Экономические показатели морских портов

Показатели работы морских портов

Показатели работы морских портов — устанавливаемые при расчете бизнес- плана, в пятилетних и годовых планах: объем погрузочно-разгрузочных работ;общая прибыль от всех видов деятельности; рост производительности труда по осн. эксплуатационной деятельности в сопоставимых доходах на одного работника производственного персонала. Осн. показатель работы порта- грузооборот.

Под грузооборотом порта понимается все количество груза, проходящее через его причалы (погруженное на суда или выгруженное из них, в т.ч. перегружаемое на рейде), в определенный промежуток времени. В связи с тем, что часть грузов перерабатывается в порту силами и средствами клиентуры (без участия порта), различают два вида грузооборота: экономический и перевалочный. Экономический (морской) грузооборот включает все количество груза, проходящее в течение определенного периода через причалы и порта и перегружаемое на рейде независимо от того, чьими силами и средствами осуществляется погрузка или выгрузка. Экономический грузооборот выражается в тоннах. В его состав включаются прибывшие в порт и отправленные из порта морским путем грузы, а также бункер иностранных судов и лес в плотах.

Учет экономического грузооборота ведется на основании коносаментов и погрузочных ордеров но номенклатуре грузов и видам плавания. Этот показатель отражается в статистическом отчете об отправлении и прибытии грузов. Перевалочный грузооборот (грузопереработка) включает только те грузы, которые перерабатываются на причалах порта или причалах клиентуры силами и средствами порта, по его нарядам, под руководством оперативных работников порта. Порт организует указанные работы и отвечает за своевременную загрузку-разгрузку судов.

Грузопереработка измеряется в физических т и т — операциях. Т-операцией называется законченное перемещение 1 т груза по одному из осн. вариантов перегрузочного процесса независимо от технологии грузовых работ, расстояния перемещения и дополнительных операций (укладки, тарировки, перевески). При определении грузопереработки в тонно-операциях к учету принимают работы, выполненные по всем вариантам, в т.ч. по варианту вагон- склад, склад-вагон, автотранспорт-склад, склад-автотранспорт и склад-склад. Тонно- операции по варианту склад-склад включают в грузопереработку лишь в случае перенесения ответственности за груз с администрации одного склада на администрацию другого. Внутрискладские перемещения грузов в грузооборот не включают. В зависимости от принятого способа выполнения грузовых работ тонно- операции подразделяются на комплексно- механизированные, механизированные и ручные.

При исчислении грузопереработки порта отдельно учитывают комплексно- механизированные тонно-операции. Количество тонно-операций исчисляют по номенклатуре грузов и видам плавания. Сумма тонно-операций, полученных при переработке грузов различных наименований (или по видам плавания), дает общую грузопереработку порта. Осн. первичный документ для учета объема погрузочно-разгрузочных работ- наряд- задание портовым рабочим. Если работа выполняется перегрузочными машинами без участия портовых рабочих, то наряд выдают механизаторам. Количество перерабатываемых грузов, указанное в нарядах-заданиях при обработке судов, должно соответствовать количеству грузов, указанному в перевозочных документах. Показатели работы порта необходимы для планирования грузовых работ, учета, контроля и анализа выполняемых работ, оценки качества организации и технологии работ, разработки мероприятий, повышающих эффективность производственной деятельности морских портов.

Читайте также:  Темп воды в адлере море

Различают количественные и качественные показатели. Количественные показатели отражают объем погрузочно-разгрузочных работ (планируемый или фактически выполненный), качественные- характеризуют работу порта. Они показывают уровень организации грузовых работ, степень и качество использования технических средств и рабочей силы при перегрузке грузов. На основе изучения и анализа этих показателей разрабатывают мероприятия по повышению уровня организации и производительности труда, улучшения технологии грузовых работ и использования перегрузочных средств, снижению затрат на перевалку грузов. Поэтому их определение занимает важное место в технико-экономических расчетах обработки судов, вагонов и автотранспорта в порту. Для морских портов в качестве осн. количественного показателя применяют объем погрузочно-разгрузочных работ (в т). Этот показатель используют при расчетах, связанных с формированием планов работы порта. Производственная программа порта- это доходы, полученные от выполнения работ и услуг.

Эффективность производственной деятельности морских портов характеризуют уровень производительности труда работников основной (эксплуатационной) деятельности и балансовая прибыль порта. Качественную сторону работы порта характеризуют показатели: общая сумма прибыли, фондоотдача, общая и расчетная рентабельность по труду — фонд заработной платы; по внедрению новой техники- внедрение новых технологических процессов, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов. Объем работы Q (в физических тоннах), связанный с морским грузооборотом: Q = Qп+QB, где Qп- количество грузов, погруженных на рос. и иностранные суда и отправленных из порта (грузооборот по отправлению), т; Qв- количество грузов, прибывших в порт и выгруженных из рос. и иностранных судов (грузооборот по прибытии), т. Из общего объема работы порта выделяют экспортно-импортные грузы. Экспортные грузы включают в грузооборот по отправлению, импортные- по прибытии. В составе грузооборота порта также выделяют грузооборот грузов, предусмотренный основной номенклатурой.

