- Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию статья по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развиваем дыхание для плавания статья по физкультуре (младшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию» консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию
статья по физкультуре на тему
В статье говорится о сочетании плавания и специальной «водно-дыхательной» гимнастики. О значимости дыхательных упражнений для дошкольников на занятиях по плаванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию
ГБДОУ № 61 Колпинского района Санкт-Петербурга
В статье говорится о сочетании плавания и специальной «водно-дыхательной» гимнастики. О значимости дыхательных упражнений для дошкольников на занятиях по плаванию.
Дыхание, дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения.
Навык плавания для человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки. В утробе матери ребенок уже находится в водной среде, то есть, в прямом смысле — в свободном плавании.
Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста, и последующее их самостоятельное плавание, способствует укреплению мускулатуры, благотворно сказывается на дыхательной системе.
Полезно сочетание плавания и специальной «водно-дыхательной» гимнастики. Дыхание — это жизнь. Если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — несколько минут. Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым.
Регулярные занятия в бассейне формируют правильное дыхание, развивают и увеличивают объем легких. Очень важно, что при этом одновременно происходит и закаливание организма.
Дыхательная гимнастика ведет к увеличению жизненной емкости легких, тренировке дыхательных мышц, улучшению выведения слизи из дыхательных путей, что является профилактикой респираторных заболеваний.
Акт дыхания состоит из выдоха и вдоха без фиксированной паузы между ними. Такова биологическая природа дыхания, так дышит человек. При выполнении физических упражнений дыхание непрерывное. При активных движениях потребление организмом кислорода возрастает, поэтому человек дышит чаще и глубже. Однако глубокий вдох можно выполнить лишь в том случае, если ему будет предшествовать не менее глубокий выдох; здесь потребность в очередном вдохе естественна — стоит лишь широко открыть рот. Другими словами, если будет сделан глубокий выдох, то вдох выполняется непроизвольно, рефлекторно, поскольку ведущим компонентом в целостном акте дыхания является выдох. Вот почему при обучении плаванию, и в частности дыханию, выполнению выдоха в воду следует уделять много времени и внимания.
Обучать дошкольников выдоху можно и нужно в любых условиях: на прогулке летом и зимой (осторожно) — сдуть пушинки с одуванчика, снежинку, снежок или льдинку с ладони.
Упражнение на задержку дыхания . Попросите ребёнка на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.
Длительная задержка дыхания. Делаем вместе глубокий вдох, задерживаем дыхание, считаем «про себя» до 7-8. Делаем выдох.
Громкий выдох. Делаем глубокий вдох, задерживаем чуть-чуть дыхание, плотно сомкнув губы. После этого делаем быстрый энергичный выдох, пытаясь при этом громко произнести «ху!».
Крошки на столе. Просим ребёнка сдуть со стола крошки, которые он видит.
Листочек. Возьмём на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Просим ребёнка поднять ладонь до уровня подбородка, чтобы листочек оказался на расстоянии примерно 15 см ото рта. Пусть сдует его быстрым энергичным выдохом через рот.
Надуй шар. Пусть ребёнок пробует надувать воздушный шарик, а мы на него посмотрим и похвалим. Сопротивление воздуха, наполнившего шарик, и постоянное стремление шарика «сдуться» естественным образом заставляют ребёнка надувать шарик с помощью быстрых энергичных выдохов: условия отчасти аналогичны дыханию в воде.
Обучать выдоху можно во время умывания — дуть на воду в ладонях, выполнять выдох в тазик с водой или при купании в домашней ванне, перед занятием плаванием (на суше).
Несколько упражнений, направленных на формирование навыка дыхания в воде.
Сделай ямку. Попросите ребёнка сесть в ванну, набрать в ладони воду и дуть на неё, как на горячий чай, чтобы образовалась «ямка».
Дырка. Также сидя в ванне, ребёнок должен резко сделать быстрый выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась «дырка» (большая глубокая ямка на поверхности воды).
Подуй на игрушку . Дуем на плавающую игрушку, выдыхая через рот так, чтобы игрушка перемещалась вперед.
Выдох в воду. Сидя в ванной, ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание, опускает лицо в воду. Пусть сделает выдох через рот произвольно, как ему хочется, и поднимет голову на поверхность. Это задание пробуем выполнить несколько раз.
