Единая глубоководная система европейской части россии бассейны

Билет 16. 1)Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации — система внутренних водных путей России

1)Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации — система внутренних водных путей России, связывающая Белое море, Балтийское море, Волгу, Москву, Каспийское море и Азовское с Чёрным морями.

В настоящее время в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 т. водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации протяженностью 6,5 тыс. км по своим параметрам отнесены к наивысшему классу международных водных путей. Благодаря указанной системе появилась возможность организации эффективных бесперевалочных перевозок грузов в судах смешанного «река­море” плавания.

Единая глубоководная система европейской части Российской Федерации имеет гарантированную глубину 4 м, за исключением участков Городец — Нижний Новгород по р. Волге длиной 54 км и Кочетовский гидроузел — Ростов на р. Дон длиной 107 км. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина 3,3 — 3,5 м.

Единая глубоководная система внутренних водных путей Европейской части России включает в себя: шлюзованные Волгу (от Твери до Астрахани), Дон, Волго-Донской судоходный канал, Каму (от Соликамска до устья), канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь с выходом на Балтику, Беломорско-Балтийский канал с выходом на Белое море, Белое, Онежское и Ладожское озера.

От Волги до Москвы проходит канал им. Москвы (канал Москва-Волга). Благодаря этому становится возможным плавание судов от Москвы до Каспийского моря.

Волго-Балтийский канал (Волго-Балт) соединяет Волгу и Балтийское море. Становится возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря. Из всех этих звеньев Волго-Балтийский путь, в состав которого входит Нева, является’ одним из самых загруженных водных путей Европейской части России.

Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал) соединяет Балтийское море и Белое море. Через Волго-Балт и Беломорканал возможно плавание судов от Москвы До Белого моря.

Волго-Донской канал соединяет Волгу и реку Дон, которая впадает в Азовское море. Таким образом, можно попасть из Москвы в Азовское и Черное море.

Единая глубоководная система Европейской части России состоит из следующих водных путей:

  • река Нева
  • Ладожское озеро
  • река Свирь
  • Онежское озеро
  • Беломорско-Балтийский канал
  • Волго-Балтийский водный путь
  • река Волга
  • река Кама
  • Волго-Донской канал
  • река Дон

значение: Единая глубоководная система России была создана в Советское время для улучшения условий плавания судов. В пределах этой системы могут передвигаться суда с осадкой 3,5 метра, шириной порядка 15 метров, длиной порядка 100 метров.

Экология: В 1999 году через Единую глубоководную систему гребневик мнемиопсис заселил Каспийское море. Его размножение привело к сокращению численности кильки на 60 %. Что в свою очередь привело к сокращению популяции осетровых и тюленей. Всего по данным ФГУП «КаспНИРХ», в результате судоходства в XX веке в Каспийское море проникло около 60 чужеродных видов растительных и животных организмов, что привело к значительным изменениям экосистемы.

2)Транссибирскаяжелезнодорожная магистраль (Трансси́б),Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург(северный ход) с крупнейшими Восточно-Сибирскими и Дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена её полная электрификация.

Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км.

В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря шире — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по нему до 100 млн тонн грузов в год. Осенью 2010 года Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны.

Значение: транссибирский магистраль железная дорога

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов, что и способствует повышению обороту товаров. Растёт перевозка пассажиров.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Источник

Единая глубоководная система

С вводом в эксплуатацию Волго-Балтийского канала и шлюзованием реки Камы завершилось создание Единой глубоководной системы европейской части страны.

Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации – это система внутренних водных путей России, связывающая Белое море, Балтийское море, Волгу, Москву, Каспийское море и Азовское с Чёрным морями.

Единая глубоководная система Европейской части России состоит из следующих водных путей:

Читайте также:  Смеси для закладных бассейна

· Волго-Балтийский водный путь;

· река Волга с притоками;

· река Кама с притоками;

В настоящее время в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 года водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации протяженностью 6,5 тыс. км по своим параметрам отнесены к наивысшему классу международных водных путей. Благодаря указанной системе, появилась возможность организации эффективных бесперевалочных перевозок грузов в судах смешанного «река-море» плавания. Единая глубоководная система европейской части Российской Федерации имеет глубину 4 м, за исключением участков Городец – Нижний Новгород по реке Волге длиной 54 км и Кочетовский гидроузел – Ростов-на-Дону на реке Дон длиной 107 км. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина 3,3 – 3,5 м.

Единая глубоководная система Европейской части России делится на Северную и Южную часть.

К Северной относятся: Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Свирь, Онежское озеро, Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Кубенское озеро, река Сухона, река Вычегда.

К Южной: канал имени Москвы, река Москва, река Ока, река Ветлуга, река Сура, река Кама, река Белая, Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море.

