Дом бенуа у николы морского
ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ
«Дом Бенуа, что у Николы Морского. «
14 октября в Москве открылась выставка «Семья Бенуа»
Выставка в московской галерее «Элизиум» продолжает серию экспозиций, посвященных 100-летию со дня выхода первого номера журнала «Мир искусства» (16 октября 1898). Малоизвестные, подчас «домашние» работы «клана Бенуа» происходят как из музеев, так и из частных коллекций.
Выставка акцентирует немаловажный аспект: в конце прошлого века в России меняется процесс формирования художника: художник творчески складывается по большей части помимо академической среды — в семье, в дружеском кружке. Сами будущие «мирискусники» были преимущественно выходцами из семейств художественной интеллигенции — новой прослойки, возникавшей в разночинной, буржуазной среде во второй половине XIX века. (Поразительно, что именно их принято обвинять в аристократической спеси и всех подряд записывать в аристократы.)
На выставке семейная история предстает не в архивных документах и старых фотографиях, а в подлинных работах, не утративших своей новизны и сегодня. И этот прямой диалог с живыми свидетелями — произведениями, сохраняющими авторский почерк, будь то лирические, камерные наброски и пейзажики «для себя», или архитектурные проекты на бумаге, или эскизы театральных декораций и костюмов, или портреты близких родственников, написанные близкими родственниками, — главная тема экспозиции.
А строится экспозиция просто и честно: персоналии и хронологическая последовательность, как и подобает семейной художественной летописи.
В маленькой и душной комнате антресольного этажа ЦДХ, пристанище антикварной галереи «Элизиум», много посетителей. Зрители не отвлекаются от «сценария», с интересом рассматривают акварели, гуаши, рисунки (понятно, что преобладают более интимные графические техники). Рассматривают и тихо переспрашивают друг друга, сверяя даты жизни, путаясь в сложных родственных связях и именах-отчествах, повторяемых, как и заведено в почтенном семействе, из поколения в поколение. Кто чей сын, брат, племянник? Кто за кого вышел замуж? Узнать об этом можно и из изящного, стилизованно-«мирискуснического» каталога, вместившего сведения о героях и их работах, содержащего множество цветных репродукций отменного качества.
Выставка дает возможность хоть отчасти ощутить атмосферу «дома Бенуа, что у Николы Морского». Образы близких, таланты и причуды каждого из них с нежностью и проницательностью были описаны Александром Николаевичем на склоне лет в замечательной книге «Мои воспоминания». Позволим себе прибегнуть к его подробному и профессиональному анализу — анализу современника, родственника, критика. Тем более что выставка носит мемуарный характер и выдержана в непретенциозной, деликатной, даже «уютной» манере.
Открывает семейную хронику «Проект жилых домов на дворе С.-Петербургской гимназии» (1837), выполненный главой семейства Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898). Его сын вспоминает: «Дымя сигарой, он что-то рисует на одном из высоких столов в чертежной, и группа помощников обступает его, внимательно следя за тем, что он им, не переставая рисовать, объясняет. «.
Николай Леонтьевич Бенуа, сын повара-француза, потомка «хлебопашца» из провинции Бри, дослужившегося до метрдотеля при дворе Павла I, был известным петербургским архитектором, автором псевдоготических Петергофских конюшен («по своей величине едва ли не превосходящих знаменитые конюшни Конде в Шантийи»), театра в Гельсингфорсе.
Старшие братья Бенуа также принадлежали к художественной, артистической среде. Альберт (вернее Альбер) (1852-1936), ученик «одного из самых изумительных мастеров акварельной техники миланца Луиджи Премацци», впоследствии стал председателем «Общества акварелистов», преподавателем акварельного класса в академии. Он пользовался большим успехом и как художник, и как музыкант (поклонниками его музыкального дара были император Александр III и императрица Мария Федоровна).
«Наслаждением было глядеть, как у него сразу на бумаге намечался пленивший его эффект, с какой быстротой вырисовывались предметы. И Альбер уже складывал «свои орудия труда» и летел дальше в поисках другого мотива. И многие из этих прославленных «закатов Альбера Бенуа», созданные в каком-то припадке восторга, были действительно настоящими перлами».
