Необычная поездка на машине вокруг Обского моря. Что посмотреть, где отдохнуть и сколько это стоит (крутые фото + маршрут)
Прошлым летом авторедактор НГС Дмитрий Косенко совершил «кругосветную» поездку вокруг Обского моря. Мы решили напомнить вам об этом опыте в эти длинные выходные, чтобы вдохновить вас на путешествие. Какие интересные деревеньки попадаются на пути? Где лучше остановиться на ночевку? Каких дорог следует избегать? И какой сюрприз привезти родным и близким из трехдневной поездки? О красотах и интересностях, которые есть неподалеку от Новосибирска , — в нашем материале.
Чем хороша такая поездка — это легкий приятный отдых на 2–3 дня, позволяющий сменить надоевшую городскую картинку. При этом ты постоянно куда-то движешься, что-то видишь — это куда интересней, чем банально стоять с палаткой на море в одном месте. Обское море можно объехать полностью через город Камень-на-Оби (большое кольцо) либо форсировать его в середине на пароме.
Большое кольцо вокруг моря
Мы едем по полному маршруту: сначала Ордынское шоссе, потом переправа в самом начале моря, потом правое побережье с деревнями и, наконец, выход на Бердское шоссе и возвращение в столицу. Расчетный пробег — 550 километров (с учетом заездов в деревни и к берегам), по времени оптимально три дня с двумя ночевками.
Лучше ехать на внедорожнике с полным приводом
Сразу предупредим, что на начальном участке правого побережья в некоторых местах на полевых дорогах есть глубокие ямы, через которые не всякая легковушка проползет. Ну то есть длинная «Тойота-Камри» с огромными свесами не пройдет, а какая-нибудь короткая малолитражка с нормальным клиренсом пройдет — но тут решать вам. Лучше, конечно, ехать на кроссовере или внедорожнике — вот мы и едем на полноприводном Mitsubishi Outlander экипажем в составе 3 человек.
Вещей берем не слишком много
С собой берем стандартный походный набор: палатку, спальники, раскладные стол и стулья, подушки, одеяла, газовую плитку, немного посуды, холодильную сумку со льдом. Всё прекрасно помещается в багажник Outlander, остается еще половина свободного места.
С прицепом на отдых
Стартуем в пятницу, в 13 часов, добираемся до Ордынского шоссе. Вот, наверное, еще кто-то едет на отдых — забавный крохотный Nissan March, буксирующий прицеп, сделанный в одном стиле с машиной.
Арбузы на Ордынском шоссе
На выезде из города стоит прикупить с собой арбузик — пригодится по жаркой погоде. Отдали 350 рублей за крупный арбуз (он оказался хорошим).
Построены участки
Состояние дороги на Ордынском шоссе в целом приемлемое. Есть много совсем новых участков, расширений, как, например, этот четырехполосный фрагмент. Но есть и старые участки с выщербленным асфальтом. Оптимальную скорость я выбрал 90–100 километров в час с круизом.
Часовня и музей в честь Геннадия Заволокина
Первая остановка — часовня и музей на месте гибели гармониста Геннадия Заволокина , который вел передачу «Играй, гармонь» на Первом канале о народной музыке (она до сих пор идет).
Музейный комплекс с предметами быта
Здесь соорудили интересную деревушку с музеем, кораблем, звонницей, предметами русского деревенского быта.
Молот реально тяжелый
Выход к морю в районе Спирино
Далее минуем районный центр Ордынское — дорога начинает приближаться к береговой линии. Есть несколько съездов с шоссе на побережье — мы съехали к морю, чтобы совершить священный обряд купания. Небольшой пляжик, песочек, правда, до глубины далеко идти.
В дорогу нужно взять бутерброды
Придорожная торговля медом
Начинается Алтайский край , развеселая деревня Масляха. Вдоль дороги здесь стоят продавцы меда и рыбы, все они машут руками проезжающим машинам, заманивая их к своим прилавкам.
Телеги — до сих пор транспорт
Старые купеческие особняки в Камне
Прибытие в Камень-на-Оби около 18:00, это старинный русский город, основанный в 1751 году, с населением 40 тысяч человек. Здесь сохранились интересные образцы дореволюционной архитектуры, всякие купеческие особняки, резные деревянные дома. Подробнее о Камне читайте в нашем отдельном репортаже.
