Дворцы за чистыми прудами

Вокруг Чистых прудов, Покровки и Маросейки

Храм Святителя Николая в Кленниках на улице Покровка

ana1501 / Фотобанк Лори

Окрестности нынешних Чистых прудов, район между Мясницкой и Покровкой — место в Москве заповедное. Где-то в этих местах стоял двор боярина Степана Кучки, который, когда к нему приехал Юрий Долгорукий, «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь». Разгневанный князь приказал убить нахала и бросить его тело в близлежащий пруд, а все его обширные земли вдоль Москвы-реки присвоил и основал на них город. При первых Романовых по Маросейке с Покровкой пролегал путь в любимейшие царские имения — Рубцово, Измайлово, Преображенское. Даже если взглянуть на карту Москвы XIX века, легко убедиться, насколько сильно город был сдвинут в этом направлении. Его центром тяжести был вовсе не Кремль, а как раз Чистые пруды.

Выйдя из метро «Чистые пруды», сделайте десяток шагов и обернитесь назад — первая достопримечательность маршрута уже перед вами. Наземный павильон работы архитектора Николая Колли почти идеально сохранился со дня ввода в эксплуатацию первой очереди метрополитена в 1935 году, вплоть до надписи «Метро» на крыше, которая выполняет тут и информационную, и композиционную роль. Когда-то похожие псевдоантичные храмы в стилистике ар-деко отмечали вход в «Смоленскую» и в «Комсомольскую», но до наших дней дошел только этот. Всего пару лет назад его стать невозможно было рассмотреть в окружении уродливых торговых центров, занимавших почти всю площадь Мясницких Ворот. Но самострой снесли, и сторонники этой собянинской политики в первую очередь отправляют оппонентов на Чистые пруды.

Начало Чистопрудного бульвара отмечает памятник Александру Грибоедову — неподалеку, в построенном Матвеем Казаковым особняке своего друга полковника Бегича (Мясницкая, 42), он писал «Горе от ума» и сочинил первый русский вальс. Сам бульвар недавно реконструирован и превращен в передовое общественное пространство со всеми вытекающими последствиями — от положительных, вроде изобилия скамеек, до отрицательных, вроде часто безумной иллюминации. Отходящий от бульвара влево Архангельский переулок в первом же своем дворе скрывает Меншикову башню — один из самых поразительных памятников московского барокко.

По мере движения от метро бульвар становится все шире — то его место, где перед фонтаном с журавлем расселся бронзовый Абай Кунанбаев (казахский поэт, чтимый в расположенном рядом посольстве Казахстана) памятно либеральной общественности по круглосуточным политическим гуляниям мая 2012 года, ловко названным «Оккупай Абай». Малосимпатичное здание, стоящее поперек бульвара, официально именуется многофункциональным комплексом «Белый лебедь», и его история любопытнее, чем его внешний вид. В 1968 году в Москве было построено два одинаковых модернистских ресторана «Времена года» — в парке Горького и у Чистых прудов. К 2016 году один из них был заботливо перестроен Ремом Колхасом в центр современного искусства «Гараж», а другой превращен в это чудовище.

Южный фасад «Белого лебедя» обращен прямо к Чистому пруду, или, как велит называть этот водоем странная московская традиция, к Чистым прудам. Достоверно известно, что пруды назывались Погаными до тех пор, пока в начале XVIII века светлейший князь Александр Данилович Меншиков, владевший в этих местах большой усадьбой, не повелел их очистить. Куда менее достоверно установлено то, почему они были Погаными. Самое распространенное объяснение связано с животными останками, которые якобы сбрасывали сюда жившие на Мясницкой мясники. Но мясные ряды располагались ближе к Сретенке и внутри Белого города, так что тащить отходы до этого места было довольно не сподручно. Иные версии звучат, однако, еще более невероятно — от памяти об убийстве тут боярина Кучки до утопленных в пруду языческих изваяний вятичей. В наше время Чистые пруды используются куда менее драматичным манером — летом тут катаются на лодках, а зимой на коньках.

Под № 23 по Чистопрудному бульвару значится Библиотека им. Достоевского, превращенная в ходе недавней реформы в образцовый коворкинг-читальню со свободным доступом для всех желающих, а под № 14 — доходный дом церкви Троицы, что на Грязях. Он знаменит своими лепными орнаментами на фасаде, сделанными по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова, — диковинные существа отсылают к рельефам Дмитровского собора во Владимире. Увы, после войны дом надстроили, лишив его гармоничных пропорций и резной ограды вдоль крыши. Сама церковь Троицы, что на Грязях стоит уже за углом, на Покровке. Грязи тут были самые натуральные: протекавший рядом ручей Рачка образовывал топкое место, под каждый фундамент закладывали сваи. Изуродованный в 1930-е годы храм постепенно восстанавливается, осталось только отстроить колокольню и ротонду с высоким куполом.

