Этапы строительства морского порта

Морские порты России развивают инфраструктуру

Для федерального проекта «Морские порты России» подготовлен план-график, позволяющий оценивать прохождение его ключевых этапов. Этот проект вошёл в состав «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортировка газа) на период до 2024 года», утвержденного распоряжением правительства РФ от 30 сентября 2018 года №2101‑р.

morskie-porty-RF.jpg

К концу 2019 года стало очевидно, что не все инвестиционные проекты, связанные с модернизацией морских портов, выполняются в соответствии с планом-графиком. Тогда Минтранс России провёл работу по изменению проекта и в сентябре 2020 года представил его откорректированный вариант. Новая редакция получила название «Развитие морских портов». В ней изменились сроки реализации, перечень мероприятий.

В обновленный вариант включены 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры и исключены 6 инвестиционных проектов. Основной причиной исключения стало изменение конъюнктуры рынка, которое повлияло на уровень потенциальных рисков инвесторов. По этой причине, например, приостановлен проект строительства угольного терминала в порту Зарубино на Дальнем Востоке. Из плана также предлагается убрать строительство двух терминалов СУГ по 1 млн т — НАО «Прайм» в бухте Мучке и «Восток ЛПГ» в бухте Перевозная-2 на Дальнем Востоке.

Угольный терминал в Арктическом бассейне

Согласно проекту, изменения произойдут в развитии портовой инфраструктуры в российских морских бассейнах в период до 2030 года. В целом за период с 2020 года по 2030 год включительно планируется ввести в эксплуатацию 354 млн т производственных портовых мощностей.

В Арктическом бассейне ведётся строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т со сроком реализации в 2022 году. Целью проекта является создание глубоководного морского порта на западном берегу Кольского залива для круглогодичной переработки нефте­наливных грузов и перевалки угля, интегрированного в международный транспортный коридор «Север — Юг».

Чтобы доставлять грузы в порт Лавна, где будут действовать угольный и нефтеналивной терминалы, а также сортировочный узел, строятся железнодорожная ветка длиной 46 км и железнодорожный мост через реку Тулому. Предполагается, что строительство железной дороги будет завершено в период 2021–2022 годов.

Морской СПГ-терминал в Мурманской области

Ещё один проект в Арктическом бассейне — это морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области, мощностью 20,87 млн тонн. Терминал рассчитан на перевалку сжиженного природного газа (СПГ) в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути.

Строительство намечено на 2020–2023 годы. Ответственный исполнитель — «НОВАТЭК». К терминалу в Мурманске СПГ будут доставлять танкеры-газовозы усиленного ледового класса по Севморпути. Далее газ будет перегружаться на танкеры-газовозы неледового класса.

В порту Мурманск введен в эксплуатацию временный рейдовый перегрузочный комплекс сжиженного природного газа. Комплекс предназначен для перевалки СПГ, экспортируемого с «Ямал СПГ». В конце января 2021 года на комплексе состоялась плановая перевалка СПГ, доставленного газовозом ледового класса Arc7 Nikolay Zubov из порта Сабетта, на танкер-газовоз ледового класса Arc4 Yenisei River для дальнейшей транспортировки газа в Китай.

Читайте также:  Турция гостиницы на берегу моря

Морской порт Мурманск расположен в Кольском заливе Баренцева моря. По грузообороту Мурманск занимает четвертое место в России. Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился с 25,7 млн т в 2011 году до 56,1 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года объем перевалки угля, по данным издания «Морские вести России», составил 13,1 млн т, нефти — 32 млн т, нефтепродуктов — 340 тыс. т и СПГ — 72,5 тыс. тонн.

Реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов

В Азово-Черноморский бассейне запланирована реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) с увеличением мощности порта на 2,5 млн тонн.

Это является одним из этапов программы по развитию Таманского перегрузочного комплекса СУГ, нефти и нефтепродуктов. Ее реализация позволит переориентировать грузовые потоки из портов сопредельных стран на территорию России. За счет ввода в эксплуатацию нового причального комплекса и технологической эстакады грузооборот порта увеличится до 3,5 млн тонн. Ответственным исполнителем является «Таманьнефтегаз». Срок реализации проекта намечен на декабрь 2021 года.

