Дыхательная гимнастика для бассейна

Дыхательная гимнастика для бассейна

Сложные физиологические процессы, обеспечивающие продуцирование энергии и возможность производить ту или иную работу, также оказывают значительное влияние на структуру движений при плавании. Рассмотрим некоторые закономерности этих процессов, имеющие особенно большое значение с этой точки зрения.

В организме непрерывно происходит обмен веществ. Энергия, необходимая для жизнедеятельности человека, появляется в результате сложных биохимических процессов. Для поддержания этих процессов необходимо постоянное снабжение организма кислородом и удаление из него продуктов распада. Кислород из атмосферного воздуха усваивается в легких. Через легкие также удаляется в газообразном виде часть продуктов распада.

При интенсивной работе потребность организма в кислороде возрастает. Плавание является упражнением, резко повышающим интенсивность процессов обмена в организме. При погружении в воду увеличивается теплоотдача, и уже одно это приводит к интенсификации биохимических процессов, связанных с продуцированием тепла, а активная работа мышц при плавании, особенно при скоростном плавании, еще больше повышает эти процессы. По количеству кислорода, потребляемого в единицу времени (до 5 л в минуту), пловцы стоят на одном из первых мест среди всех спортсменов.
Поэтому технике дыхания должно быть уделено особое внимание. Не случайно существует поговорка: «кто не умеет дышать, тот не умеет плавать».

Для того, чтобы до минимума уменьшить сопротивление воды и увеличить подъемную силу, пловец должен опустить лицо в воду. Однако при этом рот и нос оказываются под водой. В этом положении можно сделать только выдох. Для выполнения вдоха нужно повернуть или приподнять голову так, чтобы рот оказался над водой.

Выполняя эти движения, нужно стараться, чтобы они как можно меньше влияли на положение тела и характер движений конечностями — это основное требование к технике дыхания. Однако, как бы целесообразно ни была разработана эта техника, какое-то отрицательное влияние на общую структуру движений поворот или приподнимание головы из воды все-таки окажут. Поэтому дышать следует так, чтобы вдох занимал меньше времени, но был полноценным. Этого можно добиться, вдыхая воздух через рот.

Дышать через рот следует еще и потому, что, если в рот попадает немного воды, пловец может выплюнуть ее, если же вода попадает в нос, то возникают рефлекторные движения, нарушающие ритм движений.
В плавании дыхание тесно связано со структурой всех плавательных движений. Если бегун может дышать произвольно, не связывая количество вдохов и выдохов с количеством шагов, то при плавании нецелесообразно делать больше одного вдоха на полный цикл плавательных движений. Это ограничивает количество вдохов и требует максимального использования каждого из них. Поэтому каждый вдох должен быть полным. Однако величина легочной вентиляции зависит не только от того, насколько полным будет вдох, но и от того, насколько полным будет выдох. При неполном выдохе легочная вентиляция уменьшается.

Выдох выполняют в воду, для того, чтобы не нарушать подниманием головы общей структуры движений. Выдох начинают через нос и заканчивают выдыханием воздуха через рот и нос.

Читайте также:  У небольшого пруда заросшего

В связи с тем, что количество вдохов и выдохов ограничено общим темпом движений, техника дыхания должна быть построена так, чтобы организм мог усвоить возможно большее количество кислорода из того объема воздуха, который попадает в легкие. Поэтому целесообразно после вдоха на некоторое время задержать дыхание, зафиксировав грудную клетку в положении «на вдохе». Эта задержка дает возможность не только усвоить большее количество кислорода, но и усилить гребок руками, так как при фиксированной грудной клетке мышцы плечевого пояса развивают большую мощность движений конечностями в первой половине гребка руками.

С целью сохранения оптимального положения тела и структуры движений конечностями некоторые пловцы делают один вдох на 1,5 или на 2 цикла движений руками. Это можно рекомендовать только хорошо тренированным пловцам с большой жизненной емкостью легких. Причем в процессе тренировки тренер должен убедиться в том, что такой вариант дыхания не ухудшает результатов пловца при проплывании всей дистанции. Некоторые спортсмены пропускают несколько циклов дыхания и плывут «без дыхания» отрезки дистанции в начале, в середине и на финише.

Злоупотребление задержкой дыхания в начале дистанции приводит к возникновению кислородной задолженности и как результат — к снижению работоспособности во второй половине дистанции. Задержка дыхания нецелесообразна и в середине дистанции. Финиширование «без дыхания» можно рекомендовать только в тех случаях, когда пловец умеет, несмотря на чувство удушья и вызываемое им стремление увеличить частоту движений, сохранить правильную технику и не снижает качества гребка.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

Екатерина Бережнова
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

микрорайон Геолог, д. 15, п. Тазовский район, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629350 тел. 8(34940)2-19-20, raduga – taz@mail.ru .

Мастер — класс

На тему: «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

Бережнова Екатерина Николаевна

Цель мастер-класса: знакомство с особенностями организации дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

1. показать значение дыхательной гимнастики как составляющей аквааэробики;

2. познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

3. обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Форма проведения мастер-класса:

практикум с презентацией.

Оборудование: пластмассовые тарелки – плоские, трубочки, манная крупа, конструктор, листки бумаги квадратные, деревянные палочки с ленточкой и на краю ленточки снежинка, пластмассовые бутылки 0,5л. наполненные водой с мылящем средством.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемое жюри! Хотелось бы с вами сегодня поговорить о дыхательной гимнастике как составляющей аквааэробики в обучении дошкольников плаванию.

2. Теоретическая часть.

В настоящее время происходит увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Читайте также:  Пероксид водорода для бассейна инструкция

Слайд 2. Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально — волевых качеств, закаливанию организма.

