Философские стихотворения тютчева фонтан

«Фонтан» Ф. Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Дата создания: не позднее апреля 1836 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом. Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», – подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе, которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.

Метафоры“осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Сравнения“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
  • Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Стихотворение «Фонтан» было написано Тютчевым в самый продуктивный период его творчества. Поэт размышляет о человеческой душе. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану, который откроет читателю все скрытые грани стихотворения «Фонтан».

История создания

Тютчев написал стихотворение «Фонтан» во время путешествий по Европе. Во многом на его творческий путь повлияло увлечение немецкой и в особенности романтической поэзией. Именно под её влиянием написан «Фонтан». Произведение несёт в себе глубинный смысл и отражает состояние души автора.

Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.

Жанр, направление, размер

«Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской элегии. Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием: таким образом поэт создаёт эффект движущихся струй. Бесконечность водяного движения передаёт кольцевая рифма.

Направление творчества Тютчева принято называть «чистым искусством». Автор не касался «грязных» тем и проблем современного ему общества и делал акцент на прекрасном и вечном — природе, чувствах, философских думах о сути вещей и понятий.

Композиция

По композиции стихотворение «Фонтан» делится на 2 части.

  1. Сначала перед читателем предстаёт яркий и выразительный образ фонтана, игра света в каплях, бьющаяся ввысь вода, её зрелищные потоки.
  2. Вторая же часть посвящена передаче поэтом своего эмоционального настроя при помощи художественных образов, она представляет собой его философские размышления.

Образы и символы

Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.

Читайте также:  Подсветка для бассейна intex 28688

Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.

Темы, идеи и настроение

Основная тема стихотворения «Фонтан» – сравнение фонтана с мыслью человека: как и брызги фонтана, наши возможности, достигая пика, неизменно возвращаются к исходному уровню, чтобы начать восхождение сначала. Начиная от рождения, люди стремятся к новым знаниям, обогащают свой опыт, как умственный, так и духовный. Но угасание неизбежно: в какой-то момент мы достигаем высшей точки, пересечь которую уже невозможно. Как люди стареют, так и капли, летящие ввысь, достигнув своего предела, падают на землю. Но автор не отрицает, что однажды все человеческие возможности будут реализованы, и «длань незримо-роковая» остановит движение.

Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.

Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.

Основная идея

Смысл стихотворения «Фонтан» состоит в ограниченности человеческой жизни, в нашем стремлении к идеалу, достичь которого невозможно. Восхождение всегда сменяется падением, и когда-то это осознание придёт к каждому человеку. Что мы можем сделать? Смириться и ждать своего часа. Может, именно нам суждено чуть-чуть продвинуться во время своего прыжка вверх.

Главная мысль стихотворения «Фонтан» уже не раз возникала в творчестве Тютчева. Примерно о том же он писал в произведениях «Природа — сфинкс», «Силентиум» и «Нам не дано предугадать». Человек не совершенен, ему не дано все знать, поэтому он должен учиться у природы ее мудрости на протяжении всей жизни.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и тропы. Среди них:

  1. эпитеты («сияющий фонтан», «живое облако», «влажный дым», «заветная высота», «огнецветная пыль», «непостижимы закон», «упорный луч»);
  2. метафоры («фонтан клубится облаком», «лучом поднявшись к небу», «осужден пасть на землю», «смертной мысли водомет», «длань преломляет луч»).

Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.