Вместо автомобильного моста тут железнодорожный
По первоначальному плану предполагалось заночевать в гостинице, но было принято решение успеть на паром и погрузиться уже в объятия природы. Автомобильного моста тут нет — экономически нецелесообразно, зато есть новый железнодорожный, который РЖД построили 10 лет назад за 5 миллиардов рублей, поскольку через Камень проходит главный грузовой ход Западно-Сибирской железной дороги.
Паром ведет катер сбоку
Для машин и пешеходов — три парома, которые курсируют между берегами. Грузимся на паром, отдаем 350 рублей — и через полчаса мы уже на правом берегу.
Въезд в деревню Дресвянку
Взят курс на Дресвянку, первую деревню побережья. Дорога пока — нормальная щебенка, благополучно добираемся до поселка и после него выходим на самый сложный участок маршрута.
Дороги полевые, местами сложные
Курс на следующую деревню — Малетино. Поселения здесь связаны узкими полевыми дорогами, которые в некоторых местах заросли так сильно, что машину можно поцарапать ветками. Поэтому стараемся тщательно следить за кустами, вовремя замедляться, правильно маневрировать. Совет: если перед вами явно узкое заросшее место, попросите пассажира выйти и отогнуть ветки, пока вы проезжаете, или ножницами состригите эти ветки. Если, конечно, машина вам дорога.
Деревянный мост через речку
Плюс рельеф дороги с сильными провалами — на низком клиренсе тут делать нечего. Пару раз я включал полный привод, но, думаю, обошлось бы и без него, грязи не было. Через ручьи и речки заботливо перекинуты деревянные мостики. Мобильная связь пропадает, поэтому карты нужно смотреть заранее.
Заросшие берега с кучей насекомых
Время к закату, а где остановиться на ночевку — пока непонятно: берега заросшие и высокие, заболоченные. Летает куча каких-то оводов размером с жирных свиней, впрочем, человека они не кусают, они больше летят на тепло от автомобиля. В крайнем случае придется вставать с ночевкой прямо в лесу или у дороги.
Полянка нашлась неожиданно
Но слава святым угодникам — пейзаж начинает меняться. Берег становится ниже, появляется выход к морю. И вот мы уже на полянке класса люкс с кострищем, без высокой травы, с отличным видом на море и закат.
Есть подход к воде по песку
Вид на закат, на море
Готовить ничего особо не стали, перекусили рыбкой холодного копчения из Камня и сосисками, пожаренными на костре. В целом неплохо, правда, донимали комары, сволочи. «Рефтамид» и даже дым от костра не справлялись с этими кровососами, вероятно, потому, что в этих местах они плодятся, как кролики. На будущее: вероятно, нужна более серьезная, комплексная защита — проверенные инсектициды, спиральки, отпугиватели. Еще совет, как избавиться от комаров, налетевших в автомобиль: включаем кондиционер, охлаждаем салон, тряпкой выгоняем основную часть кровососов. Потом включаем лампочку и убиваем летящих на свет оставшихся засранцев.
Арбуз — бодрый завтрак
Дорога стала просторней
Проезжаем деревню Малетино. Курс на деревню Милованово. Дорога становится шире и лучше, встречаются базы отдыха. Кстати, если неохота жить в палатке, вы можете остановиться на какой-нибудь базе. Цены — 500, 1000, 1500 рублей с человека в зависимости от состояния базы.
Бюджетный номер на четверых
По песку мягко, но пыльно
На сегодня план — доехать до деревни Ерестной, это середина Обского моря. Дорога местами песчаная, мягкая, но шибко пыльная — ехать только с кондиционером с внутренней рециркуляцией воздуха.
Полевые пейзажи с сеном
Появились миленькие живописные поля со стогами сена. Люди забираются на эти стога и устраивают фотосессии на 1000 снимков.
В городе таких не встретишь
Деревня Милованово: магазинов тут нет, зато есть работающий таксофон и приезжающая автолавка с продуктами.
Ухоженный участок с видом на море
Побережье здесь отличное, у многих участки выходят прямо на море — лепота! Дорога далее — грейдер с отсевом, местами жутко пыльная, но ям и провалов рельефа нет, спокойно едем .
