Фонтан адам петергоф история

Петергоф. Нижний парк. Фонтаны «Адам» и «Ева»

Аудиогид

Фотографии

Главная аллея парка – Марлинская – стала постоянным местом «прописки» парных фонтанов «Адам» и «Ева». Он расположен в восточном секторе, Она — в западном. Вы хотите узнать, какой вид изначально имела фонтанная система Петергофа? Именно эта скульптурная группа почти три столетия сохраняет не только свою композицию, но и каждую деталь декоративного оформления, включая сами скульптуры библейских прародителей.

Идея их установления принадлежит Петру Великому, задумавшему в Петергофе затмить по красоте французский Версаль. Российский дипломат в Италии Савва Рагузинский, помимо приобретения там статуй для Летнего сада, сделал заказ венецианскому мастеру Джованни Бонацца на изготовление копий установленных еще в XV веке во Дворце дожей скульптур Адама и Евы руки ренессансного мастера Антонио Рицци. В 1718 году, когда готовые фигуры были доставлены в Россию, выяснилось, что авторские творения по стилистической завершенности и эстетичности превзошли средневековые оригиналы. Несмотря на сохраненные позы статуй и концепцию, они получили новое пластическое оформление, в котором ясно прослеживались барочные тенденции.

Первоначально водруженная на постаменты пара исполняла роль парковых скульптур, однако сразу заняла места в центре площадок, на которых через несколько лет были построены вымощенные тесаным профилированным гранитом бассейны. Первым предполагалось обустроить «Адама», проект которого в 1721 для утверждения подготовил Николо Микетти.

Петр I лично внес в него изменения, о чем свидетельствуют его пометки, сделанные на сохранившемся до наших дней рисунке. Он пожелал видеть бассейн не круглой, а восьмигранной формы. Направление струй лаконичного водного рисунка должно было быть вертикальным и по высоте превышать ростовую фигуру, с которой первый российский император ассоциировал себя. Мастер-гидротехник Поль Суалем, используя естественный перепад высот, для водомета подвел систему Квадратных прудов. 16 струй, расположенных вокруг статуи Адама, заработали в октябре 1722 года.

Подготовка и запуск в 1726 году аналогичной по композиции, размеру и форме «Евы» проходили под руководством Екатерины I. Именно она, согласно изначальному замыслу, должна была стать аллегорическим символом установленной фигуры. Для водоснабжения фонтана был выкопан Евинский пруд, работы велись Тимофеем Усовым.

В 30-х годах XVIII века территория бассейнов была увеличена до 17 метров в ширину по диагонали. Сегодня радиальная планировка каждой площади открывает доступ к фонтанам с множества больших и малых аллей. Восстановленные трельяжные беседки подчинены единой композиции: они служат не только украшением, но и местом для отдыха.

Источник

Фонтаны Адам и Ева в Петергофе

Адам и Ева — это парные фонтаны, расположенные по оси Марлинской, главной аллеи парка, идущей параллельно берегу Финского залива. Фонтан Адам является доминантой восточной, а Ева — западной части Нижнего парка Петергофа.

Фонтаны находятся в центре небольших площадей, где, словно лучи, сходятся по восемь малых и больших аллей, образуя своеобразные звезды.

Скульптуры библейских героев, прародителей рода человеческого, аллегорически прославляют прародителей России — Петра Первого и Екатерину II.

Описание

Сооружение композиций началось в 1717 году, когда по заказу Петра Первого итальянский мастер Джованни Боннаца выполнил скульптуры библейских героев, ставших вольной копией работ, созданных Антонио Рицци. Статуи скульптора XV века А. Рицци и сейчас украшают лестницу Дворца дождей на площади Святого Марка в Венеции.

Первоначально скульптуры были установлены в центре площадей в западной и восточных частях Нижнего парка Петергофа, а позже для них были созданы бассейны из тёсаного профилированного гранита в виде правильных восьмиугольников с диаметром в 17 метров. Статуи окружают 16 слегка наклонных, бьющих на высоту в семь метров, водяных струй.

В 1721 году, еще до появления бассейнов, на каждой из площадей были установлены по две деревянных трельяжных беседки, в нишах которых позднее установили мраморные бюсты.

Фонтан Адам

Первым был сооружен фонтан Адам, рисунок к нему выполнил Никола Микетти в 1721 году. Петр Первый, в основном, одобрил проект, но форму бассейна изменил с круглой на восьмигранную. По сохранившемуся рисунку видно, что струи воды Петр изобразил вертикальными и выше самой скульптуры.

Читайте также:  Чем склеивают пленку для пруда

Вода для водомета была подведена из Квадратного пруда, расположенного в восточной части Верхнего сада.

Гидротехническую часть выполнил Поль Суалем, скульптурные работы велись под руководством архитектора Иоганна Браунштейна, а пуск водомета состоялся в октябре 1722 года.