Источник

Ключевые образы в Фонтане Ф. И. Тютчева

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») было написано в 1836году, и в этом же году напечатано А.С.Пушкиным в «Современнике». Творчество великого поэта изучено, казалось бы, вдоль и поперек. Но читатель, любящий Ф.И.Тютчева и завороженный «эфирной высотой» его поэзии (по словам А.Фета), способен обнаружить в ней нечто новое, неожиданное. Моя работа- попытка собрать воедино то, что уже было открыто исследователями, и попытаться увидеть нечто своё.
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Фонтан» имеет 2-хчастную композицию. Чаще всего две композиционные части тютчевского стихотворения соотносят путем параллелизма состояния природы и человеческих переживаний. С точки зрения В.Я.Брюсова, этот «Самый любимый и вместе с тем совершенно самостоятельный прием творчества Тютчева состоит в проведении полной параллели между явлениями природы и состояниями души. В стихах Тютчева граница между тем и другим как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое…»*[2,с.206]
Взаимосвязь 2 частей организуется поэтом на нескольких планах. Обе части состоят из 8 строк, причём 5 строка выделяется в обеих частях повтором «к небу». Слова, повторяющиеся в обеих строфах: «луч», «высота», «небо». «Луч»-слово- символ, обозначающий оплодотворяющие, созидательные силы, духовное просветление, творческую энергию. Связывают строфы и синонимы: «пыль»-«брызги», «фонтан»- «водомёт», «ниспасть»-«свергает».Толковый словарь Ушакова* [15] даёт следующие значения: СВЕ;РГНУТЬ — кого-что; 1. Сбросить вниз (книжн. устар.). Свергнуть памятник с пьедестала. 2. (Перен.)- Освободиться от чьего-нибудь владычества, лишив власти, могущества, низложив. Некоторой «скрепой» стихотворения является и грамматическая форма единственного глагола в повелительном наклонении «смотри». Он подразумевает, что некто обращается к читателю, внешнему наблюдателю. «В самом деле, в творчестве Тютчева необыкновенно велика доля стихотворений, обращенных к слушателю, с имитацией реального общения с ним. К такой «обращенной» лирике принадлежит более половины стихотворений Тютчева. «Ты» или «вы», к которому обращено стихотворение, может быть и определенным лицом, и представителем какой-то более или менее определенной группы, и совершенно неопределенным «ты», с которым поэт делится своими впечатлениями. Существенна иллюзия непосредственного общения, вносящая интонацию живой устной речи и даже представление жеста, например – указательного жеста в типичном начале ряда стихотворений «Смотри, как»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится. »*[3]
Подразумеваемое «ты» поддерживается во второй части стихотворения дважды повторённым личным местоимением «тебя». Речь идёт о «смертной мысли водомёте», т.е. человеке. Затем фраза «Как жадно к небу рвёшься ты» объединяет в нашем сознании несколько «лиц»:и наблюдателя, к которому обращается лирический герой Ф.И.Тютчева, и самого лирического героя, описывающего фонтан, и сам фонтан, и «смертной мысли водомёт»(человека вообще). На важную роль местоимений в поэзии Тютчева Ф.И. указывал Ю.М.Лотман: «…любому местоимению может быть приписано противоположное значение, (они) образуют единый тютчевский мир с только ему присущей парадоксальной одновременной крайней личностностью и столь же крайней всеобщностью».*[3]
Хотелось бы подробнее поговорить о важнейших сопоставляемых в обеих частях «Фонтана» синонимах «фонтан» и «водомёт». В статье Пумпянского Л.В. «Поэзия Ф.И.Тютчева» встречаем указание на связь стихотворения «Фонтан» с державинским «Водомётом»: «Державин говорит (1808, «Водомет», II, 147) – «луч шумящий водометный, свыше сыплюща роса. ». Державинским является и слово «луч».*[4]
Кроме уже названных принципиальных, структурно образующих слов- образов «водомёт»(«водомётный») и «луч», хочется добавить следующие лексические «переклички»: «Зарьных розы уст касались»-«коснулся высоты заветной»; «Травки, смятые под нею»- «Тебя стремит, тебя мятёт»; «Где я очи голубые Небесам подобно зрел» и «Как жадно к небу рвёшься ты!» и, наконец, «стрелы огневые»-«Пылью огнецветной». Тот же Л. В. Пумпянский считает, что поэзия Тютчева представляет из себя «сплав Державина и Шеллинга».
Д. Д.Благой же в статье «Жизнь и творчество Тютчева»*[5] замечает, что поэту близка «романтическая философия Шеллинга с её учением о «тождестве» внешнего и внутреннего мира- природы и человеческого «Я»…философия тожества определяет не только содержание стихов Тютчева, но глубоко воздействует и на самую их форму: ею, например, продиктована столь излюбленная поэтом двучленная композиция многих его стихотворений». *[5] Это касается и двучленной композиции «Фонтана».*[1],[5]
Многие исследователи отмечают связь поэзии Ф.И.Тютчева с немецкой романтической поэзией.
Многозначна и показательна и перекличка отдельных образов в стихах Тютчева и Гете. *[6] «Так, важную философскую нагрузку в стихах Гете несет на себе образ воды, предположим, в «Песни о Магомете» и «Песни духов над водами» – символическое значение воды и ее сравнение с человеческой душой.
Душа человека
Волнам подобна:
С неба нисходит,
Стремится к небу;
И снова должна
К земле обратиться,
Вечной премене
Обречена:

Воде ты подобна,
Душа человека,
Судьба человека
Подобна ветрам! (Перевод мой – А.К.)*[6] См. стихотворения Шиллера «Боги Греции», «Дифирамбы», «Певцы древнего мира» и т.д. Образ из шиллеровского «Geisterseher» («Созерцатель духов») использовал Тютчев для своего стихотворения «Фонтан». Шиллер сравнивает стремление человека к бесконечности со взлетающей кверху струей фонтана, рано или поздно принужденной низвергнуться на землю.(«Разве не так струя каскада с силой устремляется в высоту, которая могла бы ее взметнуть в бесконечные просторы? Но уже в первый момент ее взлета на нее действует сила притяжения, давит огромная масса воздуха, так что, описав более или менее высокую дугу, она вновь возвращается на родимую землю. И едва успев упасть, должна она с той же силой взмывать кверху. И такова же сила неизменного стремления к бессмертию, когда человек с самого момента своего возникновения постоянно должен отвоевывать для себя пространство у давящей его необходимости»). Этой параллелью объясняется, почему у Тютчева возникает в «Фонтане» образ «водного луча», совершенно не свойственного русскому языку.Но у Тютчева символическая перспектива расширяется: она охватывает не только мысль о бессмертии, а всякую ищущую человеческую мысль.»*[6] Фонтан-вода -«смертной мысли водомёт»-человек. Такая логическая цепочка может быть образована при сопоставлении ключевых образов стихотворения «Фонтан». Как в фонтане извергаются одна за другой струи воды, так человеческий ум фонтанирует самыми разными идеями и мыслями. Все они конечны, как смертен тот, кто их воспроизводит,- «смертной мысли водомёт». Обращает на себя внимание антитеза «смертной» («смертной мысли водомёт»)- «неистощимый»(«водомёт неистощимый»). Лексический повтор «водомёт» соединяет в нашем сознании эти антонимы. Словарь синонимов к эпитету «неистощимый» даёт следующий ряд слов: неисчерпаемый, неиссякающий, бесконечный, безграничный, беспредельный, неограниченный, неоскудевающий. Все они подчёркивают нечеловеческую, вечную природу «смертной мысли водомёта». Мы обнаруживаем некую двойственность природы водомёта: смертность, то есть конечность, и неистощимость, то есть беспредельность. Сам человек смертен, но нечто, вложенное в него, бессмертно. Далее мы видим, что судьба водомёта непроста не только в силу его противоречивой двойственности, но и потому, что лирический герой Ф.И.Тютчева озадачен вопросом «какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятёт?» Усилительная вопросительная частица «какой» подчёркивает, что вопрос, заданный нам и себе самому лирическим героем, – вопрос риторический. Над ним можно размышлять, но дать на него ответ невозможно. Всё-таки попытаемся в этом разобраться. «Закон непостижимый…стремит и мятёт» уже не фонтан, а «смертной мысли водомёт», то есть человека. Эпитет «непостижимый» подчёркивает невозможность проникнуть в высшие тайны ограниченным человеческим разумом. Этот «непостижимый закон» «стремит и мятёт» человека. Интересно рассмотреть синонимичный ряд глаголов, данный словарём В.И.Даля к этому слову, — СТРЕМИТЬ -что куда, с предлогами устремлять, влечь, тащить, тянуть, увлекать, нести током, рвать, двигать и направлять, обращать; вперять. Очевидно бессилие человека перед вложенным в него и воздействующим на него законом. И глагол «стремит» и «мятёт»- устаревшие. У Даля: «Мясти — приводить в смущение, смущать; тревожить, беспокоить» Стало быть, смысл такой: «Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя БЕСПОКОИТ? » Бессилие и тревога — вот те свойства, которые привносит «закон непостижимый» в жизнь, ум смертного человека. Судьба фонтана и водомёта как бы повторяют друг друга. Кроме стремления вверх, к непознанному, вечному и обречённости на падение, их объединяет и общая стихия воды. Здесь уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М.