Старинный храм в Чингисе
А вот большое зажиточное село Чингис. Здесь есть церковь аж 1756 года и паромная переправа на левый берег (в село Спирино).
Здание школы в Чингисе
Есть собственная школа — старенькое деревянное здание. Есть и нормальные магазины с безналичной оплатой, поэтому продукты решили докупить здесь, положив их в холодильную сумку.
Желтый сигнал привлекает внимание водителей на переходе
Люди приехали на отдых
Держим курс на Абрашино по щебенке. В лесу — сборище автомобилей, как на Красном проспекте. Оказывается, люди приехали на Мраморное озеро — заброшенный карьер, где когда-то добывали камень.
Приятный цвет воды в озере
Озеро находится в стороне от моря, оно небольшое, с крутыми берегами, с водой приятного изумрудного цвета. Размер карьера — 300 метров в длину и 130 в ширину, в годы карьер стал наполняться водой из подземных источников.
Много желающих окунуться
Народу — тьма тьмущая. Организована инфраструктура: беседки, причалы, прокат лодок и катамаранов. Можно арендовать домик на берегу на базе «Оазис» (в 2021 году двухместный номер стоил около 3000 рублей).
Катаемся на лодках и катамаранах
За маленькую лодку прошлым летом мы отдали 300 рублей за полчаса, а за такой большой катамаран — 1000 рублей.
Рыба хорошо себя чувствует в озере
Длинная очередь на паром
Ну а мы отправляемся в деревню Нижнекаменку — это уже «мегаполис» с хорошим асфальтом. Здесь также есть паромная переправа — это как раз очередь на нее.
Дорогие пирсы на побережье
Машину в лесу никому не надо?
Повсюду растут грибы
Не забываем, что мы находимся в Караканском бору, а это место, где можно насобирать кучу грибов и ягод.
С дороги люди сворачивают в лес и едут к берегу
Между тем подъезжаем к Ерестной — нужно искать место для ночевки. С дороги есть свертки в лес к полянам на берегу — заезжаем в несколько свертков, но все места уже плотно заняты.
Вторая полянка с видом на море
Что-то мне подсказывает, что надо заехать в Ерестную и на границе деревни с бором поискать место. И интуиция не подвела — снова хорошая «двухкомнатная» полянка с хорошим видом, кострищем и двумя сухими кусками березы на дрова.
Еда готовится быстро
Время еще раннее — можно приготовить, например, гречку с тушенкой, для этого и взяли газовую плитку. Хорошая штуковина, готовить на ней гораздо быстрее и эффективнее, чем на костре.
Виды на закатики
На такой дороге нужно быть внимательным
Подъем в 11 утра, курс на Завьялово. Перед деревней с огненным названием Факел Революции дорога жутко пыльная, еще и трясучий «грейдер». Микроскопическая мелкая пыль проникает даже в закупоренный салон, машин на дороге много, пылевой туман стоит такой, что нужно включать противотуманные фары.
Велосипед с призывом снизить скорость
Проезд платный: летом 2021 года брали 25 рублей
Началась цивилизация с асфальтом
В Факеле Революции наконец начинается асфальт, который потом переходит в деревню Быстровку, Завьялово и больше не кончается. Асфальт местами хороший, местами старый выщербленный, но можно ехать уверенно.
Выезд на трассу по вечерам стоит в пробках
Проезжаем село Бурмистрово и приближаемся к трассе «Чуйский тракт» в районе Искитима . Хорошо, что заканчиваем поездку в середине дня, — вечером выехать в этом месте на трассу будет трудно, а на Бердском шоссе вообще жуткие пробищи были в тот день. Около 16:00 возвращаемся в столицу.
Машина будет вся в пыли
Немного сухих фактов: пробег 540 километров, средний расход на двигателе 10,2 литра (с учетом езды по Камню и сложным дорогам, «прогревов» с кондиционером). На бензин ушло около 3 тысяч рублей плюс расходы на продукты. После жуткой белой пыли придется еще потратиться на мойку машины.
Красивые лесные шишки
Ну и напоследок: что привезти из поездки вокруг моря по лесу — аленький цветочек, гриб, ягоду? Конечно же, кедровую шишку — 100 рублей за 3 штучки!
Источник