Мишустин утвердил программу развития Северного морского пути с финансированием в 1790,5 млрд рублей
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Общий объем финансирования плана оценивается в 1790,5 млрд рублей.
«Чтобы Северный морской путь действительно стал новым мировым транспортным коридором, чтобы движение по нему было экономически целесообразным и безопасным, предстоит сделать очень многое. Надо построить новые ледоколы, спасательные и вспомогательные суда, создать терминалы для реализуемых крупных инвестиционных проектов», — отметил вице-премьер Юрий Трутнев.
План включает более 150 мероприятий на пять разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по Севморпути, а также управление и развитие судоходства по СМП.
В разделе «Грузовой и ледокольный флот» — планы по строительству пяти серийных атомных ледоколов, головного ледокола проекта «Лидер», дополнительных четырех ледоколов с битопливной энергетической установкой. Будут построены грузовой флот арктического класса для вывоза продукции проектов освоения месторождений в Арктике, флот снабжения для грузов северного завоза, контейнеровозов для транзитной контейнерной линии.
Для организации безопасности судоходства по Северному морскому пути планируется создать арктическую спутниковую группировку мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения, а также разместить подразделения МЧС в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. Для управления и развития судоходства будут запущены информационные и цифровые услуги в арктических акваториях.
Если говорить про создание инфраструктуры, то наибольшее внимание уделено Мурманской области: строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа, развитие транспортных узлов, строительство специализированного терминала навалочных грузов (терминал Тулома), реконструкция объектов третьего грузового района морского порта Мурманск. Также в рамках плана развития СМП планируется развитие Архангельского транспортного узла, строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае, а также создание западного и восточного портов-хабов для транзитной линии с российским оператором.
Реализация этих проектов должна поспособствовать организации круглогодичной навигации по СМП уже в 2024 году.
Успех большинства крупнейших проектов наших компаний в Арктике после ухудшения отношений России и стран Запада стал напрямую зависеть от начала круглогодичного судоходства по СМП в восточном направлении. Причем в наибольшей степени это касается проектов, которые должны обеспечить подавляющую часть грузопотока по СМП — добычи нефти и угля, а также производства сжиженного природного газа (СПГ). Если раньше можно было рассчитывать на экспорт хотя бы части этой продукции в Европу посредством трубопроводов, железнодорожного транспорта или морем, то теперь поставки угля и нефти уже ограничены западными санкциями. СПГ пока под запрет не попал, но, учитывая нарастающее давление на нашу страну, покупатели из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — более надежные торговые партнеры для российских компаний.
Самый большой объем загрузки СМП должен дать «Восток Ойл» — проект по добыче нефти компании «Роснефть». Несмотря на объявление иностранных инвесторов о выходе из этого проекта, на сроках его реализации это никак не должно сказаться.
Этот проект уже вступил в фазу промышленной эксплуатации и в перспективе станет крупнейшим поставщиком энергетического сырья на мировые рынки, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Ресурсная база «Восток Ойл» достигает 6,2 млрд тонн нефти. Причем при планировании проекта изначально закладывалось, что для него потребуются именно отечественные технологии и оборудование, разработка которых активно ведется, уточняет эксперт.
Успех большинства крупнейших проектов российских компаний в Арктике напрямую зависит от круглогодичного судоходства по Северному морскому пути
По плану развития СМП уже в 2024 году «Восток Ойл» должен обеспечить грузопоток в 30 млн тонн нефти. К 2030 году показатель должен вырасти до 100 млн тонн, то есть две трети от целевых показателей загрузки.
Сложнее со строительством заводов по производству СПГ. Они к 2024 году должны обеспечить грузопоток по СМП почти на 33 млн тонн, а к 2030 году — до 64 млн тонн. Все проекты реализует компания «Новатэк». Завод «Ямал СПГ» (19,7 млн тонн) уже успешно работает. Также планируется построить два крупнотоннажных предприятия — «Арктик СПГ-2» в 2023-2026 годах и «Арктик СПГ-1» в 2027-2031 годах, а также Обский газохимический комплекс (Обский ГХК) в 2024-2026 годах, который будет производить помимо СПГ аммиак и водород.