Козырева «Письма о Тютчеве»*[7] В нём он писал: «Не только природная «живая жизнь» (тютчевский образ), но и все внутреннее духовное существование, точнее, то, что в нем есть истинного и ценного, сближается у Тютчева с влагой *. (* Любопытную параллель этому можно увидеть в одном изречении Гёте: «Душа человека похожа на воду: приходит она с небес, падает на землю и снова поднимается на небо». Но все же это изречение воспринимается лишь как изящная метафора — у Тютчева же в бесчисленных образах «душа — влага» звучит нечто большее — как бы отзвуки некой древней веры.)… первое положение Фалеса «Начало всего есть вода» нашло в стихах Тютчева самое живое и многообразное поэтическое воплощение»*[7]. В самом деле, обратимся вновь к тесту Ф.И.Тютчева «Фонтан». Первое, что мы замечаем благодаря поэту, что «Фонтан сияющий клубится» (метафора) «облаком живым»- эпитет. Облако –слово-символ –обозначает Непознаваемое Божество, скрытое от человека из-за его ограниченности. « Живое облако»- знак Божественного Присутствия. Фонтан оказывается отчасти этим «живым облаком». Эпитет «сияющий» также подчёркивает светящуюся, лучезарную природу фонтана, близость его к Высшему Миру. В «Письмах о Тютчеве» Б.М.Козырев пишет: «По моим подсчетам оказалось, что более чем в одной третьей части всех оригинальных стихотворений Тютчева есть образы, связанные с его излюбленной водной стихией, а примерно в одной десятой части — эти образы являются центральными, так или иначе определяющими тему стихотворения. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая ни была бы отмечена Тютчевым, начиная с Мирового Океана и кончая каплями слез». Статистически подтвердив поразительный сам по себе факт тютчевского «поклонения стихии воды», Б. М. Козырев не останавливается на констатации этого факта — он хочет найти в нем натурфилософское, «мировоззренческое» содержание. Поэзия Тютчева дает исследователю основание увидеть у него не просто эстетический культ воды, но «признание ее первичной и благой мирообразующей стихией»… «…вода для Тютчева есть стихия по преимуществу. При этом она — наиболее «чистая», наиболее близкая к божественному началу» *[7]. «Фонтан клубится»- данная метафора позволяет увидеть в природе фонтана нечто ему не свойственное. Клубится обычно дым, связанный уже не со стихией воды, а со стихией воздуха. Ещё одно слово, «поддерживающее» эту стихию, –«дым», хотя и «влажный». Этот эпитет вновь подчёркивает необычные свойства фонтана. Так незаметно Тютчев размывает границы стихий. «Мир, природа воспринимаются им…как всеобщая связь…как непрерывная смена, как процесс, переходы…Оттенки, переходы, переливы характерны для всего его (Ф.И.Тютчева) импрессионистического стиля.» *[5]. «Как пламенеет»- метафора разрастается: на смену стихии воздуха приходит стихия, абсолютно противоположная воде (фонтану),- огонь. Сложное прилагательное «огнецветной» также напоминает нам о стихии огня. Но теперь огнецветной оказывается «пыль». Это слово отсылает нас к стихии «земля». Слово «пыль» является синонимом старославянского слова «прах», которое стало символом разрушения, смерти, телесной, тленной природы человека, а также течения времени. Все глаголы, относящиеся к фонтану, « клубится, пламенеет, дробится» даны в форме настоящего времени, что позволяет поэту в нашем присутствии изобразить сам акт Творения «живого облака». Таким образом, мы обнаружили несколько любопытных моментов. Во-первых, фонтан в первой строфе изображён как часть «облака живого». В границах фонтана стихии перемешиваются, перетекают друг в друга, творится некое «живое облако». Это текучее облако «дробится на солнце», превращаясь «во влажный дым». Во-вторых, очевидно наличие всех четырёх стихий, формирующих фонтан: воды, воздуха, огня, земли — и солнца, что позволяет говорить о космогонии Ф. И.Тютчева, о мотиве Сотворения Мира. Ещё в 1935 году П.А. Флоренский писал о космическом мироощущении Тютчева. Интересно, что описанное Ф.