Читайте также:  Как посчитать площадь чаши бассейна

Место пересечения бульваров с Покровкой называется площадью Покровских Ворот — по снесенным в 1780-х годах воротам стены Белого города. Никакой площади тут на самом деле нет, и помимо связи с пьесой Леонида Зорина и фильмом Михаила Казакова, замечателен этот перекресток тем, что он один во всем городе сохранил изначальную планировку узловых точек Бульварного кольца. При Павле I был издан указ строить на месте прежних ворот гостиницы (большую часть из них проектировал Василий Стасов), и хотя эти здания в створе бульваров уцелели не только на Покровке, только тут они по прежнему стоят с обеих сторон улицы.

Небольшой сквер на углу Покровки с Потаповским переулком отмечает место, где до 1936 года тут стояла поразительная Успенская церковь (1699), чуть ли не главный шедевр нарышкинского барокко. Академик Лихачев писал о ней так: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном». Сейчас от всего этого остался дом причта, занятый рестораном «Саперави», и тот самый сквер, рисунок дорожек в котором повторяет геометрию осей церковного здания.

На другой стороне Покровки — тоже малозаметная, но все же менее призрачная достопримечательность. Если зайти во двор длинного дома № 4, то на его обратной стороне с удивлением видишь открытые галереи, характерные скорее для Одессы или Тбилиси, чем для центра Москвы. Во второй половине XIX века таких галерей в городе было немало, но теперь сохранились единицы, из которых эти — в самом лучшем состоянии.

Точка, в которой Покровка превращается в Маросейку, — в большой степени условность. До XVII века никакой Маросейки не было, и улица от Китайгородской стены до границы Земляного города (нынешнего Садового кольца) называлась Покровкой по церкви Покрова в Садех, стоявшей на месте дома № 2 по Маросейке. В начале XIX века, наоборот, Маросейкой считали все до самых бульваров. Отчего улицы теперь соприкасаются на перекрестке с Армянским и Старосадским переулками — непонятно, но так уж заведено. Перекресток, тем не менее, может похвастать одним поразительным видом и двумя вполне выдающимися памятниками. В перспективе Старосадского переулка разрезает небо готический шпиль собора Святых Петра и Павла: лютеранская община выкупила этот участок в начале XIX века, а нынешнюю кирху освятили в 1905 году. В возвращенном ныне верующим храме регулярно проходят органные концерты.

Читайте также:  Детские бассейны с горками для малышей

Увлекшись таким немосковским зрелищем, легко не заметить на углу переулка скрытую деревьями церковь Космы и Дамиана, выполненную Матвеем Казаковым (1791–1793). Ее основной объем состоит из четырех цилиндров — центрального, увенчанного куполом, и трех боковых, — особо выгодно смотрящихся на фоне стеклянной башни 1970-х годов. По другую сторону Маросейки зелени казаковской классики противостоит голубизна баженовского барокко: построенный в 1782 году главный дом усадьбы генерал-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. После графа Петра Александровича, победителя турок, буяна, матерщинника, и, не исключено, внебрачного сына Петра Великого, домом владел его сын Николай Петрович, коллекционер и библиофил, основатель Румянцевского музея. Нынешний фасад особняка — результат реконструкции, устроенной в 1880-х годах тогдашним владельцем, купцом Митрофаном Грачевым, увековечившим себя гербом с буквой «Г» на фронтоне. Установленные при Грачеве в простенках третьего этажа аллегорические фигуры земледелия, скотоводства и свободных художеств придают дому несколько соцреалистический настрой, удачно гармонирующий с нынешним его использованием под посольство Белоруссии.

Через два дома на той же стороне улицы тему представительства братских восточнославянских народов неожиданно продолжает массивный дом Нарышкина-Рагузинских (№ 11/4). Его нерегулярный ампирный декор и странные пропорции этажей указывают на сложную историю — и в самом деле, часть этого комплекса XVII—XIX веков восходит к Малороссийскому подворью, возникшему в 1660-х после присоединения левобережной Украины к владениям московских царей. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Малороссийских городов казакам и мещанам, которые учнут к Москве приезжать для всяких своих дел и с товарами… ставиться на Малороссийский двор». Отсюда — и само название Малороссейка-Маросейка, и его советский аналог «улица Богдана Хмельницкого». Завершают правую сторону Маросейки два очень разных здания, стоящих стена к стене — храм Святителя Николая в Кленниках (1650-е) и конструктивистский угловой дом № 3 (1928–1930), где сначала был Наркомфин, а потом — ЦК ВЛКСМ.