Пузыри. Повторяя предыдущее упражнение, ребенок должен открыть в воде глаза и посмотреть, как образуются пузырьки во время выдоха.
Выдохни в воду . Выполняем выдох в воду по типу разных звуков: «пэ. » (чуть длинно, но энергично); «фу. » (энергично, чуть затянуто).
Эти последние задания дают возможность ребёнку самостоятельно отыскать оптимальный вариант выдоха в воду. Энергичный выдох нужен потому, что огромное гидростатическое давление воды затрудняет его.
С раннего возраста детей следует приучать самостоятельно контролировать правильность выполнения различных упражнений и движений. Для самоконтроля за правильным выполнением дыхания можно рекомендовать следующие приёмы.
- Если при выдохах ребёнку «мешает» попадающая в рот вода, значит, упражнение выполняется неправильно, выдох недостаточно активен.
- Если пузырьки воздуха сильно щекочут уши и щеки, значит, выдох выполняется активно и правильно.
При систематических занятиях плаванием выдох в воду должен многократно повторяться на каждом занятии. Когда же ребёнок научится хотя бы окунаться в воду с головой и будет делать это непринуждённо, многократно, выполнение выдоха в воду станет естественным и своевременным. Дыхательным упражнениям на занятиях плаванием нужно уделять особое внимание. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию.
- Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде и под водой. М., 2000.
- Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П., 2005.
- Осокина Т.И. Как научить детей плавать М. – 1985.
- Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М. – 2001.
Источник
Развиваем дыхание для плавания
статья по физкультуре (младшая группа) по теме
Упражнения направленные на развитие правильного дыхыния , как не суше, так и в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_dyhanie_dlya_plavaniya.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем дыхание для плавания
Как правило, у маленьких детей дыхание поверхностное, не глубокое. Поэтому для начала необходимо научить как дышать правильно — глубокому дыханию («реберному»).
При выполнении упражнений не забывайте чаще хвалить ребенка, не одергивать его, наглядно показывать то, что вы от него хотите. Важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание. Для этого есть несколько простых упражнений.
- «Вдох-выдох» Ребенка нужно посадить на колени, положить свою руку ему на животик, плотно прижав пальцы, чтобы на вдохе он не выпячивал его вперед.
Следует попросить малыша сделать плавный вдох и выдох. Лучше всего это делать под счет до трех. При вдохе плечи поднимаются слегка вверх, на выдохе опускаются.
- «Воронка» Налейте воды в таз, сядьте напротив ребенка и попросите подуть на воду так, чтобы образовалась воронка.
- «Пузырики» Попросите взяться руками за края таза, сделать плавный глубокий вдох, опустить лицо в таз и выдохнуть воздух так, чтобы на поверхности воды образовались пузыри.
- « Задержка дыхания» Ребенок делает плавный глубокий вдох и задерживает дыхание на 3-5 секунд.
- Положить на ладонь (себе или малышу) какой-то легкий предмет. Это может быть маленький листок бумаги, перышко, лист с дерева. После этого вместе с ребенком сделайте глубокий вдох и потом выдохните через плотно сжатые губы, чтобы сдуть предмет с ладони.
- Накидать в ванну много мелких игрушек и посоревноваться с ребенком: дуть на игрушки, стремясь к тому, чтобы поскорее прибить их к противоположному краю ванны.
- Налить в ванну воды и представить себе, что маленький пескарик затаился от хищной щуки – сделать глубокий вдох и задержать на несколько мгновений дыхание. После этого опустить голову в воду и шумно выдохнуть носом и ртом – чтобы напугать и прогнать щуку.
- Очень полезны для тренировки дыхания ныряния, но многие дети бояться нырять под воду, да еще и с открытыми глазами. Чтобы избавить ребенка от этого страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек – и попросить ребенка достать их со дна. Увлеченный интересным заданием, он, скорее всего, забудет о своих страхах – и с удовольствием будет нырять. Единственное, нужно предупредить малыша заранее, чтобы под водой он не дышал, а делал вдох и задерживал дыхание до погружения и выдыхал только тогда, когда вновь окажется на воздухе. Если же малыш все-таки нахлебается воды – достаньте его и дайте ему спокойно откашляться и отплеваться. Стучать по спине или переворачивать его в различные немыслимые позы не нужно – если только Вы, конечно, не хотите его напугать так, чтобы он еще пару лет боялся воды, как огня.
