Открытый урок по экологии во 2-м классе по теме: «Экосистема водоемов»
Цели: обобщить знания учащихся об экосистеме водоемов.
создать условия для:
- формирования целостного представления о водной среде Земли;
- развития речи, логического мышления, памяти учащихся;
- воспитания бережного отношения и заботы об окружающей среде.
1. Организационный момент.
(В класс входит корреспондент).
Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент газеты “Экологический вестник”. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое экология?
— Бабушка, вы не скажите, что такое экология?
Бабушка: это, милый, магазин такой. Там овощи и фрукты бесплатно раздают.
Корреспондент: спасибо, бабушка.
(входит новый русский)
Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?
Новый русский: Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями.
Корреспондент: Благодарю. До свидания. А теперь я хочу у вас об этом спросить.
(обращается к присутствующим)
— Вы знаете, что такое экология? (гости отвечают)
— Кого бы мне еще спросить? А вот эту девочку спрошу.
Ученица: Экология-это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.
Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне больше всех понравился.
2. Постановка цели и задач урока.
— Мы с вами закончили изучение блока “Экосистема водоемов”. В природе много прекрасного, но вода — красота всей природы! Вода живая, она бежит и волнуется ветром, движется и дает жизнь всему, что её окружает. Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания и создадим свои проекты плакатов в защиту водоемов.
3. Актуализация знаний.
— Какие водные системы вы знаете? Какая самая большая водная система? Какие искусственные водоемы вы знаете? Почему их называют искусственными? Наличие каких растений и животных может доказать чистоту водоемов?
4. Работа по теме урока.
— Но что за шум мы слышим? (включается фонозапись звука капели).
Капелька: Здравствуйте, меня зовут Капелька. Я родилась рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатилась на тропинку, которая привела меня к вам.
Учитель: Но почему же ты плачешь?
Капелька: Как же мне не плакать? Все мои братья и сестры остались на листе подорожника, а я осталась одна. У меня нет друзей и некому мне помочь. А значит, я никогда не смогу попасть домой.
Учитель: Не плачь капелька, мы тебе поможем. Наши дети умеют дружить и природу любить. Они много знают и в трудную минуту не сробеют. Ну что, принимаешь нашу помощь? Тогда садись, а мы будем помогать.
Меня ждут, не дождутся,
А как завидят, разбегутся. (Дождь).
Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем —
Ищем, ищем, не найдем. (Роса).
Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша — толстое стекло. (Лед).
— В каких трех состояниях бывает вода?
— Какими свойствами обладает вода?
— Какого цвета вода?
— Есть ли у воды запах?
— Ребята, сейчас мы проверим, всё ли вы знаете об экосистеме водоемов. Если вы согласны с высказываниями, то ставите плюс. Если не согласны, то ставите минус.
Тест.
- Планктоном называются крошечные растения и микроскопические организмы, которые плавают недалеко от поверхности воды и служат пищей многим морским животным.
- Бентос — это мелкие организмы, плавающие в воде.
- Экология — это наука, которая изучает животный мир.
- Активно плавающие животные, обитающие в толще воды и способные перемещаться на значительные расстояния, называются нектон.
- Вода бывает в двух состояниях: жидком и твердом.
- Пруд — искусственный водоем созданный человеком.
- У животных водоемов присутствуют жабры.
- Реки могут обмелеть, потому что много воды уносят в море.
- Вода занимает 2/3 поверхности Земли.
- Вода дает электричество в дома.
— Что с тобой случилось бедолага? Где ты так поранил свою лапу?
Шел я к речке, чтоб напиться,
На стекляшку наступил,
Мне она вонзилась в лапу,
Так, что я заголосил,
Видно, кто-то отдыхал тут
И бутылку здесь разбил.
Отдохнув, пошел он дальше,
А осколки острые убрать забыл.
Много крови потерял я,
Лапа сильно так болит,
А теперь хожу, ищу я,
Кто бы лапу полечил.
Учитель: Никуда медвежонок, тебе ходить больше не надо. Ты нашел, кого искал. Наши ребята-друзья природы, птиц и зверей, они помогут тебе.
(дети собирают рассыпанный мусор)
— Ребята, давайте, и мы поможем охранять водоемы. Для этого создадим проекты плакатов запрещающих засорять водоемы и берега.
