так и в личном развитии каждого индивидуума, когда ребенок психологически отделяется от своих родителей.
Не каждой культуре и не каждому индивиду это удаётся сделать. Фонтан – фильм о таком несостоявшемся подвиге, о побежденном герое и неспасенной пленнице.
Источник
Фонтан: Поиск ответов, как принятие себя
Если вы зашли на сайт Кино под углом, чтобы просто посмотреть фильм, опуститесь вниз страницы. Возможно, вам повезет))
Фильм довольно тяжелый, особенно для тех, кто пережил подобное в реальной жизни, или тех, кто может погрузиться в эмоции с головой. Тяжелый для восприятия, но не для понимания. Понимать в нем нечего, все дано открытым текстом — принятие болезни и смерти близкого человека.
Актеры сыграли потрясающе: Хью Джекман (бессменный Росомаха из «Люди Х») и Рэйчел Вайс («Лобстер») как всегда на высоте. Книжная история добавила интриги, а медитативные сцены с абстракцией сделали глубину эмоций. Однако это совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы пересматривать много раз.
Кадр из фильма «Фонтан»
Все ради жизни
Во времена завоевания конкистадорами Американского континента мужчина в латах и шлеме с небольшой армией атакуют туземцев, охраняющий древнее святилище. Увы, битва почти проиграна, спасается лишь наш герой. Он попадает в то самое святилище, но там его убивает жрец. Мужчина приходит в себя и оказывается, это только медитация или же сон.
Том занят работой, его отвлекла жена, которая приглашает погулять. Но наш герой не может оторваться, ведь на самом деле Томми — ученый, он ищет лекарство от рака. Как раз сейчас его срочно требуют в лабораторию на операцию. Он должен удалить у обезьяны опухоль в голове, но шансов нет.
И тут Томми приходит мысль о том, что можно синтезировать новое лекарство. Вместе с помощниками они немедленно воплощают эту идею в жизнь. Чуть позже оказывается, что старается доктор Том Крео не из праздного любопытства, а ради своей жены, которая, по всей видимости, умирает.
Кадр из фильма «Фонтан»
Недописанная книга
У Иззи действительно прогрессирует опухоль головного мозга. Она не чувствует холода и тепла, но зато чувствует что-то другое. Изабеллу очень пугают все эти симптомы, что естественно, она ведь умирает, а это страшно. Еще она пишет книгу о майя, о Шибальба, о звездах, которые умирают, о местах, где возрождаются умершие души. Ее книга называется «Фонтан», но она пока не дописана и Иззи дает ее почитать своему мужу, чтобы тот составил свое мнение.
Действие в книге начинается в Испании во времена инквизиции. Главный инквизитор задумал погубить королеву. Ее должен спасти капитан Томас, для этого он хочет убить инквизитора. Но его останавливает посланник самой королевы. Она понимает, что задумал Томас, и дает ему другое задание. Это спасет Испанию, а значит, и королеву, а по ходу она рассказывает ему причину, почему инквизитор ополчился против нее и всей страны.
Кадр из фильма «Фонтан»
Кто не хочет жить вечно?
Год назад монах-францисканец побывал в Южной Америке и там нашел старинный кинжал. Если правильно его использовать, можно найти место, где растет дерево Жизни. Тот, кто выпьет его сок станет бессмертным. Неужели инквизитор не хочет жить вечно? Да он же фанатик, он уверен, что жизнь на Земле это страдания и лишь после смерти душу ждут Райские кущи.
А вот королева пошла против этого утверждения, она хочет стать бессмертной уже сейчас. Томас считает это сказками и уверен, что Испанию это не спасет. Но королева приводит доводы из самой Библии. В ней сказано, что было два дерева — дерево Познания и дерево Вечной жизни. Адам и Ева воспользовались плодами первого, потому Господь спрятал второе. Кстати, королева называет инквизитора Дьяволом. Кадр из фильма «Фонтан»
Лекарство найдено, но поздно…
Внезапно раздается звонок, и Томми вызывают в лабораторию. Обезьяна Донаван пришла себя, стала очень активной и словно помолодела. Послеоперационный шов затягивается на глазах, правда, опухоль никуда не исчезла. Естественно, сам Томми собирается сделать то же самое со своей женой.
