Виды ЭКНИС
ЭКНИС (Электронно-картографическая навигационно-информационная система) – представляет собой специализированное оборудование, которое включает в себя:
Электронно-картографическая навигационно-информационная система предназначена для отображения электронных навигационных карт и предоставления информации о местоположении судна. Система определяет данные с помощью глобальных спутниковых навигационных систем, таких как ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО и с помощью навигационных параметров, таких как цели АИС/САРП, относительная/абсолютная скорость, скорость/направление ветра и параметры магнитного и гироскопического компасов.
ЭКНИС используется для повышения уровня автоматизации деятельности судоводителя, а также для предоставления надежной и достоверной информации о картографической и навигационной обстановке.
НД 2-020101-078, Ч. V, п. 5.15.12 Картографическая информация, подлежащая использованию в ЭКНИС, должна быть последнего издания, обновлена официальной корректурой, и издана правительством или, по его поручению, гидрографической службой, или иным соответствующим государственным органом, и должна отвечать стандартам МГО.
На данный момент существуют официальные и не официальные электронные карты.
«Официальная» электронная карта – представляет собой навигационную карту, которая была разработана правительством гидрографической службой. Также такие карты могут издаваться иными государственными органами, которые отвечают стандартам МГО.
«Не официальная» электронная карта – это любой другой вид электронной карты. Значительный минус заключается в том, что она не может полноценно отвечать Требованиям СОЛАС и полностью заменить бумажные карты. Чаще всего такие карты используются как вспомогательные.
Форматы «официальных» карт:
- Сервис векторных карт Британского Адмиралтейства (United Kingdom Hydrographic Office) AVCS.
- AVCS – это сервис, который содержит данные ЭНК, которые соответствуют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS) для использования в электронных картографических навигационно-информационных системах (ЭКНИС).
- Электронная база морских данных (TADS — Transas Admiralty Data Service) – являются электронными картами формата SENC. В свою очередь они создаются на основе данных службы векторных карт Британского адмиралтейства. Процесс создания карт формата SENC полностью испытан и одобрен Норвежским сертификационным обществом (DNV).
- «Официальные» карты S(ENC).
Форматы «не официальных» карт:
- TX-97 – представляет собой формат электронных векторных карт. Такие карты создаются на основе бумажных и издаются национальными гидрографическими службами. Данные карты не заменяют бумажные навигационные карты, а являются лишь средством предоставления дополнительной информации.
Примерами неофициальных электронных карт являются:
- База данных векторных карт C-MAP Professional, выпускаемая Jeppesen Marine,
- Электронные векторные карты TX-97, выпускаемые группой ТРАНЗАС.
- Для того чтобы ЭКНИС соответствовала Резолюции IMO MSC 232(82) и могла заменять бумажные карты, на ней должны быть установлены «официальные» электронные карты S(ENC).
Подробнее об «не официальных» картах:
- Для создания электронных карт используются обыкновенные бумажный карты.
- Электронные карты создаются в меркаторской проекции и преобразовываются к системе координат WGS-84. Это решение связано с тем, что WGS-84 используется практически всеми средствами спутниковой навигации.
- Картографическая информация, снятая с бумажной карты, дополняется информацией, взятой из других навигационных изданий («Лоция», «Огни и знаки»). Эта информация хранится вместе с картой.
Электронные карты формата ENC и SENC:
- SENC (System Electronic Navigation Charts) – формат электронной навигационной карты ENC для использования в системах ЭКНИС и ЭКС. Формат карт ENC/S-57 является форматом обмена данными между гидрографическими обществами.
- ECDIS – Electronic Chart Display and Information System (ЭКНИС — электронная картографическая навигационно-информационная система) — система, которая при обеспечении дублирования может признаваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной навигационной карты. Указанная цель достигается путем объединения информации, поступающей из системной электронной навигационной карты (СЭНК), с данными о местоположении судна, получаемыми от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию.