Источник

Единая глубоководная система европейской части России

Единая глубоководная система (ЕГС) европейской части России – это система внутренних водных путей России протяженностью 6500 километров.

Единая глубоководная система европейской части России связывает Белое и Балтийское моря, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, а также Каспийское, Азовское и Чёрное моря.

ЕГС образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков.

На всем протяжении ЕГС необходимо поддерживать гарантированные глубины не менее 4 метров, что позволяет проходить по ней не только речным судам и судам класса «река-море», но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.

Единая глубоководная система европейской части России состоит из следующих водных путей:

  • река Нева;
  • Ладожское озеро;
  • река Свирь;
  • Онежское озеро;
  • Беломорско-Балтийский канал;
  • Волго-Балтийский водный путь;
  • Канал имени Москвы;
  • река Волга;
  • река Кама;
  • река Белая (Агидель);
  • Волго-Донской канал;
  • река Дон.

В настоящее время в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 года водные пути ЕГС европейской части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу международных водных путей. Благодаря указанной системе, появилась возможность организации эффективных бесперевалочных перевозок грузов в судах смешанного «река-море» плавания.

ЕГС европейской части Российской Федерации имеет глубину 4 м, за исключением участков Городец – Нижний Новгород по реке Волге длиной 54 км и Кочетовский гидроузел – Ростов-на-Дону на реке Дон длиной 107 км. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина всего в 3,3-3,5 м.

ЕГС европейской части России делится на Северную и Южную часть. К Северной относятся: Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Свирь, Онежское озеро, Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Кубенское озеро, река Сухона, река Вычегда. К Южной части – канал имени Москвы, река Москва, река Ока, река Ветлуга, река Сура, река Кама, река Белая, река Волга, Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море.

Источник

Единая глубоководная система

С вводом в эксплуатацию Волго-Балтийского канала и шлюзованием реки Камы завершилось создание Единой глубоководной системы европейской части страны.

Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации – это система внутренних водных путей России, связывающая Белое море, Балтийское море, Волгу, Москву, Каспийское море и Азовское с Чёрным морями.

Единая глубоководная система Европейской части России состоит из следующих водных путей:

· Волго-Балтийский водный путь;

· река Волга с притоками;

· река Кама с притоками;

В настоящее время в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 года водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации протяженностью 6,5 тыс. км по своим параметрам отнесены к наивысшему классу международных водных путей. Благодаря указанной системе, появилась возможность организации эффективных бесперевалочных перевозок грузов в судах смешанного «река-море» плавания. Единая глубоководная система европейской части Российской Федерации имеет глубину 4 м, за исключением участков Городец – Нижний Новгород по реке Волге длиной 54 км и Кочетовский гидроузел – Ростов-на-Дону на реке Дон длиной 107 км. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина 3,3 – 3,5 м.

Единая глубоководная система Европейской части России делится на Северную и Южную часть.

К Северной относятся: Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Свирь, Онежское озеро, Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Кубенское озеро, река Сухона, река Вычегда.

К Южной: канал имени Москвы, река Москва, река Ока, река Ветлуга, река Сура, река Кама, река Белая, Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море.

Читайте также:  Светящаяся краска для бассейна

Источник

Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации

Единая глубоководная система Европейской части России (ЕГТС) — система внутренних водных путей России протяжённостью 6500 километров, связывающая Белое море, Балтийское море, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря. Образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков [1] . Гарантированные глубины на всем протяжении ЕГТС не менее 4,5 метров [2] , что позволяет проходить по ней не только речным судам и судам класса река-море, но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.

Содержание

История [ | ]

Первые водные транспортные пути России [ | ]

Сообщение по рекам в условиях России с древних времён было самым удобным и дешёвым. Строить в лесисто-болотистой местности и поддерживать в хорошем состоянии сухопутные дороги при относительно небольшом, разбросанном на огромной территории населении, было невозможно, а реки давали естествененый водный путь летом и хороший по льду зимой. По рекам двигались воинские отряды и купеческие караваны, Волга и Кама с их обширным общим бассейном площадью 1,5 миллиона квадратных километров и выходом через Каспийское море в Персию, давно стали важнейшей торговой магистралью Руси. Вверх по Волге поднимались караваны с солью и пряностями, вниз шли с пушниной и лесом. Второй путь из верховьев Волги в верховья Камы связывал торговый запад Руси с богатыми ресурсами Урала.

Начало гидростроительства в России [ | ]

Во второй половине XVI века, предположительно в 1569 году, турецкий султан Селим II попытался соединить Дон и Волгу искусственным каналом, который планировал использовать в военных целях, однако задача оказалась слишком сложной для того периода и канал остался недостроенным. Тем не менее, это первая известная попытка создания крупных гидросооружений в волжском бассейне [3] .

