- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
- Порты России
- МОРСКИЕ ПОРТЫ
- РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
- Порты России. Крупные речные и морские порты России
- Крупные речные порты
- Архангельский речной порт
- Якутский речной порт
- Красноярский речной порт
- Крупные морские порты
- Новороссийский морской торговый порт
- Морской торговый порт Приморск
- Заключение
- Основной судоходный речной бассейн России
- Основной судоходный речной бассейн России
- Морской транспорт
- Судоходные реки России
- Волга
- Классификация внутренних водных путей
- Таблица 10.1 Характеристики шлюзов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Порты России
МОРСКИЕ ПОРТЫ
Сегодня морское портовое хозяйство России – это 67 морских портов мощностью около 1003,6 млн. тонн в год с протяженностью причального фронта порядка 148 тысяч погонных метров. Совместное приложение усилий государства и частного сектора способно обеспечить продолжение положительной динамики развития морской отрасли, что в свою очередь выгодно и государству и инвесторам. Прирост производственной мощности российских портов планируется обеспечить за счет наиболее крупных инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение средств частных инвесторов.
Развитие морских портов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) ».
Цели и задачи подпрограммы:
— повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
— повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Важнейшие целевые индикаторы федерального проекта «Морские порты России»
Грузооборот
Несмотря на замедление темпов экономического роста, которое наблюдается с 2012 года, и даже прогнозируемую отрицательную динамику по ряду отраслей, грузооборот морских портов увеличился.
В 2016 году цель по увеличению производственной мощности российских морских портов на 32 млн. тонн, предусмотренная государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», выполнена.
Объём перевалки грузов в морских портах России за 2019 год увеличился на 3% по сравнению с 2018 годом, и составил 865,5 млн. тонн.
РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
В настоящее время речные порты являются узловыми объектами внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, играют важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров, внутреннего грузо- и пассажирооборота страны, внешней торговли.
На территории Российской Федерации функционируют 117 речных портов. Количество хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевалку грузов, превышает 200 организаций.
Речные порты представляют собой комплексы сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Объемы погрузочно-разгрузочных работ в речных портах (тыс. т)
Источник
Порты России. Крупные речные и морские порты России
Морские порты России разбросаны в 3 океанах и 12 морях и на берегу самого большого в мире озера – Каспийского моря. Их суммарный грузооборот в среднем составляет не менее полумиллиарда тонн в год. Цифра впечатляющая, но в сравнении с другими портами мира это не много. Причина тому – ряд проблем, которые испытывают морские порты России. Но о них позже.
Крупные речные порты
Речные порты России основаны на 28-ми реках страны, крупнейшими среди которых являются Лена, Нева, Волга, Амур. Помимо транспортировки промышленных материалов, они также являются и транспортными узлами, через которые совершается перевозка пассажиров.
Речные порты России не функционируют самостоятельно. Успешную работу обеспечивает взаимодействие с другими видами транспорта, а особенно с железнодорожными составами и автомобильными фурами.
Европейскую часть России обеспечивает Северная Двина. По ней осуществляются перевозки леса в крупных промышленных масштабах. Направляется такой груз в Архангельск и Котлас, где расположены деревообрабатывающие заводы и склады, в которых товар заготавливается на экспорт.
Восточная Сибирь большую часть речных перевозок сосредоточила в Норильске. Дальневосточные магистрали основаны на Амуре и притоках. Основой всего товарного потока являются нефтепродукты, товары для пищевой промышленности, лес и каменный уголь.
Стройматериалы путешествуют по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а железная руда доставляется на Череповецкий завод.
Заменой железнодорожному транспорту реки Обь, Лена, Амур и Енисей стали в тех районах, которые слабо обеспечены колеями. Они специализируются на перевозке нефтепродуктов, автомобилей, металлических изделий. Для некоторых городов, если не учитывать авиатранспорт, это единственный способ связи с окружающим миром.