- СОЭНКИ – речная навигационно-картографическая система, удовлетворяющая требованиям национального речного регистра («Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания ч.4 п. 25.10» и РД 52-013-01 «Системы отображения электронных навигационных карт и информации для внутренних водных путей»).
- RCDS – Raster Chart Display System (РКНИС) — картографическая навигационная система с отображением растровых навигационных карт.
- ECS –Electronic Chart System (ЭКС) – электронная картографическая система, отображающая не официальные векторные карты или упрощенная система, которая не удовлетворяет всем требованиям Резолюции IMO MSC 232(82) (при этом на ней могут быть установлены официальные электронные карты). Для ЭКС разработан специальный стандарт IEC-62376, требованиям которого она должна соответствовать. Стандарт рассматривает 3 типа ЭКС (классы «А», «B» и «C») и определяет требования к ним. В отличие от ЭКНИС, ЭКС не могут служить официальной заменой традиционных бумажных карт, однако предоставляемые ими возможности могут оказать существенное подспорье судоводителю и повысить безопасность мореплавания.
- ENC – Electronic Navigational Chart (ЭНК — электронная навигационная карта) — база данных стандартизованная по содержанию, структуре и формату, созданная для использования в ЭКНИС по полномочиям, полученным от государственной Гидрографической службы. ЭНК должна включать в себя всю картографическую информацию, необходимую для обеспечения навигационной безопасности плавания, и, кроме того, в ЭНК могут быть введены и дополнительные сведения, которые обычно не показываются на морских картах, а содержатся в лоциях и других пособиях для плавания. Содержание, структура и формат ЭНК должны соответствовать положениям МГО S-57.
- VNC – Vector Navigational chart – векторная электронная карта, изготовленная любой гидрографической службой.
- RNC – Raster Navigational Chart (РНК – растровая навигационная карта) — факсимильная копия бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распространенная уполномоченной гидрографической службой.
- SENC – System Electronic Navigational Chart – системная электронная навигационная карта, отображающаяся в ЭКС или в ЭКНИС.
- SRNC – System raster navigational chart – системная электронная навигационная карта, отображающаяся в РКНИС.
- WEND – World Wide Electronic Navigational Chart Database – Мировая база данных ENC.
- RENC (Regional ENC Coordination Center) – региональный координационный центр по распространению ENC.
- VAR (Value Added Reseller) – дистрибьютеры RENC — организации, которые распространяют ЭНК и предоставляют полный спектр электронных навигационных сервисов (например, и официальные электронные навигационные пособия, временную и предварительную корректуру, погодный сервис и т.п.). HO – гидрографическая служба;
- IEC – Международная электротехническая комиссия;
- WGS-84 — Опорная всемирная геодезическая система координат.
Источник
Какую выбрать электронную навигационную карту для речных и морских судов
Электронные навигационные карты (ЭНК) вытеснили традиционные бумажные карты, которые еще 10 лет назад активно использовались во время плавания. Регулярная корректура ЭНК, передаваемая по цифровым каналам связи, позволяет капитанам речных и морских судов оперативно получать объективную навигационную картину по маршруту следования. Как работают ЭНК и какие из них лучше выбрать рассказывает генеральный директор компании «НавМарин» Алексей Мигалин.
Какие бывают ЭНК
Современные ЭНК представляют собой векторные карты, которые выпускаются в незащищённом формате S-57. Впоследствии ЭНК кодируются в формат S-63 для передачи в защищённом виде. Все ЭНК имеют определенную географию и могут предоставляться поставщиком на различные сроки действия (3, 6, 9, 12 месяцев).
Векторный формат сменил растровые навигационные карты – обычные бумажные карты, переведенные в электронный формат и совмещенные с координатной сеткой. На них не изменяется масштаб, отсутствует дополнительная информация об объектах, нет возможности автоматизировать подачу сигнала тревоги. Использование растровых карт пришлось на переходный период от бумажного формата к векторному (80-е годы прошлого века), хотя они применяются и сейчас.