(дети делятся на три группы и создают свои проекты плакатов. После окончания работы, каждая группа защищает свой проект).
Учитель: Попутешествовала с нами Капелька и теперь ей пора возвращаться домой, а помогут ей найти свой путь ваши сочинения “Путешествие Капельки”.
(несколько детей зачитывают свои мини-сочинения).
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница наша вода!
— Что понравилось на уроке?
Литература
- Шпотова Т. В. “Игровая экология” Обнинск, ЦЭО, 1997г.
- Газета “Начальная школа” №20- 2001г.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А., “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”. Москва 2005г.
Источник
Пруд как экосистема
Водоем (река, озеро, болото и т.д.) совершенно справедливо можно назвать живым организмом, местом взаимодействия живой и неживой материи, представляющим собой яркий пример экосистемы, в которой все ее составные части живут, действуют и развиваются во взаимной зависимости. Какие же это составные части, которые присутствуют и в масштабах пруда и в масштабах всей биосферы планеты Земля? Всего их четыре.
- Объекты неживой природы. Составные части среды, состоящие из неорганических и органических веществ (воздух, вода, песок, камни, ил и т.д.).
- Производители (продуценты). Это растения (наземные и водные), производители первичной биомассы, живой материи, которая производится ими путем извлечения различных веществ из неживой природы под воздействием солнечного света.
- Потребители (консументы) – это все живые существа, поедающие первичную биомассу, а также других консументов.
- Разрушители (редуценты) – это грибы и бактерии, осуществляющие разложение отмершей органики (тела животных и растений) на неорганические составные части, которые вновь потребляются растениями и вовлекаются в дальнейший круговорот веществ внутри экосистемы.
Таким образом, в пруду выстраивается система, элементы которой тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и, что очень важно, делают эту систему устойчивой к влиянию внешних факторов. При воздействии на какой-то один ее элемент, это воздействие отразится на остальных, но при этом они возьмут на себя часть этой нагрузки и существование экосистемы продолжится.
Приведу пример. Под воздействием неких внешних факторов (химикатов смытых с поля дождем) пострадала популяция красноперки, численность которой заметно снизилась (но не исчезла), а также некоторых других видов рыб (окунь, карась, уклея и др.), пострадавших меньше. Красноперка была массовым видом рыб в водоеме и являлась основным кормом щуки, которая за ее счет процветала. После резкого снижения численности основного кормового объекта (красноперки) щука в спешном порядке попытается восполнить недостаток пищи за счет других видов, но так как и те понесли потери, численность щуки снизится.
Вот упрощенно результат воздействия на один элемент системы. Но, поскольку красноперка является активным потребителем икры других видов рыб, те в свою очередь начнут нереститься с большей эффективностью, количество выжившей молоди возрастет и через некоторое время численность пострадавших видов восстановится, включая и щуку. Что касается попавшего в водоем вредоносного агента, то он скорее всего переработается бактериями, усвоится растениями и в конечном итоге отложится в слое ила.
Источник
Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков
Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
1 Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.
Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.
У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания
2. Проверка домашнего задания.
Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)
- Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)
Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.
— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.
3. Сообщение темы и целей урока.
А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).
Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.
Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.
В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?
Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.
4. Усвоение новых знаний.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.
1 группа «Виды водоемов»
- Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
- Естественные водоемы – это __________________________________.
- Искусственные водоемы – это _________________________________.
- Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.
Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.
Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Канал – искусственное русло, наполненное водой.
2 группа «Части реки»
- Начало реки – это __________________.
- Устье реки – это ____________________.
- Русло — это ______________________.
- Притоки – это ____________________.
- Какие берега бывают у реки и как это определить?
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
3 группа «Водоёмы нашего края».
- Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
- Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
- Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
- Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?
Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.
Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)
Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»
- Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
- Что можно сделать для охраны реки?
5. Физкультминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
6. Закрепление изученного материала.
- Практическая работа (работа в парах)
Вспомним правила работы в парах.
Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег
Оцените свою работу.
- Тест «Да или нет»
- естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
- Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
- Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
- Приток – это углубление, по которому течёт река. –
- Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
- В Засвияжском районе протекает река Сура. –
- Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Ответим на контрольный вопрос?
Какую цель ставили для себя на уроке?
Достигли ли мы этих целей?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
8. Задание на дом.
- Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
- Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
- Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»
А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.
Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.
Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.
Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.
Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Источник