Кто такая «Волхова»
Вышла из воды Волхова, И печаль её не нова, Полюбился ей Садко, Удалой гусляр давно. Подарить хотела царство, Водяного государства, И отец согласье дал, Мужа дочке он искал. Всем по нраву был гусляр, Так на гуслях он играл, Что плясали берега, И кисельная река, Поднималась в высоту, Всех катала по хребту. А, затем, смеясь текла, Всех кормила, как могла. Это сказка, быль же здесь, Что девичьих слёз не счесть, Их роняла из глаз Волхова, Видела Садко с любовью новой. А любовь звалась Любава, Для Садко, то не забава, Бедной пусть она была, Красотой лица брала. И добра была на диво, Работящая, смешлива… С длинною косой до пят, Всех притягивала взгляд. В гуслях нежно стонут струны, Чтоб душа девицы юной, Не смогла Садко забыть, Он хотел с ней вечно быть. И Волхова понимала, Не соперница Любава, Для Садко она жена, На всю жизнь, ему дана. И последний раз из вод,
Выплыла на берег тот, Попрощаться и тогда, Уйти в воды навсегда. Льются звуки нежной песни, Не играл Садко чудесней, (Что услышала царевна,) Для своей Любавы, верной. И из синих блюдец- глаз, Слёзы хлынули и враз, Превращаясь в жемчуга, Полилась в траву слеза. Прорастает жемчуг вмиг, В ландыш белый – он поник… Словно бусины цветы, Небывалой красоты! С берега ушла Волхова, Тонким ароматом новым, Одарила те цветы, Нежной девичьей мечты. Став прозрачною водою, И с холодной красотою, Навсегда ушла Волхова, В реку погрузилась снова. Боги деву наказали, Реку Волховой назвали, И с тех пор лишь раз весной, Цветёт ландыш над рекой.
.»Волхова»
картина Натальи Вишняковой
героиня оперы Римского-Корсакова и фильма-сказки «Садко», а также широко известной картины Врубеля, дочь Морского царя и царицы Водяницы.
Источник
Образ царевны Волховы в опере-былине «Садко»
Статья о фантастическом образе царевны подводного царства Волховы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
Содержимое публикации
Образ царевны Волховы в опере-былине
Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
I . Вступление. Краткая характеристика оперы.
1.Первое появление царевны Волховы.
2.Музыкальная характеристика образа.
3.Кульминация образа царевны Волховы.
Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в ней мы учимся различать добро и зло. Сказка очень популярна в искусстве. Рядом со сказкой живут близкие жанры: мифы, предания, легенды, былины.
Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Сказочность проявляется в творчестве композитора широко, например, в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», в симфонической сюите «Шехерезада». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко».
История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос, это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера – былина «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» волновал композитора на протяжении почти 30 лет, и дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины, под воздействием русской эпической поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также «Русских сказок» Афанасьева.
В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочный – фантастический. Одним из представителей сказочного, нереального мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Материалом для образа морской царевны – Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».
Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ и как можно музыкой передать всю причудливую красоту подводного царства. Кто же такая морская царевна Волхова?
Царевна Волхова — единственный, женский многосторонний и развитый фантастический образ.
Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая гамма Римского-Корсакова, связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий и других природных явлений. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.
Лирический образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика Царевны Волховы – холодный тембр лирико-колоратурного сопрано, причудливый вокализ – виртуозные пассажи и прихотливая ритмика. В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Музыка строится на причудливых и неустойчивых гармониях. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.
На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – Колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.
Песня написана в куплетно- вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации во втором и третьем куплете для изобразительного эффекта.
Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.
Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передается в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.
Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Н. А. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос. И исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась»
Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы,показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.
Таким образом, проследив развитие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.
Выделяется опера и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств: гамма тон- полутон, связанная с другими «зыбкими» гармоническими системами: уменьшенный лад. Эти музыкальные средства щедро рассыпаны в общем изображении природы и фантастического мира.
Композитор с изумительной сочностью и былинным своеобразием новгородских картин с яркостью соединил музыкальный колорит фантастических сцен, с богатством оттенков лиризма в характеристиках главных героев, а смелый полет фантазии с великолепной завершенностью стиля. «Садко» — одно из замечательных явлений русской эпической музыки и русской художественной культуры конца 19 и начала 20 века.
Источник