Стандарт Международной гидрографической организации (IHO) S-57, действующий с начала 1990-х годов, поддерживает информацию всех форматов, однако сегодня требует обновления. На его смену должен прийти стандарт ЭНК S-100 (работа над ним ведется уже более 10 лет), который значительно расширит возможности для судовладельцев. Например, благодаря 3D-инструментам, позволит отслеживать приливы и отливы для определения текущей глубины, а также рельеф подводной части (батиметрия). Все это позитивно скажется на безопасности плавания.
Как работать с ЭНК
Для навигации по морским путям с использованием электронных карт необходима электронно-картографическая навигационно-информационная система ЭКНИС (ECDIS). Она представляет собой компьютер на базе навигационного программного обеспечения, поддерживающего загрузку ЭНК. Если на борту установлены основная и дублирующая ЭКНИС, то капитан может полностью отказаться от использования бумажных карт.
На рынке представлено небольшое количество производителей подобных систем, которые имеют одобрение Российского морского регистра судоходства (РМРС), а также соответствуют определенному набору международных требований.
Для отображения ЭНК на внутренних водных путях (ВВП РФ) используется система отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ), требования к которой определены Российским речным регистром (РРР), либо электронно-картографическая система (ЭКС), представляющая собой упрощенную версию СОЭНКИ с меньшим размером дисплея.
Основное назначение навигационных систем на базе ЭНК – обеспечение безопасного судовождения за счет предоставления пространственных данных в условиях реального времени. Системы способны отображать не только статическую информацию, заложенную в навигационной карте, но и совмещать ее с динамическими данными от ГНСС приёмника, системы АИС, радара, эхолота, метеостанции и др. На основании собранных от внешних датчиков данных система с легкостью проложит безопасный маршрут следования судна и будет контролировать движение судна до прибытия в пункт назначения.
Навигационные системы обеспечивают безопасность судоходства также за счёт наличия предупреждающих сигналов и тревог, которые позволяют заблаговременно реагировать на возникающие ситуации и оперативно принимать решения по их предотвращению.
Какую выбрать ЭНК
На рынке доступны коммерческие и официальные ЭНК. Производителями коммерческих карт являются частные организации, официальных карт – государственные учреждения, в частности, Росморречфлот или Управление навигации и океанографии Минобороны России.
Считается, что официальные ЭНК более точные, поэтому предпочтение чаще отдается им. Такие выводы во многом основаны на появлении на рынке недоброкачественной коммерческой картографической продукции (неправильно указаны координаты, маяки стоят в нескольких милях от штатных мест). Однако не стоит думать, что все коммерческие ЭНК плохие. Существуют компании, работающие на рынке долгое время и заботящиеся о своей репутации, выпуская качественную продукцию.
Проблема на сегодняшний день заключается в том, что официальные ЭНК выпускаются не для всех водных маршрутов. Например, в 2000-х годах покрытие официальными морскими картами не достигло и 20%. До сих пор сильны позиции у производителей коммерческих карт на внутренних водных путях. Их продукция составляет реальную конкуренцию официальным ЭНК. В подтверждение этому можно привести такой факт: только в текущем году компания «НавМарин» выпустила первый на российском рынке навигационный комплекс NavComVoyager для речного флота, работающий с официальными ЭНК. Ранее в большинстве случаев использовались только коммерческие электронные карты.
Выбор ЭНК, в первую очередь, зависит от маршрута навигации. Также необходимо учитывать, какой формат карт обеспечивает наиболее полное покрытие, и какие из них корректируются наиболее часто. Лучше всего отдавать предпочтение ЭНК, имеющим широкую сеть дилеров. Это позволит избежать трудностей при их приобретении и обслуживании. Немаловажный момент — имеется ли у изготовителя лицензия на исходный картографический материал.
Текст: пресс-служба компании «НавМарин»
Фото: Sudostroenie.info
Источник