Вот только его помощники и начальство такой поступок не одобряют. Все считают, что нельзя найти лекарство за одну ночь. Нужны еще исследования, но у Иззи просто нет времени. Увы, она умирает как раз в тот день, когда становится известно, что опухоль у обезьяны начинает уменьшатся.
Кадр из фильма «Фонтан»
Что нужно Иззи?
Иззи умирает, и она смирилась с этим. Но она боится идти в неизвестность, потому и изучает все доступные ей источники, чтобы иметь хоть какую-то информацию о месте, коду ей скоро предстоит уйти. Небольшое, но все-таки утешение. Томми не может смириться с будущей потерей, потому упорно продолжает искать хоть какое-то лекарство. Но Иззи это не нужно. Она понимает, что чудес не бывает.
Ему бы больше времени проводить с женой, давать ей поддержку. Ей очень нужно его внимание, ей страшно, при этом она жаждет насладиться последними днями своей жизни, а Том словно не хочет этого понимать. Более всего такое поведение осуждает Лиллиан — начальница Томми. А того жутко бесит ее речь, которую Лиллиан произносит на похоронах. Том вообще заявляет, что смерть это болезнь и он намерен найти от нее лекарство.
Кадр из фильма «Фонтан»
Душевная боль всегда сильнее
Вообще, Хью Джекман сыграл Томми потрясающе. Он, конечно, классный Логан, но характерные драматические роли ему тоже по силам. Какая глубина переживаний, стремлений, горя. Очень показательным является и то, что герой незадолго до смерти жены потерял кольцо. Эта плохая примета нередко сулит расставание супругам, в частности смерть одного из них.
Неудивительно, что в момент большого горя Томми пытается сделать татуировку на пальце. Такое кольцо не нужно снимать и оно никогда не потеряется. Думаю, проколы пером делать очень больно, но в тот момент герой не ощущал физической боли, настолько была сильна боль душевная. Кроме того именно физическая боль чаще всего помогает избавиться от душевных страданий.
Кадр из фильма «Фонтан»
В чем смысл фильма?
Чем же закончился фильм «Фонтан» и в чем его смысл? Думаю, смысл в том, что нужно быть с близкими, пока это возможно. Поддерживать их что называется и в радости и в печали. А еще не стоит отрицать то, что является естественным процессом и, конечно же, нужно обязательно исполнять желания умерших.
В символичном виде в этих непонятных медитациях и абстрактных сценах нам показали все переживания героя, все его душевные терзания. В итоге он сумел справиться с горем. Конечно же, он дописал книгу Иззи, в ней конкистадор нашел дерево жизни, но не получил бессмертие, а дал жизнь новой жизни.
То ли во снах, то ли в медитациях к нему пришла жена (а может он просто вспомнил) и напомнила о своей последней воле. Даже дала семена дерева. Именно это семечко он и посадил на ее могиле, как она того и хотела. Это было настоящее прощание, он перестал тосковать и отпустил Иззи, а сам продолжил жить, возможно, даже нашел лекарство от рака.
Кадр из фильма «Фонтан»
Выводы
Ну что ж, подведем итог. Фильм неплохой, но лично для меня одноразовый. Это не то кино, которое хочется смотреть вновь и вновь, и не потому, что он тяжелый для восприятия. Какой смысл раз за разом чувствовать чужую боль? Эдак и собственную жизнь можно превратить в страдание.
Философские идеи о вечной жизни, перерождении и прочем лично меня в этот раз совершенно не впечатлили. В этом плане меня не нужно подстегивать, я и так постоянно раздумываю над этими вопросами и ищу свои ответы. Так что откровением фильм лично для меня не стал, никакой полезной информации от него не получила. В остальном все нормально.
Источник