Разносторонние реформы Петра I дали сильный толчок развитию гидростроительства в России. С выходом Российского государства на Балтику, Пётр задумал связать единым водным путём Балтийское море и Волгу. Его повелением в 1701 году в Москве открывается первая школа инженеров, в которой, в числе прочих, изучается и «слюзное (шлюзное) дело», а в 1708 году была издана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободнее», тем самым гидротехника была поставлена на прочную научную основу. Во времена Петра под руководством инженера Михаила Сердюкова в 1703 году была создана Вышневолоцкая система гидросооружений, впервые соединившая водным путём Волжско-Камский бассейн с Балтийским морем через реки Тверца, Цна и искусственный канал со шлюзами.

В 1700—1707 годах, через небольшие речки Упа, Шать и Ивановское озеро был построен канал с 20 шлюзами, соединивший реки Дон и Ока и впервые объединивший водным путем Волжско-Каспийский бассейн с бассейном Черного моря. Однако после захвата турками Азова и закрытия выхода через Дон в Черное море, канал потерял своё значение и вскоре был заброшен, пропустив только 300 судов. Ещё ряд проектов гидротехнических систем с каналами и шлюзами после смерти Петра остались незавершенными и гидростроительство в России замерло почти на 100 лет.

В 1803 году была создана Березинская водная система, соединившая реки Днепр и Западная Двина, в 1810 году создана Мариинская водная система, соединившая Волгу через её приток, реку Шексна, с Балтийским бассейном, а в 1811 году — Тихвинская водная система, соединившая Волгу через её приток, реку Молога, с Балтийским бассейном. В 1825—1834 годах была создана первая водная система Москва — Волга, которая проработала до 1860 года и была закрыта, не выдержав конкуренции с новой железной дорогой Петербург — Москва [4] .

В 1910 году молодой самарский инженер К. В. Богоявленский разработал план спрямления Самарской луки на Волге через русло реки Усы и искусственный канал, который за счёт перепада высот давал возможность вырабатывать энергию и одновременно сократить судоходный путь на 130 км. В отличие от предшествующих, проект Богоявленского был комплексным, поскольку решал не только транспортную, но и энергетическую проблемы, однако в 1912 году «Русское техническое общество» отвергло его почти без обсуждения: испугали затраты на строительство и переселение деревень, многие считали, что перегородить Волгу вообще невозможно — она снесет все преграды. Начавшаяся вскоре Первая мировая война затормозила развитие идеи, тем не менее, Богоявленский упорно продолжал изыскания в инициативном порядке даже во время Гражданской войны, когда в этих местах шли бои [5] .

Проект «Большая Волга» [ | ]

Значительное качественное развитие гидростроительство получило в советский период, когда коренным образом были модернизированы существующие и построены новые крупные гидросооружения, объединенные в единый комплекс, связанный с Единой энергосистемой страны.

СССР, после Китая, занимал второе место в мире по запасам гидроэнергетических ресурсов. Общая мощность крупных, а также частично средних и малых рек страны оценивалась в 340 ГВт (248 ГВт из них приходилось на РСФСР, 27 ГВт — на Таджикистан, по 15 ГВт на Казахстан и Киргизию, 11 ГВт — на Грузию). К 1917 году все гидроэлектростанции России вырабатывали около 16 МВт электроэнергии.

Читайте также:  Бассейн сколько должна быть температура

Толчком для развития системы стал план ГОЭЛРО, принятый в 1921 году. В программе «Б» плана, предусматривалось строительство 30 новых электростанций, 10 из которых были гидроэлектрическими, однако они были относительно небольшой мощности и решали, в основном, энергетическую проблему, располагаясь по окраинам России вне Волжско-Камского бассейна. Это были: Волховская ГЭС (1926 г.), Бозсуйская ГЭС (Узбекистан, 1926 г.), Ереванская ГЭС (Армения, 1926 г.), Земо-Авчальская ГЭС (Грузия, 1927 г.). Особняком стояла крупнейшая ГЭС, из построенных по плану ГОЭЛРО и ставшая крупнейшей в Европе — Днепровская [6] (Украина, 1932 г.). ДнепроГЭС сразу показал свою эффективность. Его электроэнергия была дешевой, работа мощных электрогенераторов не требовала постоянной добычи и подвоза топлива, одновременно с этим, углубление реки, вызванное плотиной, значительно улучшило условия судоходства на Днепре. К 1936 году общая мощность гидроэлектростанций СССР достигла 771,3 МВт.