И.Тютчевым Сотворение Мира из 4 стихий перекликается со взглядами пифагорейцев: «Согласно закону гармонии стихий,…ни огонь не входит в состав земли, ни земля – в состав воздуха …Земля состоит из трех частей земли и одной части огня…Воздух состоит из трёх частей огня и одной части земли. Огонь состоит из 4 частей собственной природы…»*[8, с. 293]. Кроме того, картина, представленная Ф.И.Тютчевым в стихотворении «Фонтан», перекликается с утверждениями учения стоиков, как они даны С.Н.Трубецким: « Вселенная представляется живым органическим целым, все части которого разумно согласованы друг с другом. Она образуется путем последовательных периодических сгущений и разрежений эфирной пневмы. Эта огненная пневма сгущается в воздух, а воздух – в воду, которая служит материей всех прочих тел: тяжёлые части, осаждаясь из воды, образуют твёрдую земную стихию; лёгкие — вновь улетучиваются вверх, в воздух и огонь. В мире нет пустоты… «Пустота» лежит за пределами мира; в период воспламенения стихий, их возвращения в первобытный огонь, которым заканчивается мировой процесс, вещество, составляющее субстанцию мира, беспредельно расширяется в этой пустоте, чтобы затем вновь сгуститься и сжаться в компактную массу в период новой дифференциации, нового мирообразования»*[9].На смену Творения тут же приходит Разрушение-«дробление». Как писал И.С.Аксаков « У Тютчева деланного нет ничего: всё творится». Об этой неразделённости Творения-Разрушения писал и П.А. Флоренский: «Хаос Тютчева залегает глубже человеческого – и вообще, и индивидуального – различения добра и зла. Но именно поэтому его нельзя понимать как зло. Он порождает индивидуальное бытие, и он же его уничтожает. Для индивидуума уничтоженье есть страдание и зло. В общем же строе мира, то есть вне человеческой жизни, это ни добро, ни зло…Без уничтожения жизни не было бы, как не было бы ее и без рождения…Тютчев не говорит и не думает, что хаос стремится поставить вместо человеческих норм и понятий о добре им обратные; он просто попирает их, подчиняя человека другому, высшему, хотя часто и болезненному для нас закону.»*[10, с. 473].
Ещё одна «роль» фонтана — соединение «высоты заветной» с землёй, «божественного» и «низкого» пространства. Обращает на себя внимание эпитет « заветная»(высота). Понятие «закон» и « завет» в старославянском и древнерусском языках — синонимы. Основное различие синонимов состоит в том, что завет- это союз, заключённый между Богом и людьми, договор. Писанная часть Завета- закон, записанный на скрижалях, в котором нельзя изменить ни буквы. Так, эпитет «заветная(высота)» подчёркивает мотив некоторого договора, заключённого между смертными и Богом. Фонтан, «лучом поднявшись к небу», нарушает границы, установленные Свыше. Но, даже нарушая, луч фонтана способен лишь коснуться этой высоты. Единственный глагол прошедшего времени в стихотворении — глагол «коснулся». Опыт нарушения Договора состоялся. Возникает библейский мотив падшего ангела, пытавшегося конкурировать с Богом, «упавшего от небес» и «разрушенного к земле».(Книга пророка Исайи 14:4-17). Тире в сложном предложении подчёркивает значение во второй части следствия, вывода из того, о чём говорится в первой части. ( «Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной- И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён»). Антитеза «поднявшись»-«ниспасть» также подчёркивает эту причинно-следственную связь. Плата за касание — «снова пылью огнецветной ниспасть…» Наречие «снова» указывает на повтор, цикличность этого действия во времени. А инфинитив «ниспасть», лишённый каких-либо постоянных признаков, заставляет звучать эту строку как некий закон, универсальный для всех и в любое время. Кроме того, краткое страдательное причастие прошедшего времени «осуждён» порождает в нашем сознании мотив суда, страдания. Интересно вспомнить рассуждения Ю.