Архангельский речной порт
Архангельский речной порт был основан в 1961 году. Во времена Советского Союза он активно развивался. Упадок претерпевал с распадом Союза и вплоть до 2011 года, пока не вошел в состав «Экотека». В первую очередь акцент был сделан на добыче песка.
Ориентировочно за два года объемы добычи возросли до 2 миллионов тонн. Общий оборот грузов достиг отметки свыше чем три миллиона тонн в год. Достижением является и переход на круглосуточное обслуживание, а оформление документов упрощено – все необходимые бумаги готовятся в одном месте, без беготни по кабинетам.
Налажена также и система безопасности. Круглосуточный видеоконтроль и наличие постоянной охраны гарантирует сохранность транспорта и груза.
Летняя навигация обеспечивает пассажирские перевозки. К услугам населения – 9 теплоходов. Маршруты касаются внутренних перевозок.
Грузоперевозки осуществляются в европейские страны, а также на Соловки и в другие регионы страны.
Якутский речной порт
Северные порты России в своем перечне имеют один из самых больших – Якутский речной порт. Основанный в 1959 году, он на протяжении всей истории своего существования выполняет важную миссию – обеспечивает Якутию и близлежащие районы народнохозяйственной продукцией.
Также Якутский речной порт осуществляет пассажирские перевозки. Не менее важную часть его работы составляет и доставка автомобилей, металлических изделий, каменного угля, строительных материалов в северную часть Красноярского края.
Порт предоставляет услуги и по переработке поступающих грузов, имея ряд предприятий, работающих на него. Отсюда следует, что он обеспечивает рабочими местами большую часть населения.
Красноярский речной порт
Восточная Сибирь также может похвастаться расположением на своей территории порта, который входит в крупнейшие порты России. Также он является самым большим предприятием, специализирующимся на переработке грузов, в Енисейском бассейне.
Расположение порта делает его одной из самых важных составляющих транспортной развязки Сибири. Он находится на пересечении многих воздушных трасс, через него проходит легендарная Транссибирская магистраль, автотрассы.
Средняя пропускная черта – около 30-ти тыс. тонн в год. Занимается Красноярский речной порт перевалкой грузов, грузоперевозками, перевозками пассажиров.
Крупные морские порты
Как уже было сказано, грузооборот всех морских портов России составляет свыше половины миллиарда тонн в год, что в несколько раз больше, чем средняя цифра 10 лет назад. Это стало возможным благодаря современным технологиям погрузки и разгрузки судов и складской системы при портах.
Лавры первенства в грузообороте занимает Черноморский бассейн. Основа грузов – продукты пищевой промышленности, металл. Также на первом месте порты по пассажирским перевозкам. Это обусловлено курортами, коих множество на территориях Черноморского бассейна. Морские ворота этого бассейна составляют крупнейшие порты России.
Первым по внешней торговле стал Балтийский бассейн. Порты России на карте не могут похвастаться таким завидным географическим положением, как у находящихся в пределах этого бассейна.
Северные порты обеспечивают транспортировку нефтепродуктов, полезных ископаемых, леса.
Единственная проблема, которую испытывают старые и новые порты России – это низкий грузооборот в целом и мелководность большинства.
Новороссийский морской торговый порт
Крупнейшие порты России на карте можно найти в пределах Черноморского бассейна. Одним из таковых является Новороссийский морской торговый порт.
Он работает в круглосуточном и круглогодичном режиме, чему способствует географическое положение – он находится в незамерзающей части.
Один из самых старых портов, он изначально специализировался на приеме и отправке грузов для торговли с другими регионами и странами. С середины 19-го века оборот грузов составлял не больше 8 тыс. пудов. В основном специализировался на отправке пищевых продуктов и табака.
Значительно увеличить объемы помогло строительство железной дороги. Со временем была налажена и система разгрузки и погрузки крупногабаритных товаров. Система защиты от штормов, а также налаженная охранная система сделали порт крупным торговым центром.