Морской порт Тамань расположен на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог Темрюкского района Краснодарского края. Порт имеет действующие и строящиеся терминалы для перевалки нефти и нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, а также других видов грузов.

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 18 раз. По итогам 2020 года перевалка грузов, по данным издания «Морские вести России», достигла 22 млн т, в том числе угля — 9,8 млн т, нефтепродуктов — 7 млн т, СПГ — 0,3 млн тонн.

Угольные проекты в морском порту Ванино

В Дальневосточном бассейне (в бухте Мучке Хабаровского края) идёт строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса проектной мощностью 24 млн тонн.

Первая очередь комплекса мощностью 12 млн т в год в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке введена в эксплуатацию в сентябре 2020 года. Продолжается строительство второй очереди угольного перегрузочного комплекса мощностью 12 млн т в порту Ванино. Инвестором проекта является угольная компания «Колмар», ответственным исполнителем — «ВаниноТрансУголь». Срок реализации намечен на первый квартал 2023 года.

Ещё один проект в порту Ванино — расширение балкерного терминала «Дальтрансугля» на 12 млн т к 2024 году. Таким образом общая мощность терминала достигнет 40 млн тонн. Это один из самых современных угольных терминалов России, находится в крайней точке БАМа. Приоритетная задача проекта — устранение ограничений железнодорожной инфраструктуры на подходах к терминалу.

Морской порт Ванино является крупнейшим в Хабаровском крае. Объем загрузки порта за последние 10 лет увеличился в 1,8 раза. По итогам 2020 года перевалка, по данным издания «Морские вести России», составила 33,5 млн т, в том числе угля — 28,4 млн т, нефтепродуктов — 2 млн тонн.

Читайте также:  Диктант море задания ответы

Ещё одним проектом в Дальневосточном бассейне является увеличение параметров проекта «СДС-Угля» в бухте Суходол. Проект «Суходол» предполагает строи­тельство в северной части бухты в Шкотовском районе Приморского края нового угольного порта мощностью 12 млн т в год. Оператором проекта является «Морской порт «Суходол». Срок реализации намечен на 2022 год.

Федеральный проект «Развитие морских портов» находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Исходя из этого перечень мероприятий, включенных в документ, может быть скорректирован.

На восточном побережье Сахалина

Правительство утвердило соглашение о строительстве грузового комплекса на Сахалине с компанией бизнесмена Михаила Скигина, совладельца Петербургского нефтя­ного терминала. Здесь будет построен современный грузовой комплекс с угольным, нефтяным и газовым терминалами.

Объект, который сможет обслуживать суда с полной грузоподъёмностью до 80 тыс. т, разместят на границе Макаровского и Поронайского районов. Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей. При этом из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд рублей.

Мощность угольного терминала, предусмотренного проектом, составит до 5 млн т в год, нефтеналивного — до 5,5 млн т, терминала газового конденсата — до 2,8 млн тонн. Кроме того, на территории будет построена база снабжения и бункеровочный (заправочный) комплекс.

Концессия позволит инвестору пользоваться объектом в течение 49 лет. Ввод комплекса в эксплуатацию должен состояться не позднее чем через шесть с половиной лет после подписания соглашения.

Инвестором проекта станет компания «Многофункциональный грузовой район». В компании сообщили, что строительные работы планируется провести в 2023–2026 годах, а постепенный запуск в эксплуатацию терминалов — в 2025–2027 годах.

Петербургский нефтяной терминал

Это один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе. Он является основным стивидором Большого порта Санкт-Петербург. На территории Петербургского нефтяного терминала расположено 37 резервуаров для хранения нефте­продуктов. Его пропускная способность — 12,5 млн т в год. В 2020 году перевалка здесь, по данным компании «Петербургский нефтяной терминал», выросла на 16,6%, до 9,2 млн т; из них 5,6 млн т — темные нефтепродукты, 3,6 млн т — светлые нефтепродукты.