- Похожее упражнение на погружение под воду – налить немного воды в ванну, попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить голову под воду и достать носом дна – как это делают аисты клювом.
- Если Вы нальете полную ванну воды – Вы можете сделать следующее упражнение: малыш делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается в воду, как бы прячась от Вас. Спустя несколько секунд он выныривает и выдыхает.
- Ребенок делает глубокий вдох, вытягивает губы трубочкой и опускает их в воду, после чего выдыхает, пуская по воде забавные пузыри. Такое упражнение желательно проделывать 5-6 раз с небольшими паузами для отдыха.
- Набрать в ванну небольшое количество воды и спокойно положить ребенка в ванну на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, голова приподнята, малыш смотрит на потолок, а Вы поддерживаете его голову руками.
- Исходное положение, как в предыдущем упражнении, но теперь попросите ребенка поднимать-опускать прямые ноги, подбрасывая носками воду вверх. После того, как Вы с малышом освоите эти простые упражнения – можно отправляться на пляж. Только, конечно, помните о том, что ребенка нельзя оставлять на воде без присмотра.
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на волосках носовых пазух.
Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.
При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем можно предложить подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей.
Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора-два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2 – 3 шага, а выдох на 3 – 5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики:
- «Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад произносить «тик-так».
- «Трубач» Сед, кисти рук сжаты в трубочки, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
- «Петушок машет крыльями» Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку».
- «Каша кипит» Сидя, одну руку положить на живот, другую — на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».
- «Паровозик» Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
- «На турнике» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф».
- «Летят мячи» Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х».
- «Семафор» Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить их вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с».
- « Шагом марш!» Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
- « Регулировщик» В стать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
« Маятник» Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Источник
«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Любое занятие по обучению плаванию начинается с разминки на суше — с дыхательного упражнения. Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливает их дыхательную систему к дальнейшим нагрузкам. Умение произвольно контролировать дыхание и на суше и в воде развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. В консультации предлагаются упражнения, выполняемые детьми во время разминки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_kak.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»
«Дыхательная гимнастика как
эффективный способ укрепления здоровья
детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
Консультация для родителей
Инструктор ФК (плавание)
Древнегреческий мудрец сказал: «Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай. Хочешь быть умён – плавай!» Плавание благотворно влияет на здоровье человека, если оно организуется в соответствии со знаниями физиологических особенностей организма дошкольника, правильным рациональным дыханием.
Дыхательные упражнения – это замечательный инструмент не только профилактики, но и лечения органов дыхания*.
Многие современные лечебные методики и официальная медицина, народные целители активно используют дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика). Это ещё раз доказывает эффективность, актуальность их применения и среди детей, и среди взрослых.
Проведение дыхательной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении чаще оправдано в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет наиболее обучаемы плаванию. Они достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у таких детей наблюдается ещё слабая способность анализировать мышечные напряжения. Движения старших дошкольников ещё часто неточные, беспорядочные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилием деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем*. Они продолжают часто болеть острыми респираторными заболеваниями, и в то же время именно у них более развита дыхательная система, что способствует лучшему освоению дыхательных упражнений, а значит и укреплению здоровья.
Умение произвольно контролировать дыхание и на суше и в воде развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Подготавливающие к плаванию упражнения, выполняемые детьми во время разминки, развивают правильное дыхание: короткий, сильный вдох и плавный длительный выдох.
В воде дыхательная гимнастика используется в середине и в конце занятия. Для большинства дошкольников активные движения в воде в начале занятия являются естественными, вода моментально возбуждает. Соблюдается принцип учёта индивидуальных особенностей детей. После упражнений и игр с высоким уровнем подвижности необходимо переходить к движениям со средним или малым уровнем активности, каковыми и являются дыхательные упражнения. Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение, исчезает «инертность самочувствия». А в конце занятия дыхательная гимнастика даёт возможность успокоить детей перед выходом из воды, продолжая решать свои основные задачи: развитие дыхательной системы, формирование рационального дыхания. Мышечный тонус расслабляется, закрепляя положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей: приводится в равновесие их эмоциональное состояние, улучшается самочувствие и настроение.