С.Степанова в его работе «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования» на эту тему: «Когда закон торжествует, появляется наказанный преступник, к концепту ЗАКОН присоединяется в русском сознании не ощущение торжества справедливости, а ощущение несчастья наказанного. «Осужденный-несчастный»- вот краткая формулировка этого русского понятия». Далее Ю.С.Степанов замечает, что понятие «закон» подразумевает противопоставление: «принудительный- непринудительный- эта пара признаков относится к сфере воли человека и его действий, т.е. понятию закона, понимаемого как «предел» воли человека. Наиболее древнее проявление этого противопоставления – различение законов человеческих и законов Божьих.(Осуждён)»*[11]. Интересно наблюдение над этой строчкой В.В.Гиппиуса, обратившего внимание на то, что «для впечатления низвергающегося фонтана нужно было ритмически разрезать синтаксическое целое:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной. –
Это мастерство не всегда поддается рациональному объяснению в каждой отдельной частности, но всегда находит соответствие в общем характере поэтического замысла.»*[12]
Любопытно, что фонтан- создание ума и рук человеческих – своего рода попытка преодолеть законы природы, используя знания и мастерство. Попытка нарушить естественный порядок вещей, заставив воду подниматься в небеса, нарушая закон всемирного тяготения. Вечное стремление человека сравняться в акте творчества с самим Богом. И в этом смысле мы снова обнаруживаем мотив конкурирующего с Богом человека, падшего ангела. Таким образом выстраивается новая логическая цепочка: Бог(«живое облако»)-фонтан(«лучом поднявшись», в данном контексте луч- символ творческой энергии)-пыль-«смертной мысли водомёт» -«твой луч» — «в брызгах»// падший ангел. В первой строфе мы обнаружили два важнейших мотива. Мотив нарушения закона и расплаты за это. И мотив Творения и Разрушения Мира. По мысли В.В. Кожинова, Тютчев Ф.И. здесь уходит от каких-либо оценок :«В общем же строе мира, то есть вне человеческой жизни, это ни добро, ни зло…Без уничтожения жизни не было бы, как не было бы ее и без рождения… И когда хаос не считается с понятиями человеческими, то это не потому, что он нарушает их «назло», что он борется с ними и противопоставляет им их отрицание, а потому, что он их, так сказать, не замечает».*[10.с.473]Интересно, что обнаруженный нами в первой строфе мотив нарушения закона и расплаты за это повторяется и во второй строфе. О повторе слова «небо» в 5 строке обоих строф уже упоминалось. Небо в мифологии важнейшая часть космоса. Это прежде всего абсолютное воплощение верха, члена одной из основных семантических оппозиций (верх-низ). Его наблюдаемые свойства — абсолютная удалённость и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифотворческом сознании с его ценностными характеристиками — трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством. Небо простерто над всем, всё «видит», отсюда его всеведение. Небо- активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной «духовности».*[13] «Как жадно к небу рвёшься ты…» Эпитет «жадно» с усилительной частицей «как», а также экспрессивный глагол «рвёшься» передают нам всю силу и мощь, нетерпение и страсть движения «водомёта» к небу. Само слово «водомёт», обозначающее один из центральных образов второй строфы, требует пояснений. Толковый словарь Д.Н. Ушакова 1935- 1940 дает следующее толкование: «Водомёт — водомета, муж. (поэт. устар.). Фонтан. «Везде дворцы, театры, водометы.» Баратынский.»* [14]
