Фонтан четырех рек бернини кратко

Бернини. Фонтан Четырёх рек

Фонтан Четырёх рек — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на Пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 годах по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини.

Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ.

В 1644 году папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. На самом деле этот псевдоегипетский обелиск был создан при Домициане. По его задумке папы рядом с прекрасным дворцом должна была располагаться не менее красивая и оригинальная композиция. Создание фонтана Четырех рек, которому было суждено стать настоящим произведением искусства.

Вначале Бернини не был допущен к участию в конкурсе из-за своей неудачи с возведением колоколен собора Св. Петра. Фонтан по замыслу папы призван был выразить идею торжества католичества . Первый эскиз композиции выполнил Франческо Борромини, ему же принадлежит идея установки в центре фонтана обелиска и аллегорических фигур четырёх рек, символизирующих господство католической церкви во всём мире: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Четыре реки должны были ассоциироваться также с четырьмя частями света (Африкой, Азией, Европой и Америкой) и четырьмя реками Рая. Однако проект показался папе слишком простым.

Вечный соперник Борромини — Бернини подготовил свой проект фонтана, беззастенчиво позаимствовав идею композиции, но придав ей б;льшую динамику.

Бернини придумал поставить обелиск не на обычном постаменте, а, рискуя прочностью, на искусственной пещере — гроте. Символика обелиска как отражения божественного света заимствована из трудов иезуита А. Кирхера, египтолога-любителя, предлагавшего фантастическую интерпретацию начертанных на обелисках иероглифов, которые в то время еще не были расшифрованы.

По теории Кирхера обелиск выражает идею света, нисходящего в хаос материи. Этот хаос изображает грот, из которого вытекают четыре реки. В пещере Бернини поместил фигуру льва (солнечный знак) и гиппопотама (знак воды). На фигуру Нила указывает ствол пальмы.

Рядом с Дунаем из пещеры показывается морской конь. Ганг закрыл голову плащом, а Рио де ла-Плата поднимает руку, чтобы заслонить глаза от слепящего света, исходящего от обелиска. Обелиск венчает изображение голубя с ветвью оливы в клюве — эмблема семьи Памфили, из которой происходит папа Иннокентий Х, Божественного слова и мира.

Фигуры четырёх рек по рисункам Бернини создавали скульпторы, ученики Бернини: Антонио Раджи высек фигуру Дуная, Джакомо Фанчелли — фигуру Нила, Клод Пуссен — фигуру Ганга, Франческо Баратта — фигуру Рио де Ла-Плата. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны.

Нил, являющийся самой большой рекой Африки. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников

Ганг – водный гигант Азии. Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.

Дунай, раскинувшийся по территории Европы. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире.

Читайте также:  Циркуляционный насос для бассейна kripsol

Ла-Плата, находящаяся в Америке.Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод.

Также частью композиции являются многочисленные скульптуры животных: льва, лошади, змеи, дракона и других. В качестве дополнительных украшений используются изображения фруктов, пальм, цветущих растений и виноградных лоз.

Строительство водного источника было непозволительно затратным. Однако это ничуть не остановило его создателей. Дабы закончить грандиозный проект, местным властям приходилось неоднократно повышать налоговые выплаты.

Сейчас фонтан Четырех рек в первую очередь является интересной достопримечательностью, привлекающей внимание тысяч туристов, но изначально он выполнял не только эстетическую функцию, а и был источником воды для местных жителей. Он получает воду из древнего античного акведука Аква Вирго, открытого еще в 19 г. до н. э.

По сторонам Фонтана четырёх рек, на краях удлинённой площади, находятся Фонтан Мавра и Фонтан Нептуна, также работы учеников Бернини (завершены в XIX в.).

На площади Навона у фонтана Четырех рек регулярно собираются уличные мимы, художники и музыканты, поэтому многие туристы приходят к достопримечательности еще и для того, чтобы посмотреть на искусство артистов. А зимой здесь устраивают рождественские ярмарки.

Источник

Фонтан Четырех рек

Поездки в Южную Европу пользуются огромной популярностью среди путешественников. Особенно востребованы путешествия в солнечную Италию, которая привлекает внимание туристов не только прекрасным отдыхом на средиземноморском побережье, но и возможностью увидеть уникальные достопримечательности, например, фонтан Четырех рек. Это одно из самых знаменитых и любимых итальянцами архитектурных сооружений, которое по своей популярности не уступает прославленному фонтану Треви.

История создания

Фонтан Четырех рек расположен в Риме на площади Навона перед роскошным дворцом Памфили. Идея создания акведука принадлежала папе Иннокентию Х, главе семейства Пафмили – по его задумке рядом с прекрасным дворцом должна была располагаться не менее красивая и оригинальная композиция. Создание фонтана Четырех рек, которому было суждено стать настоящим произведением искусства, доверили гениальному скульптору Джованни Лоренцо Бернини.

Строительство источника стало невероятно затратным, для того чтобы компенсировать расходы, папе Иннокентию Х даже пришлось ввести новый налог на хлеб. Поэтому неудивительно, что местные жители поначалу были совершенно не в восторге от перспективы появления на пьяцца Навона столь дорогостоящего сооружения. К тому же многочисленные завистники Бернини распускали слухи о том, что из-за неправильно сделанных математических вычислений в фонтан Четырех рек попросту не будет поступать вода. Впрочем, все эти слухи, разумеется, оказались сплошной выдумкой. Позднее они обросли легендами: согласно одной из них, при проектировании фонтана Четырех рек Джованни Бернини действительно ошибся в расчетах, о чем прознал его знаменитый соперник, архитектор Борромини. Произведя собственные расчеты, Борромини пришел к выводу, что вскоре после пуска источника вода в нем должна была иссякнуть, однако сообщить об этом сопернику архитектор не пожелал. Прознав о том, что Борромини что-то замышляет, Джованни Бернини хитростью сумел проникнуть в мастерскую конкурента, похитил верные расчеты и успел вовремя исправить свою ошибку.

