- Ханский Дворец
- Ханский Дворец
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Ханский дворец в Бахчисарае
- История Ханского дворца
- История музея
- Ансамбль Ханского дворца
- Портал Деми-Капы
- Религиозные сооружения Ханского дворца
- Мемориалы комплекса
- Фонтаны
- Сады Ханского дворца
- Покои хана и гарем
- Время работы и билеты
- Как добраться
- Александр Пушкин — Фонтану Бахчисарайского дворца: Стих
- Анализ стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца» Пушкина
- Бахчисарайский фонтан слез: в память о великой любви
- Где находится Фонтан слез на карте?
- История и легенды
- Сухие факты
- Вдохновение поэта
- Вечно печальные розы Бахчисарая
- Как добраться (проехать)?
- Туристу на заметку
Ханский Дворец
Ханский Дворец
Ханский дворец в Бахчисарае – уникальный памятник крымскотатарской архитектуры XVI-XVIII вв. Дворец-сад, как переводится его название, должен был стать для ханов, их семей и сановников аналогом рая на земле. Каждый новый правитель считал своим долгом оставить потомкам очередное здание комплекса – мечеть, бани, конюшни, башни. Архитектурный ансамбль был почти разрушен после отречения хана от власти и присоединения Крыма к Российской империи, но в дальнейшем его внешний облик и интерьеры начали восстанавливать по записям и рисункам современников. Сегодняшний Ханский дворец – результат кропотливого труда реставраторов XIX-XXI вв., и процесс реконструкции не завершен до сих пор.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Ханский дворец в Бахчисарае
История Ханского дворца
Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, стоят до сих пор – это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.
XVIII век стал переломным для истории Ханского дворца. В 1736 году русские войска взяли город, дворец сожгли, но предварительно, осознавая его архитектурную ценность, сделали точное описание комплекса. В дальнейшем сгоревшие постройки восстанавливали сами ханы при финансовой помощи Турции, затем, когда Крым вошел в состав Российской империи и крымскотатарская знать была вынуждена уехать, внешним обликом дворца и его интерьерами занялись на государственном уровне. Чему-то вернули первоначальный облик, руководствуясь записями, что-то достроили по своему усмотрению. Особенно постарались к визиту Екатерины II, дополнив восточные интерьеры западноевропейскими предметами быта. Следующий официальный визит, на этот раз Александра I, оказался фатальным для зданий гарема – вместо реставрации их снесли, оставив только маленький флигель. Заодно провели ремонт Ханского дворца, закрасив уникальные иранские росписи. Второй раз подобное варварство повторилось, когда в 30-е годы ХХ века побелили внешние стены, закрыв слоем извести богатые узоры. В 60-е годы реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться к первоначальному облику уцелевших зданий и восстановить росписи зодчего Омера в Золотом кабинете.
История музея
В качестве музея Ханский дворец в Бахчисарае функционировал с 1908 года. Неофициальный крымскотатарский художественно-исторический музей на базе комплекса был создан в 1916 году по инициативе проживавшего в Петербурге местного уроженца Усеина Боданинского. Официально начинание признали в 1922 году. Дальнейшая судьба Боданинского трагична. Основатель музея работал его директором до 1934 года, потом был отстранен от должности и вернулся к профессии художника-декоратора. В 1937 году он был арестован в Грузии, где работал, как крымскотатарский националист. Для суда его перевезли в Симферополь, а в 1938 году расстреляли. Музей, однако, не закрыли, хотя про крымских татар здесь долгие годы не упоминалось. В постсоветское время музей стал частью Бахчисарайского музея-заповедника.
Ансамбль Ханского дворца
В музейных зданиях бахчисарайского дворца не найти гигантских залов с высокими потолками, характерных для императорских резиденций европейских и российских столиц. Это скорее богатое поместье, владельцы которого больше всего на свете ценят домашний уют, мягкие подушки и возможность отдохнуть в тенистом саду у фонтана, отдельно от шумного гарема. Образцом для татарских ханов стали строения Турции, хотя для разнообразия они могли пригласить и западных архитекторов. Есть в Ханском дворце элементы, с крымскими ханами вовсе не связанные, например Екатерининская миля – верноподданнический знак почтения к императрице, поставленный в 1787 году, когда она вместе с австрийским императором посетила Крым.
