Электроэнергетические системы морских судов
Учебник для мореход. училищ.
Авторы: Л.И.Сергиенко, В. В. Миронов.
Размер: 3.1 Mb.
Формат: pdf.
Страниц: 264.
Приведены основные сведения об электроэнергетических системах морских судов. Особое внимание уделено автоматизированным системам управления
судовыми электроэнергетическими установками и автоматическим регуляторам напряжения судовых генераторов. Представлены сведения об источниках электроэнергии, электрической аппаратуре, электрических сетях и судовой светотехнике. По всем видам технических средств изложены основные правила технической эксплуатации. В приложениях содержатся условные графические обозначения и буквенные коды элементов электрических схем.
Для учащихся электромеханической специальности мореходных училищ. Может быть полезен судовым электрикам и электромеханикам.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава 1. Основные характеристики судовых эленгроэнергетических систем.
1.1. Термины и определения. Классификация.
1.2. Структурные схемы СЭЭС.
1.3. Структурные схемы СЭС.
1.4. Параметры СЭЭС.
1.5. Приемники электроэнергии.
Глава 2. Источники электроэнергии.
2.1. Приводные двигатели генераторов и автоматические регуляторы частоты вращения.
2.2. Генераторы переменного тока.
2.3. Генераторы постоянного тока.
2.4. Перспективные источники электроэнергии.
2.5. Техническая эксплуатация источников электроэнергии.
Глава 3. Выбор генераторных агрегатов судовых электростанций.
3.1. Основные сведения.
3.2. Табличный метод определения мощности СЭС.
3.3. Аналитический метод определения мощности СЭС.
3.4. Выбор количества и мощности генераторов.
Глава 4. Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения синхронных генераторов.
4.1. Качество электроэнергии.
4.2. Принципы построения систем автоматического регулирования напряжения.
4.3. Система возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов типа МСС.
4.4. Система возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов типа ГМС.
4.5. Система возбуждения и автоматического регулирования напряжения типа.
Глава 5. Судовые распределительные устройства и их аппаратура.
5.1. Назначение, классификация и конструкция распределительных устройств.
5.2. Коммутационная аппаратура.
5.3. Автоматические выключатели генераторов.
5.4. Автоматические выключатели приемников электроэнергии.
5.5. Предохранители.
5.6. Реле защиты.
5.7. Электроизмерительные приборы.
5.8. Главные распределительные щиты.
5.9. Выбор коммутационно-защитной аппаратуры.
Глава б. Параллельная работа генераторов.
6.1. Особенности параллельной работы.
6.2. Условия синхронизации и последствия их нарушений.
6.3. Методы синхронизации.
6.4. Распределение активной нагрузки.
6.5. Распределение реактивной нагрузки.
6.6. Параллельная работа генераторов постоянного тока.
Глава 7. Системы управления судовыми электроэвергетическими системами.
7.1. Классификация и структура.
7.2. Автоматизированные устройства оценки параметров синхронизации.
7.3. Автоматизированные устройства подгонки частоты.
7.4. Автоматизированные устройства распределения активных нагрузок.
7.5. Автоматизированные устройства включения резерва.
7.6. Автоматизированные защитные устройства генераторов.
7.7. Микропроцессорные системы управления.
7.8. Надежность, диагностирование и прогнозирование технического состояния.
7.9. Техническая эксплуатация автоматизированных устройств.
Глава 8. Аварийные источники электроэнергии.
8.1. Требования к аварийным электростанциям.
8.2. Коммутационные устройства и СВАРН аварийных электростанций.
8.3. Автоматический пуск аварийного дизель-генератора, включение нагрузки.
8.4. Судовые аккумуляторы и гальванические элементы.
8.5. Кислотные аккумуляторы.
8.6. Щелочные аккумуляторы.
8.7. Выбор и размещение аккумуляторов, техника безопасности при обслуживании.
8.8. Зарядно-питающие устройства аккумуляторов.
Глава 9. Судовые электрические сети.
9.1. Классификация электрических сетей.
9.2. Судовые кабели и провода.
9.3. Расчет кабелей по току нагрузки, их выбор и проверка.
9.4. Методы прокладки кабелей.
9.5. Защита приемников электроэнергии и электрических сетей.
9.6. Простейшие методы контроля сопротивления изоляции.
9.7. Автоматизированные методы контроля сопротивления изоляции.
9.8. Защита от помех радиоприему.
9.9. Техническая эксплуатации электрических сетей.
Глава 10. Судовая светотехника и электронагревательные приборы.
10.1. Основы светотехники.
10.2. Источники света.
10.3. Схемы подключения люминесцентных ламп.
10.4. Светильники и прожекторы.
10.5. Расчет электрического освещения.
10.6. Световая сигнализация.
10.7. Электронагревательные приборы.