На выставке представлен излюбленный круг тем Альберта Бенуа, воплощенных в поразительно отчетливых, выписанных акварелях и, напротив, в призрачно-туманных растушеванных карандашных рисунках. Это архитектурные виды, пейзажи — русские и итальянские, среди которых особенно типичен «Рассвет» (1896).
Леонтий Бенуа (1856-1928), как и отец, стал архитектором. «Корпус Бенуа» — так до сих пор называют флигель Русского музея в Санкт-Петербурге — возведен по его проекту. Архитектурные эскизы и пейзажи, показанные в «Элизиуме», свидетельствуют о той «ловкости руки», которая, по мнению младшего Бенуа, отличала все, созданное «Левушкой». «Он не был в состоянии провести линию или нарисовать малейший завиток, не обнаружив эту виртуозность. Когда он доводил рисунок до законченности, то всегда получалось нечто блестящее, «аппетитное», «вкусное» и искрящееся. Его чертежами можно было любоваться, как картинами, и это тем более, что он (по примеру папы) их населял сотнями человеческих фигурок самого разнообразного характера, причем ему, великому любителю скачек и бегов, особенно удавались лошади».
Есть в экспозиции и трогательный детский портрет самого «Шуреньки» (так ласково называли младшего Бенуа дома) — акварель его сестры Екатерины (1850-1933), жены скульптора-анималиста Евгения Лансере. Их дети Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова впоследствии стали известными художниками.
«Элизиум» представляет работу еще одного внука Николая Леонтьевича — Николая Александровича Бенуа. Это эскиз декорации к опере Дж. Верди «Трубадур» (1964). Еще студентом Академии художеств он вместе с отцом работал над декорациями для Мариинки. Впоследствии Николай Бенуа-младший оформлял спектакли в театрах Парижа, Лондона, Берлина, а с 1936 года был главным художником и директором постановочной части театра «Ла Скала».
В эмиграции оказались и потомки архитектора Леонтия Бенуа. На выставке демонстрируется романтизированная, пасторальная сценка — акварель его дочери Надежды Бенуа-Устиновой (1895-1975), матери известного актера, режиссера и писателя Питера Устинова.
Архитектором стал и правнук Н.Л.Бенуа (внук его сына, морского офицера Михаила) Михаил Константинович (1912-1955), оставшийся в России. Архитектурная фантазия в духе Пиранези была создана им в Ленинграде в конце 1940-х годов.
Ностальгическим ретроспективизмом, погруженностью в версальскую тему, в петровскую эпоху проникнуты акварели и рисунки тушью самого Александра Николаевича Бенуа. Эти характерные для него мотивы соседствуют с созданными в России и в эмиграции театральными эскизами, натурными пейзажами, часть которых экспонируется впервые.
Свою книгу воспоминаний Бенуа открывает словами: «Я должен начать свой рассказ с признания, что я так и не дозрел, чтобы стать настоящим патриотом, я так и не узнал пламенной любви к чему-то огромно-необъятному, не понял, что его интересы — мои интересы, что мое сердце должно биться в унисон с сердцем этой неизмеримой громады». Констатируя полное отсутствие патриотизма великодержавного, автор с радостью признается в patriotisme de clocher — местном патриотизме, которым окрашена и его любовь к Петербургу, и его любовь к родительскому дому, домочадцам и друзьям, и его любовь к России и ее искусству.
По словам Д.С.Лихачева, Александр Николаевич «гордится талантами «клана Бенуа», но гордится именно потому, что «клан Бенуа» так много дал русской культуре». И выставка служит тому подтверждением. Она продлится до 16 ноября.
НИНА МАХАРАШВИЛИ
ПОДПИСИ (к иллюстрациям, опубликованным в бумажной версии газеты):
Екатерина Бенуа. Портрет брата Александра. 1872.
Александр Бенуа. Эскиз к балету «Петрушка». 1921.
Леонтий Бенуа. Эскиз проекта трибун ипподрома. 1890.
Альберт Бенуа. Пейзаж с березой. Конец XIX — начало XX века.
(С) «Русская мысль», N 4242,
Париж, 22 октября 1998 г.
Источник