Прогулки по Дрездену и окрестностям в поисках рождественского подарка
Заканчивался ноябрь, а значит началась пора подготовки к праздникам, поиска подарков и прочих приятных хлопот. Времени катастрофически не хватало, но «охота пуще неволи», а мне захотелось в качестве подарка — посмотреть скульптуры и фонтаны Малгожаты Ходаковской (Malgorzata Codakowska) у нас в Дрездене и окрестностях. Фонтаны, конечно, лучше было бы смотреть летом, но не утерпеть.
Как я «попала» на Ходаковскую? Увидела в сетях фотографию фонтана «Три прима балерины», поискала информацию и, к собственному к удивлению, узнала, что скульптор живёт в Дрездене.
Родилась Малгожата в 1965 г. в Лодзи, там же училась в художественной школе. В 1985 г. она поступила в Академию изящных искусств в Варшаве, в 1988 году поступила в Венскую Академию художеств. С 1991 года работает в Германии, в Дрездене.
Начинала Малгожата, как скульптор по дереву, но после приезда в Германию стала работать с бронзой и другими металлами. Потом она начала создавать фонтаны, соединяя бронзу и воду. Получилось здорово. О́на участвует в конкурсах и часто побеждает.
Здорово, что её скульптуры-фонтаны можно увидеть в Дрездене. Не будем ждать лета, пойдем гулять по городу и искать работы Ходаковской.
Одну скульптуру-фонтан «Девушка с листом» не надо было искать. Я езжу мимо неё на работу, она стоит во дворе нового дома по адресу Friedrich List Straße 2. Это у Большого городского Сада (Großer Garten).
Источник
Малгожата Ходаковская.
Изящные фонтаны
Античная Греция и Древний Египет тесно сплелись в образах нежных девушек, облаченных в легкие ткани. Манящие и привлекательные стройные тела, проглядывающие формы из-под облегающих платьев, туго затянутые в пучок или развевающиеся в динамике танца волосы – это все воплощение красоты, которое в умелых руках скульптора превращается в восхитительные городские фонтаны.
Тяжёлая бронза в работах Малгожаты Ходаковской (Małgorzata Chodakowska) − волшебный пластилин, из которого создаются очаровательные формы. Фигуры будто двигаются в эксцентричном танце, где брызги воды подхватывают их ритм. Струи иллюзорно соединяются с танцовщицей, словно они − это пульсирующая жизнь, укрытая под бронзовым покровом. Ритм этой жизни не всегда бывает настолько интенсивен, и мы можем это наблюдать в других работах скульптора. Молчаливые, задумчивые образы дев и тихо стекающая вода по их ладоням олицетворяют уже другую сторону женской красоты, с которой нас знакомит мастер. Ее грациозным героиням неподвластно время, они словно смотрят вглубь себя, не замечая суеты современной жизни…
Идея с фонтанами воплотилась не сразу. Изначально Малгожата Ходаковская − прекрасный скульптор по дереву. Она родилась в Польше и окончила в родном городе Лодзи художественную школу. Затем, в 1985–1988 годах, проживала в столице и училась у профессиональных мастеров в варшавской Академии изящных искусств. Но в связи с работой переехала в Германию и обосновалась в Дрездене. И уже здесь, начиная с 90-х годов, Малгожата экспериментирует с литьем из бронзы и других металлов.
Самая яркая работа, которая победила на городском конкурсе в Радеберге и была возведена у здания Гумбольдт-гимназии, – это «Солнечный мальчик» (Sunny-Boy, 1999). Выполнена она из пластика и нержавеющей стали, а солнечный диск покрыт золотой фольгой.
Это не единственное произведение, которое победило на конкурсе, еще были бронзовые «Король и королева» (König und Königin, 1995) и «Скорбящая девушка» (Trauernde Mädchen, 2010). Последняя скульптура из вышеперечисленных – памятник погибшим 13 февраля 1945 года в Дрездене. Девушка изображена в виде креста. Она склоняется над озером, символизирующем выплаканные слезы.
«Храмом нашей души является тело, в котором она живет и содержится. Оно полностью формирует наши характеры», — делится Малгожата Ходаковская своими размышлениями.