Легко заметить, как сила дыхательных мышц возрастает именно в тех упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох, выдох с преодолением преграды. Упражнения с длительным выдохом также нормализуют темп и ритм дыхания, что опять же объясняет их проведение в середине и в конце деятельности в воде, когда дыхание детей становится учащённым.
Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре, поэтому главным методом является игровой . Именно в игре дошкольник легче всего преодолевает страх перед водой. В игре от ребят легко можно добиться выполнения сложных задач: научиться опускать лицо в воду, полностью погружаться в нее, открывать глаза в воде, в дальнейшем – всплывать и плавать (Приложение №5). Эффективно включать в подвижные игры дыхательные упражнения. Старшие дошкольники очень любят такие игры как «Море волнуется», «Зеркальце». Дети могут по окончании проговариваемого ими текста выполнить любую «фигуру», любое упражнение, но можно нацелить их на показ именно дыхательных упражнений, разучиваемых с ними ранее. Кроме подвижных игр используются и игры-эстафеты, которые чаще оправданы на спортивных соревнованиях, развлечениях в бассейне. Старшим дошкольникам доступно участие в командных соревновательных действиях, которые способствуют максимальному проявлению двигательных способностей детей, ведут к интенсивному совершенствованию двигательных навыков и качеств. Возникает вопрос: «А можно ли проводить соревнование по дыхательным упражнениям?». «Да, можно». Важно следить за их правильным выполнением, временем – не больше 2-3 минут, и чтобы дети не мешали друг другу во время выполнения.
Добиться приобретения качественных плавательных навыков и умений по выполнению дыхательной гимнастики в игровой форме бывает сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений. В старшем дошкольном возрасте практически на каждом занятии разучиваются игровые упражнения, комбинируются игровые и тренировочные задания, создаются ситуации, в которых отработка плавательных навыков и дыхательных упражнений является главным условием. Закрепляя их как индивидуально, так и в парах, небольшими группами по 4-5 человек, всей подгруппой, педагог постоянно обращает внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.
Мышление у дошкольника наглядно-образное, поэтому наглядный метод важен в работе. Автор использует различные иллюстрации, которые чаще применяются для закрепления упражнений пассивного плавания: «Медуза», «Морская звезда», «Поплавок». В этих упражнениях воспитанники учатся задерживать дыхание до 8-10 секунд. Показываются схемы, рисунки, которые рассматриваются до разминки на суше, или в группе — как предварительная и последующая работа по плаванию.
В бассейне имеется большое количество мелких плавающих и тонущих резиновых игрушек, которые также помогают воспитанникам разыгрывать новые сюжеты игр, и активно используются для дыхательной гимнастики. В начале года предлагаются самые лёгкие игрушки, затем более тяжёлые для постепенного развития дыхательных мышц.
Словесные методы – служат связующим звеном всех частей деятельности, повышают заинтересованность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Сама природа ребёнка требует использования художественного слова. Дыхательную гимнастику можно проводить и без предметов. Удачным приемом является использование стихотворной формы для разучивания дыхательных упражнений. Это рекомендуется делать при обучении или закреплении общеразвивающих упражнений в сочетании с дыхательными. Например, во время разминки на суше произносить следующий текст:
Чуть трава зашелестела,
Да под солнцем заблестела,
В это время дети плавно поднимают руки вверх на уровень груди, активно шевеля пальцами, а голосом, имитируя шелест травы: «Ш-ш-ш» (на выдохе).
Да с цветочками качалась,
Вправо, влево наклонялась.
Эффективным приёмом является использование музыки. Чаще всего это происходит во время праздников, развлечений в бассейне. Музыкальное сопровождение способствует концентрации внимания, улучшает качество выполнения тех или иных упражнений, повышает заинтересованность детей в силу эмоционального отклика.