Площадь Ильинские Ворота — не очень внятное пространство, сливающееся с двумя соседними площадями, Новой и Старой. Чтобы разобраться в нем, нужно вспомнить, что до 1934 года перспективу от Маросейки замыкали огромные Ильинские ворота Китайгородской стены, из-за которых выглядывали стоящая до сих пор башня дома Северного страхового общества (1911) и исчезнувшая величественная церковь Николы «Большой Крест». Новая и Старая площади находились со внутренней стороны стены, а площадь Ильинских Ворот — с внешней.

В конце XIX века на территории различных рынков, «яблочных балаганов», тянувшихся прежде перед стеной в обе стороны, произошли решительные преобразования. Справа с 1872 по 1907 год по частям возвели громаду Политехнического музея, ныне закрытого на реконструкцию. Слева же в 1882 году появился Ильинский сквер — живописное, хоть и немноголюдное сейчас пространство, по какой-то прихоти судьбы постоянно становящееся оплотом разнообразных меньшинств: в советское время это были геи, а теперь — любители охоты на покемонов. В верхней части сквера в 1887 году на собранные гренадерами средства была поставлена чугунная часовня в память о взятии русскими войсками болгарской крепости Плевна, которую упорно оборонял турецкий гарнизон во главе с военным министром Порты Осман-пашой.

Читайте также:  Написать сочинение про бассейн

Источник

Дворец Бракосочетания 1

Особенности расположения и парковки

В самом центре Москвы располагается Дворец Бракосочетаний №1, который знаком как Грибоедовский ЗАГС. Он занимает здание особняка, которым был построен для богатого купца в начале 20 века известным архитектором С. Воскресенским. Здесь заключили браки Ю.Гагарин, В.Терешкова. И сейчас многие знаменитые люди выбирают Дворец Бракосочетания 1 в Москве для проведения свадеб. Здание располагается возле дороги, так что парковка не предусмотрена. Точный адрес — г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 10, стр. 1. Режим работы вт.-cб. с 9.00 до 18.00 Перерыв с 14.00 до 15.00. Телефоны Грибоедовского ЗАГСа 8 (495) 621-33-78 8 (495) 624-31-88

Планировка ЗАГСа

В 2005 году Дворец Бракосочетания №1 прошел реставрацию, а в 2013 здесь был проведен ремонт. Интерьеры сохранили все величие предыдущего владельца особняка, поэтому этот ЗАГС – идеальное место для шикарной свадьбы. Парадная лестница выполнена из дерева и привлекает посетителей. Интерьеры всех помещений Грибоедовского ЗАГСа шикарны,и при этом не повторяются, поэтому здесь можно сделать много великолепных снимков. Заказать услуги профессионального фотографа вы можете на нашем сайте. Залы украшены большими зеркалами, коврами, гардинами, а на потолках – лепнина и хрустальные люстры. Для размещения гостей предусмотрена мягкая мебель.

Интерьер

Торжественный зал – это строгое изящество старинного особняка. Он выполнен в теплых бежевых тонах, такое цветовое решение дополняет обрамление деревом. Большие окна с занавесками создают праздничную атмосферу. Комнаты просторные, количество гостей ограничивается количеством посадочных мест – рекомендуется приглашать до 20 человек

Рекомендации

1. Очень большая очередь, особенно в летний период, некоторые пары ночуют перед входом, чтобы подать заявление. Также дату свадьбы можно зарезервировать через портал гос. услуг.

2. Парадный вход ведет на дорогу, поэтому торжественных фотографий рядом с фасадом Дворца Бракосочетания 1 не получится;

3. Заранее продумайте парковку, так как специализированной парковки возле ЗАГСа нет.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию Грибоедовский ЗАГС:

· заключения брака, включая выдачу свидетельства;
· расторжения брака, включая выдачу свидетельства;
· установления отцовства, включая выдачу свидетельства;
· перемены имени, включая выдачу свидетельства

Получатель платежа: УФК по г. Москве для Главного управления Минюста России по Москве
ИНН получателя 7733664260
КПП получателя 772701001
Номер счета получателя платежа: Р/сч. № 40101810045250010041
Наименование банка получателя платежа: ГУ Банка России по ЦФО
БИК 044525000
КБК 31810805000010001110
ОКТМО 45397000
Вид платежа: Госпошлина за государственную регистрацию (указать наименование акта гражданского состояния) в органах ЗАГС

Как проехать

Адрес: г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 10, стр. 1

Источник

Оцените статью