В. И. Даль в своем словаре дополнил и умножил группу слов, связанную со словом «водомет», своим собственным творчеством: «Водомет, м. водобой, фонтан. Водометная струя. Водометчик, водометный мастер, строитель. Водометь ж. водопадь, падение воды на мельничное колесо» (1880, 1, с. 224). В. П. Горчаков в своем дневнике записал о «Фонтане Бахчисарайского дворца» и о размышлениях А.С.Пушкина о паре двух синонимов(фонтан-водомёт): «Прочитав мне это стихотворение, Пушкин заметил, что, несмотря на усилие некоторых заменить все иностранные слова русскими, он никак не хотел назвать фонтан водометом, как никогда не назовет бильярда — шарокатом». (Пушкин в воспоминаниях современников, с. 151). Однако уже ссылка Пушкина на Академический словарь, т. е. на «Словарь Академии Российской», показывает, что слово водомет является более древним славяно-русским образованием. Слово водомет уже включено в первую редакцию «Словаря Академии Российской» XVIII в.* [15].В отличие от А.С.Пушкина, «Тютчев может в пределах одного стихотворения варьировать синонимы «фонтан» и «водомет», — он начинает описание с обиходного слова «фонтан», наделяя его в контексте особой звуковой выразительностью, но для аналогии со «смертной мыслью» предпочитает менее обычное, лишенное привычных ассоциаций и вместе обнажающее «внутреннюю форму» слова, выражение «водомет».»*[12]
Образ «незримо-роковой длани» во второй строфе не имел аналогов в первой строфе, и поэтому требует особого внимания.. Толковый словарь В.И.Даля дает такие значения этого слова: «Длань — жен., церк.- рука, пясть с пальцами, кисть, вся лапа, ладонь.». Длань- это и рука, и ладонь. Эпитет «незримо-роковая» также нуждается в пояснениях. Роковой(книжн.) 1. Приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый (устар.,поэт.). «И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет.»Пушкин. «Я призрак милый, роковой, тебя увидев, забываю.»Пушкин.|| Выражающий особое предназначенье, своеобразную судьбу (устар.,поэт.). В его лице было что-то роковое.2.Решающий, предопределяющий дальнейшие события. «Роковая минута приближалась.»Пушкин. Роковой шаг.3. Гибельный, имеющий тяжелые или гибельные последствия. Роковой исход болезни. Роковая случайность. «Дряхлый мир — на роковом пути.»Некрасов. Роковая ошибка.*[14] . Все три значения в тютчевском эпитете подразумеваются. Ю.М.Лотман также обращается к образу «длани незримо-роковой» и в своих «Заметках по поэтике Тютчева» во части II «Аллегоризм в языке поэзии Тютчева» вспоминает о содержательной работе А.Шульце, «посвященной малым формам поэзии Тютчева. А.Шульце обратил внимание на связь стихотворения «Фонтан» с одним устойчивым образом из общеевропейской эмблематики. Речь идет о заключительных стихах:
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Образ незримо-роковой руки, останавливающей струю фонтана, был бы совершенно загадочным, если бы не дешифровался с помощью одной из весьма известных в свое время, но тютчевскими читателями, вероятно, уже забытых эмблем. Шульце указал, что рука в христианской эмблематике «часто представляет божественный промысел». Действительно, в классическом и изданном на многих языках эмблематическом справочнике Диего де Сааведра Фахарды находим изображение фонтана, останавливаемого рукой, выходящей из облака, с латинским девизом: «vires alit» – и пояснительной легендой:
«И поле должно иметь свой отдых, дабы богатейшие плоды приносить. Доблесть возобновляется праздностью и набирается сил, так же как заткнутый рукой фонтанчик, как учит настоящее изречение». Однако более вероятным источником тютчевского образа были петровские «Симболы и емблемата», которые в XVIII в. не были редкостью в домашних помещичьих библиотеках. Здесь находим то же по сюжету изображение (у Сааведры рука спускается из правого верхнего угла, что соответствует норме; то, что в «Симболах и емблематах» она выходит из левого, видимо, результат перевернутости клише в этом, вообще, довольно технически неискусном издании). Подпись по-голландски: «фонтан, заткнутый (gestopt) рукой» – сопровождается девизом на русском, латинском, французском, итальянском, испанском, шведском, английском и немецком языках. Русский текст гласит: «Ободряет силу». Эмблема эта была известна не только Тютчеву, но и Козьме Пруткову, являясь ключом к его знаменитому изречению: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану»[16]. Изречение это прямо связано с идеей эмблемы: заткнутый (ср. голландскую подпись) фонтан отдыхает («mu; seine Ruhe haben» – у Сааведры) и набирает новые силы. Тютчевское истолкование субъективно и подчинено его общим воззрениям. Однако для нас важен в данном случае самый факт обращения к эмблематике как источнику образа.»