В начале 1920-х одновременно с появлением плана ГОЭЛРО возрождается проект Самарского гидроузла от К. В. Богоявленского, в разработке которого активное участие принимает инженер А. В. Чаплыгин. Проект получает название «Волгострой» и первоначально вызывает много споров в различных ведомствах, долго не доходя до практической реализации. В основном это было вызвано тем, что по сути он решал региональные проблемы, будучи дорогим и в то же время оторванным от общегосударственных планов, а Волга традиционно рассматривалась как важная транспортная артерия государства. Продолжение изыскательских работ вскоре показало что одним «Волгостроем» волжских проблем не решить и А. В. Чаплыгин разрабатывает комплексный проект реконструкции всего Волжско-Камского бассейна, который получил наименование «Большая Волга».

Проект решал три основные проблемы:

  • Транспортную. Ежегодное обмеление Волги было замечено уже в конце XIX века, а судоходство из года в год росло. Комплекс гидроузлов позволял увеличить судоходные глубины до 3,5 м на всем протяжении водного пути, включая глубоководные выходы к Москве и Балтийскому морю. Это позволяло применять более экономичные крупнотоннажные суда. Дополнительную экономию давало спрямление фарватера на изгибах и уменьшение скорости течения.
  • Энергетическую. Набирающая обороты индустриализация в СССР, требовала все большее количество дешевой и удобной электроэнергии, которую могли дать волжские ГЭС.
  • Ирригационную. Обширные хлебородные районы степного Поволжья, периодически страдали от опустошительных засух (30 — 40 лет в столетие). Подъём уровня Волги и наличие электроэнергии, позволяли сделать ирригацию этих районов, избавиться от засух и поднять урожайность в 2 раза.

Первоначально предусматривалось сооружение 6-ти гидроузлов на Волге и 3-х на Каме с высотой плотин от 10 до 25 метров. Осуществление всего проекта оценивалось в 12 миллиардов рублей и могло быть сделано только поэтапно. Совет Народных Комиссаров, постановлением от 27 марта 1932 г. наметил очередность постройки. Первыми по плану возводились Ярославская ГЭС, Горьковская ГЭС и Пермская ГЭС, в работе широко использовался опыт уже запущенного в эксплуатацию ДнепроГЭСа. [5] [7] .

Довоенное гидростроительство на Волге [ | ]

Освоение каскада Волжских гидроэлектростанций началось с XVII съезда ВКП(б) (1934 г.), на котором, был утвержден второй пятилетний план развития (1933-1937 гг.). Несмотря на это, дискусия о принципах освоения Волги продолжалась. Учитывая малый уклон и широкую пойму реки, рассматривался вариант каскада низконапорных ГЭС сезонного действия и вариант постоянно действующих ГЭС с большими регулирующими емкостями. Победила вторая точка зрения, как дающая более стабильную и качественную энергию в условиях единой энергосистемы страны. Проекты, планы и сроки возведения гидроузлов Большой Волги неоднократно изменялись и перерабатывались.

Первой в Волжском каскаде стала Иваньковская ГЭС (1937 г.), построенная в рамках проекта канала Москва — Волга. В 1935 году ЦК ВКП(б) принимает решение о строительстве новых гидроузлов на верхней Волге, создается «Волгострой» и разрабатываются проекты Угличской и Шекснинской ГЭС). Начальником Волгостроя назначается Я. Д. Рапопорт, возглавляет проектирование профессор В. Д. Журин — главный инженер Волгостроя, техническое обоснование проекта выполняет начальник технического сектора Г. А. Чернилов. В мае 1938 г., при участии Госплана СССР, составлены и утверждены Экономическим Советом при Совнаркоме СССР технический проект и смета строительства, общие капиталовложения составили около 2 миллиардов руб.

Волгострой стал крупнейшей стройкой СССР второй и третьей пятилеток а Рыбинское водохранилище площадью 4817 кв. км. одним из самых больших водохранилищ планеты, в ходе его создания было затоплено густонаселенное Молого-Шекснинское междуречье, переселено на новые места 17 173 хозяйств, 493 населенных пункта, 7 городов с населением более 100 тысяч человек, перенесено сотни километров дорог, десятки мостов, обвалованы города Пошехонье-Володарск и Мышкин.

Несмотря на то, что строительство Угличского и Шекснинского гидроузлов к началу Великой Отечественной войны не было закончено полностью, они сыграли огромную роль в обороне страны, вырабатывая электроэнергию для оборонных предприятий Московской, Ярославской, Ивановской и Горьковской областей в условиях, когда тепловые электростанции стояли из за перебоев с подвозом топлива. Волгострой был возобновлен постановлением Государственного Комитета Обороны от 15 августа 1944 года. [8]

Начатое в 1937 году строительство Куйбышевской ГЭС остановилось осенью 1940 года в связи с обнаружением в районе нефтеносных площадок.

Источник

Оцените статью