Особенности архитектуры фонтана

Фонтан Четырех рек выполнен в стилистике барокко, а основным его элементом является 16-метровый четырехгранный египетский обелиск, который, согласно легенде, привез в Рим сам император Каракалла. Однако современные историки после детального изучения монумента пришли к выводу, что он был изготовлен в Италии во времена правления Домициана. Все четыре грани обелиска украшены изображениями римских властителей, облаченных в убранство фараонов. Согласно задумке, это должно было символизировать торжество христианства над язычеством. Венчает обелиск фигура голубя с оливковой ветвью в клюве – символ рода Памфили.

Читайте также:  Бассейны с личным тренером

Египетский обелиск обвивает скульптурная композиция, состоящая из фигур речных богов, символизирующих разные части света:

  • Дунай – Европу;
  • Ганг – Азию;
  • Нил – Африку;
  • Ла-Плата – Новый Свет.

Все скульптуры фонтана Четырех рек Бернини имеют свои отличительные черты. Так, в руках Дуная находится свиток с эмблемами власти Иннокентия Х, Ганг держит весло, у ног Ла-Плата рассыпаны монетки, а голова Нила словно накрыта тканью. Также частью композиции являются многочисленные скульптуры животных: льва, лошади, змеи, дракона и других. В качестве дополнительных украшений используются изображения фруктов, пальм, цветущих растений и виноградных лоз.

Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона разительно отличается от других творений Лоренцо Бернини, так как здесь полностью отсутствуют плавные линии, являющиеся характерными для стиля мастера. Поэтому современные специалисты предполагают, что прославленный архитектор просто сделал эскиз будущего сооружения, а основную работу выполняли его ученики: Баратта, Пуссен, Рагги, Фанцелли.

Полезная информация

Сейчас фонтан Четырех рек в первую очередь является интересной достопримечательностью, привлекающей внимание тысяч туристов, но изначально он выполнял не только эстетическую функцию, а и был источником воды для местных жителей. Он получает воду из древнего античного акведука Аква Вирго, открытого еще в 19 г. до н. э.

На площади Навона у фонтана Четырех рек регулярно собираются уличные мимы, художники и музыканты, поэтому многие туристы приходят к достопримечательности еще и для того, чтобы посмотреть на искусство артистов. А зимой здесь устраивают рождественские ярмарки. Добраться до фонтана Четырех рек на пьяцца Навона достаточно легко: от станций метрополитена Colosseo и Termini сюда регулярно ходят автобусы, главное, запомнить нужную остановку – Corso Rinascimento. Если же вы не хотите передвигаться на общественном транспорте, воспользуйтесь возможностью заказать трансфер до пьяцца Навона из любой точки Рима или посетите достопримечательность с экскурсией. В любом случае посещение этого памятника архитектуры подарит вам массу приятных впечатлений и воспоминаний.

Источник

Фонтан четырех рек в Риме

Фонтан четырех рек (Fontana Dei Quattro Fiumi) находится в Риме (Roma) на площади Навона (Piazza Navona) и считается одним из красивейших фонтанов в Италии. Фонтан был создан Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), гением эпохи Барокко.

История создания

В середине XVII века на площади Навона завершалось строительство Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Иннокентий X, Папа Римский (Papa Innocenzo X), глава семьи Памфили решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан.

Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили. В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). В башнях появились трещины, и из-за финансовых проблемы строительные работы были прекращены, а колокольни снесли. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе.

Мастер все же изготовил макет, а покровитель Бернини, муж племянницы Иннокентия Х, принес серебряную модель фонтана высотой в полтора метра в столовую папы. Тот был ошеломлен красотой архитектурного макета. Конкурс был отменен и Джованни Лоренцо приступил к строительству шедевра.

По второй более интересной версии на решение папы повлияла Олимпия Майдалькини (Olimpia Maidalchini) более известная как Донна Олимпия (в Риме есть даже улица названная в ее честь), которая была замужем за Памфилио Памфили, братом Иннокентия X и являлась его любовницей.

Читайте также:  Таблетка для бассейна чтобы очистить воду

В любом случае в этом эпизоде карьеры мастерство Бернини пробивать себе государственные заказы и договариваться с людьми, даже в самые неблагоприятных периодах карьеры, проявилось во всей красе.

Описание

16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством.

Композиция фонтана – боги четырех великих рек того времени – Дуная (il Danubio), Ганга (il Gange), Ла-Платы (il Rio della Plata) и Нила (il Nilo) – которые олицетворяют части света. Материал скульптуры – белый мрамор.

У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки.

Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии.

Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили.

Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом.

Есть у фонтана особенность – он лишен характерных для руки Бернини плавных линий. Специалисты полагают, что великий мастер лишь нарисовал скульптуру, а воплощали творение в жизнь его ученики.

Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).

Помимо мраморного величия Богов, туристы тянутся к фонтану, чтобы посмотреть на множество уличных артистов. Фонтан четырех рек буквально притягивает художников, музыкантов и мимов. А в рождественские праздники у фонтана устраивается ярмарка.

Как добраться

Ближайшие к площади Пьяцца Навона станции метро – Barberini (линия А) и Ottaviano (рядом с музеями Ватикана), но находятся они довольно далеко от площади.

Можно доехать от метрополитена на автобусе. От станции Colosseo линии В идет автобус 87. От остановки Termini линии А – маршрут 70.

С площади Барберини (Piazza Barberini) едет автобус №492. Также мимо площади пролегают маршруты №30, 81, 116 и 628.

Источник

Оцените статью