Но как же мастер создает таких утонченных девушек из тяжелого металла? Как и любая другая, эта работа начинается с эскиза. Затем следует выбор материала. Если вы думали, что скульптуры изначально делаются из бронзы, то это не так! Под толстым слоем сплава должна находиться основа, а она может создаваться из глины или гипса. Ходаковская же работает исключительно с деревом.
Сорта древесины могут быть разными. Мастер использует американскую липу, вишню, грушу, ясень, но чаще всего дуб. Обычно это большой брусок, чуть выше человеческого роста ‒ 200‒250 сантиметров в высоту. Часто это даже необработанная цельная древесина. На ней делается набросок будущей скульптуры. Затем бензопилой отсекаются лишние куски. И уже с такой заготовкой при помощи молотка и зубила можно приступать к ваянию нужных человеческих пропорций.
Кстати говоря, девушки Малгожаты все равно превышают средний показатель человеческого роста. Например, в работах из серии «Весна» (Primavera) обнаженные лесные нимфы достигают 220 сантиметров в высоту.
«С самого начала я осознанно стала создавать скульптуры, чтобы завладеть реальностью, поддержать себя и начать развиваться. Хотелось стать сильнее, свободнее, насколько это возможно, увидеть и лучше понять все, что меня окружает. Я хотела преодолеть себя, решиться на приключения, изучить новые миры, побороться с самой собой. Думаете, это все для развлечения? Или потому, что я хочу насладиться самим процессом? Нет. В своей внутренней борьбе я рада победам и поражениям в том числе», − самокритично говорит Ходаковская о своем творческом процессе.
Бронзовые богини Малгожаты одеты в легкие античные наряды. Они выполнены в так называемом «мокром» древнегреческом стиле. Мастер создает иллюзию тонкой полупрозрачной ткани в своеобразной драпировке, напоминающую короткую тогу. Благодаря этому эффекту, кажется, будто одежда на скульптуре действительно намокла, и по ней стекает вода.
Несмотря на наряды, сами скульптуры напоминают работы готического направления, с намеками на Средневековье. Об этом говорят их задумчивые лица, длинные изящные руки, змееподобные тела. Изображает героинь Ходаковская в естественных и расслабленных позах.
Вот, например, Менада, которая тянется к небу. Ее лицо замерло в блаженстве и неге, словно она делает глубокий вдох, чтобы продолжить свой ритуальный танец в честь Диониса, бога религиозного экстаза. По ее золотым волосам стекает вода как символ очищения и невинности. Или «Женщина со льдом» (Frau mit Eis), где девушка ступает вперед, держа между ладоней куб изо льда, с которого стекает талая вода. Героиня, словно оракул, указывает на будущее, где из-за глобального потепления могут растаять ледники. Ее поза непринужденная, а взгляд смотрит куда-то вдаль, будто мысленно девушка находится уже не здесь. Фонтан «Изобилие» (ÜberFluss) располагается в одном из торговых центров Дрездена, где сопровождается проникновенной и тихой музыкой. Любой из посетителей может остановиться, заглянуть в лицо загадочной восточной красавицы и послушать звуки ниспадающей воды…
«Я пристрастилась к радости. Вот почему я создаю таких красивых людей», — поделилась своим секретом Малгожата Ходаковская.
Источник
Формула воды: живые фонтаны скульптора Малгожаты Ходаковской
В детстве одним из моих любимейших занятий было чтение. Мама научила меня этому священнодействию лет в 5-6 и я упорно оттачивала приобретённый навык, читая всё, что попадалось мне на глаза. Вывески, пролетающие за окном троллейбуса, словно разноцветные, диковиные птицы. Заголовки, выпрыгивающие из газетных киосков, а затем суетливо расползающиеся во все стороны словно жирные, пахнущие типографской краской, гусеницы. Тарабарщину с упаковок, завораживающую своей непонятностью и какой-то лягушачьей скользкостью, что-нибудь вроде «главхладпром». Известный советский слоган «Лучший подарок — книга» для меня был непререкаемым законом бытия, а родители не только не противились, а даже поощряли мою страсть, регулярно притаскивая в дом очередную книжку. Одной из первых, зачитанной и залюбленной мною до дыр, была увлекательная история «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. Я уверена, что именно она и заронила в меня сохранившуюся до сего дня уверенность, что городские статуи такие же полноправные жители Петербурга, как и каждый из нас. У каждой из скульптур своя история, свой характер, свои желания и свои сны. Они знают о городской жизни то, о чём не прочитаешь в путеводителе, и каждая, даже малюсенькая скульптурка или барельеф, добавляет к городской ауре свои цвета и оттенки, вносит свои смыслы и значения и создаёт особое, одной ей присущее, настроение.