*[3] «Длань, рука- символ Божественной активности, единственная часть Бога, доступная низшим чувствам.»*[8, с.263].Интересно было бы обратить внимание на «функции», осуществляемые этой «дланью». Это ограничение, а затем и разрушение «ослушавшегося»: «твой луч упорный преломляя». Преломить — в Малом академическом словаре – сломать, изменить движение.*[17] Эпитет «упорный», характеризующий «луч», отражает качества человека — « переносное значение –настойчивый, стойкий и непреклонный-в стремлении к чему-л., в осуществлении чего-л. // разг. Не отступающий от своего; упрямый.
Осуществляемый с упорством, требующий выдержки, стойкости, больших усилий.
Не прекращающийся длительное время, ставший постоянным; стойкий. // Непрерывный, неизменный». * [18]. Финал стихотворения вполне объясняет предположение Э. Н. Михайловой и А. Н. Чанышева о том, что «вина» отдельных вещей по Анаксимандру, заключается «не в самом факте их существования», а в том, что каждая индивидуальная вещь (или класс вещей) обладает некой «агрессивностью»; вещь(стремится «нарушить чужую меру», вторгнуться в чужие владения (например, «смертной мысли водомёт» так «жадно» рвётся «к небу», «но длань незримо-роковая, твой луч упорный преломляя, свергает в брызгах с высоты»). В этом же состоит вина вещей и несправедливость их друг к другу: «Нарушая чужую меру, “вещь” в конце концов нарушает и свою меру и в силу этого гибнет».*[7]
[1]- Ф.И.Тютчев Полное собрание стихотворений. Том 1//М.: «ТЕРРА»,1994.-С.224
[2]- Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т. 6. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 193–208.Стр.206
[3]- Лотман Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 553–564
[4]- Пумпянский Л.В. «Поэзия Ф.И.Тютчева // Урания. Тютчевский альманах. 1803–1928. – Л.: Прибой, 1928. – С. 9–57.
[5]- Ф.И.Тютчев Полное собрание стихотворений. Том 1// Д. Д.Благой «Жизнь и творчество Тютчева».М.: «ТЕРРА»,1994.-С.24-25.
[6]- Криницын А.Б. Ф.И. Тютчев и немецкий романтизм // http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=83563
[7]- Б.М.Козырев «Письма о Тютчеве» // http://archive.is/p037H Материалы о Федоре Тютчеве )//http://www.tyutchev.ru/t10.html//
[8]- Флудд «Земной монохорд» в «Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». Холл М.П. Новосибирск: ВО «Наука», 1993, гл. Пифагорейская теория музыки и цвета. С. 293.
[9]- С.Н.Трубецкой «История древней философии».Т.II, гл.3.) // http://www.odinblago.ru/ist_drevn_filos2/3
[10]- Вадим Валерьянович Кожинов. Пророк в своем отечестве. с. 473).//
[11]- Ю.С.Степанова в его работе «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования».М.: Школа. «Языки русской культуры», 1997 , гл.9
[12]- Гиппиус Ф.И.Тютчев // ФЭБ: Гиппиус Ф.И.Тютчев (ФЭБ –Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор- [13]- http://dic.academic.ru
[14]- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1011382//
[15]- http://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/289/
[16]-см. Лотман Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 553–564
[17]- Малый академический словарь //http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/51804///
[18] -http://tolkslovar.ru/u2321.html//

Читайте также:  Каркасный бассейн вода с железом

На фото фонтан «Солнце» в Петергофе (1721 — 1724 г.)архитектор Н. Микетти.

Источник

Оцените статью