Портал Деми-Капы
Портал Деми-Капы отличается по происхождению от остальных построек, хотя внешне гармонирует с ними. Сооружение было создано раньше всего дворца, но в другом месте – его просто перенесли в Бахчисарай. Живописный вход – работа, выполненная в 1503 году итальянцем Алевизом Новым, архитектором московского Архангельского собора. В проекте использованы традиционные для ренессансного декора растительные элементы, отлично сочетающиеся с арабской вязью.
Религиозные сооружения Ханского дворца
Большая Ханская мечеть была построена в 1532 году. Это крупнейшее сооружение комплекса и вообще самая большая мечеть в Крыму. Догадаться о религиозном предназначении массивного прямоугольного здания можно по двум узким 28-метровым минаретам, а в остальном это типичный дом крымскотатарской аристократии, с арками, решетчатыми окнами, светлыми стенами. Каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне: цитаты из Корана и восхваления хана – датируются XVIII веком, когда пострадавшая в пожаре мечеть была отремонтирована и дополнена мусульманской школой во дворе. Медресе не сохранилось, а Большая мечеть, после революции служившая музеем, недавно была возвращена верующим.
Малая ханская мечеть обслуживала интересы знати – семьи хана и его приближенных. Здание построено в XVI веке, роспись выполнена на два столетия позже. Ниша-михраб, указывающая молящимся направление на Мекку, украшена 7 резными поясами, напоминающими о семи небесах. Над ними – витражная печать Сулеймана, даровавшая царю власть над джиннами.
Мемориалы комплекса
На Ханском кладбище похоронено 9 ханов с 5 сохранившимися памятниками, всего же здесь можно видеть почти 100 мусульманских надгробий – мраморных и известняковых. Вместе с приближенными и членами семей на Ханском кладбище покоится более 300 человек. Типичный надмогильный памятник представляет собой резной каменный саркофаг, по узким сторонам которого стоят стелы с арабскими надписями и мужским или женским головным убором. Ханы Девлет I и Ислям III удостоились отдельных мавзолеев, где, кроме самих правителей, хоронили их ближайших родственников.
Фонтаны
На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.
Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.
Сады Ханского дворца
В Персидском саду некогда стояли беседки и фонтаны, из Соколиной башни бдительные евнухи наблюдали за порядком в гареме – женщины предпочитали прятаться в тенистом саду от крымского зноя. Специально для жен и наложниц был разбит розарий. Восьмиметровые стены, отделяющие остальную территорию от половины гарема, надежно защищали обитательниц от внешних посягательств, но не от внутренних интриг, в результате которых погибла Диляра – источник вдохновения Пушкина. В двухэтажной Летней беседке, с витражными стеклами и настенными росписями, вокруг фонтана располагались на мягких диванах на отдых мужчины.
Покои хана и гарем
Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами – все очень пестрое, но удивительно гармоничное.
Время работы и билеты
Ханский дворец открыт круглый год, но особенно рекомендуется побывать здесь весной и летом, когда все цветет и работают фонтаны. Бахчисарайский дворец открыт с 9 до 18 часов, касса закрывается за полчаса до конца работы. Входной билет стоит 250 рублей для взрослых, 100 руб. – для детей и 150 руб. – для пенсионеров. Дополнительно за экскурсию в смешанной группе доплачивают по 50 рублей. Услуга обязательная, отказаться от экскурсовода нельзя. Если нанимать экскурсовода отдельно, то возьмут 1000 рублей с группы при работе по графику комплекса, 2000 руб. – вне графика. Комплексный билет на все достопримечательности стоит 500 рублей.
Некоторые объекты можно осматривать самостоятельно – открытый двор с фонтанами, пока не восстановленные бани, периодически закрывающуюся Ханскую ложу и кладбище, Соколиную башню с выставкой оружия. Каждый экспонат оценивается в 100 рублей для взрослых, 50 руб. – для льготников. Посетители с ограниченными возможностями могут осматривать почти все объекты Ханского дворца с внешней стороны, для них доступны все сады, кроме Фонтанного.
Как добраться
Ханский дворец расположен в 2 часах езды от аэропорта Симферополя. В Бахчисарай из столицы Крыма ходит 3 маршрута, внутри города через Ханский дворец проходят автобусы № 1, 2. В этой части Крыма сравнительно недорогое такси, работает прокат машин и велосипедов. Возле комплекса есть бесплатная парковка, свободные места бывают с утра, до наплыва туристов. Восстановительные работы еще не закончены, поэтому часть объектов может оказаться закрытой, администрация просит отнестись к этому с пониманием.