Источник

Фонтан «Адам»

Фонтан «Адам» Страна Россия Дворцово-парковый ансамбль Петергоф Автор проекта Н. Микетти, Н. Усов, Дж. Бонацца Строительство 1718—1726 годы Состояние действует

Содержание

История

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси Марлинской аллеи, главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. «Адам» находится в восточной части парка, «Ева» — в западной; оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг них образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей. Фонтаны привлекают внимание ещё издали, возникая в перспективах в разных ракурсах со многих точек обзора.

Оба фонтана идентичны по художественному и инженерному решению. Архитектурное оформление фонтанов простое: каждый из бассейнов, сложенных из тёсаного профилированного гранита, представляет собой в плане правильный восьмиугольник с шириной диагонали 17 м. В центре на высоком постаменте установлена скульптура, обрамлённая кру́гом из шестнадцати чуть наклонных сильных и высоких струй высотой 7 м. Фонтаны отличаются многоводностью и красотой лаконичного рисунка водного потока. Водомёты фонтанов устроены таким образом, что вода, высоко поднявшись, не распыляется, а распадается на крупные капли; их падение в бассейн заметно ещё издалека.

Автор скульптур, венецианский ваятель Джованни Бонацца, получил заказ на изготовление от русского дипломатического представителя в Италии С.Л. Рагузинского, действовавшего по поручению Петра I. (Примерно в то же время Рагузинский занимался закупкой статуй для Летнего сада В С.-Петербурге). Вероятно, первоначальный заказ предполагал изготовление копий со знаменитых статуй Адама и Евы, украшающие Дворец дожей, работы ренессансного скульптора XV века А. Рицци. Однако Дж. Бонацца, сохранив общую композицию и позы статуй, иначе трактовал детали, наполнив пластические формы барочными веяниями. Сочетание двух стилистических начал определило творческую удачу скульптора: Рагузинский писал Петру I, что даже «в славной Версалии мало таких видели» [1] . В 1718 скульптуры были готовы и доставлены в Петергоф. Первое время они размещались на постаментах в качестве парковых скульптур в центре площадок, где позже заложили фонтаны.

В октябре 1722, когда завершились работы по обустройству бассейна фонтана, построенного по проекту Николо Микетти, скульптура Адама заняла своё нынешнее место. С обустройством «Евы» Пётр не спешил; фонтан заработал осенью 1726, уже в царствование Екатерины I. Бассейн «Евы» строился под руководством архитектора Н. Усова.

Символика фонтанов с самого начала трактовалась просто: библейские Адам и Ева, прародители рода человеческого, — это аллегории Петра I и Екатерины, первых императора и императрицы, прародителей Российской империи. Такая аллегорическая трактовка получила развитие во времена правления Екатерины I; недаром второй фонтан был построен по её распоряжению.

Фонтаны «Адам» и «Ева» — единственные в Петергофе, сохранившие своё изначальное скульптурное убранство; они не менялись на протяжении почти трёх веков.

Композицию площадок у фонтанов дополняют трельяжные беседки. Деревянные беседки появились здесь ещё до того, как заработали сами фонтаны; в разные годы число их менялось, изменялся также и внешний вид. Нынешние, воссозданные в 1970-х у «Адама» и в 2000 у «Евы», восходят к тем, что были установлены здесь в начале XIX века по чертежам Ф. Броуэра.

Источник

Фонтан Адам в Петергофе

Фонтан Адам в Петергофе, главное украшение восточной части Нижнего парка, задумал лично император Петр Великий. Он приказал заказать статуи прародителей человечества венецианскому скульптору Джованни Бонацца, определив первоисточник. Таковыми были выбраны парные скульптуры Адама и Евы итальянского ваятеля Антонио Рицци. Статуи с XV века украшают лестницу Дворца дожей в Венеции, сохранившись до наших дней.

Читайте также:  Фонтан как арт объект

Выполнить архитектурную часть проекта император поручил также итальянцу, Николо Микетти. Его Петр пригласил в Россию взамен умершего Леблона, поручив кураторство всех проектов в Петербурге и окрестностях. Зодчий участвовал в сооружении нескольких фонтанов Петергофа, в том числе Большого каскада. Бассейн для первого задания он предложил круглым, но Петр Алексеевич лично исправил на восьмиугольный.

Фонтан Адам в Петергофе – от истории к облику

На собственноручном эскизе Петр изобразил струи фонтана почти вертикальными, высотой превосходящими скульптуру на постаменте. Выполнять высочайшие указания полагалось неукоснительно, таким образом и был устроен фонтан Адам в Петергофе. Исполнители гидравлической части проекта применили сопла водометов, не дробящие струи до мелких капель. Вода падает в бассейн крупными сгустками, блестящими на солнце.