Последнее предприятие будет использовать российское оборудование, в том числе для производства СПГ — технология «Арктический каскад». Она уже используется на четвертой линии завода «Ямал СПГ», ее мощность — 0,9 млн тонн в год.
А вот для «Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-1» требуется крупнотоннажная технология сжижения газа. Пока такого оборудования в России не производят, а иностранное находится под санкциями Евросоюза и США. Поставки его в нашу страну запрещены. Для разработки и испытаний крупнотоннажной отечественной технологии нужно время — как минимум год. Первая очередь завода «Арктик СПГ-2» почти построена с использованием иностранного оборудования, и едва ли что-то помешает запустить ее в 2023 году. Пуск второй линии ожидается в 2024 году. Будет ли на ней использоваться отечественная крупнотоннажная технология или несколько среднетоннажных установок, пока неизвестно.
Для успешной реализации проектов по добыче угля и в сфере металлургии никаких технологических препятствий нет. Но фактически сейчас полноценная круглогодичная навигация по СМП стала обязательным условием для реализации этих проектов, как и планов по строительству заводов СПГ, а также проектов по добыче угля и нефти.
Источник
Финансирование северного морского пути
Участники программы субсидирования каботажных перевозок по Северному морскому пути (СМП) теперь могут использовать в своих маршрутах порты Архангельск и Находка. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Такое решение было принято по итогам навигации 2022 года. До сих пор получить субсидию могли только те компании-перевозчики, которые использовали для прокладки маршрутов Большой порт Санкт-Петербург или порт Мурманск в западном секторе СМП и порты Владивосток или Восточный как конечные точки маршрута.
Кроме того, участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта.
Механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по Северному морскому пути был запущен в 2022 году. На это из федерального бюджета каждый год выделяется по 560 млн рублей. Средства предназначены компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты.
Такие меры делают перевозку грузов по Северному морскому пути более выгодной и востребованной для грузоотправителей. Также это позволяет увеличить грузопоток в рамках северного завоза.
Согласно Указу Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», грузопоток по СМП к 2024 году должен быть увеличен до 80 млн т.
Работа идёт в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».
Развитие СМП обсуждалось в рамках посещения Михаилом Мишустиным Надеждинского металлургического завода Заполярного филиала компании «Норникель» 27 июля 2023 года. Председатель Правительства в разговоре с главой «Норникеля» Владимиром Потаниным подчеркнул, что использование СМП значительно снижает издержки при транспортировке продукции, особенно в условиях беспрецедентных экономических санкций.
Источник
Инвестиции в Севморпуть до 2024 года составят 735 млрд рублей
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 апреля. /ТАСС/. Финансирование мероприятий по развитию Северного морского пути, согласно утвержденному проекту, до 2024 года составят 735 млрд рублей, из них чуть более трети — бюджетные средства. Об этом сообщил глава Росатома Алексей Лихачев в интервью ТАСС на Международном арктическом форуме.
«На сегодняшний день федеральный проект развития Северного морского пути утвержден в объеме финансирования 735 млрд рублей до 2024 года. Бюджетных денег в нем всего 274 млрд рублей. Более 460 млрд рублей должны вложить Росатом и недропользователи — «Новатэк», «Роснефть» и другие», — сказал он.
Компании, реализующие проекты в Арктике, по словам Лихачева, будут вкладывать в развитие портовой и прилегающей к ней инфраструктуры, без которой невозможно развитие Северного морского пути.
«Это порты, подъездные пути к портам, создание подходных морских каналов, ледозащитных сооружений. Конечно же, лидирующим инвестором в подходные морские каналы должно стать государство, так как именно государство — их собственник», — сказал Лихачев.
Он отметил, что в финансировании этого большого проекта должен быть соблюден баланс.
«Мы не должны перекладывать большую финансовую ответственность на компании, поскольку им может стать коммерчески неинтересно работать в Арктике. Но, с другой стороны, и Росатом не может максимально увеличивать свои инвестиции, потому что это приведет к росту тарифа на проводку судов по Северному морскому пути», — объяснил он.
Источник