У нас в Питере любят устанавливать скульптуры — именные, исторические, юмористические, бытовые, и я надеюсь, что в скором времени дело дойдёт и до скульптур, о которых мой сегодняшний рассказ. Я уверена, что подобные работы могли бы оказать исцеляющее влияние на душу Петербурга, растопив холодность невских льдов и смягчив твёрдость и неуступчивость гранита. Ведь питерский нрав противоречив, с одной стороны сдержанность, жертвенность и умение обходиться малым, с другой стороны нервная горячечность, утончённая жестокость и тайная страсть к величию. А нам бы побольше солнца, тепла и нежности, мягкости, плавности и открытости. На природный климат мы особо повлиять не можем, а вот на городскую атмосферу и своё самоощущение очень даже!
Итак, сегодня наслаждаемся скульптурами и фонтанами польской скульпторессы Малгожаты Ходаковской («скульптор» звучит слишком брутально, а «скульпторша» как-то простовато ). Эти скульптуры завораживают и вызывают восхищение, они — гимн феминнсти, божественной Инь и самой женщине, её естественной красоте, изумительной гибкости, пластике, силе и непреходящей мудрости, укоренённых в глубоком единении с природой и подлинностью жизни.
Малгожата Ходаковская родилась 9 мая 1965 г. в польском городе Лодзь. С детства она увлекалась рисованием и блистательно окончила лодзинскую школу искусств. За этим последовало обучение в Варшавском университете и в Венской Академии изящных искусств. Кто его знает, как сложилась бы жизнь художницы, если бы во время путешествия в Татры, её не настигла стрела Эрота. Он, как известно, не промахивается и Малгожата страстно влюбилась в парня, родом из Дрездена. Слава Богу, Эрот частенько поражает одной стрелой два сердца, и через некоторое время молодые люди поженились и Малгожата переехала к своему возлюбленному в Дрезден. Её талант быстро заметили и она стала внештатным скульпторам Дрездена, открыла свою мастерскую и начала активно экспериментировать с деревом, а затем с бронзой.
Малгожата создаёт скульптуры из стволов липы, груши, вишни и дуба, причём использует только те деревья, которые, в силу разных причин, были выкорчеваны. Это важно, ведь иначе дерево вряд ли открыло бы художнице свою душу. Повинуясь любящим, уверенным и нежным прикосновениям мастера дерево сбрасывает кожу и предстаёт перед нами во всей свой первозданной красоте. Имеет значение всё — структура древесины её цвет, фактура. Дерево — особый материал, живой, дышащий, чувственный, к тому же деревянная поверхность навсегда сохраняет тепло прикосновений рук автора.
Женские образы, созданные Малгожатой настолько реальны, что вызывают смятение. На долю секунды ум забывает, что перед нами скульптуры, и мы в молчаливом изумлении замираем, предчувствуя готовое вот-вот случиться движение и испытывая непреодолимый соблазн дотронуться до изящного запястья, чтобы ощутить биение пульса.
Некоторые из деревянных шедевров служат прообразами для создания бронзовых скульптур, которые иногда превращаются в фонтаны. О, фонтаны Малгожаты — это великолепная находка художницы. Она создаёт из воды детали, не просто дополняющие образ, а являющиеся его неотъемлемой частью, будь то веер, юбка или крылья. Сочетание тяжелой, плотной, фактурной формы, отлитой из бронзы и невесомых, прозрачных, текучих и фонтанирующих тончайших водяных струй производят сногсшибательное впечатление! У автора свой особый, очень узнаваемы стиль и я почти уверена, что во всех женских образах она воплощает саму себя. Речь не о внешнем сходстве, а о внутренних состояниях и переживаниях, об ощущении полноты жизни и природной, естественной красоты. Посмотрите на этих женщин, они — дочери матери Земли, их тела излучают мудрость, силу и грацию. Они наслаждаются каждым моментом бытия и испытывают неподдельную радость от соприкосновения с жизнью. Они подлинны, как могут быть подлинны только те, кто по-настоящему любит жизнь и восхищён её неувядающей красотой!
Источник