Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду
Андрей Кузнецов
Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее развитие на организм ребенка. При систематических занятиях плаванием у детей развиваются все группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.
Плавание применяется как средство закаливания и профилактики ряда простудных заболеваний. В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Плавание как физическое упражнение гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшает качество ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Обучение плаванию проходит поэтапно, начиная с приучения детей к воде, передвижению в воде и выполнению подготовительных упражнений, далее обучение задержке дыхания, выдоху в воду и свободное погружение с закрытыми глазами и открыванием глаз, и только потом формированию умения держаться на воде, скользить со вспомогательными предметами, затем самостоятельно.
Приступая к занятиям, следует помнить о специфических особенностях детского организма, строении мышц и их работы. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, чем у взрослого человека, то при сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Не следует забыть, что основной формой деятельности дошкольника является игра и все занятия должны быть пронизаны игровым элементом.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ
Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
• Укрепление здоровья, закаливание и профилактика простудных заболеваний.
Плавание закаливает организм ребенка. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
• Совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и профилактика искривлений позвоночника.
Тело ребенка в воде находится в состоянии частичной невесомости, это разгружает позвоночник от обычных гравитационных нагрузок, что способствует росту тела и, как следствие, плавание способствует улучшению осанки и профилактика искривлений позвоночника.
Горизонтальное положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию, а так же облегчает работу внутренних органов (сердце, печень, почки и др.)
• Увеличение ЖЕЛ, и как следствие хорошая работа органов дыхания и проводящих путей.
Регулярные занятия плаванием способствуют увеличению ЖЕЛ. Выдох в воду происходит с бльшим усилием, чем в обычной жизни, работа мышц груди и диафрагмы усиливается.
• Приобретение навыков бытового обслуживания и гигиены.
Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Дети принимают душ, учатся самостоятельно пользоваться предметами гигиены, приобретают привычку соблюдать правила посещения бассейнов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры (приобщение к ЗОЖ, нравственно-волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность, воспитывают сознательную дисциплину и организованность, а участие в командных подвижных играх способствует развитию коммуникаций и социализации ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Решение образовательных задач способствует:
• Формированию двигательных учений и навыков
• Развитию двигательных способностей (координация движений, дыхательных функций)
• Развитию пространственного восприятия, внимания, мышления и памяти
Например, игра «Водолазы», с различными вариациями и числом предметов доставаемых со дна.
• Способствуют формированию и развитию двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость, выносливость, скорость)
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПЛАВАНИИ
Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
В средствах решения задач на формирование и развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста должна превалировать игровая деятельность или упражнения и задания с элементами подвижных игр.
Следует понимать, что двигательные качества развиваются вместе, нельзя отдельно развить только скорость или ловкость и т. д.
СИЛА В ПЛАВАНИИ
Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счет усилий прилагаемых для преодоления сопротивления воды (ее плотность и выталкивающая сила). Способы передвижения могут быть различными: шагом, бегом, с применением изученных способов плавания.
Подвижная игра «Рыбки-воришки»
Цель игры: забрать с одного борта бассейна игрушки (предметы) и перенести их на противоположный борт, убегая от водящего.
Ход игры: Один водящий – рыба сторож (далее водящий, остальные маленькие проворные рыбки (далее игроки). В начале игры игроки стоят у одного борта, водящий у противоположного, по сигналу «Рыбки-воришки!» игроки перемещаются к противоположному борту заданным видом движения, разгоняя поток воды, берут игрушки, и как можно быстрее возвращаются обратно, а водящий по сигналу «Лови!» пытаем их догнать. Тот игрок, которого поймал, становиться водящим и игра повторяется заново.
Способы перемещения – бегом, скольжение, скольжение с работой ног, в полной координации, до игрушек одним способом, обратно другим,
Можно дать водящему отдельный от игроков способ перемещения;
Игрушки изначально могут быть на воде, или под водой (тогда за ними нужно еще и нырнуть);
Команда «Лови!» может звучать на разной дистанции игроков от водящего.
ГИБКОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.
Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости.
Недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок.
Ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах.
Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами и т. д.)
ОРУ, как на суше, так и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами, рывки.
Упражнение в ластах «Красим стену»
В воде, упражнения с обручами (другие предметы – барьеры, выпрыгивания в обруче и ныряния в обруч в различных вариациях и усложнениях, чтобы задействовать мышцы голени.
ЛОВКОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки. Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям. На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации как:
координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,
координация, как согласованное движений рук и ног.
координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,
Подвижные игры типа «Ловишки» с обручем, с определенными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое водящих.
Игры на быстрое принятие решений: «Караси и Щуки», «Кто первый услышал свисток».
Упражнения с изменением направления движения: ныряния, выныривания, подныривания и т. д. их комбинации с обручами.
Упражнения с разучиванием техники стиля плавания: у бортика – работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном уже в подготовительной группе.
ВЫНОСЛИВОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Выносливость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения скорости и техники плавания. Выносливость предполагает прежде всего высокую производительность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Выносливость во многом определяется силой мотивов и волевыми качествами пловца.
В практике принято различать общую выносливость (базовую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную). Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме пловца.
Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.
Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Скоростные способности пловца характеризуются его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.
Скоростные способности зависят от уровня технического мастерства — правильной техники плавания, поэтому способствовать развитию скоростных способностей нужно после того как поставлена техника плавания или параллельно с изучением техники плавания.
Подвижная игра на перемещение в воде на коротких отрезках:
«Караси и щуки» — с разными способами преодоления отрезков.
Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде:
Шайбы на дне бассейна у одного борта, Участники стоят у противоположного, по сигналу необходимо заданным видом переместиться к противоположному борту, достать шайбу, положить на борт и заданным видом передвижения вернуться обратно. Кто первый, тот победил.
При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.
Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников «Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников» Эпиграфом всей моей работы могут служить слова В. А. Сухомлинского «….
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.
О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников «О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников» Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №31.
Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого.
Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте.
Развитие физических качеств у детей среднего возраста При организации образовательного процесса, педагог должен оптимизировать двигательную активность детей во всех видах деятельности. Так как.
Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление.
Развитие физических качеств во второй младшей группе Особенности физического развития ребёнка 3-4 лет. Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют.
Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.
Источник
Физическое развитие. Организация занятий в бассейне
Светлана Юрьева
Физическое развитие. Организация занятий в бассейне
Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранный эти движения, тем больше жизненный опыт малыша. Задача взрослых создать такие условия, чтобы ребенок как можно больше двигался, чтобы его окружало организованное двигательное пространство, чтобы в помещении для ребенка было как можно больше доступного, облегченного спортивного инвентаря.
Занятия плаванием помогают обогатить двигательные навыки детей, одновременно решая вопросы закаливания. Если есть такая возможность, то занятия в бассейне лучше начать как можно раньше.
В настоящее время дошкольные учреждения строят с небольшими крытыми бассейнами, что помогает круглый год многим детям общаться с водой, получать навыки безбоязненного общения с ней, получать первоначальные навыки плавания. Далеко не все из тех, кто посещает дошкольные бассейны, станут чемпионами, да и вообще спортсменами – пловцами, но навыки, приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь.
Есть дети,которые по тем или иным причинам боятся воды: погружения лица в воду, попадания воды в лицо, принятия без опорного положения в воде. Такие дети чаще всего избегают занятий по плаванию, придумывают разные причины и поводы, чтобы не ходить на занятия. Что делать с такими детьми в бассейне детского сада? Может быть,не обращать на них внимание: не хотят – пусть и не ходят? А может быть построить занятия таким образом, чтобы и эти дети стремились в бассейн?