В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками.

Слайд 3. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения рук и ног с дыханием. Слайд 4. Наиболее эффективной формой обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию, для устранения недостатков и для достижения хороших результатов является аквааэробика. Аквааэробика — выполнение различных упражнений в воде под музыку в умеренном темпе с элементами плавания, гимнастики, хореографии.

Слайд 5. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях аквааэрбикой, способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Слайд 6. Регулярные занятия в бассейне формируют правильное дыхание, развивают легкие, укрепляют дыхательные мышцы. Очень важно, что при этом одновременно происходит и закаливание организма.

Под влиянием систематических занятий плаваниему детей происходит следующее:

отчетливое урежение частоты дыхания как в покое (25 раз в минуту, так и при нагрузках (в среднем 70 раз в минуту у детей 5 – летнего возраста);

— увеличиваются резервные возможности дыхания;

— отчетливо возрастает жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) – до 1800 – 2100см кубических;

— большее количество кислорода используется из литра вентилируемого воздуха;

— возрастает кислородно-транспортная функция кровообращения;

— растет кислородная емкость легких;

— совершенствуются механизмы тканевого дыхания;

— улучшается нейрогуморальная регуляция дыхания при мышечной работе;

— обеспечивается лучшее согласование работы дыхания с мышечной и другими функциональными системами организма;

— отмечается нарастание процессов экономизации системы дыхания в условиях покоя и при стандартных физических нагрузках.

Слайд 8. Предлагаю сегодня вашему вниманию несколько интересных дыхательных упражнений, которые я использую на своих занятиях. Эти упражнения способствуют развитию жизненной емкости легких, укреплению дыхательных мышц грудной клетки. Подобные упражнения мы используем на занятиях в бассейне, в вы можете использовать на любых своих занятиях как двигательную разминку или релаксацию.

3. Практическая часть.

1. Делаем глубокий вдох и медленный выдох на пальцы рук.

2. Глубокий вдох, сильный выдох на пальцы рук так, чтобы им было прохладно (повторить 3 раза).

2. Дыханием «нарисовать» в воздухе геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

3. «Рисунок через трубочку». Представим, что трубочка — это карандаш. Делаем глубокий вдох, медленно выдыхаем, рисуя на манке, например круг, солнышко.

Читайте также:  Самые качественные бассейны каркасные

4. «Футбол». Из конструктора строим на противоположном крае стола ворота. Перед собой положим мячик из бумаги. Задача – забить мяч в ворота.

5. Аэробика с ленточками. На палочке прикреплена ленточка, на конце ленточки – снежинка. Сделать глубокий вдох. На выдохе нужно подуть на снежинку, поворачиваясь влево, вправо, в центр.

6. «Пузырьки». Сделать вдох через нос, выдох через рот в бутылочку через трубочку в воду с мыльным средством.

Слайд 9. Все эти упражнения повышают функциональные возможности дыхательной системы.

Слайд 10. Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. А сейчас я вам предлагаю оценить проведенный мастер-класс. На доске вы видите олимпийские кольца. Каждое кольцо имеет свое значение. Попрошу вас выбрать то кольцо, которое отражает ваше мнение о представленном материале. Благодарю вас за участие в моем мастер-классе.

Источник

Правильное дыхание при плавании

Дышим правильно

Для пловца важно научиться правильному дыханию. Ниже представлены четыре совета, которые помогут вам:

  1. Дыхательные упражнения в воде.
    Необходимо погрузиться до шеи в воду в бассейне. Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду. Вдохи должны быть быстрыми и короткими. Ваши лёгкие сжимаются из-за давления воды. Во время водных упражнений Ваша производительность дыхания сокращается до 75 % и Ваше тело будет пытаться компенсировать это. Регулярное занятие дыхательными упражнениями в воде даст результаты уже после седьмого дня!
  2. Дыхательные упражнения. Сет на задержку.
    Вам необходимо комфортно расположиться в воде. Вам понадобиться секундомер или часы, где есть отсчет времени. Вы делаете глубокий вдох и опускаетесь под воду. Не выдыхайте воздух сразу. Цель упражнения задержать дыхание как можно дольше.
    Сделайте 3 сета с отдыхом между подходами 60 секунд.
    В каждом следующем подходе вы будете непроизвольно улучшать свое время задержки. Практика глубокого дыхания.
  3. Выдохните так, чтобы в лёгких совсем не осталось воздуха. Это позволит поступить обогащенному кислородом воздуху со следующим вдохом. Ведите отсчёт вслух. Когда Вы больше не сумеете считать – это значит, Ваши лёгкие будут пусты.
    Позвольте Вашей диафрагме свободно опускаться, но при этом сохраняйте расслабленными мышцы живота. Ваш живот будет расширяться (в то время как диафрагма опускаться). Это даст больше места лёгким и позволит им больше наполниться воздухом.
  4. Дыхание с сопротивлением.
    Дышите через нос. Необходимо сделать несколько глубоких вдохов. Затем, выдохните через рот (при этом лишь немного раскрыв губы). Их нужно открыть немного, так, чтобы воздух выходил небольшими порциями с сопротивлением. Старайтесь это делать как можно чаще для того, чтобы Ваши лёгкие могли привыкнуть удерживать воздух. Ещё один метод для развития лёгких основанный на этом принципе – надувать воздушные шары. Внимание! Упражнения на правильное дыхание при плавании нельзя производить самостоятельно. Выполняйте их под присмотром тренера или партнера.

Узнайте подробнее о дыхании во время занятий плаванием.

Записывайтесь на тренировки в нашу школу плавания SwimRocket!

Источник

Оцените статью