Приложение 1. Условные графические обозначения, используемые в электрических схемах.
Приложение 2. Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов электрических схем.
Источник
БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!
24.12.2012
Системы распределения электроэнергии и типы судовых электрических сетей
Судовая электрическая сеть является важнейшей составной частью СЭЭС и служит для передачи энергии от источников к потребителям или обеспечивает электрическую связь между различными элементами какой-либо системы.
Электрические сети разделяются на первичные и вторичные.
Первичная электрическая сеть соединяет распределительные щиты и отдельные потребители крупной мощности, подключенные непосредственно к ГРЩ.
Вторичная электрическая сеть соединяет потребители электрической энергии и вторичные распределительные щиты. На рис. 1 изображены участки первичной и вторичной судовой сети.
Система распределения электроэнергии устанавливает способ соединения главного распределительного щита с потребителями.
- поддержание высокого сопротивления изоляции кабеля, проводов, распределительных устройств и аппаратуры;
- защиту кабеля при коротких замыканиях и перегрузках;
- надежное крепление кабеля и распределительных устройств;
- выполнение комплекса мероприятий по технике безопасности и пожарной безопасности;
- наибольший срок службы кабеля путем рационального расчета его сечения с учетом режимов и длительности работы потребителей.
На судах применяются три системы распределения электроэнергии: радиальная (фидерная), магистральная и смешанная.
Радиальной системой распределения электроэнергии называется такая система, при которой наиболее ответственные и мощные потребители получают питание непосредственно от ГРЩ по отдельным фидерам, а все остальные потребители — от распределительных щитов, питающихся по отдельным фидерам от ГРЩ.
Принципиальная схема этой системы приведена на рис. 2.
Рис. 2.Принципиальная схема распределения электрической энергии по радиальной системе
Магистральной системой распределения электроэнергии называется такая система, при которой все потребители электроэнергии получают питание по нескольким магистралям через включенные в них щиты или магистральные коробки.
Принципиальная схема этой системы приведена на рис. 3.
Рис. 3.Принципиальная схема распределения электрической энергии по магистральной системе (МК — магистральная коробка)
Смешанной системой распределения электроэнергии называется такая система, при которой одна часть потребителей получает питание по радиальной системе, а другая часть — по магистральной.
Принципиальная схема этой системы приведена на рис. 4.
Рис. 4. Принципиальная схема распределения электроэнергии по смешанной системе
При выборе системы распределения электроэнергии на судах учитывается возможность централизованного управления включением и отключением потребителей электроэнергии, обеспечения максимальной надежности снабжения электроэнергией потребителей, минимального веса сетей.
Радиальная система обеспечивает централизованное управление питанием потребителей электроэнергии с ГРЩ, обладает повышенной надежностью при литании потребителей по отдельным линиям (при этом вес ее незначительно отличается от веса магистральной системы). В магистральной системе при повреждениях магистрали лишается питания большая группа потребителей электроэнергии и исключается возможность централизованного управления питанием потребителей электроэнергии.
Смешанная система распределения электроэнергии сочетает достоинства радиальной системы и недостатки магистральной системы.
Применение той или иной системы на судах обусловлено мощностью электроэнергетической установки судна, количеством и расположением потребителей электроэнергии. При небольших мощностях иногда применяют магистральную систему.
Радиальная система, обладающая техническими и эксплуатационными достоинствами, широко применяется на судах.
- электроприводы рулевого устройства, шпилей, брашпилей, пожарных насосов,
- спасательных средств, радиотехнические средства, гирокомпас, коммутатор
- сигнальных и отличительных огней и групповые щиты вспомогательных механизмов, вентиляции, освещения и другие, имеющиеся на судах ответственные потребители.
Передача электрической энергии на судах выполняется отдельными сетями: силовой, нормального и аварийного освещения, слабого тока, радиотрансляции и т. д.
От силовой сети питаются электроприводы энергетической установки, палубных механизмов, насосов судовых систем, рефрижераторных установок, вентиляторов, а также преобразователей электрической энергии и т. п.
Сеть нормального освещения состоит из отдельных цепей наружного и внутреннего освещения, сигнальных и отличительных огней и других цепей.
Сеть аварийного освещения разделяется на сети основного и малого аварийного освещения. Сеть основного аварийного освещения является составной частью сети нормального освещения, но питается от щита аварийной электростанции.
Сеть малого аварийного освещения питается от аккумуляторной батареи и имеет ограниченное число осветительных точек в постах управления, в коридорах и проходах.
В сеть установок слабого тока включаются телефонные установки, звонковая и пожарная сигнализация, машинные телеграфы, рулевые указатели, тахометры и т. п.
Сеть радиотрансляции включает радиотрансляционную аппаратуру. Число отдельных сетей определяется при проектировании в зависимости от типа, назначения и степени электрооборудования судна.
Источник