Я решила, что бассейн детского сада как раз и есть то место, где необходимо создать условия для привлечения к занятиям всех детей. Медленно, постепенно, но каждый ребенок способен получить определенное количество необходимых навыков и в то же время получать закаливающие мероприятия.
Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста по-разному ставят задачи по обучению плаванию.
Многие считают, что основная задача — научить плавать, и используют спортивные подходы к занятиям с дошкольниками, проводят настоящие тренировки. На мой взгляд, такой метод подходит не всем детям.
Мне кажется, что в основу занятий в бассейне необходимо взять игровой метод. В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи.В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают педагогу обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию.
Однако, такие занятия требуют от педагога знания большого количества подвижных игр, он должен быть знаком с детской литературой, соответствующей возрасту детей, у самого педагога должно быть хорошо развито творческое воображение.
В то же время, программа детского сада – это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше жизненно необходимых навыков и знаний. Все педагоги должны работать в тесном сотрудничестве, в том числе и педагог по плаванию. На своих занятиях он может закреплять знания и навыки, полученные детьми на других занятиях: закреплять знания цвета, счета, геометрических фигур, направления движения, использовать знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Включая в работу элементы сенсорики, литературные тексты и стихи, задания на счет и ориентировку в пространстве, педагог обогащает свои занятияи порою сложные на первый взгляд задания превращает в интересную игру: надо не просто проплыть определенное количество метров, а помочь потерявшимся зверушкам добраться до дома; а с другим заданием могут справиться только “Дельфинчики”; а как интересно путешествие на Северный или Южный полюс, где живёт много водоплавающих животных. Как много еще интересного и познавательного можно узнать на занятиях в бассейне, да еще и научиться плавать.
Так же организация занятий в бассейнепомогает детям лучше освоить навыки самообслуживания: дети учатся самостоятельно принимать душ (а это работы медсестры бассейна, самостоятельно вытираться, чтобы нигде не осталось мокрого места, быстро и самостоятельно раздеваться и одеваться.
Занятия в бассейне приносят большую пользу в работе с дошкольниками, но без совместной работы с родителями будет трудно.
Не маловажную роль в организации занятий играет работа с родителями. Педагог должен хорошо знать детскую психологию, и особенности поведения в разные периоды пред дошкольного и дошкольного возраста. Ему необходимо четко отслеживать причины, по которым ребенок не хочет ходить в бассейн и соответственно этому проводить разъяснительную работу с родителями, убеждать их в необходимости таких занятий, приглашать их на занятия по плаванию. В то же время необходимо вовремя поддержать и похвалить малыша, может быть даже авансом, повысить уверенность ребенка в своих действиях.
Мне кажется, что педагог по плаванию детского сада, может считать, что он добился успеха, ни тогда, когда несколько его воспитанников заняли места на каких либо соревнованиях, а тогда, когда практически все выпускники детского сада на том или ином уровне осваивают водное пространство и с удовольствием посещают занятия. Конечно, приятно, когда часть этих детей показывают хорошие результаты и хорошие навыки плавания, но большее удовлетворение я получаю тогда, когда начинают плыть именно те детки, которые изначально воды боялись и не хотели ходить в бассейн.
Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд. Так пусть игра поможет сделать этот труд легче и приятней. Пусть все дети стремятся в бассейне, а педагоги и родители им помогут.
Свой опыт работы я отразила в конспектах занятий по плаванию для разных возрастных групп и фотографиях.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
«Поможем Зайке дом найти» (конспект ООД с детьми младшей группы, физическое развитие) Программное содержание: Образовательные задачи: -развивать слуховое и зрительное восприятие; -формировать умение сохранять устойчивое положение.
Физическое развитие на прогулке Эстафеты являются одним из любимых видов деятельности для детей из-за соревновательной направленности и двигательной активности. Интересные.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Консультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.
Консультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.
Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.
Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть) 10 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология, как наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на.
Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (4 часть) 9 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.
Источник