Источник
Александр Пушкин — Фонтану Бахчисарайского дворца: Стих
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал…
Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?
Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
Анализ стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца» Пушкина
Романтической произведение Александра Сергеевича Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» — одна из вершин любовной лирики молодого поэта.
Стихотворение написано в 1824 году. Его автору исполнилось 25 лет, он уже отбыл свою ссылку в Кишиневе, а теперь терпел изгнанье в северных широтах – в родовом имении под Псковом. Там он вспоминает юг, свое посещение Бахчисарайского дворца. По жанру – элегия, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и охватной (2 строфа) рифмовкой, 5 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композицию условно можно разделить на 2 части: патетическое обращение к заброшенному фонтану и размышления о драматичных событиях, происходивших в этом дворце. Поэт обставляет свое посещение сентиментальными деталями: принес я в дар тебе две розы. Он умалчивает о том, что фонтан довольно скромен и находится в запустении: лейся, ключ отрадный! Как истинный мечтатель, поэт видит блестящее прошлое этого места перед глазами. «Хвалу стране прочел я»: видимо, на мраморе выведена надпись. «О Марии ты молчал»: несколько лет назад ему рассказали о попавшей в гарем Марии Потоцкой.
«Или Мария и Зарема одни счастливые мечты?»: в этом восклицании есть почва для основания. Спустя некоторое время выяснилось, что, похоже, М. Потоцкая – лишь легенда. «Сон воображенья»: загрустивший герой готов признать, что его пылкое воображение дорисовало несуществующий, должно быть, образ до «идеала души». Восклицания, многоточия и вопросы встречаются в каждой строфе. Россыпь эпитетов: серебряная пыль (наполненный мельчайшими каплями воды воздух), бледное, отрадный, печальный, пустынной мгле, дальной. Инверсия: принес я, немолчный говор. Метафора: фонтан любви (это еще и анафора). Олицетворение: фонтан живой, говор, слезы. Есть повторы: журчи, или. Светило гарема: аллегория пленной девушки. Поэт использует ассонанс, создающий зримость течения воды. «Люблю»: трижды упоминает это чувство герой стихотворения. Междометье «ах» подчеркивает желание проникнуть в тайны дворца и той трагической истории. Интонация меланхолическая. Лексика возвышенная, частично — устаревшая: ужель, хладной, забвенно, вопрошал.
Стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» создано А. Пушкиным с восточным колоритом, расцветившим старинную легенду о погибшей в стенах ханского дворца польской красавице.
Источник
Бахчисарайский фонтан слез: в память о великой любви
Ханский дворец – это концентрат, средоточие того исторического значения, каким обладает Бахчисарай. Фонтан слез, расположенный во дворе дворцового комплекса не является ни уникальным, ни красивейшим из имеющихся там. Но благодаря вниманию легенды и поэзии он весьма известен.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Фонтан слез на карте?
Рассматриваемая достопримечательность – неотъемлемая часть Бахчисарайского дворца, нередко фигурирующего на фото. Он как бы примыкает к самому дворцовому комплексу, неподалеку располагается Соколиная башня.
История и легенды
Сухие факты
Для начала – проверенная информация. Фонтан слез появился во дворце в 1764 г. В так называемый Двор фонтанов его перенесли «для красоты» по случаю приезда в Крым царицы Екатерины II. Перед тем он стоял в гробнице Диляры-бикеч (или Деляре), наложницы хана Кырым-Гирея. Существование такого правителя – факт. Упоминалось в письменных источниках и имя Диляры. Доказано и существование ее мавзолея.
Можно считать известным и имя архитектора, создавшего по распоряжению главы государства фонтан. Мастера звали Омер (или Умер), есть основания считать, что он был выходцем из Ирана. Воплощенный им замысел не новаторский – подобные места нередко встречались во дворах жилищ знатных мусульман. Они были призваны символизировать источники райских кущ. Но бахчисарайскому традиция приписала другое значение.