Ваятель Бонацца осмелился несколько изменить облик средневековых статуй в духе современной архитектурной моды. Они были одобрены и установлены как парковые фигуры на время строительства и подведения воды. Фонтан Адам в Петергофе был запущен при жизни Петра Великого, в 1722 году. Ошибочные для этого объекта сведения о пуске в 1726-м относятся к парному фонтану Евы.

На фотографиях обзора видно, что исполнить замысел великого реформатора удалось с точностью. Струи воды вздымаются выше скульптуры, в то же время не заслоняют фигуру Адама. Такой эффект получен за счет отсутствия водяного тумана, неизбежного при ином соотношении давления воды и диаметра сопел. Заметная рябь и волнение водной поверхности приводит к тому, что фонтан Адам в Петергофе заметен издали.

Исключительно живописно выглядят и сами водяные струи во всех фазах своего полета. Монолитная сначала, каждая струя постепенно делится на крупные фрагменты, продолжающие параллельно подниматься и затем падать. Фонтан Адам в Петергофе образует не моросящий в бассейн дождь, это скорее тропический ливень. Удачно и красочно удалось воплотить императорский замысел в украшение Нижнего парка.

Общая композиция и окружение

Чтобы оценить общее композиционное решение и впечатление, фонтан Адам в Петергофе нужно рассматривать издали. Едва возвышающийся над плоскостью бортик бассейна обеспечивает хорошую видимость водной поверхности и следов от струй. Однако не исключено, что в праздники некоторых родов войск бассейн оказывается слишком манящим. Зато вид у фонтана исключительный, особенно на фоне беседок с колоннами.

Трельяжные беседки – улучшенный, облагороженный вариант шпалерных (трельяжных) решеток для вьющихся и лазающих растений. По сути это улучшенный вариант перголы или берсо, выполняют те же функции, но более привлекательны. Довольно сложная конструкция из нескольких колоннад с портиками, фронтонами и вазами на перекрытии способна восхищать. Учитывая то, кто изображен статуей, появляются иные ассоциации.

Нельзя исключать, что придумали поставить трельяжные беседки из желания символизировать Рай, где Адам некогда пребывал. Знатоки библейских преданий лучше смогут развить эту мысль, направление понятно. Таким строениям действительно можно придать райскую красоту, соблюдая некоторые правила ландшафтного и общего дизайна. Надо только умело подобрать растения, чтобы они выделялись на окружающем фоне.

Возможно, что трельяжные беседки, оттеняющие фонтан Адам в Петергофе, оформлены правильно и со знанием дела. Просто фотографировали слишком с дальнего расстояния, и оформляющие растения слились с зеленым фоном растительности парка. Зелень здесь повсюду, поэтому издали беседку не оценить. А вот отходящую на запад аллею вдоль Марлинской набережной, которую украшает фонтан Адам в Петергофе, видно хорошо, и вместе они прекрасны.

Источник

Фонтан адам петергоф история

  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Банный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Дворец «Монплезир»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Вольеры
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музейный двор
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Фонтаны «Римские»
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Фонтан «Львиный каскад»
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Петергофские дачники
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Китайский дворец
    • Дворец Петра III
    • Музей «Картинный дом»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации
Читайте также:  Тимирязевская академия пруд рыбалка

В связи со штормовым предупреждением 3 мая 2021 парки ГМЗ «Петергоф» закрыты.

  • От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
  • Купить билет
  • Календарь
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Контакты
  • Сведения об образовательной организации

«Адам» — 1721-1722 гг., архитектор Н. Микетти

«Ева» — 1725-1726 гг., архитектор Т. Н. Усов по проекту Н. Микетти

Статуи – скульптор Д. Бонацца

На Марлинской аллее, равноудаленные от Морского канала, расположены парные фонтаны «Адам» и «Ева». Занимаясь обустройством своей загородной резиденции, Петр I заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци – мастера эпохи Возрождения. Оформление фонтана «Адам» завершили к 1722 году, хотя статуя была размещена на заранее подготовленной площадке Марлинской аллеи за два года до этого; фонтан «Ева», отличающийся лишь центральной фигурой, заработал в 1726 году. Их связывает не только библейский сюжет – в первой четверти XVIII века «Адаму» и «Еве» придавался определенный аллегорический смысл: прародители человеческого рода ассоциировались с венценосными «прародителями» российской империи – Петром I и Екатериной I.

Водяное убранство фонтанов тесно связано с геометрической планировкой аллей: бассейны имеют по восемь граней, соответствующих восьми расходящимся от них дорожкам. В центре каждого фонтана мраморная скульптура, окруженная шестнадцатью водяными струями, которые, достигая семиметровой высоты, не распыляются, а расщепляются на отдельные крупные капли, хорошо видные издалека. В XVIII веке фонтаны были окружены трельяжными беседками, служившими укрытием от непогоды. Сейчас о них напоминают современные изящные сооружения.

На протяжении XVIII и XIX веков фонтаны не подвергались существенным переделкам, поэтому их первоначальный облик сохранился до наших дней.

Источник

Оцените статью