Общий объем переработанных грузов (грузооборот) портом (в физических тоннах) равен сумме переработанных грузов разных наименований. В зависимости от планируемых (отчетных) периодов грузооборот делится на годовой, квартальный, месячный и суточный. Грузооборот порта может характеризовать полный объем грузовых работ только в том случае, если все грузы перегружаются непосредственно с одного вида транспорта на другой и каждая тонна груза в процессе перегрузки перемещается по одному (прямому) варианту. Среднее количество внутрипортовых перемещений груза характеризует коэффициент перевалки, который представляет отношение количества т-операций, произведенных с грузом, к общему количеству переработанного груза (в физических тоннах). Количество внутрипортовых перемещений груза характеризует также коэффициент транзитности (коэффициент прямого варианта). Он показывает долю грузов, гр перерабатываемых по прямому варианту, и определяется отношением количества грузов, переработанных по прямому варианту, ко всему количеству переработанных грузов.

Читайте также:  Черное море города гостиницы

Источник

8. Эксплуатационно-экономические показатели работы портов.

Пропускная способность ТПК Птпк — это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Qopt это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота.

Фактический грузооборот порта мо­жет быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

Пропускная способность порта Пп складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ Мвал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту.

Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Qп(в), к полному времени пребывания судна в порту tст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

Чистая интенсивность грузовых работ Мч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ.

Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Qп(в), ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна ∑tгр оп

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

валовый доход в иностранной валюте ∑Fв, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

расходы судна в иностранной валюте ∑RB, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте Fч инв — важнейший показатель работы судна в загра­ничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ∑Rруб на чистую валютную выручку Fч инв :

Это один из важнейших валютных показателей, характеризующих результаты работы флота.

Р азгрузка судов стационарным оборудованием у причала порта

Р азгрузка у дебаркадера

Туристические пассажирские суда на набережной Санкт-Петербурга

Ледокол «Сибирь» в Арктическом бассейне

Источник

Раздел 2. Экономические показатели работы порта

Структура расходов морского порта. Планирование расходов на погрузо-разгрузочные операции. С переработки грузов в порту и пути ее снижения.

Тема 2.2. Доходы морского порта

Структура доходов морского порта. Государственное регулирование ценообразования в морских портах РФ. Ценообразование в порту. Аккордные ставки на погрузочно-разгрузочные работы и связанные сними услуги. Порядок применения аккордных ставок на погрузочно-разгрузочныеработы и связанные с ними услуги.

Читайте также:  Номер телефона автовокзала жигулевское море

Тема 2.3. Прибыль и рентабельность морских терминалов, портов

Понятие и виды рентабельности, методы ее расчета.

Методические указания

При изучении темы расходов порта необходимо усвоить состав расходов морского порта, калькуляционные статьи затрат по основным перегрузочным работам, основы планирования по основным статьям затрат – заработная плата и социальные отчисления, топливо и электроэнергия, амортизация и текущий ремонт, административно-управленческие, общеэксплуатационные и прочие расходы. При изучении темы доходов порта необходимо уяснить. Необходимо также усвоить, как определяется средняя себестоимость переработки 1 т груза и себестоимость переработки 1 т груза по конкретной технологической схеме, какие существуют пути снижения себестоимости.

При изучении темы доходов порта, необходимо уяснить, от каких видов деятельности порт получает доходы, метод расчета доходов от производства погрузочно-разгрузочных работ. Уяснить понятие аккордных ставок на погрузочно-разгрузочные работы и связанные сними услуги. Необходимо разобраться в современных методах государственного регулирования ценообразования на переработку грузов в портах, в особенностях построения и применения тарифов — аккордных ставок — на погрузочно-разгрузочные работы.

При изучении темы рентабельности порта необходимо уяснить понятие и виды рентабельности, методы ее расчета.

Вопросы для самопроверки

1. Состав расходов при выполнении погрузо-разгрузочных работ.

2. Расходы, относимые на себестоимость погрузо-разгрузочных работ.

3. Как определяется средняя себестоимость погрузо-разгрузочных работ?

4. Состав доходов морского порта.

5. Как определить общие доходы от погрузо-разгрузочных работ?

6. Аккордная ставка, понятие.

Ответы на вопросы:

Затраты на основные перегрузочные работы, на складские операции, но содержание обменного парка вагонов, на сепарацию грузов, на транспортно-экспедиторские операции, на внепортовые работы.

Основная и дополнительная заработная плата производственного персонала, отчисления на социальное страхование, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация основных фондов, расходы на текущий ремонт, на содержание аппарата управления (административно-управленческие), на приобретение материалов, малоценного и быстроизнашивающихся предметов, общеэксплуатационные и прочие расходы.

Средняя себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется как отношение суммы расходов на погрузо-разгрузочные работы к общему количеству физических тонн грузопереработки или тонно-операций.

Доходы от выполнения перегрузочных и внепортовых работ, хранения грузов, транспортно-экспедиторских услуг, перевозок грузов и пассажиров местным флотом, услуг, предоставляемых грузо- и судовладельцам.

Общие доходы от погрузо-разгрузочных работ определяются умножением аккордной ставки на количество физических тонн переработанного груза и суммированием произведений по всей номенклатуре грузов.

Аккордная ставка — это тариф на погрузо-разгрузочные работы. Аккорд означает, что тарифом предусмотрено не только возмещение издержек по загрузке или разгрузке судов, но и расходов на содержание причальных сооружений и территории порта, на хранение груза на складах порта, на транспортно-экспедиторское обслуживание.

Источник

Оцените статью