Вдохновение поэта
Знаменитым фонтан сделала пушкинская поэма. Но Пушкин весьма вольно обошелся с легендарным первоисточником. История места в его толковании известна. Крымский хан влюбился в пленную польскую княжну Марию. Девушка его не любила, она тяготилась пребыванием в гареме. Но бывшая любимая жена властелина, Зарема, возненавидела соперницу, не могла простить ей, что правитель отвернулся от нее. В итоге Мария погибла, а Зарему взбешенный муж велел утопить, бросив столицу и сераль, остаток жизни провел в войнах, не интересуясь более женщинами. В память же о полячке был сооружен фонтан.
Стихотворение А.С. Пушкина о Фонтане слез
Исходная же легенда о Фонтане слез в Бахчисарае имеет несколько иной сюжет. Кырым-Гирей более всего желал воевать, а к людям относился с безразличием и жестокостью. Он даже велел убить всех родственников мужского пола, чтобы не беспокоиться о возможных заговорах претендентов на престол. Гарем же он держал больше «для порядку».
Но однажды, когда хан уже старел, туда попала Диляре – совсем молоденькая девушка, скорее девочка. Вопреки мнению поклонников сериалов о Роксолане, зрелые дамы в гаремах восточных владык появлялись редко, предполагалось, что невесту нужно специально воспитывать под них. Конечно, юная красавица не могла полюбить пожилого мужчину, которому она принадлежала, как вещь. Но вот Кырым-Гирей, как это бывает со стареющими мужчинами, безумно влюбился в молоденькую наложницу.
Хотя Диляре так и не полюбила его, но вела себя соответственно – внимательно и ласково. Но долгая жизнь ей была не суждена – она умерла совсем юной. Хан был потрясен ее смертью. Он приказал похоронить любимую наложницу в роскошной гробнице, призвал мастера Омера и велел создать фонтан, способный полностью отразить его сожаления по усопшей. Легенда гласит, что архитектор на это заявил, что заставить камень плакать будет уж точно не сложнее, чем пробудить любовь в каменном сердце.
Вечно печальные розы Бахчисарая
Фонтан слез привлекает туристов именно легендарностью, а не красотой. Фото позволяют убедиться в этом – это сравнительно небольшое пристенное сооружение с резным фронтоном и чашами, расположенными друг под другом. Вода по капле сочится в верхнюю часть, затем постепенно переливается в нижние. Фронтон украшен надписями. Там вырезан фрагмент стихотворения поэта Шейхия (ода Кырым-Гирею) и цитата из Корана, где речь идет о райских источниках.
Сам фонтанчик украшают растительные рисунки, что не совсем обычно для мусульманской архитектуры. Вода вытекает из отверстия, окруженного стилизованным изображением цветка. Между надписями изображен сосуд, наполненный инжиром. Внизу у основания имеется рисунок спирали. В большинстве случаев этот символ трактуется как намек на вечность или повторяемость, постоянный жизненный круговорот.
В верхней чаше ныне постоянно можно видеть две розы – темную и светлую. Их кладут туда сотрудники заповедного комплекса Ханский дворец. Своим появлением традиция обязана Александру Сергеевичу. Упоминание о двух цветках, принесенных Пушкиным к фонтану, есть в тексте поэмы.
Вероятно, он говорил об этом и знакомым, тем более что есть сведения, что в Бахчисарай он ехал целенаправленно, наслушавшись легенд еще в Петербурге. Считается, что темная роза символизирует душу хана, а светлая – его возлюбленной. Туристы цветы сюда не кладут – традиция требует, чтобы их было только два. Да и фотографируются тут нечасто – место не располагает к легкомыслию.
Как добраться (проехать)?
Чтобы добраться до фонтана, достаточно доехать до главной достопримечательности Бахчисарая. К ней следует автобус №2, выходите на остановке «Дворец-музей».
На машине самостоятельно подъехать сюда вы сможете таким образом:
Туристу на заметку
- Адрес: ул. Речная, 133, Бахчисарай, Республика Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.748685, 33.881300.
- Цены и график работы: смотрите тут.
Расположенный в Бахчисарае Фонтан слез – один из самых знаменитых памятников Крыма. Но его посещением обычно не хвастаются громко перед родственниками и друзьями после поездки. Если его и не принято считать уникальным или неотразимо прекрасным, то шутить с любовью мало кто решается. В заключение предлагаем о нем коротенький видео-ролик, приятного просмотра!
Источник