Проект реконструкции терминала стартовал в 2018 году, планируемый срок завершения — 2023 год. Объём инвестиций оценивается в 7 млрд рублей. В августе нынешнего года компания-оператор сообщила о том, что приступает к строительству перевалочного комплекса на месте устаревшей нефтебазы в Большом порту Санкт-Петербург. Общий объем инвестиций в проект модернизации составит более 5 млрд рублей.

Разрешение на строительство объекта получено. В рамках проекта на участке площадью 11 га будут демонтированы устаревшие резервуары. В конце года начнется строительство нового резервуарного парка.

Реализация проекта осуществляется в рамках соглашения о стратегических инвестиционных инициативах, которое было заключено в марте текущего года.

Кроме строительства резервуарного парка, реконструкция терминала включает в себя создание сливной железнодорожной эстакады, трех технологических насос­ных станций, двух установок рекуперации паров нефте­продуктов, а также возведение необходимой железнодорожной инфраструктуры и прокладку инженерных коммуникаций. Кроме того, в рамках этапа планируется строительство автодорог для обеспечения транспортной доступности терминала.

Читайте также:  Протарас кипр море какое омывает

Строительство порта «Бухта Север»

Компания «Роснефть» начала строительство крупнейшего морского порта в Арктике. Он позволит переваливать до 100 млн т нефти к 2030 году для мегапроекта «Восток Ойл».

Для организации строительного процесса в конце мая на Таймыр прибыли специалисты подрядчика, также было доставлено около 20 тыс. т грузов, в том числе строительная техника, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи, сообщили в госкомпании. Через порт на Карском море будет отгружаться нефть с флагманского проекта компании — «Восток Ойл».

Проектированием порта занимался «ЛенморНИИ­проект» (входит в тройку крупнейших компаний РФ по проектированию морских портов), строительством зай­мется Объединенная энергостроительная корпорация.

Первый этап строительства порта «Бухта Север» предусматривает возможность отгрузки к 2024 году до 30 млн т нефти в год. К 2030 году, после введения в строй второй и третьей очередей, объем перевалки вырастет до 100 млн тонн. Таким образом, этот объект станет крупнейшим морским портом в арктической зоне.

Строительство «Бухты Север», как отмечают эксперты, является не самым сложным и капиталоемким этапом, но в целом — ключевым для проекта. Он должен обеспечить возможность вывоза добываемой нефти. Порт также необходим для целевой загрузки Северного морского пути.

Крупнейший инфраструктурный проект последних лет

Проект «Роснефти» — «Восток Ойл» включает Лодочное, Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и ряд других месторождений, расположенных на Таймырском полуострове. Ресурсный потенциал проекта — легкая малосернистая нефть, как заявляют в компании, превосходящая по своим качествам нефть эталонной марки Brent.

«Восток Ойл» предполагает добычу нефти на Таймыре, которая будет экспортироваться танкерами по СМП. Одной из важных задач проекта является увеличение объемов перевалки грузов по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, с нынешних 30 млн тонн.

Общие инвестиции в «Восток Ойл» ранее оценивались в 10 трлн руб. Для его реализации предстоит построить более 7 тыс. км трубопроводов, энергогенерирующие мощности на 3,6 ГВт, 3,5 тыс. км линий электропередачи, а также портовую и аэропортовую инфраструктуры. Сегодня ресурсная база здесь оценивается более чем в 6 млрд т нефти.

Более сложными этапами арктического проекта «Роснефти» с технической точки зрения, по мнению отраслевых экспертов, станут создание магистральных нефтепроводов и строительство судов ледового класса на судоверфи «Звезда» для вывоза продукции за рубеж. В настоящее время на верфи размещен заказ на 10 танкеров ледового класса Arc7, всего в рамках проекта нужно будет построить 50 судов разных классов (танкеры газовозы, суда обеспечения).

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2022 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09

Источник

Оцените статью