Обязательным элементом любой деятельности является мотивация: «Для чего вы учитесь плавать?», «Вы хотите быть здоровыми, ловкими, не простывать, не болеть гриппом?», «Скоро состоятся соревнования, городские олимпийские игры по плаванию. Нужно не только хорошо плавать, чтобы победить в соревнованиях, но и правильно дышать» и т.д. В конце деятельности обязательно проводится рефлексия: «Чему новому вы научились на занятии сегодня?», «Что вызвало у вас затруднения?», «Какие игры и упражнения вам больше всего понравились? Почему?». Применяется детьми самооценка собственной двигательной активности: «Скажи, у кого сегодня кувшинка плавала лучше всех? Почему? Назовите задания, которые прекрасно выполнили (вызвали затруднения) Коля, Света и т.д. В начале деятельности обязательно ставится перед детьми цель, сообщается о том, чем они будут заниматься. По ходу педагог дает детям чёткие инструкции по правилам поведения в бассейне, по выполнению упражнений и игр, в том числе и дыхательных, даже если дети их хорошо знают. И в то же время дается возможность детям самим объяснять последовательность выполнения задания, игры. Это развивает их самостоятельность, уверенность в себе, речь, мышление, тренирует их память.
Каждый ребёнок ждёт от взрослого похвалы, поощрения, пусть даже за незначительные успехи. Обучение плаванию – это сложный процесс. Не всем детям удаётся осилить его. В течение всего занятия необходимо подбадривать ребят, обязательно хвалить в конце занятия всех детей, подчёркивая даже самые незначительные результаты. Когда оценивается выполнение упражнений, то применяются такие критерии: «выполнил», «не выполнил» или «отлично», «хорошо». Это придаёт им уверенность в своих возможностях, вызывает желание продолжать заниматься плаванием, создаёт радостное настроение на весь день.
Неотъемлемой частью работы являются практические методы. Инструктор по плаванию должен уметь показать любое упражнение, в том числе и дыхательное. Но в старшем дошкольном возрасте для закрепления упражнения автор считает, что возможен показ самими детьми: как одним ребёнком, так и парами, мини-группами. Привлекаются старшие дошкольники и для анализа качества и последовательности выполнения упражнений. Всегда поощряется показ по желанию самих воспитанников. Тем самым соблюдается принцип субъект-субъектного взаимодействия.
В течение всей деятельности педагог следит, чтобы дети упражнялись в тех видах и способах движений, упражнений дыхательной гимнастики, которыми они владеют в недостаточной степени. Нацеливает детей на то, что необходимо помогать товарищам в овладении трудных для них упражнений. Практически сразу отмечает для себя активных и пассивных, тех, кто готов слушать и выполнять, и тех, чьё внимание придётся «завоёвывать». Активные ребята, как правило, показывают прекрасные результаты в роли водящих в играх, они первыми высказывают желание что-либо продемонстрировать. Но такие дети часто спешат при выполнении дыхательной гимнастики: длина вдоха и выдоха, практически, одинаковая. Инструктор объясняет и показывает, что выдох всегда длиннее вдоха и что, чем длиннее выдох, тем лучше. Очень важно не выпускать из вида малоподвижных детей. Именно такие дети с удовольствием показывают дыхательные упражнения. Они более старательны и дисциплинированы.
Одним из важных приёмов является неоднократное повторение как упражнений по плаванию, так и дыхательных упражнений: на одном занятии, в течение года, что помогает добиться качественного выполнения упражнений. Ребёнок в состоянии хорошо запомнить задание и затем без труда показать. Самостоятельная двигательная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений.
Игры, обучающие дыханию.
а. Для начального разучивания.
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.
По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя, что это горячий чай. Надо стараться делать как можно более продолжительный выдох, следить чтобы вода вокруг сильно бурлила.
Правила: не закрывать глаза, даже если от воды будут отлетать брызги. Выигрывает тот, у кого на воде будет больше волн и других колебаний поверхности.
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.
По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.
Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхать по-разному:
— сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно
— сложить губы трубочкой и выдыхать обычно
— выдыхать через рот, губы в любом положении, медленно или быстро
— погрузиться с закрытым ртов, открыть рот как буква «о», выдох быстрый и сильный, сразу после выдоха рот в воде закрыть
— прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот сделать небольшой выдох, закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т.д. За одно погружение сделать 4-8 выдохов
Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри. Выигрывает тот, у кого больше пузырей.
б. Для закрепления пройденного материала.
1. «Общее дыхание»
Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).
По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах, поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.
Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.
в. Для повторения старого материала.
1. «Эстафета с бегущей игрушкой»
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой резиновой игрушке.
По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив перед собой, игрок должен дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам ребёнок осторожно плывет (или идет) за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию, игрок подгоняет игрушку к следующему участнику и уходит в конец строя.
Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившей эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.
Источник