Морской торговый порт Приморск
Это нефтеналивная столица всех портов страны. Хотя история его и набрала обороты только в 2002 году.
Причиной неудач для него стало отсутствие прямых сухопутных путей к порту. А распад Советского Союза только усугубил кризис. Строительство Балтийской трубопроводной системы сделало порт крупнейшей нефтеналивной станцией. С начала 2002 года грузооборот составил в среднем около 70-ти миллионов тонн нефти и дизельного топлива.
Заключение
Расположены речные порты России в 17 бассейнах, что свидетельствует о развитой системе сообщения между городами. В некоторых случаях они служат оптимальным средством передвижения и перевозок грузов, как относительно недорогой вид переправы, а также такой, которым удобнее всего перевозить габаритные предметы.
Источник
Основной судоходный речной бассейн России
Основной судоходный речной бассейн России
Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). 1.Вспомните, что называют речной системой и речным бассейном. Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам.
В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий).
На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов.
Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками.
В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас. Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Здесь сосредоточено примерно 25 % российского флота. Главный недостаток данного бассейна – его сильная удалённость от наиболее развитых регионов страны.
По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и вывоза на «Большую землю» продукции этих районов. Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует много средств и времени. Основной среди них – Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны.
Бассейн водоёма — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассейн. Реки бассейна Черного моря.Во все времена во всем мире реки играли важную роль в жизни и деятельности человека.
Питание главной реки и ее притоков смешанное. Река судоходна на всей длине. Важное значение Днепра и как источники энергоресурсов. Второй по длине и площади бассейна рекой в Украина является Южный Буг. Это единственная из крупнейших рек, которая полностью собирает свои воды с территории Украины.
Полноводной рекой Украина является Дунай, годовой сток которого составляет около 123 км3, Что вдвое больше, чем в Днепра. К средним по длине рек бассейна Азовского моря принадлежат Кальмиус, Берда, Молочная, Салгир. Реки бассейна Балтийского моря и внутреннего стока. До Балтийского моря несут свои воды Западный Буг и Сян, Которые являются притокамиВислы.
Морской транспорт
Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов.
Речной бассейн — 18) речной бассейн территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;… Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. Крупнейшими притоками являются Синюхаи Ингул. Бассейн реки основном находится в пределах Украинского щита, поэтому она и ее притоки порожистые.
Судоходные реки России
Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.
Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга — хлеб.
Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам.
Основной среди них — Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м.
В систему входят: Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза; Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада; Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями; Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.
Волга
Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль), крупнейшая река в Европе — площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с.
Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им.
Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.
Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий.
По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы. Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, — Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама. Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км.
Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.
Рис.1. Река Волга
В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н.
Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани. Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ.
Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.
Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.
И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой.
На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри. Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии.
Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком. Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда.
Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.
В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков.
Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России.
Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы. Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права. На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно.
Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.
Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы.
Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени. Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс.
На следующий год был готов «Сармат» — второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».
Вплоть до начала 20в.в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов. Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов.
Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, — вот картина старой волжской пристани. Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены.
В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.
Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги.
Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.
Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский.
Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре. За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г.
и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.
Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы» — писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин — Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова «Простроры Камы», где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели…
Кама — пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах «Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.
Почти там же начинается и приток Камы — Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно — на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь.
В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры — многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища.
При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.
Рис.2.
Река Кама в окрестностях Гремячево
Общая длина Камы — 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км — немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка. Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины.
Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.
С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам — и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.
Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны. Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.
У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток.
Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода — 1478 км. По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока — от города Алексина до Щурово. Средняя Ока — от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка — уменьшаются уклоны, река становится более многоводной.
Преобладающее направление — юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово — Кузьминск — шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла — Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский — (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока — от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.
Рис.3.Вид на Оку в селе Константиново Рязанской области
Правый берег от Павлова до Горького — высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода — низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги.
Климат бассейна реки — умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления. о берегам Оки с одной стороны — обрывы, с другой — необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.
Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня — в низовья; осенью дождевые паводки.
Ледостав в верховьях — с начала января до конца марта — апреля; в низовьях — с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении — Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство — от города Серпухов. Транзитное судоходство — от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.
Дон начинается на Среднерусской возвышенности.
Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска.
Длина Дона — около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года. Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные.
Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.
Рис.4. Река Дон в Воронежской области
Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся.
Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река.
А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.
Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем.
Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водного богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря.
Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.
Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение.
Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону — Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство — от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство — от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона — заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.
Судохо́дная река́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий:
- мосты имеют определённую высоту или имеют разводные секции;
- при необходимости проводятся регулярные дноуглубительные работы для поддержания определённой глубины.
Для туристов термин «судоходная река» означает возможность прохода по реке на малой безмоторной лодке без искусственных изменений в конструкции.
Классификация внутренних водных путей
К внутренним водным путям относятся реки, озера, водохранилища, судоходные каналы и некоторые морские заливы и губы.
Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 144,5 тыс. км, при этом из них на Сибирь и Дальний Восток приходится 75 тыс. км.
Имеет место ряд признаков, по которым, так или иначе, классифицируют внутренние водные магистрали. Прежде всего, их можно разделить на естественные и искусственные.
К последним относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища. Они наиболее благоустроены в судоходном отношении. Их доля составляет около 15% от общей протяженности внутренних водных путей страны.
Водохранилища создаются для регулирования стока рек, выработки электроэнергии, водоснабжения, орошения, улучшения судоходства.
Наиболее крупные водохранилища созданы на Волге, Ангаре, Дону, Днепре, Каме, Енисее, Иртыше.
Судоходные каналы позволяют объединять в единые водные магистрали или их систему судоходные пути бассейнов отдельных рек. Так, с постройкой канала им. Москвы, Волго-Донского, Волго-Балтийского, Беломоро-Балтийского была создана в Европейской части России Единая Глубоководная транспортная система протяженностью 6,5 тыс. км, объединившая между собой Азовское, Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря.
На искусственных судоходных каналах и шлюзованных реках часто габариты судового хода определяются размерами шлюзовых камер.
Характеристики шлюзов основных рек приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1 Характеристики шлюзов
Шлюзование системы | Число | Размеры камеры, м | |||
шлюзов | ниток | камер | длина габаритная | ширина габаритная | глубина на короле в межень |
полезная | полезная | ||||
Беломоро-Балтийский канал | 153/147 | 15,73/14,5 | 4,6 | ||
Северо-Двинская система | 164,3/155,4 | 12,8/12,5 | 2,25 | ||
Верхне-Свирский гидроузел | 291/281 | 21,5/19,5 | 4,5 | ||
Нижне-Свирский гидроузел | 205/199 | 21,5/19,5 | 4,5 | ||
Волго-Балтийский канал | 275/265 | 17,8/16,2 | 4,5 | ||
Шлюзы реки Москвы: | |||||
№10 Перервинский | 300/290 | 30/28 | 4,5 | ||
№11 Перервинский | 57/55 | 15/13,4 | 4,5 | ||
«Трудкомунна», Андреевский, Софьинский, Фаустовский | 280/270 | 18/16,4 | 4,5 | ||
Продолжение табл. |
В целом все водные магистрали подразделяются на пути, имеющие судоходную обстановку и без нее, а также с гарантированными габаритами судового хода и с ненормируемыми.
В зависимости от габаритов судового хода, которые характеризуются его шириной, радиусом закругления и гарантированной глубиной, все реки в системе речной отрасли делятся на магистральные и малые.
К малым относятся:
Водные пути, эксплуатируемые в течение всей навигации и имеющие в меженный период величину хотя бы одного из габаритов.
Источник